Образовательная программа дополнительного образования детей «Флористика»
рабочая программа по теме

Борисова Валентина Ивановна

ОбраОбразовательная программа дополнительного образования  « Флористика» имеет декоративно-прикладное направление. Срок реализации 3 года. Возраст детей 7-10 лет. Обучение по программе «Флористика» осуществляется в следующих  направлениях:

   1. Художественная флористика.

   2.Аранжировка цветов.

   3.Конструирование из природного материала.

   4. Плетение из природных материалов.

основе программы – обучение детей умению видеть красоту окружающей природы, видеть в природе образы, относиться к природе не потребительски, а творчески, не нарушая гармонии.  Цель данной образовательной программы:

              обучение технологии изготовления изделий из природного материала, путём создания разнообразных композиций и форм,    Программа включает в себя основные разделы,  которые изучаются все 3 года. Это: «Работы с засушенными растениями», « Работы из соломы», «Работы из бересты»,

«Миниатюры из шишек, орехов, семян», «Работы с отходами древесины (опилки)»,

«Технологические приёмы во флористике», «Праздничные композиции».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

Большеболдинского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

 «Большеболдинский Дом детского творчества»

 Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Флористика»

возраст детей:  7-10 лет

                                                                    срок реализации:  3 года

                                                                   Автор - составитель программы:

                                                                   педагог дополнительного образования

                                                                  первой квалификационной категории

                                                        Борисова Валентина Ивановна

Пояснительная записка.

  Образовательная программа « Флористика» имеет декоративно-прикладное направление.

Она составлена на основе типовой программы для учреждений дополнительного образования «Работа с природными материалами» М.,«Просвещение»,1981г. и имеющейся литературы по данному направлению.

 Обучение по программе «Флористика» осуществляется в следующих  направлениях

   1. Художественная флористика.

   2.Аранжировка цветов.

   3.Конструирование из природного материала.

   4. Плетение из природных материалов.

Художественная флористика – как аппликация из природного материала представляет собой изготовление картин, панно, пейзажей, коллажей из засушенных листьев, цветов, трав и т.п.

Аранжировка цветов – это составление объёмных настольных и подвесных композиций составление тематических композиций: осенних, зимних, новогодних, рождественских, весенних, пасхальных.

Конструирование из природного материала – это художественная техника создания объёмных изделий, в виде поделок из природного материала, путем соединения деталей друг с другом.

Плетение из природных материалов – это создание из соломки, бересты, камыша  декоративных изделий для украшения интерьера, используя различные приёмы и способы плетения.

      В основе программы – обучение детей умению видеть красоту окружающей природы, видеть в природе образы, относиться к природе не потребительски, а творчески, не нарушая гармонии.

     Новизна данной программы заключается в интеграции экологического и декоративно-прикладного направлений дополнительного образования детей.

     Программа является актуальной, так,  как творческое общение с природой, природным материалом вызывает в душе ребёнка положительные эмоции, необходимые как воздух, в наш век высоких технологий, что решает задачу снятия психологического напряжения, эмоциональной нагрузки. Создавая композиции, учащиеся не только копируют природу, они творят, фантазируют, развивая при этом свои творческие способности, художественный вкус, формируя практические трудовые навыки.

     Программа актуальна на данный момент и тем, что помогает учащимся приобрести знания,  умения и навыки,  которые станут первой ступенькой к выбору профессии. Занятия флористикой могут в будущем стать не только приятным хобби, но и делом, приносящим заработок. Данная программа способствует социальной адаптации детей.

     Цель данной образовательной программы:

              обучение технологии изготовления изделий из природного материала, путём создания разнообразных композиций и форм,

 Программа ставит следующие учебно-воспитательные задачи:

-   создать условия для получения учащимися теоретических знаний в области   флористики;

-   научить детей основным приёмам заготовки природного материала

и практическим навыкам работы с ним, а также бумагой, картоном, красками и нерастительным материалом;

-   развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность;

-   воспитывать трудолюбие, аккуратность, последовательность в выполнении действий;

-   воспитывать эстетическое восприятие красоты природы и бережного к ней отношения;

-   создать условия для формирования психологически комфортной атмосферы в коллективе.

   Продолжительность реализации программы – 3 года.

   Программа включает в себя основные разделы,  которые изучаются все 3 года. Это: «Работы с засушенными растениями», « Работы из соломы», «Работы из бересты»,

«Миниатюры из шишек, орехов, семян», «Работы с отходами древесины (опилки)»,

«Технологические приёмы во флористике», «Праздничные композиции».

       Программа  предусматривает задания трех  степеней сложности: первая степень сложности для учащихся 1 года обучения; вторая степень сложности для учащихся 2 года обучения;  третья степень сложности для учащихся 3 года обучения.  

        Впервые пришедшие в кружок в среднем или старшем возрасте могут в зависимости от своих способностей ускоренно овладеть навыками начальной ступени (выполнить лишь основные задачи первой степени сложности) и приступить к заданиям средней  и повышенной трудности.

        Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала.

        Программа разработана для обучения детей школьного возраста от 7 до10 лет. В этом возрасте происходит становление и развитие личности. В целях создания  условий для творчества и самоактуализации личности – атмосферы любви, заботы, сотрудничества используются следующие принципы:

    1. Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразие каждого ребёнка.

    2. Природосообразность воспитания: учёт половозрастных особенностей, возраста, уровня развития личностных свойств; опора при формировании на мотивационно-потребностную среду учащихся; преодоление противоречий, характерных для данного возраста; изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств детей.

   3.  Культуросообразность воспитания: опора на национальные традиции.

   4. Гуманизация межличностных отношений: создание психологически комфортной атмосферы, в которой растущая личность чувствует себя защищённой, нужной, значимой, без чего невозможно её развитие и саморазвитие.

   5.  Опора не только на сознание и поведение ребёнка, но и на его чувства.

   6. Деятельностный подход в воспитании: каждый должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.

   7. Дифференциация воспитания: в связи с особенностями реальных групп, в соответствии с социально-экономичскими и социально-психическими условиями, с учётом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

   8. Средовый подход в воспитании: различные варианты взаимодействия творческого объединения с семьёй и различными социальными институтами, включение учащихся в заботы и проблемы ближайшего окружения; совершенствование внутренней среды учебного кабинета (оформление, чистота, порядок).

     Программа предполагает свободный набор детей, проявляющих интерес и способности к изучаемым темам. Создаются профильные, постоянные группы.

     Режим работы в объединении выбирается с учётом возрастных особенностей детей: дети младшего возраста занимаются с 13. 00ч.(13.30ч) дети среднего и старшего возраста с 14.30(15.20). Группы первого года обучения занимаются 2 раза в неделю по 2 часа (144 учебных часов), группы второго 2 раза в неделю по 2 часа (144 учебных часов) и третьего года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа. (144 учебных часов). Творческая группа «Фитодизайн» занимается 3 раза в неделю по 2 часа (216ч.).  Одно из занятий этой группы  проходит в субботу.

     Работа в группах включает проведение практических, теоретических и  индивидуаль-ных занятий, посещение выставок, экскурсии. Основой теоретических занятий являются беседы о содержании и задачах работы кружка; раскрытие тем и заданий на ближайший период. На практических занятиях дети учатся пользоваться материалами и инструмен-тами, получают навыки изготовления поделок. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных мате-риалов (рисунки, фотографии, технологические карты изготовления работ, готовые образ-цы работ, сделанные педагогом и детьми). Демонстрация последовательности выполнения определённого задания даёт наиболее полное представление о процессе работы над ком-позицией, о её внешнем виде. Объяснение сопровождается демонстрацией тех или иных технологических приёмов (монотипии, набрызг, техники мятой бумаги, кляксографии).  

