Дополнительная общеобразоваетльная программа "Основы хорового пения" (2013-14 учеб. год)
рабочая программа на тему

Суколенов Юрий Павлович

Программа музыкально-хорового центра "Лель"  для учащихся 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tit._list_k_programme.docx38.81 КБ
Microsoft Office document icon osnovy_khorovogo_peniya_oznak._ur._mkhts_lel_.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Основы хорового пения»

(МХЦ «Лель»)

Возраст обучающихся – 6-7 лет

Срок реализации программы –  1 год

Авторы:

педагоги дополнительного образования

Бардина Елена Викторовна,

Суколенов Юрий Павлович,

Савина Алина Анатольевна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2013

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Основы хорового пения»

(МХЦ «Лель»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /

Программа реализуется в ГБОУ ЗДТДиМ с                2013                        года

Программа переработана и дополнена в                                                 году

Программа переработана и дополнена в                                                 году

Программа переработана и дополнена в                                                 году

Программа переработана и дополнена в                                                 году



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Основы хорового пения»

(МХЦ «Лель», ознакомительный уровень)

Содержание

1

Пояснительная записка…

2-5 стр.

2

Учебно-тематический план……………………

6 стр.

3

Содержание программы………………………

7-8 стр.

4

Методическое обеспечение программы

9-13 стр.

5

Список литературы……………………………

14-15 стр.

6

Приложение ……………………………………

16-30 стр.

  • Техника безопасности

16 стр.

  • Педагогический мониторинг

17-19 стр.

  • Примерный репертуарный план

20-22 стр.

  • Упражнения для занятий по хоровому пению

23-30 стр.


1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Основы хорового пения» является модифицированной, ознакомительного уровня и имеет художественно-эстетическую направленность. Она разработана с учетом требований письма от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с СанПин 2.4.2. 2821– 10 ст4.12 и СанПин 2.4.4.1251-03.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Музыкальное воспитание имеет решающее значение для полноценного формирования личности ребенка. На Руси пение было распространено исстари. На всех праздниках народ пел. Пели – работая, пели – отдыхая. В каждой деревне уважаемый человеком был тот, кто «работать мог и петь». В каждой приходской школе, гимназии, институте, в любом учебном заведение любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Не говоря уже о церковных богослужениях, во время которых пели замечательные хоры. Пел весь народ, от мала до велика.

Хоровое искусство имеет крепкие национальные корни и традиции, огромные сокровища как фольклорного, так и композиторского творчества.

Человеческий голос, как считает З. Кодай – это прекрасный и доступный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры. Дети в младшем возрасте все любят петь. Поэтому необходимо стремиться, чтоб пение детей постепенно приближалось «к достижению уровня, подлинного искусства… – вот идеал» писал Д. Б. Кабалевский.

Хоровое пение, как наиболее массовый вид музыкальной деятельности, занимает одно из ведущих мест в системе эстетического воспитания детей. На занятиях по хоровому пению решаются задачи по воспитанию художественного вкуса обучающихся, пробуждению их творческих способностей, развитию у детей чувства коллективизма, дисциплины, ответственности и сознательного отношения к овладению музыкальными знаниями.

При формировании выше перечисленных качеств личности ребенка определяется его осознание себя в социуме, с помощью активной творческая самореализация. Это является предпосылкой для дальнейшей успешности в жизни каждого ребенка.

Хоровые занятия способствуют развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, овладению вокально-хоровыми навыками, проявлению творческой индивидуальности обучающихся.

Отличительной особенностью

Программа «Основы хорового пения» создана для обучения детей хоровому пению в музыкально-хоровом центре «Лель» (МХЦ «Лель»), который решает задачи семейно-музыкального воспитания, активно привлекая родителей к образовательному процессу, общественной и концертной деятельности. Программа создана на основе практического педагогического опыта работы педагогов с детьми в хоровом центре и специальной, психолого-педагогической литературе.

Дети, закончив обучение по данной программе и желающие заниматься в хоре, переходят на следующий этап обучения – базовую программу «Хоровое пение».

                

                Цель: формирование интереса к хоровому пению и раскрытие певческих способностей детей.

Задачи:

образовательные:

  • формирование навыков певческой установки;
  • формирование координации голоса и слуха, певческого дыхания;
  • формирование музыкальной памяти, навыков певческой выразительности;
  • формирование вокальной артикуляции, расширение диапазона голоса;

развивающие:

  • развитие трудолюбия;
  • разностороннее развитие вокально-хорового слуха;
  • развитие интеллекта и расширение диапазона знаний в области хорового искусства;
  • развитие чувства понимания выразительности, формы и стиля хоровых произведений;
  • развитие способностей быть гармоничными и свободными в выражении своих мыслей, чувств через пение;
  • развитие общей культуры обучающихся детей;

воспитательные:

  • воспитание чувства коллективизма;
  • воспитание потребности общения с музыкой и готовности к эстетической певческой деятельности;
  • воспитание эстетического вкуса, высоких нравственных качеств;
  • воспитание уважения ребенка к самому себе и своему творчеству;
  • формирование взаимодействия педагога с родителями и привлечения их в процесс обучения.

