Методические рекомендации для педагогов
методическая разработка на тему

Князева Наталья Владимировна

 

«Здоровьесберегающее  среда , как условие формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей»

Здоровье детей является важным условием эффективности их образования, достижения обучающимися заданного уровня образованности, соответствующего Государственному образовательному стандарту.

Важным направлением реализации концепции здоровьесбережения в образовательном пространстве в настоящее время является разработка и применение здоровьесберегающих образовательных технологий на всех уровнях образования, начиная с дошкольного.  Поэтому в 2012 году на базе МБОУ ДОД ПЦ «Челээш» был разработан проект по предшкольной подготовки детей к школе и называется она «Малышкина школа»

Здоровьесберегающая педагогика включает в себя такие направления:

 — последовательное формирование здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами таких технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья;

 — воспитание у детей культуры здоровья — грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, и потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

 В основе деятельности  педагогов дополнительного образования  по предшкольной подготовке школы детей  находится междисциплинарный подход, который позволяет проанализировать и решить проблему здоровьесбережения. Основными требованиями являются системность, динамичность, практическая направленность. Системный подход определяет необходимость участия в здоровьесберегающей деятельности всех участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся и их родителей. Работу по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда происходит активное формирование личности ребёнка. Педагоги, работающие с обучающимися 5-7 лет, делают всё возможное, чтобы заложить основы необходимых знаний у детей. В соответствии с личностно-ориентированным подходом к здоровьесберегающим технологиям обеспечиваются безопасные комфортные условия для развития детей. Здоровьесберегающий образовательный процесс осуществляется на основе личностно-развивающих ситуаций, относящихся к жизненно важным для обучающихся. Компетенции здоровьесбережения включают знание и соблюдение норм здорового образа жизни, культуры питания, правил личной гигиены, физическую культуру человека, свободу и ответственность выбора образа жизни. Педагоги соблюдают принципы непрерывности (на всех этапах образовательного процесса) и целостности (комплексного развития познавательной, эмоциональной и личностной сферы всех участников образовательного процесса, а также направленность здоровьесберегающих воздействий на физический, психический и социальный компоненты здоровья).

 Наша цель — создание среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

«Малышкина школа» это  — не прообраз школьной ступени обучения, не построена по её подобию, хоть и носит наименование «школа». Это игровая школа, где дети в процессе игры (основного вида деятельности дошкольного возраста) развиваются в целостную полноценную личность.

 Цель занятий в  «Малышкиной школе» состоит не только во всестороннем развитии ребёнка, но и в создании на занятиях условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для педагогов20.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающее  среда , как условие формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей»

Здоровье детей является важным условием эффективности их образования, достижения обучающимися заданного уровня образованности, соответствующего Государственному образовательному стандарту.

Важным направлением реализации концепции здоровьесбережения в образовательном пространстве в настоящее время является разработка и применение здоровьесберегающих образовательных технологий на всех уровнях образования, начиная с дошкольного.  Поэтому в 2012 году на базе МБОУ ДОД ПЦ «Челээш» был разработан проект по предшкольной подготовки детей к школе и называется она «Малышкина школа»

Здоровьесберегающая педагогика включает в себя такие направления:

 — последовательное формирование здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами таких технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья;

 — воспитание у детей культуры здоровья — грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, и потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