     Для расширения художественного кругозора учащихся и закрепления пройденного материала необходимо проводить экскурсии в музеи и на выставки. Большую роль в выработке умения видеть и передавать красоту действительности играет наблюдение природы во время экскурсии во все времена года. Во время занятий педагог знакомит кружковцев с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства, показывает им репродукции картин художников, иллюстрации в книгах, образцы народного декоративно-прикладного искусства и работы народных умельцев.

    Занятия с детьми первого года обучения  проводятся фронтально и индивидуально. Для фронтальных занятий  следует выбирать такие работы, которые можно выполнить за одно занятие (изготовление сувениров, подарков, украшений). На первых порах возможна работа по образцу. Но педагог не ставит задачу точного повторения этого образца, а с его помощью стремится вызвать у ребят желание творить самому, изменять, совершенствовать.                                                                                                                      

     Во всех возрастах, особенно в младшем возрасте, необходимо воспитывать у детей стремление доводить начатое дело до конца, научить соблюдать элементарные правила культуры труда, содержать в порядке рабочее место, экономно и аккуратно использовать материалы, хранить инструменты в соответствии с правилами техники безопасности. Для того, чтобы научить детей работать вдвоем, втроем и в небольшом коллективе, нужно давать коллективные работы. Давая коллективные работы, нужно  научить детей работать дружно, уважительно относится друг к другу, к старшим.

     С целью получения  навыков разумного поведения в лесу, в поле, на реке; раскрыть роль и значение леса в жизни человека, показать красоту родной природы проводятся  экскурсии в природу, викторины, конкурсы, игры и т.д.

     В работе с детьми средней группы необходимо опираться на уже имеющиеся у них знания и умения, полученные в школе, в кружке. Если кружковцы младших классов в работе с природно-растительным материалом выполняют несложные задания без подготовки, сразу в материале (лесовиков, зверей, птиц), то в средней группе дети предварительно составляют эскиз, намечают композицию, выполняют рисунок к задуманной работе, подбирают к ней материал. Дети могут выполнить работу на хорошем уровне, вносить в нее творческий элемент, могут анализировать ее.

     В старшем возрасте  появляется стремление к самостоятельной работе, поэтому необходимо проводить занятия самостоятельного творчества. Можно выделить 3 этапа самостоятельной деятельности:

1 этап – исполнительский,

2 этап – инициативный,

3 этап – творческий.

     На 1 этапе нужно повышается интерес к предмету (флористике), уровень мотивации детей. Педагог использует приём удивления и новизны – это знакомство с яркими изданиями, посещение выставок, музеев, экскурсии в природу, творческие встречи; приём привлечения к фантазированию, приёмы для разрядки, отдыха, полезности той или иной практической задачи (сделать подарок маме, поделку в школу и т.д.)

     На 2 этапе необходимо сформировать у детей навыки самостоятельной работы. Педагог использует приём: «свобода выбора» деятельности. Этот приём позволяет детям работать на занятиях более продуктивно, чем по строгому плану педагога. На этом этапе применяются методы для создания «ситуации успеха». Это – детальная оценка работы, похвала, демонстрация работы на выставке.

     3 этап – это творческая работа, результат детской самостоятельности и ответственного отношения к делу. На этом этапе хороший эффект в развитии  самостоятельного творчества даёт приём обучения младших детей старшими: объяснение материала, показ технического приёма, проведение занятий. Такой приём сплачивает коллектив, развивает чувство ответственности.

    К знаменательным датам  планируется изготовление сувениров, подарков.

  Для развития творчества детей на занятиях используются: игровые элементы, творческие задания, занятия - сказка, занятия – путешествия, творческие встречи.

      В период подготовки к выставкам используется метод коллективного исполнения работ, который развивает навыки совместной деятельности. Совместное творчество способствует развитию навыков межличностного взаимодействия детей, стимулирует самодеятельность учащихся.

     Воспитательный процесс в творческом объединении организован с учётом распределения дел и поручений в коллективе на основе индивидуальных особенностей детей, их интересов, возможностей. Нужно подвести обучающегося к правильному пониманию высоких человеческих ценностей и переубедить его в неправильных взглядах.  Обучающиеся привлекаются к совместно-разделённой деятельности (здесь важны: чёткий инструктаж, доступные и увлекательные для детей приёмы обучения, личный пример самого педагога, его мастерство, подбадривание, доверие к ученику, восхищение его успехами, чувство педагогического такта при ошибках и неудачах ребёнка).

     Подведение итогов по реализации дополнительной образовательной программы:            

 -  зачётные занятия по темам программы: выполнение контрольных образцов, устный опрос учащихся, оформление альбомов,  викторины, игры;

-   организация тематических мини – выставок;

-   участие в районных, областных выставках,  фестивалях, конкурсах флористики.

     Одним из эффективных методов педагогического контроля является наблюдение, в процессе, которого педагог предотвращает и исправляет возможные ошибки, направляет творческий процесс ребёнка, способствует реализации его творческих замыслов.

      Критерии оценки выполнения самостоятельных задач и авторских работ:

- соблюдение основных правил дизайна;

- единство художественного образа и формы;

- самостоятельность выполнения задания от эскиза до готовой композиции;

- оригинальность творческого замысла;

- качество выполненной композиции.

 

Ожидаемые результаты  на конец 1-го года обучения.

Должны знать:

  • правила техники безопасности, название и предназначение инструментов;
  • культурные и дикорастущие растения, их значение в жизни человека;
  • основные правила заготовки, сушки, обработки и хранения природного материала;
  • понятие жанра изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт)
  • историю флористики;
  • технологию выполнения плоскостных композиций (аппликация из листьев и цветов);
  • технологию выполнения полуобъёмных композиций (с использованием семян, косточек);
  • технологию выполнения объёмных композиций (на спиле дерева, на коре);
  • технологию выполнения праздничных композиций;
  • технологию изготовления аппликации из соломки, бересты, опилок.
  • технологию изготовления миниатюр из шишек, желудей, орехов;
  • технологические приёмы: «набрызг», «монотипия».
  • знать критерии оценки выставочных работ

Должны уметь:

  • различать инструменты и уметь ими пользоваться по назначению;
  • применять правила и приёмы при заготовке, сушке, обработке и хранении природного материала;
  • различать жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт)
  • выполнять аппликацию, плоскостной коллаж;
  • работать по образцу,
  • изготавливать небольшие композиции, панно из семян, засушенных растений, соломки, бересты;
  • выполнять объёмные композиции (на спиле дерева, на коре);.
  • изготавливать праздничные композиции,

      -    применять технологические приёмы: «набрызг», «монотипия».

      -    изготавливать миниатюры из шишек, желудей, орехов;

      -    отбирать работы на выставку.

Ожидаемые результаты на конец 2-го года обучения.

Должны знать:

  • правила работы с инструментами;
  • технику  выполнения аппликационных работ на двойной открытке.
  • принципы композиционного  построения пейзажа
  • принципы составления букета;
  • технологию изготовления и украшения венков;
  •  особенности выполнения настольной композиции на грибах-трутовиках и берёзовых пенёчках.
  • основные правила составления цветочных композиций;
  • принципы составления композиции из семян, косточек и плодов на панно.
  • плетение прямое из разглаженной соломки (шахматка),  плетение плоское: плетёнки «косичка», «зубатка», простая плетёнка.
  • способы плетения простых изделий из соломы;
  • технологию изготовления объёмных цветов из бересты и составление из них композиций на основе  из коры;
  • технику мятой бумаги;
  • правила оформления выставочных работ.