        Возраст детей: 6-7 лет

        Срок реализации: 1 год

        Формы и режим занятий: 1 раз в неделю (45 мин. занятие и 15 мин. организованный отдых, смена деятельности: игровая разминка, зарядка для голоса, беседа о гигиене голоса и т.д.), 36 часов в год, 15 чел. в группе.        

В хор принимаются все желающие. При проявлении особых способностей ребёнок может быть переведён на базовую программу «Хоровое пение».

Дети, закончив обучение по данной программе и желающие заниматься в хоре, переходят на следующий этап обучения – базовую программу «Хоровое пение».

Ожидаемые результаты:

        По итогам обучения дети должны:

  • владеть своим дыханием при исполнении песни (уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плечи, петь ровно короткие фразы на одном дыхании, в более подвижных песнях уметь делать быстро, активно и спокойно вдох);
  • петь в диапазоне РЕ1 – СИ1;
  • стоять при пении прямо, не напряженно;
  • знать тексты изученных песен;
  • петь только с мягкой атакой;
  • создавать образ песни и уметь двигаться под мелодию;
  • понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, начало пения и его окончание;
  • петь легким звуком, стараться его «тянуть» без всякого напряжения, без «утечки» воздуха;
  • знать о бережном отношении к певческому голосу;
  • уметь на звуке «ля» правильно показать самое красивое звучание своего голоса;
  • правильно и ясно выговаривать слова песни;

В учебном году должно быть пройдено 18-20 песен. Некоторые из них могут быть пройдены в порядке ознакомления без детального разучивания.

В течение учебного года дети выступают 3 раза в год на итоговых открытых занятиях перед родителями, на Новогоднем концерте, празднике для мам, отчетном концерте в конце учебного года. Таким образом, каждый обучающийся показывает результат обучения по изучаемому предмету, которые заносятся педагогом в личную карточку обучающегося (см. Приложение 2).


2. Учебно-тематический план

Название разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

1

1

2.

Пение произведений:

13

3

10

-народная песня;

-советская песня;

-классика.

3.

Пение учебно-тренировочного материала.

8

2

6

4.

Пение импровизаций:

11

2

9

-слушание музыки;

-музыкальная грамота;

-музыкальная игра и движение под музыку;

5.

Итоговые занятия.

2

1

1

Итого:

36

9

27


3. Содержание программы

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: знакомство с предметом, историей возникновения и развития хора. Типология песен на примере простых детских песенок, попевок. Новые термины и понятия. Правила поведения на занятиях, техника безопасности с инструментами.

Практика: применение изученного материала на практике.

2. Пение произведений (народная песня, советская песня, классика).

Теория: биографические данные о композиторах и поэтах-песенниках, особенности песенного стиля. Объяснение приемов исполнительской техники простых песен.

Практика: работа над исполнительскими навыками: фразой, динамикой, певческим дыханием, штрихами. Работа над музыкальной выразительностью, раскрытие эмоционально-смыслового содержания произведения. Прослушивание аудио - записи, показ произведения в исполнении педагога.

3. Пение учебно-тренировочного материала.

Теория: правила гигиены голоса, здорового образа жизни. Особенности исполнения певческих упражнений.

Практика: установка корпуса, головы, рта во время пения, освобождение от зажатости лицевых мышц. Расширение диапазона голоса, развитие тембровой окраски голоса. Работа над дикцией – пение скороговорок, речевых упражнений.

4. Пение импровизаций (слушание музыки, музыкальная грамота, музыкальная игра и движение под музыку).

Теория: тональность, пение интервалов, анализ интервалов. Общие культурологические сведения о музыкальных жанрах и стилях. Знакомство с нотной грамотой: ноты, ключи, длительности, размер, ритм. Беседы с детьми, направленные на активизацию внимания, памяти, координации движения.

Практика: улучшение слухового восприятия, развитие вокальной интонации. Сравнительный анализ художественных интерпретаций музыкальных произведений. Развитие интонационной устойчивости, пение упражнений а’capella. Развитие навыков самостоятельного контроля за тембром голоса и чистотой интонации. Изучение игр, различных движений под музыку, ритмические упражнения.

5. Итоговые занятия.

Теория: объяснение детям заданий, особенностей выполнения, правил культуры исполнителя.