 В основе деятельности  педагогов дополнительного образования  по предшкольной подготовке школы детей  находится междисциплинарный подход, который позволяет проанализировать и решить проблему здоровьесбережения. Основными требованиями являются системность, динамичность, практическая направленность. Системный подход определяет необходимость участия в здоровьесберегающей деятельности всех участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся и их родителей. Работу по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда происходит активное формирование личности ребёнка. Педагоги, работающие с обучающимися 5-7 лет, делают всё возможное, чтобы заложить основы необходимых знаний у детей. В соответствии с личностно-ориентированным подходом к здоровьесберегающим технологиям обеспечиваются безопасные комфортные условия для развития детей. Здоровьесберегающий образовательный процесс осуществляется на основе личностно-развивающих ситуаций, относящихся к жизненно важным для обучающихся. Компетенции здоровьесбережения включают знание и соблюдение норм здорового образа жизни, культуры питания, правил личной гигиены, физическую культуру человека, свободу и ответственность выбора образа жизни. Педагоги соблюдают принципы непрерывности (на всех этапах образовательного процесса) и целостности (комплексного развития познавательной, эмоциональной и личностной сферы всех участников образовательного процесса, а также направленность здоровьесберегающих воздействий на физический, психический и социальный компоненты здоровья).

 Наша цель — создание среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

«Малышкина школа» это  — не прообраз школьной ступени обучения, не построена по её подобию, хоть и носит наименование «школа». Это игровая школа, где дети в процессе игры (основного вида деятельности дошкольного возраста) развиваются в целостную полноценную личность.

 Цель занятий в  «Малышкиной школе» состоит не только во всестороннем развитии ребёнка, но и в создании на занятиях условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

 Для этого первым делом были создана предметная среда для занятий, соответствующие возрасту обучающихся (5 – 6 -7лет):

 Для занятий были выбраны просторные, светлые кабинеты.

 Мебель в кабинетах соответствует возрастным особенностям обучающихся, она регулируется под рост ребёнка.

 В кабинетах строго соблюдаются гигиенические требования и режим проветривания.

Созданы зоны отдыха – ковры  и диваны для проведения игр во время занятий, минуток здоровья и отдыха и игр на переменах.

На всех занятиях педагоги используют рекомендации к технологии В.Ф. Базарного «Психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса»:

 - располагают учебно-наглядный материал в разных частях кабинета;

 - проводят занятия в режиме смен динамических пауз;

 - используют игровые методы и приемы, которые вызывают положительные эмоции детей, и помогают ребенку в период адаптации.

 Физическое здоровье детей неразрывно связано с психологическим комфортом. Поэтому на занятиях мы всегда стараемся реализовывать принцип комфортности и творчества. Принцип комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятии атмосферы, расковывающей детей, ибо никакие успехи не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе и подавлении личности ребенка. Авторитаризм педагога  приносит колоссальный вред здоровью детей, несравнимый даже с учебными перегрузками. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, что является неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни приобретает общеобразовательное и здоровьесберегающее значение.

 Дошкольникам свойственна психологическая пресыщаемость, они быстро утомляются, поэтому им необходимо частое переключение с одного вида деятельности на другой. Поэтому в соответствии с возрастными особенностями во время занятий им необходимо давать возможность отдохнуть, подвигаться, отвлечься. В структуру занятий включаются так называемые «Минутки здоровья» или физминутки.

Это небольшие по времени, рассчитанные на 2-3 минуты, фрагменты урока, которые могут включать упражнения:

 Дыхательные;

 Для профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата и развития координации движений (со стихотворным сопровождением и без него);

 Эмоциональный тренинг;

 Пальчиковая гимнастика;

 Гимнастики для глаз;

 Релаксационные упражнения для снятия напряжения;

 Коллективные игры с участием взрослого;

 Подвижные игры с музыкальным сопровождением и без него.

 Физминутка всегда тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия.

 Основные задачи физминуток – это:

 — снять усталость и напряжение

 — внести эмоциональный заряд;

 — совершенствовать общую моторику;

 — вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны.

 На занятиях по окружающему миру используются физминутки, в которых имитируется какое-то явление природы или животное.

 При изучении букв мы часто отдыхаем, играя в игру «Превратись в букву». При этом мы выполняем несколько задач: закрепляем буквы, развиваем внимание и память, общую моторику, отдыхаем. Когда ведущий говорит: бегите, дети бегают, а когда говорит: замрите – «Буква А», дети замирают, превратившись в букву А. Кто пошевелится, выходит из игры.