уметь:

  • применять правила работы с инструментами;
  •  экономно и аккуратно использовать природно-растительные материалы
  •  составить эскиз, наметить композицию, выполнить рисунок к работе,   подобрать к   ней материал;
  • составить пейзажную композицию;
  • изготовить и украсить венок из листьев;
  • выполнить  настольную композицию на грибах-трутовиках и берёзовых пенёчках
  •  изготавливать плетёные изделия: коврики, маленькие корзины и шляпки
  •  задумывать образ с «материалом в руке» из шишек, желудей, орехов;
  • изготавливать объёмные цветы из бересты;
  • применять технику мятой бумаги для оформления фона;
  • оформлять выставочные работы.

Ожидаемые результаты на конец 3-го года обучения.

Должны знать:

                -    правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

-     приёмы работы с различными природными материалами; их свойства;

-     технологию выполнения плоскостного коллажа.

-     технологию выполнения декоративного панно в технике «гобелен» из листьев рогоза, трав, цветов.

-    технологию выполнения объёмных и праздничных композиций;

-    технику «чёсаной соломки»;

-    технологию  инкрустации соломкой;

-    способы плетения ёлочных игрушек  и сувениров из соломки и бересты;

 -    технологию изготовления картин на бересте;

-    технологические приёмы «оттиск», «граттаж»,  «фроттаж;

-    технику декупажа.

уметь:

-    применять правила техники безопасности при работе с колющими и режущими    инструментами

-   заготавливать и обрабатывать сырьё для работы;

-   выполнять декоративное панно в технике «гобелен» из листьев рогоза, трав, цветов.

-   выполнять объёмные и праздничные композиции;

-   выполнять аппликацию в технике «чёсаной соломки»;

 -   плести ёлочные игрушки  и сувениры из соломки и бересты;

 -   выполнять картины из бересты;

 -   применять приёмы «оттиск», «граттаж»,  «фроттаж; технику декупажа  для выполнения  фона коллажей.

                             

                         

 

                           Учебный план на  3 года обучения

Наименование разделов

Всего часов

1 год

2 год

3 год

1

Вводное занятие

2

2

2

2

Работы с засушенными растениями

34

34

34

3

Миниатюры из шишек, орехов, семян

16

14

12

4

Работы из соломы

26

28

30

5

Работы из бересты

14

16

18

6

Работы  с отходами древесины (опилки)

12

10

10

7

Технологические приёмы во флористике

14

14

14

8

Праздничные композиции

24

24

22

9

Подведение итогов

2

2

2

Итого

144

144

144

Учебно-тематический план

1-го года обучения

Раздел, тема.

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Работы с засушенными растениями

34

8

26

2.1

Плоскостные композиции

14

3

11

2.2

Полуобъёмные композиции

10

2

8

2.3.

Объёмные композиции

10

2

8

3

Миниатюры из шишек, орехов, желудей

16

4

12

4

Работы из соломы

26

6

20

5

Работы из бересты

14

3

11

6

Работы с отходами древесины (опилки)

12

3

9

7

Технологические приёмы во флористике

14

3

11

8

 Праздничные композиции

24

6

18

  9

Подведение итогов

2

1

1

Итого

144

35

109

                                          Учебно-тематический план

                                            2-го года обучения

Раздел, тема.

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Работы с засушенными растениями

34

8

26

2.1

Плоскостные композиции

10

2

8

2.2

Полуобъёмные композиции

12

3

9

2.3.

Объёмные композиции

12

3

9

3

Миниатюры из шишек, орехов, желудей

14

3

11

4

Работы из соломы

28

7

21

5

Работы из бересты

16

4

12

6

Работы с отходами древесины (опилки)

10

2

8

7

Технологические приёмы во флористике

14

3

11

8

 Праздничные композиции

24

6

18

  9

Подведение итогов

2

1

1

Итого

144

35

109

Учебно-тематический план

3-го  года обучения

Раздел, тема.

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Работы с засушенными растениями

34

8

26

2.1

Плоскостные композиции

10

2

8

2.2

Полуобъёмные композиции

12

2

8

2.3.

Объёмные композиции

12

3

9

3

Миниатюры из шишек, орехов, желудей

12

3

9

4

Работы из соломы

30

7

23

5

Работы из бересты

18

4

14

6

Работы с отходами древесины (опилки)

10

2

8

7

Технологические приёмы во флористике

14

3

11

8

Праздничные композиции

22

5

17

  9

Подведение итогов

2

1

1

Итого

144

34

110

Содержание изучаемого курса

      Раздел №  1.  Вводные занятия.

    Задачи кружка в новом учебном году. Флористика как вид искусства. Значение природы в жизни человека. Законы по охране природы. Участие школьников в охране природы. Как собирать материалы, не причиняя вреда природе. Природа в народном творчестве, в произведениях художников, писателей, композиторов.

    Инструктаж по технике безопасности.

     Раздел № 2.  Работа с засушенными растениями.

 1-ая степень сложности. (34ч).

Плоскостные композиции.(14ч)

Теория. Характеристика растений, используемых во флористике. Экскурсии в разное время года с целью наблюдения за изменением цвета, формы листьев. Правила сбора, засушивания листьев и цветов простым (холодным способом).  Понятие аппликации. Техника выполнения аппликации из листьев и цветов. Понятие орнамента, узора. Техника выполнения узора в круге, в квадрате. История открытки. Технология составления плоскостной композиции из засушенных цветов и листьев на открытке.

Практика. Изготовление учебно-наглядных пособий на тему «Форма и цвет листьев».  Выполнение аппликации из листьев и цветов. Выполнение орнамента в полосе. Выполнение узора в квадрате. Изготовление открытки и составление на ней плоскостной композиции из засушенных цветов и листьев.

Полуобъёмные композиции (10ч)

Теория. Составление узора в полосе, круге. Понятие декоративного панно. Принципы составления композиции из семян, косточек на панно.

Практика. Украшение семенами платья куклы, тарелочки.  Изготовление панно с композицией из семян, косточек.

Объёмные композиции. (10ч)

Теория.   История и традиции использования дерева в жизни людей. Технология изготовления композиции на фрагменте дерева. Понятие букета. Формы букетов. Гармония цветов и сосуда. Технология изготовления композиций из живых цветов.

Практика. Выполнение композиции на фрагменте  дерева, на куске коры. Составление букета округлой формы.

2-ая степень сложности. (34ч).

Плоскостные композиции (10ч.)

Теория. Растительный мир водоемов, лесов, полей и лугов. Определение названий

цветов по окраске и форме. Экскурсии за природным материалом в лес, поле, луга. Правила сбора цветов и листьев. Место и время сбора; специальные методы засушки цветов и листьев (под прессом, в печке, в песке). Правила хранения засушенного материала. Распределение засушенного материала по цветовой гамме.

Составление орнамента из природного материала. Цветовое решение композиции. Тёплые и холодные цвета. Техника выполнения аппликационных работ на двойной открытке.  Технология выполнения фона из листьев. Понятие «натюрморт». Технология изготовления вазы из листьев для натюрморта. Принципы композиционного  построения пейзажа. Понятие перспективы.