Практика: исполнение детьми изученных песен, выступление на концертах.


4. Методическое обеспечение программы

Правильное пение в хоре на первом году обучения помогает развитию у детей музыкального слуха, даёт уверенность в исполнении, учит выразительно исполнять детские песни, не форсируя звука, учит бережно относиться к своему голосу. Хоровые занятия способствуют развитию музыкальных способностей и соответственно формированию качеств певческого голоса ребенка.

Обязательным условием правильной работы голосового аппарата во время пения является соблюдение певческой установки: прямое положение корпуса, руки опущены вдоль тела или на коленях. Если дети сидят, то плечи развернуты и опущены, живот немного втянут.

Основным способом звукообразования следует считать мягкую атаку. Дыхание должно быть в меру активным, вдох спокойным, без поднятия плеч, выдох спокойным, без напряжения и утечки воздуха.

Работа над дикцией в детском хоре имеет большое значение для формирования правильного произношения слов и развития подвижности речеобразующих органов. В первые месяцы занятий детям напоминают, что текст песни должен быть понятен слушателям, поэтому слова произносятся активно и четко.

Голосовой аппарат детей в младшем возрасте еще очень хрупок. Для голосов детей характерно головное звучание, небольшая сила звука. Поэтому очень важно уделять внимание работе над качеством звучания – развитию звонкости, полётности, ровности звуковедения. Пение ребят должно быть активным, но не форсированным.

Развитие ритмического слуха можно начать с простого прохлопывания ритма (легкие хлопки по время пения), затем прохлопываются сильные доли, потом размер. Так постепенно переходят к простым ритмическим фигурам.

Кроме работы над хоровыми произведениями, учитывая особенности развития детей данного возраста, на занятии включают и другие виды деятельности: слушание музыки, музыкальную игру и движение под музыку, музыкальную грамоту, певческую импровизацию.

Применение детских музыкальных инструментов при исполнении песен полностью подчинено задачам певческого воплощения музыкального образа, т.е. поддерживает и украшает хоровое звучание, не подавляя его. Применение инструментов помогает в развитии тембрового слуха обучающихся, повышает интерес к самостоятельным музыкальным проявлениям.

Занятия певческой импровизацией активизирует внимание детей, развивают внутренний слух, фантазию, воображение.

Большое удовольствие у ребят вызывает введение на занятиях музыкальной игры и движений под музыку. Использование этой формы работы в конце занятий помогает преодолевать некоторую усталость и напряжение, возникшее у детей в течение занятия. Игры и движения под музыку помогают наладить двигательную координацию.

Уже в этом возрасте отдельные дети отличаются большой певческой индивидуальностью. Им можно поручить солирование при исполнении отдельных песен.

Вокально-хоровая работа

На занятиях важно у детей формировать умения следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения. Очень важно в начало обучения детей формировать все вокально-хоровые навыки, музыкальный слух, память, внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку. Необходимо постоянное соблюдение певческой установки на занятиях: спокойный вдох, правильное звукообразование, сохранение состояния вдоха перед началом пения, экономный выдох, пение естественным звонким, небольшим по силе звуком; правильное формирование гласных, четкое и короткое произношение согласных звуков.

Обращается внимание на развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны ми1 – си1, на выравнивание хорового звучания от звука «соль» вверх и вниз, выработка чистого унисона. Гармонический звук начинает формироватся на основе пения простых канонов. Обучение пению без сопровождения и с сопровождение, умение слушать себя и своих товарищей при пении. Все требования к исполнению связывают с образным содержанием произведения и добиваются выразительного, художественного исполнения.

Пение произведений

Педагог рассказывает о песни в форме интересной для детей младшего возраста. Формы работы: практические занятия, исполнение народных песен, показ-исполнение песни; рассказ о содержании песни, о характерных особенностях музыкального языка; разучивание песен разных стран, при достижении чистого унисона возможно пение песни каноном.

При изучении советских песен и классики: показ-исполнение, краткий рассказ о композиторе, беседа о музыке и тексте песни, раскрытие ее художественного содержания.

Пение учебно-тренировочного материала

Формы работы: рассказ о распевании, о его роли в развитии певческих навыков, упражнения.

Практические занятия

Формы работы: показ упражнений, разучивание и впевание их, введение новых упражнений в зависимости от учебных задач.

Пение импровизаций

В качестве подготовительных упражнений к выполнению импровизации на короткое стихотворение используется:

  • пение песенки на одной ноте с четким соблюдением ритма стиха (Т);
  • пение на двух нотах (Д-Т, III-Т);
  • пение в поступательном движении вниз (Д-Т);
  • пение в поступательном движении (Д-Т);
  • пение с мелодическим движением по желанию.

