Главные вкладки

    Диагностика "Определение уровня сформированности этнокультурных компетенций учащегося"
    опыты и эксперименты по теме

    Юмашева Елена Петровна

    Данный материал являетсмя одним из результатов работы региональной инновационной площадки "Формирование этнокультурных компетенций обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества в условиях ФГОС", которая апробируется на базе МБУДО ЦДОД города Тамбова. Предложенный  опрос позволяет определить уровень сформированности этнокультурных компетенций учащихся на любом этапе обучения в детских объединениях по предложенному направлению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл diagnostika_po_etnokulturnoy_kompetentsii.docx44.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Диагностика уровня сформированности

    этнокультурных компетенций учащихся

     МБУДО ЦДОД города Тамбова

    Автор-составитель:

    методист Е.П. Юмашева

    Уровень этнокультурных компетенций учащихся  должен представлять собой обобщенную и целостную характеристику личностной сферы субъектов образовательной среды: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного, опытно-деятельностного критериев. Отмеченные критерии личностной сферы этнокультурной личности раскрывают её психологический механизм становления и составляют единую систему критериев. Каждый из этих критериев имеет несколько эмпирических показателей.

    Таблица критериев и показателей

    этнокультурной компетентности учащихся

    Критерии

    Показатели 
    сформированности

    Средства 
    диагностики

    Прогнозируемый результат

    Информационно-познавательный (когнитивный) критерий

    Освоение и владение этнокультурными знаниями на уровнях:

    а) репродуктивном;

    б) творческом

    Задания на воспроизведение и применение этнокультурных знаний.

    Беседы, наблюдения и анализ деятельности учащихся

    Расширение и углубление объема этнокультурных знаний, средств и способов их познания и описания

    Опытно-деятельностный (поведенческий) критерий

    Владение соответствующими умениями на уровнях:

    а) воспроизведения;

    б) творческого подхода

    Задания на решение проблемных ситуаций, анкеты, беседы, тесты, наблюдения.

    Творческие задания на решение проблемных ситуаций

    Умение использовать этнокультурные знания, умения, навыки в условиях полилогического[1]

    этнокультурного образовательного пространства

    Эмоционально-ценностный (личностный) критерий

    Эмоционально-ценностное отношение к этнокультурному наследию своего и других народов; проявление интереса:

    а) интереса-экспрессии;

    б) интереса-переживания;

    в) интереса – отношения;

    проявление эмпатии и толерантности в межличностном взаимодействии;

    наличие этнической идентичности

    Задания на ценностный выбор (экспертная оценка при ранжировании), анкеты, тесты, наблюдения, беседы

    Сформированность устойчивого эмоционального интереса–отношения, наличие эмпатии и уважительного отношения при взаимодействии в полилогическом этнокультурном образовательном пространстве, осознание этнической идентичности

    Таким образом, этнокультурная компетентность как сложноструктуированное, многогранное свойство проявляется и развивается в процессе этнокультурного образования и обладает теми же характеристиками, что и любая содержательно организованная деятельность.

    Оценка уровня сформированности этнокультурных компетенций и личностного развития определяется по следующим уровням:

    1. Уровень начальный 

    Характеризуется наличием неосознанных знаний о действиях, относящихся к реализации этнокультурных функций, шаблонным характером деятельности, бедностью средств; выполняемые действия частично осознанны, целенаправленность действий неустойчива. Мировоззрение и самоответственность - в стадии формирования. Мотивация неустойчивая.

    1. Уровень продвинутый 

            Характеризуется осознанностью выполняемых учебных действий, рациональным их исполнением. Действия целенаправленны и результативны. Решаются вопросы целесообразного использования имеющихся личных ресурсов. Самоответственность  на среднем уровне формирования. Мотивация более устойчивая.         

    1. Уровень высокий 

            Характеризуется наличием устойчивой мотивации к совершенствованию своей деятельности, вариативности и целенаправленности действий, их творческому исполнению. Учащиеся сознательно стремятся к самосовершенствованию, все компоненты этнокультурной компетенции сформированы. Решаются вопросы использования имеющихся внутренних ресурсов личности созидательно и сознательно. Мировоззрение частично сформировано. Высокий уровень самоответственности.

    В процессе обработки результатов исследования определяется процентное распределение испытуемых с разным уровнем развития этнокультурной компетенции.

    Мониторинг результатов диагностики этнокультурной компетентности

    (2013-2014 учебный год)

    Название объединения

    (одна экспериментальная группа – 15 человек)

    Уровень сформированности этнокультурной компетентности

    (в %-м соотношении)

    Начало года

    Конец года

    начальный

    продвинутый

    высокий

    начальный

    продвинутый

    высокий

    «Бисерная фантазия» (педагог Сучкова А.А.)

    80

    20

    -

    -

    73,4

    26,6

    «Ручная работа» (педагог Павловская Л.В.)

    75

    25

    -

    -

    60

    40

    Театр моды «Исток» (педагог Чистякова Т.В.)

    13,3

    80,1

    6,6

    -

    53,4

    46,6

    «Макраме» (педагог Зайцева Н.А.)

    73,3

    26,7

    -

    -

    86,7

    13,3

    «Волшебный бисер» (педагог Боженова Л.И.)

    66,6

    33,4

    -

    -

    66,7

    33,3

    «Монастырское шитье» (педагог Баринова Т.И.)

    53,3

    26,7

    20

    -

    40

    60

    «Соломенная сказка» (педагог Недорезова Е.Б.)

    86,6

    13,4

    -

    -

    73,4

    26,6

    «Серебряная ладья» (педагог Писецкий Д.А.)

    80

    20

    -

    -

    86,7

    13,3

    «Лепим, играем, фантазируем» (педагог Васильева М.Е.)