Практика. Изготовление тетради, папки (из бумаги, газет) для засушенного материала. Изготовление двойной открытки и оформление её композицией из засушенных цветов и листьев. Выполнение фона и вазы из листьев для натюрморта. Составление пейзажной композиции.

Полуобъёмные композиции.(12ч)

Теория. Технология выполнения композиции на фоне, выполненном в технике монотипии, мятой бумаги.  Использование для фона сетки. Технология изготовления венка из листьев и цветов, выполненных из листьев клёна, гладиолусов.

Практика. Изготовление композиции на фоне, выполненном в технике монотипии, мятой бумаги, с использованием  сетки.  Выполнение  венка из листьев и цветов, выполненных из листьев клёна, гладиолусов.

Объёмные композиции. (12ч)

Теория.  Традиции использования дерева в декоративно-прикладном творчестве. Заготовка и обработка грибов-трутовиков в декоративных работах. Особенности выполнения настольной композиции на грибах-трутовиках и берёзовых пенёчках. Правила сбора материала для сухого букета. Сухой букет. Особенности выполнения букета серповидной формы.

Практика. Выполнение настольной композиции на грибах-трутовиках, на  пенёчках. Изготовление настенной композиции из злаков. Составление букета серповидной формы.

 3-я степень сложности  (34ч). 

Плоскостные композиции (12ч.)

Теория.  Классификация цветочного материала.

Декоративное, тематическое панно. Ознакомление с орнаментами разных национальностей. Орнаменты и их применение в работах.

 Использование орнаментальных мотивов в построении композиции из засушенных растений. Знакомство  с плоскостным коллажем Ф. Раффела. Технология выполнения плоскостного коллажа.

Практика. Создание панно, композиций, картин на темы природы. Выполнение плоскостного коллажа.

Полуобъёмные композиции.(10ч.)

Теория. Технология выполнения декоративного панно в технике «гобелен» из листьев рогоза, трав, цветов.

Практика. Выполнение декоративного панно в технике «гобелен» из листьев рогоза, трав, цветов.

Объёмные композиции. (12ч)

Теория. Способы сохранения декоративных качеств цветочного материала:  высушивание с помощью гигроскопических материалов - осушителей, консервация с помощью глицерина. Характеристика цветов с декоративными семенными коробочками.

 Построение букетов из сухих цветов. Сухой букет в интерьере. Выполнение ваз и обработка вспомогательных  материалов для составления букетов, композиций. Технология выполнения композиции на связке берёзовых веток и на коряге.

 Практика.Изготовление букетов из сухих цветов. Выполнение ваз и обработка вспомогательных  материалов для составления букетов, композиций. Изготовление композиции на связке берёзовых веток и на коряге.

      Раздел № 3.  Миниатюры из шишек, орехов, семян и других материалов.

 1-ая степень сложности (16ч).

Теория. Знакомство с материалом: шишки сосны, ели, кедра, лиственницы; жёлуди; орехи. Косточки сливы, вишни; семена различных растений. Использование свойств этих материалов в работе с учётом конструкции, внешнего вида изделия. Составление узора из семян в круге.

Практика. Изготовление человечков, птиц, животных. Изготовление игрушек для ёлки из  растительного материала с добавлением бумаги, картона, ткани, фольги  и других материалов. Умение выразить в игрушке главное. Основные пропорции (величина головы, длина рук, ног). Вспомогательные материалы: ветки (для рук, ног), нитки (для волос). Украшение тарелочки узором из семян.

 2-ая степень сложности (14ч).

Теория. Правила сортировки собранного материала. Подготовка материала к работе. Инструменты и приёмы работы. Техника безопасности. Клей.

Творческое решение изобразительных работ, подсказанных природой. Задумывание  образа « с материалом в руках». Принципы составления композиции из семян, косточек и плодов на панно.

Практика. Выполнение персонажей из шишек и желудей к сказкам и литературным произведениям из жизни животных. Работа над сюжетными композициями, взятыми из жизни детей.

Изготовление небольших  композиций из семян, косточек и плодов. Украшение семенами ваз, цветочных горшков.

3-я степень сложности. (10ч).

Теория. Сбор и способы хранения, обработка материала. Правила составления эскиза, рисунка, композиции. Подбор материала, умение сочетать материал в композиции. Приёмы работы и инструменты.

Практика. Выполнение  композиций на тему литературных произведений, сказок, басен. Изготовление панно, игрушек, сувениров, украшений для участия в различных конкурсах.

     Раздел № 4.  Работы из соломы.

 1-ая степень сложности (26ч).

Теория. Соломка в изделиях мастеров народных художественных промыслов.

Ознакомление с материалом, с правилами сбора, заготовки и  хранения. Инструменты, отделочные и вспомогательные материалы. Техника безопасности, гигиена труда.

Аппликация соломкой как вид декоративно-прикладного искусства. Декоративные свойства соломки: пластичность, цвет, блеск, их рациональное использование в изделиях. Учёт направления волокон соломки при  аппликации. Вырезывание из полосок квадратиков, ромбиков. Основные законы композиции. Составление узора и орнамента.

Практика. Подготовка соломки к работе: заготовка трубочек из соломки,  разглаживание их в полоску. Перевод рисунка на основу. Выполнение аппликации геометрического характера.  Контроль за чистотой и точностью исполнения. Выполнение композиции с геометрическим или растительным орнаментом.

 2-ая степень сложности. (28ч).

Теория.  Правила  сбора и заготовки материала; хранение и подготовка к работе.

 Объёмная аппликация из соломки. Сюжетно-тематические композиции. Соломенная скульптура (куклы, птицы). Плетение прямое из разглаженной соломки (шахматка),  плетение плоское: плетёнки «косичка», «зубатка», простая плетёнка.

Практика.  Изготовление объёмной аппликации. Освоение техники и способов плетения (по схемам). Изготовление изделий: ковриков, маленьких корзин и  шляпок. Отделка готовых изделий. Выполнение небольших соломенных скульптур: кукол, птиц.

3-я степень сложности. (24ч).

Теория. Заготовка материала. Способы хранения. Знакомство с изделиями народного творчества и ремёсел.

Разглаживание соломенных лент. Знакомство с техникой «чёсаной соломки». Инкрустация соломкой. Изучение видов объёмного плетения: «цепочка» из двух соломин, витые плетёнки. Плетёнка «рогожка». Соломенная скульптура (лошадки)

Практика. Изготовление аппликации  в технике «чёсаной соломки».  Инкрустация соломкой коробочки.  Плетение ёлочных игрушек  и сувениров. Выполнение  соломенных скульптур: лошадок.

    Раздел № 5.   Работы из бересты.

 1-ая степень сложности.(14ч).

Теория. Значение коры в жизни растений. Правила сбора и хранения бересты; места сбора. Береста в декоративных работах. Технология изготовления предметной аппликации.  Игрушки из бересты.

Практика. Выполнение аппликации из бересты.   Изготовление игрушек из бересты (туесок, собачка, зайчик).

2-ая степень сложности.  (16ч).

Теория. Время и место сбора бересты. Береста в изделиях народного искусства России. Технология изготовления объёмных цветов из бересты и составление из них композиций на основе  из коры, плетёнках из различных материалов, в вазах.  Игрушки из бересты: ведёрко, машинка, кукла.  

Практика.  Изготовление объёмных цветов из бересты.  Выполнение композиций из цветов из бересты на основе  из коры, плетёнках из различных материалов, в вазах.  Изготовление игрушек из бересты: ведёрко, машинка, кукла.  