Слушание музыки

Данная форма работы с детьми формирует эмоциональное восприятие музыкального произведения. Вводятся понятия: вступление, запев, припев, куплет, вариация.

Музыкальная грамота

Для изучения музыкальной грамоты педагог знакомит обучающихся с основными музыкально-выразительными средствами: мелодией, гармонией, ладом, темпом, ритмом, размером, динамикой. Происходит постепенное формирование слуховых представлений, связанных с ощущение лада, устойчивых ступеней; изучение и пение тонико-доминантовых тяготений: Д-Т, II-T, VII-T, III-II-T, VI-V-T.

Детей постепенно, на легких примерах, приучают к пению без сопровождения.

Вся работа хорового класса должна строиться по определенному плану. В нем следует отразить учебно-воспитательные, организационные и эстетические задачи.

Репертуар хорового класса, включенный педагогом в план работы соответствует тем навыкам, которым педагог обучает детей. Кроме того, в число пьес, отбираемых к изучению в хоровом классе, должны входить произведения тематического характера (общественно-политические и музыкально-исторические даты). Произведения, отобранные для работы, разнообразны (см. Приложение 3).


Условия реализации программы

        Для реализации программы по хоровому пению необходимы следующие материально-технические условия:

  • кабинеты для проведения групповых занятий с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией, с мебелью, соответствующей возрасту детей;
  • инструмент (фортепиано) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным;
  • аппаратура для слушания музыки.

        Методические условия:

  • нотная библиотека,
  • сборники музыкальной литературы;
  • наглядный материал: иллюстрации, плакаты, репродукции.


5. Список литературы

  • Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975г.;
  • Асафьев Б. О хоровом искусстве.— Л. 1980г.;
  • Барышева Т.А., Шекалов В.А. «Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г.;
  • Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967г.;
  • «Вокальный словарь» – составитель И. Кочнев, А. Яковлев;
  • Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996г.;
  • Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. «Дополнительное образование детей» - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 г.;
  • Коджаспирова Г.М. «Педагогика» - М.: Гардарики, 2004 г.;
  • Кузнецов И.Н. «Настольная книга преподавателя» - Минск: ИООО «Современное слово», 2005 г.;
  • Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974г.;
  • Маленкова Л.И. «Теория и методика воспитания» - Москва: Педагогическое общество, 2004 г.;
  • Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978г.;
  • Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к сложному. Л., 1964г.;
  • Сорокоумова У.А. «Возрастная психология» - СПб.: Питер, 2007 г.;
  • Овчинникова Т. Н. «К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором» Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975г.;
  • Попов В. Русская народная песня в детском хоре.— М., 1985г.;
  • «Программа хорового пения» – составитель Попов В.С., Абелян Л.М.;
  • Работа с детским хором: Сб. статей/Под ред. В. Соколова.— М., 1981г.;
  • Соколов В. Работа с хором 2-е изд.— М., 1983г.;
  • Струве Г. Хоровое сольфеджио.— М., 1988г.;
  • Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992г.;
  • Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1982г..

Интернет-ресурсы:


Приложение 1

Техника безопасности

В целях безопасности своей жизни и жизни других детей, ребенок должен соблюдать следующие правила:

  • не засовывать пальцы и различные предметы в электрическую розетку;
  • пользоваться выключателем в случае необходимости;
  • уметь пользоваться специальным музыкальным оборудованием (электропианино, музыкальным центром, телевизором, видеоплеером);
  • при обращении со специальным музыкальным оборудованием, почувствовав неприятный запах, или услышав и увидев искру, немедленно прекратить действия, отойти от предмета и сообщить педагогу;
  • на занятиях не качаться на стуле и не толкать парту;
  • канцелярские предметы держать только в руках или на столе, и использовать их только в письменных целях;
  • во время занятия и в перерывах по кабинету не бегать, не подходить близко к окну и не высовываться из него;
  • не играть с острыми и колющимися предметами, не дергать руками за занавески.


Приложение 2

Педагогический мониторинг

Для того чтобы обеспечить оптимальное певческое развитие каждого участника хора, педагог должен знать результаты своей работы в индивидуальном проявлении. Эти знания позволяют успешнее определять содержательную сторону учебного процесса, решать производственные и воспитательные задачи.

В связи с этим 2 раза в год проводятся индивидуальные прослушивания всех детей, поющих в хоре. Программа проверки достаточно подробная, благоприятствующая возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении обучающегося.