    93,3

    6,7

    -

    -

    80

    20

    «Заветное кружевце» (педагог Копылова Л.С.)

    66,8

    26,6

    6,6

    -

    60

    40

    По данным проведенной диагностики видна положительная динамика уровня сформированности этнокультурной компетенции и личностного развития детей, участвующих в работе инновационной площадки.

    Перечень мероприятий,

    направленных на формирование и развитие

    этнокультурной компетентности  учащихся

    Вид деятельности

    Название

    Цикл бесед

    «Изучение расовых, национальных и культурных особенностей людей»

    «Понимание – путь к миру»

    «Затеи наших друзей»

    «Народов дружная семья»

    Тест-опросник  (по желанию педагога вопросы могут быть другими)

    «Определение уровня духовно-нравственного развития учащихся»

    Массовые мероприятия

    Конкурс «В стране сказок»

    Конкурс «Угадай-ка!»

    Праздник «Наш общий дом – Земля»

    Игры

    «Что общего?»

    «Нарисуем дружбу»

    «Пойми меня»

    «Ярмарка достоинств»

    «Выбери друга для игры»

    Практическое задание

    «Создание изделия с региональными стилевыми традициями»

    Приложение 1

    Цикл бесед

    «Изучение расовых, национальных и культурных особенностей людей»

    (как вариант: предложить детям самим подготовить выступления)

    Примерные темы:

    - особенности характера;

    - национальный костюм;

    - национальные блюда;

    - традиции;

    - национальные праздники

    Приложение 2

    Игровая ситуация «Выбери друга для игры»

    Каждый участник получает карточку с названием определенной национальности (этнической общности).

    Педагог зачитывает список стереотипов представителей данных этнических общностей. Среди стереотипов реальных народов должны содержаться как позитивные, так и негативные характеристики.

     Далее учащиеся выбирают себе друзей и объясняют, на каком основании они выбрали себе друга.

    В процессе беседы-обсуждения педагог рассказывает учащимся о сущности, свойствах и функциях стереотипов.

    Приложение 3

    Опросник

     на определение уровня духовно-нравственного развития обучающихся

    1. Знаете ли вы историю основания г.Тамбова? Укажите когда и кем он был основан.

    2. Какие памятные места (памятники, исторические здания, улицы, храмы нашего города вам известны? Укажите несколько. Что вы знаете об истории их создания?

    3. Посещали  ли  вы   когда-нибудь   с  экскурсией   достопримечательности г. Тамбова? Если да, то какие?

    4. Могли бы вы объяснить происхождение названий улиц нашего города? Каких?

    5. Какие народные/православные праздники вы знаете? Приведите примеры.

    6. Посещаете ли  вы  церкви/храмы/ соборы/мечети/ костелы и т.п.? Если да, то с какой целью?

    7. Приведите примеры народных пословиц/поговорок.

    8. Знаете ли вы историю своей семьи, своё генеалогическое дерево?

    9. Какие традиции есть в вашей семье? Расскажите о них.

    10. Кого из известных людей, родившихся и живших в Тамбове или Тамбовской области,  вы знаете? Приведите примеры.

    11. Кого из героев ВОВ -  наших земляков вы знаете?

    12. Хотели бы вы участвовать в народных праздниках и мероприятиях, проводимых в нашем Центре? Каких именно.

    13. Что, по вашему мнению, наиболее ценно в традиционных региональных ремеслах? Укажите по буквам:

    А. Уникальность технологии

    Б. Красота

    В. Универсальность

    Г. Практическая значимость

    Д. Полезность

    Е. Актуальность

    Ж. Не проходящая современность

    14. Что, на ваш взгляд, вы приобрели, освоив технологии региональных ремесел?


    [1] Полилогическое образовательное пространство рассматривается исследователями как специально организуемая совокупность условий. При этом, в контексте образования пространство раскрывается в своем культурно-антропологическом измерении и приобретает дополнительное значение как ниша, заполняющая человеческую жизнь, социум и культуру.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тесты по информатике и ИКТ для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся при изучении темы «Создание табличной базы данных. Отбор и сортировка данных»

    Представленные тестовые задания содержат 6 вариантов по 5 заданий в каждом. Задания отражают вопросы, которые изучаются в базовом курсе информатики и ИКТ УМК Макаровой Н.В., что позволяет использовать...

    карта сформированности компетенций учащихся

    Карта используется при посещении уроков...

    Формирование этнокультурной компетенции учащихся на уроках русского языка

    Статья-обзор по формированию этнокультурной компетенции на материале местной топонимии....

    Мониторинг уровня сформированности социокультурной компетенции учащихся, проводимый учителем английского языка.

    Данный материал позволяет определить уровень социокультурной компетенции обучающихся на уроках английского языка, а также помогает определить мотивацию школьников к изучению иностранных языков....

    Статья "Формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультурной среды на основе изучения традиций и обычаев англоязычных стран."

    В контексте современного подхода к патриотическому воспитанию в школе предлагаю статью, написанную мною на основе моего педагогического опыта. В нашей школес углубленным изучением английского и немецк...

    Статья "Формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультурной среды на основе изучения традиций и обычаев англоязычных стран."

    В контексте современного подхода к патриотическому воспитанию в школе предлагаю статью, написанную мною на основе моего педагогического опыта. В нашей школес углубленным изучением английского и немецк...

    Мониторинг сформированности коммуникативных компетенций учащихся 7-8 классов в аудировании

    Мониторинг сформированности коммуникативных компетенций учащихся 7-8 классов в аудировании (из опыта работы учителей английского языка МОАУ «СОШ №6 г. Новотроицка» Ашраповой А.А., Бач...