 3-я степень сложности.(16ч).

Теория. Правила заготовки коры, бересты (без ущерба живым растениям), время и место сбора. Пластовая береста. Ленточный способ снятия бересты с упавших деревьев.  Технология изготовления картины на бересте. Прямое плетение из бересты: игрушка «парусник»

Практика.  Изготовление картины на бересте. Выполнение  из бересты игрушки «парусник». 

     Раздел № 6.  Работы с  отходами древесины (опилки).

 1-ая степень сложности. (12ч).

       Теория. Значение древесины в экономике и производстве. Жизнь дерева. Охрана лесов

Сбор материала. Первичная обработка: просеивание через сито. Техника выполнения аппликаций из опилок.

Практика. Изготовление аппликаций из опилок.

2-я степень сложности.(10ч)

Теория. Природа нашей местности. Закон об охране природы.

Хранение, сушка материала. Подготовка опилок к работе: очистка, окрашивание

Практика. Очистка, окрашивание опилок. Изготовление аппликаций из окрашенных опилок и растительного материала.

3-я степень сложности. (8ч).

Теория. Места сбора материала. Очистка опилок. Замысел образа, составление эскиза и подбор материала.

Практика. Работа с неокрашенными опилками по эскизу. Раскрашивание и отделка готовых работ. Способы сохранности древесных материалов (пропитка клеем, лаком).

     Раздел №7. Технологические приёмы во флористике.

 1-ая степень сложности. (14ч).

Теория. Технология изготовления фона из листьев. Изобразительные приёмы: «набрызг», «монотипия».

Практика. Изготовление фона из листьев. Изготовление фона в технике «набрызг», «монотипия».

2-я степень сложности.(14ч)

Теория. Техника мятой бумаги. Технология изготовления аксессуаров в технике солёного теста.

Практика. Выполнение фона для коллажей в технике мятой бумаги. Изготовление аксессуаров из солёного теста.

3-я степень сложности. (16ч). 

Теория. Приёмы изготовления фона для коллажей в техниках: «оттиск», «граттаж»,  «фроттаж». Знакомство с техникой декупажа.

Практика.  Изготовления фона для коллажей в техниках: «оттиск», «граттаж»,  «фроттаж». Упражнения в технике декупажа.

     Раздел №8.  Праздничные композиции.

 1-я  степень сложности.  (24ч).                          

 Теория.   История и традиции украшения новогодних и рождественских праздников в России и Европе. Истоки праздников: «День Святого Валентина», «8 Марта», «День защитника Отечества». История праздника Пасхи и пасхальной символики.

Практика. Выполнение  новогодних и рождественских композиций и необычных ёлок. Изготовление цветочных сердец. Составление пасхальных композиций.

 2-я  степень сложности (24ч).

Теория. Технология изготовления рождественской композиции со свечой. Типы венков и формы украшения венков.  Технология изготовления снопика из соломы.

Практика. Изготовление рождественской композиции со свечой,  в форме сердца. Пасхальная композиция со снопиком.  

3-я  степень сложности  (20ч).

Теория. Новогодние и рождественские украшения. Технология изготовления миниатюрной ёлочки. Понятие бутоньерки. Формы бутоньерки. Технология выполнения бутоньерки из сухоцветов. История пасхального дерева. Технология изготовления и особенности украшения пасхального деревца.

Практика. Изготовление новогодних и рождественских украшений. Изготовление и оформление миниатюрной новогодней ёлочки. Изготовление бутоньерки. Изготовление пасхального деревца.

    Раздел № 9. Подведение итогов.

  Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы проходит в форме устного опроса, готовится итоговая выставка, где представить лучшие работы, сделанные за год, происходит награждение лучших, вручение удостоверений об окончании трёхгодичного курса обучения по дополнительной образовательной программе «Флористика».

                                                     

                                              Список литературы.

Нормативно-правовые документы

  1. Конвенция о правах ребенка, 1989 г
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  3. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей,  от 26 июня 2012 г. N 504 г.
  4. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
  5. Данилюк А., Кондаков А., Тишков В., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-  М., «Просвещение», 2009
  6. Федеральный государственный стандарт общего образования,

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

  1. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. – Письмо Министерства образования РФ № 28-02-484/16 от 18.06.2003 г.

                                         Литература для педагога.

  1. «Аранжировка живыми цветами», Популярное издание, М., Внешсигма, 1999г.
  2. «Аранжировка сухими цветами», Популярное издание, М., Внешсигма, 1999г
  3.  Аранович Л.Я.  Удивительное рядом М. «Детская литература», 1969г.
  4.  Аржанухина Н.В. Искусственные и сухие цветы. М. «Вече».,2000г.
  5. Асманн П. «Современная флористика», «Культура и традиции», 1998г.
  6. Белецкая Л.Б. Флористика. М. «Сталкер». 2005г.
  7. Браиловская, Л.В. Природные материалы в интерьере / «Феникс», Ростов-на-Дону. 2005г.
  8. Витвицкая М.Э. Икебана. Аранжировка. Флористика. Искусство составления букетов. - М., Лада, 2007г.
  9. Гукасова А.М. Работа с разными материалами. М.1981г.
  10. . Гульянц Э.К. Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М. «Просвещение» 1991г.
  11. Гусакова М.А. Аппликация. -  М,1977г.
  12. Краснушкина Е.Р. Основы фитодизайна - учителям труда.- Школа и производство. 1998г. №6.
  13. Лазарева А.В. Плетение лозой, берестой, соломой, рогозом [Текст]/А.В.Лазарева. – М.: Аделант, 2000г.
  14. Финягин В.В. Изделия из бересты [Текст]/В.В.Финягин. – М.: АСТ Астрель, 2001г.
  15. Лобачевская О..А. Плетение из соломки. М. «Культура и традиции», 2000г.
  16.  Маркова Е.А. Флористика: картины из листьев и лепестков.- Школа и производство. 2006г. № 4-23.
  17. МатюшкинаА.М. Развитие творческой активности школьников. М., Педагогика 1991г.
  18. Федотов, Г.Я.  Плетение из сухих трав  / Издательство  ЭКСМО - Пресс,- М.; 2002г.
  19. . Черныш И.В. Поделки из природных материалов. / М.: АСТ-ПРЕСС,2000г.-
  20. 160 с.: ил. – ( «Основы художественного ремесла»).
  21. Цейтлин Н.Е. Работа с природными материалами в начальных классах.- Начальная школа 1987. №4.
  22. Щуркова Н.Е. Формирование духовной культуры школьника.,  Петразоводск, 1992г.

                           

                Литература для детей и родителей.

  1.  Гирнд Сюзанна. Разноцветные поделки из природных материалов. М.Айрис-Пресс. 2004г.
  2.  Горичева В.С. Филиппова Т.В. Мы наклеем на листок солнце, небо и цветок. Ярославль. Академия холдинг.2000г.
  3. Зубков Р.В. Картины из цветов и листьев. М.: « Культура и традиции». 2005г.
  4.  Новикова И.В. Базулина Л.В. 100 поделок из природного материала. Ярославль. Академия холдинг.2003г.
  5.  Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М. «Просвещение».1985г
  6.  Перевертень Г.И. Аппликации из соломки. М.Сталкер.2005г
  7.  Перевертень Г.И. Волшебная флористика. М.Сталкер.2005г
  8.  Перевертень Г.И. Поделки из желудей. М.Сталкер.2005г
  9.  Перевертень Г.И. Поделки из орехов. М.Сталкер.2005г
  10.  Перевертень Г.И.Аппликации из цедры и шелухи лука. М.Сталкер.2005г
  11.  Перевертень Г.И. Поделки из яичной  скорлупы. М.Сталкер.2005г
  12.  Салабай Е., Липунова С., Дёмина И. Подарки для друзей. Поделки из природных материалов. Смоленск. «Русич». 2002г.
  13.  Смирнова Л.Н. Подарки своими руками. М. «Вече», 2002г.
  14. Тукало Т. Чудина Е. Шквыря Ж. Оригинальные картины из зёрен. (цветы и букеты).