        На итоговых занятиях дети выполняют задания:

  • поют вокально-хоровые упражнения с поддержкой инструмента и упражнения а’capella с показом ручных знаков;
  • поют выученный за полугодие репертуар с показом музыкально-сценических движений, выразительно передавая музыкально-содержательный образ каждой песни (8-10 песен);
  • рассказывают о стиле и о содержании заданной песни из выученного репертуара;
  • поют и прохлопывают ритм куплета заданной песни, выученной на занятиях;
  • слушают в исполнении педагога и по памяти воспроизводят интонацию и ритм мелодической линии музыкальной фразы с поддержкой инструмента и а’capella.

        Каждое задание оценивается по 3-х бальной системе:

3 балла (высокий уровень)

задание выполнено качественно:

  • ребёнок точно поет вокально-хоровые упражнения с поддержкой инструмента и а’capella с показом ручных знаков;
  • знает текст песни, точно и чисто воспроизводит интонацию и ритм ее мелодической линии; исполняет песню, выразительно передавая ее музыкально-содержательный образ;
  • знает стиль и содержание исполняемой песни;
  • точно прохлопывает ритм заданного куплета исполняемой песни;
  • точно воспроизводит певческую интонацию и ритм услышанной музыкальной фразы с поддержкой инструмента и а’capella.

2 балла (средний уровень)

задание ребенком выполнено менее качественно:

  • допущено минимальное количество недочетов в воспроизведении вокально-хоровых упражнений с поддержкой инструмента и а’capella с показом ручных знаков;
  • допущено минимальное количество недочетов в тексте выученной песни, в интонационном и ритмическом воспроизведении ее мелодической линии; исполнение песни менее выразительное;
  • допущен неточный ответ о стиле и о содержании песни;
  • допущены минимальные неточности в прохлоповании ритма заданного куплета исполняемой песни;
  • допущено неточное воспроизведение певческой интонации и ритма услышанной музыкальной фразы с поддержкой инструмента и а’capella.

1 балл (низкий уровень)

задание выполнено некачественно с допущением ребенком максимального количества недочетов в воспроизведении текста, интонации, ритма; с допущением незнания точного ответа о стиле и содержании песни; исполнение песни маловыразительное.

        Данные заносятся в протокол. В результате определяется уровень усвоения детьми программы «Основы хорового пения» (см. Протокол).


Протокол

результативности усвоения дополнительной общеобразовательной программы «Основы хорового пения» (ознакомительный уровень)

Педагог__________________________________________________

Группа №______1-го года обучения

Учебный год_____________________

Ф.И. ребёнка

1 полугодие

2 полугодие

Итого баллов

Средний балл

Уровень

(Н, С, В)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итого:

Н –

С –

В -

Н –

С –

В -

Примечание:

Н – низкий уровень

С – средний уровень

В – высокий уровень


Приложение 3

Примерный репертуарный план

  • А. Абелян «Я умею рисовать»;
  • А. Абелян «Про хомячка»;
  • Асеева «Лучше друга не найти»;
  • Е. Бикташев, О. Дриз «Грустный день»;
  • В. Витлин, Н. Найденова «Серенькая кошечка»;
  • В. Дементьев, В. Семернин «Простая песенка»;
  • Кадомцев, Т. Синявский «Я Хрю-Хрюшка»;
  • Е. Крылатов, М. Пляцковский «Упрямые утята»;
  • Е. Крылатов, Ю. Яковлев «Колыбельная медведицы»;
  • Т. Попатенко, Н. Найденова «Солнышко»;
  • Т. Попатенко, И. Черницкая «Воздушный шарик»;
  • Р. Рустамова, Л. Миронова «Мы запели песенку»;
  • Э. Силинь, Ю. Тувим «Овощи»;
  • Г. Струве, Н. Соловьева «Пестрый колпачок»;
  • Е. Тиличеева сборник «Маленькие песенки»;
  • А. Филиппенко, Т. Волгина «Цыплята»;
  • А. Филиппенко, Н. Кукловская «Пирожки»;
  • А. Филиппенко, Т. Волгина «Про лягушек и комара»;
  • А. Филиппенко, Н. Берендгоф «Вот какие чудеса»;
  • Н. Френкель, сл. народные «Потешка».

Народные песни

  • русская народная песня «Как у наших у ворот»;
  • русская народная песня «В сыром бору тропина»;
  • немецкая народная песня «Хохлатка»;
  • немецкая народная песня «Лиса-плутовка»;
  • немецкая народная песня «Соловей и лягушка»;
  • немецкая народная песня «Загадка»;
  • немецкая народная песня «Потанцуй со мной. дружок»;
  • латышская народная песня «Петушок»;
  • польская народная песня «Кузнец»;
  • чешская песня (Р. Бойко) «Раз, два, три, четыре, пять…»;
  • чешская народная песня «Мой конек»;
  • чешская народная песня «Алый платочек»;
  • чешская народная песня «Воробей и синица»;
  • американская народная песня «Дружба»;
  • эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент»;
  • украинская народная песня «Птичка»;
  • украинская народная песня «Ой, бежит ручьем вода»;
  • беларусская народная песня «Перепёлочка»;
  • кубинская народная песня «Моя мама»;
  • финская народная песня «Рано, рано по утру».