 Есть и универсальные физминутки, которые можно использовать на разных занятиях. Они направлены на развитие разных процессов.

 На занятиях  при изучении цифр используются рифмовки, которые являются одновременно и учебным материалом, и физическими упражнениями.

Занятия по английскому языку – благодатная почва для любых начинаний, включая здоровьесбережение. Более того, это просто часть учебного процесса, обеспечивающая успешное усвоение необходимого материала. Дети дошкольного возраста охотно играют, поют, слушают весёлые истории, разыгрывают сценки на английском языке. Их не смущает, что знают не очень много, интерес и удовольствие от успеха – главное. Ведь достаточно знать 2 слова, чтобы поиграть, например, в моряков. Полоска разделяет море (the sea) и сушу(the ground). Дети прыгают в море и на сушу, слыша соответствующие слова по-английски. Можно превратиться в тренера и спортсменов (изучая глаголы движения – run, jump, ski, skate), в обитателей джунглей (изображая их движения, угадывая их названия). Движения сопровождают все считалки, чанты (ритмические стихотворения под музыку) и песни на английском языке. Дети выполняют их под приятную музыку вместе с носителями языка, чьи голоса они слышат в записи.

 Пальчиковые игры помогают развивать мелкую моторику, помогающую освоить многие общеучебные умения и навыки.

Благоприятный психологический климат на занятиях, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных обучающимися и педагогами, определяет позитивное воздействие   нашей «Малышкиной школы » на здоровье воспитанников.

Важным звеном в целостной системе повышения профессионального мастерства является организация методической работы. В МБОУ ДОД ПЦ «Челээш»  работает методическое объединение «Культура здоровья как фактор образовательной среды» для педагогов дополнительного образования, которых волнует проблема здоровьесбережения обучающихся. В программе работы МО — мастер-классы, тренинги, деловая игра, «круглый стол», выставка методического материала.

 Работа методобъединения приносит ожидаемые результаты: повышение профессиональной компетентности, активности педагогов и их активное участие в здоровьесберегающей инновационной деятельности, в сохранении и укреплении физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Мы провели анализ наших программ по предметам, скорректировали их в сторону здоровьесбережения, скоординировали цели, содержание и педагогическое обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса.

 Здоровьесберегающую деятельность невозможно осуществить без тесного сотрудничества с семьями воспитанников. Развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.

 В работе с родителями мы стремимся к формированию у них представлений о влиянии здоровья ребёнка на успешность его обучения, повышение их активности в планировании и организации мероприятий, направленных на оздоровление детей в процессе образовательной деятельности (тематические родительские собрания, консультации педагогов и приглашённых специалистов). Проводятся и различные спортивные праздники и досуговые мероприятия («День здоровья», «Мама, папа и я — спортивная семья», «Мы – мужчины!»), во время которых педагоги, родители и дети сотрудничают на благо здоровья.

Опыт показывает, что только целенаправленная работа всего педагогического коллектива и родителей может способствовать сохранению здоровья наших детей.

 Существует очень много разных определений здоровья. В Уставе ВОЗ здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Мы считаем важным руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект, и продолжать работу в данном направлении. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по изобразительному искусству по уроку 1-ом классе по теме «Лепка рельефа "Бабочка» из солёного теста"

Учебный материал может быть интересен педагогам по изобразительному искусству. Данный материал содержит план-конспекты  двух занятитй, образцы работ учащихся и  методические рекомендации по ...

Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов

Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...

Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по профилактике детского суицида

Причины суицидов среди подростковТипы суицидального поведенияДиагностика, профилактика и превенция суицида и т.д....

Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"

Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...

Методические рекомендации для педагогов по разработке методической продукции

В данном материале можно ознакомиться с методическими рекомендациями  для педагогов по разработке методической продукции...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Памятка педагогу при проведении занятий»

Дополнительное образование детей, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, осуществляет целостный образовательный процесс, развивает творческий потенциал обучающихся в соответствии с...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...