ЗАО «Издательская группа «Контэнт». Москва 2008г.

  1. Черныш И.В. Забавные поделки к праздникам. М.: Айрис-пресс, 2004 г.
  2. Черныш И.В. Поделки из природных материалов. М.: Айрис-пресс,1999 г.
  3.  Цирульник Н.А. Преснякова Т.Н. Умные руки. Самара. Корпорация «Фёдоров». 1997г.

                                                                                                 



Предварительный просмотр:

                                                       Методическое обеспечение программы 1-го года обучения

Раздел,  тема

Форма  занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

учебное занятие

словесный метод, беседа, рассказ, психологические игры, инструктаж

образовательная программа по флористике, учебно-тематический план, наглядные пособия, иллюстрации, образцы творческих работ

инструменты и материалы

опрос воспитанников

2

Работа с засушенными растениями (34ч)

2.1

Плоскостные композиции (14ч)

2.1.1

Знакомство с культурными и дикорастущими растениями

экскурсия, учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация, иллюстрирование

образцы, иллюстрации, фото

фото и видеокамера

Выпуск альбома

«Растения нашего края»

2.1.2

Подготовка природного материала, оборудования, инструментов

учебное занятие, самостоятельная работа

иллюстрирование,

консультирование,

беседа, демонстрация образцов  

образцы, иллюстрации, готовые изделия

инструменты, оборудование,

природный материал, картонные коробки, контейнеры

опрос воспитанников, родителей, педагогов

2.1.3

Изготовление учебно-наглядного пособия на  тему «Форма и цвет листьев»

учебное занятие

словесный метод, консультирование, инструктаж

образцы, иллюстрации

картон, ножницы, канцелярский нож, клей ПВА, растительный материал, засушенный в плоскости, папка с файлами

учебно-наглядное пособие «Форма и цвет листьев»

2.1.4

Аппликация из листьев и цветов

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ, иллюстрирование

образцы, иллюстрации, фото

растительный материал, засушенный в плоскости, цветной картон, бумага акварельная, клей ПВА, кисть, ножницы

мини - выставка

2.1.5

2.1.6

Выполнение орнамента в полосе.

Выполнение узора в квадрате

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ, иллюстрирование

образцы, иллюстрации, фото

растительный  материал, цветной картон, бумага акварельная, клей ПВА, кисть, ножницы

мини - выставка

2.2

Полуобъёмные композиции (10ч)

2.2.1

составление узора в полосе, круге

учебное занятие

иллюстрирование словесный метод,

демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации, фото

семенной материал, клей ПВА, кисть, ножницы, краски, тарелочки, шаблоны платьев

мини - выставка

2.2.2

декоративное панно

учебное занятие

иллюстрирование словесный метод,

демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации, фото

растительный и семенной материал, цветной картон, бумага акварельная, клей ПВА, кисть, ножницы

мини - выставка

2.3

Объёмные композиции (10ч)

2.3.1

композиция на фрагменте  дерева

экскурсия, учебное занятие

словесный метод, показ, наблюдение, демонстрация готовых работ

готовые образцы

иллюстрации,

растительный и цветочный материал, спилы дерева, проволока, термоклей, секатор, термопистолет

мини - выставка

композиция на коре

экскурсия, учебное занятие

словесный метод, показ, наблюдение, демонстрация готовых работ

готовые образцы

иллюстрации,

растительный и цветочный материал, куски коры различных деревьев, термоклей, секатор, термопистолет

мини - выставка

3

Миниатюры из шишек, орехов, семян (16ч)

3.1

знакомство с материалом

экскурсия, учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация, иллюстрирование

образцы, иллюстрации

шишки, жёлуди, орехи, косточки, семена различных растений

опрос воспитанников, родителей, педагогов

3.2

изготовление человечков, птиц, животных

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ, иллюстрирование

образцы, иллюстрации, фото

шишки, жёлуди, орехи, косточки, семена различных растений, палочки, проволока, нож, шило, пластилин

мини - выставка

3.3

игрушки на ёлку

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ, иллюстрирование

образцы, иллюстрации, фото

шишки, жёлуди, скорлупа орехов, косточки, семена различных растений, палочки, проволока, нож, шило, пластилин, цветной картон, фольга, ткань

мини - выставка

4.

Работы из соломы (26ч).

4.1

подготовка соломки к работе

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ, иллюстрирование

образцы, иллюстрации

соломка, ножницы

опрос воспитанников, родителей,

4.2

составление узора и орнамента

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ,

образцы, иллюстрации, фото

разглаженная соломка, шаблоны, ножницы, калька, цветной картон, клей ПВА,

мини - выставка

4.3

аппликация из соломки

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ,

образцы, иллюстрации, фото

разглаженная соломка, ножницы, калька, цветной картон, клей ПВА,

мини - выставка

5

Работы из бересты (14ч)

5.1

аппликация из бересты

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ, иллюстрирование

образцы, иллюстрации

береста, клей ПВА, ножницы, цветной картон

мини - выставка

5.2

Изготов     игрушки из бересты

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации

Береста, клей ПВА, ножницы, термоклей,  термопистолет

мини - выставка

6.

Работы с отходами древесины (опилки) (12ч)

6.1

Жизнь дерева. Охрана лесов

экскурсия,

словесный метод, показ

образцы, иллюстрации

фото и видеокамера

опрос воспитанников

6.2

аппликация из опилок

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации

окрашенные опилки, клей ПВА, кисть, картон

мини - выставка

7.

Технологические приёмы во флористике (14ч)

7.1

технология изготовления фона из листьев

учебное занятие

словесный метод, показ, наблюдение, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации

растительный материал, клей ПВА, кисть, картон,

контрольное задание

7.2

техника «набрызг», «монотипия».

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации,

Акварельная бумага, краски, стекло, кисти, клей ПВА, зубная щётка, расчёска. пулверизатор

контрольное задание

8

Праздничные композиции (24ч)

8.1

новогодние и пасхальные композиции

учебное занятие

словесный метод, иллюстрирование и демонстрация готовых работ

иллюстрации, фото, готовые композиции

растительный материал, оазис, контейнеры, новогодние аксессуары, проволока, термоклей, термопистолет

выставка, конкурс

8.2

композиции ко Дню 8 Марта

учебное занятие

словесный метод, показ, иллюстрирование и демонстрация готовых работ

иллюстрации, фото, готовые композиции

растительный материал, термоклей, термопистолет, картон, краски

 подарки к празднику

8.3

пасхальные композиции

учебное занятие

словесный метод, показ, иллюстрирование и демонстрация готовых работ

иллюстрации, фото, готовые композиции

растительный материал, оазис, контейнеры, пасхальные аксессуары, проволока, термоклей, термопистолет

выставка,

9

Итоговое занятие

9.1

Организационно-массовое мероприятие

праздник

словесный метод, игров. элементы, демонстрация творческих работ воспитанников, творческие задания