Новогодние песни

  • М. Красев, З. Александрова «Ёлочка»;
  • Т. Попатенко, М. Лаписова «Вот какая ёлочка»;
  • слова и музыка Н. Вересокиной «Зима»;
  • слова и музыка Н. Вересокиной «Шел веселый Дед Мороз»;
  • слова и музыка Е. Макшанцевой «Снег-снежок»;
  • А. Филиппенко, Г. Бойко «Пришла зима»;
  • русская народная песня «Как на тоненький ледок»;
  • Б. Фиготин, Н. Коваль «Мы встречаем Новый Год»;
  • Е. Тиличеева, Л. Некрасова «Что нам нравится зимой»;
  • Ю. Чичков «Что такое Новый Год?»;
  • В. Семенов, Л.Дымова «Если снег идет»;
  • Г. Вихарева «Ёлочка любимая»;
  • Г. Вихарева «Дед Мороз»;
  • неизвестный автор «Белый снег, белешенький».


Приложение 4

Упражнения для занятий по хоровому пению

Упражнение-игра «Кто дольше слышит звук»

Педагог играет на фортепиано один звук и просит детей слушать. Когда дети перестают слышать звук, поднимают руку. В это время стоит напряженная тишина, которая необходима для восприятия музыки.

Второй раз играет, все слушают (ребенок мысленно представляет звук), потом потихоньку, вместе с учителем, пробует пропевать звук: “А”, “О”, “У”, “Э”, “И” (поочередно). Как бы продолжая звучание инструмента.

Обязательно после пения сравнивать их исполнение “красиво – некрасиво”.

Звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо, поэтому необходимо учитывать три атаки: мягкая – создающая условия для эластичной работы связок; твердое – голосовая щель плотно смыкается до начала вдоха (рекомендуется для ребенка, склонного к вялости); придыхательное – голосовые связки смыкаются после начала вдоха (рекомендуется чрезмерно активному ребенку).

Работа над звукообразованием связана с певческим дыханием. Постепенно способствует умению слышать. Развивает устойчивость слуха, внимание, воспроизведение звука интонационно точно. Подражание должно быть осмысленным: слышать – сравнивать – оценивать. Добиваться высокого, легкого, звонкого, мягкого напевного, подвижного звука.

Упражнение 1

Напевность звучания помогает правильное формирование гласных: “А”, “О”, “У”, “Э”, “И” (Легато). Равномерно, без толчков и остановок, вести по линии пальцем и одновременно пропевать гласные. Все время на одной высоте – одинаково, монотонно, не прерывая пение до конца линии, протяжно, слитно.


Упражнение 2

Пунктирная линия (прерывистая) (Нон легато) ______ ______ _______ _______ ______ ______ _______ Равномерно вести по линии пальцем и пропевать гласные буквы, делая перерыв в звучании (отдельно, не связно). Во время паузы палец не отрывают от линии бумаги, а равномерно двигают до конца линии.

Упражнение 3

Линия из точек. (Стаккато) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Быстро дотрагиваться пальцем до каждой из них, пропевать отрывисто и активно. Можно петь на гласные звуки и слоги (“ле-ле”), с полузакрытым ртом. Очень важно точно выговаривать гласные, особенно в конце слов. Желательно пропевать на слоги “динь-динь”.

Упражнение 4

Петь звуки на легато, нон легато, стаккато. При разучивании распевок, песен это делает песню еще выразительней. Формирование навыка артикуляции предлагает становления тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных.

Необходимо добиваться свободы певческого аппарата, положение разжатых зубов при положении “А” и “О”. Собранность губ “И” и “Ю”. Округлость звучания гласной “Я”, близкой по вертикальности к формированию “Ё”. Перед проговариванием букв необходимо провести гимнастику.

Чтоб сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных необходимо учитывать очередность формирования гласных. Рот надо открывать вертикально, а не в ширину, во избежание крикливого, “белого” звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, упруги (не вялы). Мягкое небо с маленьким язычком, которое очень подвижно помогает подниматься, что способствует произношению гласных “О”, “У”. Согласных “К”, “Г”, “Х”. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта. Сочетание гласных “О”, “А” с согласными губными “Б”, “П”, “В”, “Ф” или “Д”, “Т”, “Л”, “З” приближает звук к зубам.

Для пения удобны три звука: “А”, “О”, “У”. Гласная “А” обеспечивает ротоглоточному каналу рукообразную форму, помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу связок, индивидуальный тембр голоса.

Гласный “О” способствует поднятию мягкого неба, наводит на ощущение зевка, помогает снять горловой призвук при пении или ликвидировать зажатость.

Гласный “У” больше всех поднимает мягкое небо, очень хорошо организует зевок, активизирует губы, голосовые связки, помогает освобождению нижней челюсти, формирует у детей головной регистр, обеспечивает проточность. Однако “У” – самый темный и глубокий гласный, если и хор поет глухим звуком, этим гласным не стоит пользоваться. Гласный “У” очень полезен в сочетании легато и стаккато.

Стаккато в начале упражнений дает смыкание голосовых связок, активизирует движение диафрагмы (ощущение движение передней стенки живота – “животик прыгает”).

Последовательность гласных:

  • “И, Э, А, О, У” – увеличивает размер ротовой полости;
  • “И, У, О, Э, А” – уменьшает напряженность голосовых мышц;
  • “А, О, Э, У, И” – повышает подсвязочное давление;
  • Согласные в пении “Л”, “Н”, “М” – способствуют кантилену;
  • “Д”, “Б”, “Р” – четкость дикции.

Упражнение на недостаток – зажатость нижней челюсти

К подбородку поставить кисть руки и следить, как опускается подбородок при пении особенно гласных “А”, “У”, “О”. Необходимо следить внимательно затем, чтобы ребята не задирали и не опускали низко подбородок, так то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушении физиологии певческого процесса. Необходимо, чтобы дети не наклоняли голову в разные стороны, так как важно сохранить вертикальное положение гортани.

Правильному формированию певческого звука способствует также манера произношения слов – дикция.

Произношение гласных и согласных

Правила орфоэпии. Пишется – Произносится
б, г, д, ж, з в конце слова п, к, ф, т, ш, с о безударная а д, з, с, т перед мягкими согласными дь, зь, сь, ть я безударное я, е н, нн мягко ж и ш перед мягкими согласными твердо ж удвоенное (жж) мягко – жьжь ся и сь – возвратные частицы са и с чн, чт шн, шт ч и н, разделенные согласными ч и н стн, здн сн, зн; т и д выпадают сш и зн ш твердое, долгое сч и зч щ долгое кк, тт (удвоенные согласные) кь, ть (вторая согласная выпадает).

Произношение в пение строится на общих правилах орфоэпии. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Одной из специфических особенностей певческой дикции является “перенесение” последнего согласного звука в слоги к началу следующего за ним слогом, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. При этом роль согласных несколько не должна преуменьшаться, чтоб произношение не затруднило восприятие слушателя. Навык четкой дикции можно использовать работу артикуляционного аппарата.

Приемы, способствующие правильному произношению слов

Выразительно чтение текста, песни взрослыми в процессе разучивания песни. Коллективно читать слова на высоком звучании в ритме песни (применять этот прием исполнения в быстром темпе). Выразительно читать слова по одному человеку на высоком звучании (это способствует выразительному исполнению). Прочитать текст песни “по секрету” – шепотом, четко произносить слова. Возвратившись к песни, исключив утрированность движения губ, сохранить четкость и ясность в произношении текста.

Часто при пении неправильно произносят окончания слов. Необходимо применять приемы правильного произношения слов по слогам (всем классом или по одному). Например: се-ра-и (говорят с ошибкой) се-ры-е (правильно) сол-ну-шко – сол-ныш-ко Не проглатывать окончания. Отчетливо произносить согласные звуки в конце слов. Например: листопад (пишется) – листопат (поется). наряд – нарят. Формируя навык высокой певческой позиции необходимо научиться:
Различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильно произвести голосом. Развивая звуковысотный слух у детей, развивается мелодический, гармонический и ритмический слух.

В развитие звуковысотного представления у детей используется две основные системы: абсолютная и относительная. В обеих системах необходимо широко использовать наглядность в обучении.

Упражнение 1

Проговаривать фразы голосом героев из мультфильмов и сказок “Сказочное заклинание”, разные интонации – разные лады: а) громким – страшным голосом злодея, б) печально – жалобно, как сестрица Алёнушка, в) мышка-норушка.

Упражнение 2

Игра звуков в разных октавах. Сначала один и тот же звук играют во второй октаве – потом этот же звук в малой октаве; во второй октаве – первой октаве; все звуки в первой октаве. Дать понятие: “высокие”, “средние”, “низкие”.

Упражнение 3

Знакомство с песней. Показ игрушки или картинки. Исполнять песню, как написал автор. На следующем уроке в разных регистрах. Например: где лает большая собака – а где щенок; мяукает кошка – котенок.