выставочные экспонаты, фотографии, стенды, рекламные проекты

выставочное оборудование, музыкальная аппаратура

грамоты, удостоверения

                                                                   

Методическое обеспечение программы 2-го года обучения

Раздел,  тема

Форма  занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

учебное занятие

словесный метод, беседа, рассказ, психологические игры, инструктаж

образовательная программа по флористике, учебно-тематический план, наглядные пособия, иллюстрации, образцы творческих работ, инструкция

инструменты и материалы, фото аппарат

опрос воспитанников

2

Работа с засушенными растениями (34ч)

2.1

Плоскостные композиции (12ч)

2.1.1

Растительный мир водоёмов, лесов, полей и лугов

экскурсия, учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация, иллюстрирование

образцы, иллюстрации, фото

фото и видеокамера

Выпуск альбома

2.1.2

Подготовка природного материала, оборудования, инструментов

учебное занятие, самостоятельная работа

иллюстрирование,

консультирование,

беседа, демонстрация образцов  

образцы, иллюстрации, готовые изделия

инструменты, оборудование,

природный материал, картонные коробки, контейнеры

опрос воспитанников, родителей, педагогов

2.1.3

Изготовление тетради, папки (из бумаги, газет) для засушенного материала

учебное занятие

словесный метод, консультирование, инструктаж

образцы, иллюстрации

картон, бумага, газеты, ножницы, канцелярский нож, клей ПВА, папка с файлами

тетради, папки для засушенного материала

2.1.4

изготовление двойной открытки и оформление её композицией из засушенных цветов и листьев

учебное занятие

иллюстрирование,

консультирование,

беседа, демонстрация образцов  

образцы, иллюстрации, готовые изделия

картон, ножницы, клей ПВА, растительный материал, засушенный в плоскости,

мини-выставка

2.1.5

П

пейзажная композиция из целых листьев

учебное занятие

словесный метод, консультирование, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации, готовые изделия, картины известных художников, флорийская мозаика А.Н.Юркова

ватман, карандаши,  ножницы, клей ПВА, растительный материал

мини-выставка

2.2

Полуобъёмные композиции (10ч)

2.2.1

композиции на фоне, выполненном в технике монотипии

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации, готовые изделия

акварельная бумага, краски, стекло, растительный и семенной материал, термоклей, термопистолет

мини-выставка

2.2.2

композиции на фоне, выполненном в технике мятой бумаги

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации, готовые изделия

акварельная бумага, краски, сетка,

растительный и семенной материал, термоклей, термопистолет

мини-выставка

2.2.3

Изготов     изготовление венка вве   венк из  листьев и цветов,

     

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации, готовые изделия

картон, ножницы, термоклей, термопистолет растительный материал

мини-выставка

2.3

Объёмные композиции (12ч)

2.3.1

настольные композиции на грибах-трутовиках, на  пенёчках

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации, готовые изделия

грибы-трутовики,   растительный материал пенёчки из  дерева, сухоцветы, термоклей, термопистолет

мини-выставка

2.3.2

настенная композиция из злаков.

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации, готовые изделия

растительный материал сухоцветы, злаки, термоклей, термопистолет

мини-выставка

2.3.3

букет серповидной формы.

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации, готовые изделия

цветы, оазис, сосуды, аксесуары

выставка

3.

Миниатюры из шишек, орехов, семян (14ч)

3.1

подготовка материала

экскурсия, учебное занятие

словесный метод, показ

образцы,

шишки, жёлуди, орехи, косточки, семена различных растений

опрос воспитанников, родителей

3.2

выполнение персонажей из шишек и желудей

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация

готовых работ

образцы, иллюстрации, готовые изделия

шишки, жёлуди, веточки деревьев, ножницы, нож, шило, термоклей, термопистолет

мини - выставка

3.2

композиции из семян, косточек, желудей, скорлупы орехов

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ, иллюстрирование

образцы, иллюстрации, фото

шишки, жёлуди, орехи, косточки, семена различных растений, палочки, проволока, нож, шило, пластилин

мини - выставка

4.

Работы из соломы (28ч)

4.1

Подготовка соломки к работе

учебное занятие

словесный метод, показ

образцы

соломка, ножницы

опрос воспитанников, родителей,

4.2

объёмная аппликация

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ, иллюстрирование

образцы, иллюстрации, фото

разглаженная соломка

калька, клей ПВА, кисть, картон, ножницы

мини - выставка

4.3

плетение прямое из разглаженной соломки (шахматка)

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых образцов

готовые образцы

разглаженная соломка

ножницы

контрольное задание

4.4

плетение коврика

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ, иллюстрирование

образцы, иллюстрации

разглаженная соломка

ножницы  

мини - выставка

4.5

плетение плоское: плетёнки «косичка», «зубатка», простая плетёнка

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых образцов

готовые образцы

 круглая соломка

ножницы  

выполнение образца

4.6

плетение шляпки, корзиночки

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых образцов

образцы, иллюстрации

круглая соломка

ножницы, нитки, иголки  

мини - выставка

4.7

небольшие игрушки: куклы, птички

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации, готовые изделия

круглая соломка

ножницы, нитки

мини - выставка

5

Работы из бересты (16ч)

5.1

объёмные цветы из бересты.  

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ, иллюстрирование

образцы, иллюстрации

береста, клей ПВА, ножницы, нитки, шаблоны

выполнение образца

5.2

композиция из берестяных цветов

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации

берестяные цветы, кора, сухоцветы, шишки, ветки, береста, плетёнки из камыша, вазы, термоклей, термопистолет , ножницы

мини - выставка

5.3

игрушки из бересты

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации, готовые изделия

береста, термоклей, термопистолет , ножницы, палочки, колесики из дерева

мини - выставка

6

Работы с отходами древесины (опилки) (10ч)

6.1

Природа нашей местности

экскурсия,

словесный метод, показ

иллюстрации, фото

фото и видеокамера

опрос воспитанников

подготовка опилок к работе: очистка, окрашивание

учебное занятие

словесный метод, показ

образцы

опилки, сито, краски, баночки

опрос воспитанников

6.2

аппликация из  окрашенных опилок и растительного материала

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации

окрашенные опилки, растительный материал, клей ПВА, кисть, картон, краски

мини - выставка

7

Технологические приёмы во флористике (14ч)

7.1

техника мятой бумаги

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых образцов

образцы, иллюстрации

бумага, картон, краски, клей ПВА, кисть, картон

контрольное задание

7.2

техника солёного теста

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых изделий

образцы готовых изделий, иллюстрации, фото

мука, соль, вода, разделочная доска, скалка, расчёска, формочки, насадки для теста, краски,  кисти

контрольное задание

8

Праздничные композиции (24ч)

8.1

новогодние и пасхальные композиции

учебное занятие

словесный метод, иллюстрирование и демонстрация готовых работ

иллюстрации, фото, готовые композиции

растительный материал, оазис, контейнеры, новогодние аксессуары, проволока, термоклей, термопистолет, свечи

выставка, конкурс

8.2

пасхальные композиции со снопиком

учебное занятие

словесный метод, показ, иллюстрирование и демонстрация готовых работ

иллюстрации, фото, готовые композиции

растительный материал, пасхальные аксессуары, проволока, термоклей, термопистолет

выставка,

8.3

Композиции в форме сердца

учебное занятие

словесный метод, показ, иллюстрирование и демонстрация готовых работ

иллюстрации, фото, готовые композиции

растительный материал, сухоцветы, оазис, контейнеры, , проволока, термоклей, термопистолет, ткань

подарки к празднику

9

Итоговое занятие

9.1

Организационно-массовое мероприятие

праздник

словесный метод, игровые элементы, демонстрация творческих работ воспитанников,

выставочные экспонаты, костюмы, фотографии, стенды,

выставочное оборудование, музыкальная аппаратура

грамоты, удостоверения, участие в выставке

Методическое обеспечение программы 3-го года обучения

Раздел,  тема

Форма  занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

учебное занятие

словесный метод, беседа, рассказ, психологические игры, инструктаж

образовательная программа по флористике, учебно-тематический план, наглядные пособия, иллюстрации, образцы творческих работ, инструкция

инструменты и материалы, фото аппарат

опрос воспитанников

2

Работа с засушенными растениями (34ч)

2.1

Плоскостные композиции (10ч)

2.1.1

Растения  для художественных панно

экскурсия, учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация, иллюстрирование

образцы, иллюстрации, фото

фото и видеокамера

выпуск альбома

2.1.2

подготовка природного материала, оборудования, инструментов

учебное занятие, самостоятельная работа

иллюстрирование,

консультирование,

беседа, демонстрация образцов  

образцы, иллюстрации, готовые изделия

инструменты, оборудование,

природный материал, картонные коробки, контейнеры

опрос воспитанников, родителей, педагогов

2.1.3

декоративное тематическое панно (темы: «Цветочное чудо», «Лесное озеро»)

учебное занятие

словесный метод, консультирование, инструктаж

образцы, иллюстрации

картон, ножницы, канцелярский нож, клей ПВА, растительный материал, засушенный в плоскости, краски, кисть

мини-выставка

2.2

Полуобъёмные композиции (12ч)

2.2.1

декоративное панно в технике «гобелен»

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации, фото

цветочный и растительный материал (болотные растения), шпагат, ножницы, секатор

мини-выставка

2.3

Объёмные композиции (12ч)

2.3.1

сухой букет

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации, фото

цветочный и растительный материал, оазис для сухих цветов, контейнеры, аксессуары, термоклей

выставка

2.3.2

изготовление ваз, декоративных деталей

учебное занятие

иллюстрирование,

консультирование,

беседа, демонстрация образцов  

образцы, иллюстрации, готовые изделия

картон, ножницы, клей ПВА, шпагат, семена растений, сосуды

мини-выставка

2.3.3

изготовление композиций на связке берёзовых веток

учебное занятие

словесный метод, консультирование, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации, готовые изделия

картон, ножницы, клей ПВА, растительный материал и цветочный материал, аксессуары, секатор, термоклей

мини-выставка

3.

Миниатюры из шишек, орехов, семян (12ч)

3.1

подготовка материала

экскурсия, учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация, иллюстрирование

образцы, иллюстрации

шишки, жёлуди, орехи, косточки, семена различных растений

опрос воспитанников, родителей, педагогов

3.2

панно, игрушки, сувениры, украшения из семян, косточек, желудей, скорлупы орехов

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ, иллюстрирование

образцы, иллюстрации, фото

шишки, жёлуди, орехи, косточки, семена различных растений, палочки, проволока, нож, шило, пластилин, спрей

мини - выставка

4.

Работы из соломы (30ч)

4.1

подготовка соломки к работе

учебное занятие

словесный метод, показ

образцы, иллюстрации

соломка, ножницы

опрос воспитанников, родителей

4.2

аппликация в технике «чёсаной соломки»

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации, фото

разглаженная соломка, ножницы, калька, клей ПВА

мини - выставка

4.3

инкрустация соломкой

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации, фото

разглаженная соломка, ножницы, калька, клей ПВА, коробочки

мини - выставка

4.4

виды объёмного плетения

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых образцов

образцы, иллюстрации, фото

круглая соломка, ножницы, нитки

выполнение контрольных образцов

4.5

ёлочные игрушки  и сувениры

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации

круглая соломка, нитки, иглы, ножницы

мини - выставка

4.6

плетёнка «рогожка».

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых образцов

образцы, иллюстрации, фото

круглая соломка, нитки, ножницы

выполнение контрольных образцов

4.7

игрушка лошадка

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации, фото

круглая соломка, нитки, ножницы, проволока

мини - выставка

5

Работы из бересты (18ч)

5.1

заготовка пластовой бересты

экскурсия, учебное занятие

словесный метод, показ

образцы

береста, ножницы, нож

опрос воспитанников, родителей

5.2

прямое плетение из бересты: игрушка «парусник»

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ, иллюстрирование

образцы, иллюстрации

береста, клей ПВА, ножницы, канцелярский нож, деревянные палочки

мини - выставка

5.3

картины на бересте

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации

береста, растительный материал, картон, клей ПВА, ножницы, краски

мини - выставка

6

Работы с отходами древесины (опилки) (10ч)

6.1

места сбора материала

экскурсия,

словесный метод, показ

образцы, иллюстрации

фото и видеокамера

опрос воспитанников

6.2

очистка опилок

учебное занятие

словесный метод, показ

образцы

опилки, сито, контейнеры

опрос воспитанников

6.2

работа с  неокрашенными опилками по эскизу

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы, иллюстрации

неокрашенные опилки, клей ПВА, кисть, картон, краски

мини - выставка

7

Технологические приёмы во флористике (14ч)

7.1

изготовление фона для коллажей в техниках: «оттиск», «граттаж»,  «фроттаж»

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

образцы коллажей, иллюстрации

акварельная, копировальная бумага, кисть, графит, краски, валик, верёвка

выполнение контрольных образцов

7.2

техника «декупаж»

учебное занятие

словесный метод, показ, демонстрация готовых работ

иллюстрации образцы

салфетки, иллюстрации из журналов, обёрточная бумага, ножницы, валик, акриловый лак

выполнение контрольных образцов

8

Праздничные композиции (22ч)

8.1

Новогодние и пасхальные композиции

учебное занятие

словесный метод, иллюстрирование и демонстрация готовых работ

иллюстрации, фото, готовые композиции

растительный материал, оазис, контейнеры, новогодние аксессуары, проволока, термоклей, термопистолет, свечи

выставка, конкурс

8.2

Бутоньерка из сухоцветов

учебное занятие

словесный метод, показ, иллюстрирование и демонстрация готовых работ

иллюстрации, фото, готовые работы

растительный материал, термоклей, термопистолет, картон, ткань. кружево

подарки к празднику

8.3

Пасхальные композиции

учебное занятие

словесный метод, показ, иллюстрирование и демонстрация готовых работ

иллюстрации, фото, готовые композиции

растительный материал, оазис, контейнеры, пасхальные аксессуары, проволока, термоклей, термопистолет

выставка,

8.4

Композиции в форме сердца

учебное занятие

словесный метод, показ, иллюстрирование и демонстрация готовых работ

иллюстрации, фото, готовые композиции

растительный материал, сухоцветы, оазис, контейнеры, , проволока, термоклей, термопистолет, ткань

подарки к празднику

9

Итоговое занятие

Организационно-массовое мероприятие

праздник

словесный метод, игровые элементы, демонстрация творческих работ воспитанников, исценировка,  творческие задания

выставочные экспонаты, костюмы, фотографии, стенды, рекламные проекты

выставочное оборудование, музыкальная аппаратура

грамоты, удостоверения, участие в выставке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...