Упражнение 4

“Угадай, сколько звуков играю” (1-2-3). Понятия “высокий – низкий”. Для получения высокого звучания петь попевки на небольшие интервалы (3-4).


Упражнение 5.

Пение звуков восходящих и нисходящих (“Хоровое сольфеджио” Г.А. Струве) осмысленное пение ступеней и осознание их место в ладу: а) пение по ручным знакам вверх и вниз три ступени мо-ле-ви; б) эти ступени на слоги ми-мо-ма (показывая движение мелодии вверх и вниз); в) эти же ступени показывая ручными знаками пропевать на слова русских народных попевок, песен; г) пение при помощи ручных знаков по лесенке; д) использовать элементы двухголосия: первая группа поет три ступени, вторая на первом звуке задерживается (можно менять по-разному).

Пение по ручным знакам тесно связано с развитием метроритмического чувства детей, поскольку восприятия музыкального ритма тесно связано с двигательными реакциями, первые ритмические мотивы состоят из четвертей и восьмых. Шаг и бег (таблица длительностей).

Упражнение 1

Шаг и бег: четверть и восьмая. Дон и ди – ли (составляются ритмы с карточками).

Упражнение 2

Длительности усложняются. При пении необходим ансамбль. Ансамбль – это единство, согласованность всех компонентов исполнения: динамических, ритмических, тембровых. Пение в хоре тесно связано с хоровым строем – точное интонирование одноголосного пения (горизонтальный строй) и многоголосного (вертикальный строй). Чистый унисон – это основа, на которой возможно строить обучение на два голоса.

В работе над строем придерживаться правил интонирования (таблица мажорного и минорного лада). Для детей с плохим интонированием необходимо систематические занятия (рекомендация по работе с неверно поющими детьми).


Рекомендации по работе с неверно поющими детьми

Педагогу провести прослушивание с целью выявления “Гудошников”. Выявить причины неверного пения, при необходимости рекомендовать консультацию у отоларинголога. Необходимо сажать “гудошников” впереди: они так не мешают остальным ученикам, и учитель имеет возможность больше времени уделять им. Учить слушать себя. М. И. Глинка, вспоминая начало своих занятий, писал: “Хотя у меня слух был отличный, первые месяца непривычно слушать себя, я пел неверно.” Плотное закрывание ушей ладонями рук. При этом ушные раковины следует пригладить вперед. Пение звуков на гласную “у” приемом стаккато (на слабой доле) с переходом на легато, раскрепощение нижней челюсти.

На каждом занятии давать возможность “гудошникам” как можно активнее проявлять себя, участвовать в выполнении всех заданий в доступных им пределах, постепенно расширяя эти пределы. Вызывать слабого ученика вместе с хорошо “поющим”. Если ребенок неверно интонирует, то сначала послушать правильно “поющего”, а потом вместе. Хвалить “гудошников” за самый незначительный успех. Ни в коем случае не исключать “гудошника” из работы всего класса. Строй (правильность и чистота мелодической интонации) – одно из самых важных хоровых певческих умений.

Все приемы должны подчеркивать взаимосвязь чистого интонирования, активной деятельности слуха, развивать у детей слуховое внимание, слуховой контроль.

Упражнение 1

Перед началом песни учитель тихо напевает, как бы настраивая детей: Затем с этой ноты начинает петь с детьми разучиваемую песню, предлагая детям протяжно петь один звук, при этом учитель говорит: “Поем все как один, будто одна дудочка играет ду-ду!”.


Упражнение 2

В песнях, где есть “трудные места”: две одинаковые фразы, в которых окончания разное, окончание целесообразно отрабатывать несколько раз отдельно. Есть два варианта исполнения: дети более с низким голосом поют мелодию первой и второй фразы, а дети с более высокими голосами поют только заключительные слова.

Для развития динамического ансамбля можно использовать упражнение “Воображаемая гармошка”. Для выработки вокально-хоровых навыков используется материал в качестве упражнений: специальных и упражнений на разучиваемом репертуаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Средний хор" (2014-15 учеб. год)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" ознакомительного уровня 2 ступени для учащихся 2-4 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Старший хор" (2014-15 учеб. год)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" базового уровня для учащихся 5-9 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Хорове пение. Ансамбль" (2014-15 учеб. год)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" углублённого уровня для учащихся 10-11 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение" (2013-14 учеб. год)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" для учащихся 7-18 лет....

Дополнительная образовательная программа "Хоровое пение" (год создания 2008 г.)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" для учащихся 6-18 лет....

Конкурсы и мероприятия, проводимые МХЦ "Лель" - фестиваль вокально-хорового жанра общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования "Зеленоградская хоровая весна"

Фестиваль вокально-хорового жанра общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования "Зеленоградская хоровая весна"...