Программа математического кружка в 5 классах. "Задачи- сказки"
методическая разработка (6 класс) на тему

Зверкова  Марина Николаевна

Данный материал можно использовать на математическом кружке или как дополнительный материал по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_-_skazki_poyasneniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое описание работы над задачами

со сказочными сюжетами для 5 классов.

Существует много методических приемов, способствующих формированию устойчивого интереса детей к математике. Один из них – сочетание в задачах неизведанного мира математики с волшебным миром сказки.

 Дети очень хорошо воспринимают математические задачи со сказочным сюжетом, испытывают неподдельный интерес к происходящему и считают себя активными участниками событий, в которых действуют их знакомые сказочные персонажи.

Они легче воспринимают текст задачи и незаметно для себя учатся логически мыслить. Задачи – сказки не только учат ребенка мыслить, но и прививают ему чувство доброты, не оставляют равнодушным к трудностям, которые испытывают его сказочные друзья. Ради этого он готов вступить в «математический бой».

Условия задач со сказочным сюжетом в большинстве своем достаточно громоздки. Поэтому возникает вопрос: а стоит ли тратить столько времени на их изложение? На мой взгляд, стоит. Читая текст, ребенок испытывает желание разобраться в сказочной ситуации. Увлеченные сказочным сюжетом,  дети, сопереживая главным героям, решают морально- этические проблемы с традиционных позиций русской культуры на фоне игровой мотивации.

Задачи – сказки позволяют сохранить интерес  к математике не только на протяжении обучения детей в начальной школе, но и в дальнейшем.

В этом случае не возникает проблем в организации внеклассной работы по математике в средней школе.

Изображение условия задачи.

Для облегчения процесса решения логических задач можно использовать графический метод изображения условий, ориентированный на преимущественное развитие у детей образного мышления.

Графическое изображение логических задач помогает концентрации внимания при осмыслении ребенком условия задачи и развитию его логического мышления в непосредственной связи с образным восприятием. Необходимы и полезны в этой связи самостоятельные попытки детей строить (рисовать) схемы логических задач с последующим анализом.

Условие в логических задачах- сказках можно рисовать в виде геометрических фигур, в виде таблиц и просто отдельных зарисовок.

 

Комментарий к оформлению и решению  задач для сказки

« Царевна – лягушка».

Основные цели работы над задачами:

а) объяснить и закрепить понятие «истинно и ложно»;

б) научить построению отрицаний к высказываниям;

в) формировать и развивать  образное мышление учащихся;

г) научить решать задачи нестандартными методами, используя понятия    математической логики.

Большинство последовательно усложняющихся задач этой сказки содержит по два заведомо ложных утверждения. Для правильного решения таких задач требуется построить утверждения противоположные данным, а значит истинные, и лишь после этого решить, как следует поступить герою. Простейшие задачи этой сказки позволяют выработать у детей навык построения схем утверждений, помогающих осмыслению условия и упрощающих последующий анализ ситуации и мотивацию решения.

Целью этой сказки является выработка у детей навыков:

  1. графического изображения условия задачи;
  2.  анализа условия с помощью графических схем;
  3. построения отрицаний к высказываниям и их графического изображения;
  4. логического умозаключения, являющегося решением задачи.

Хотя простейшие задачи этой сказки могут быть решены и без введения графических схем, на них нужно отработать навык графического изображения условий и построения отрицаний, без которого осмысленное решение более сложных логических задач и объяснение этих решений будет представлять для детей значительные трудности.

Необходимо добиваться от детей проработки истинных утверждений, используя отрицания.

При решении детьми задач надо обращать особое внимание на то, чтобы высказывая суждение, являющееся решение задачи, ребенок руководствовался не симпатией или антипатией к определенному герою сказки (например, волк традиционно плохой – ему верить нельзя), а условием задачи и его анализом. В сказку включены задачи с ориентированием по карте, это поможет закрепить понятия «право – лево».

№ занятия

Тема занятия

Цели занятия

1.

Понятие « истинно и ложно»,

« отрицание».

Задачи № 1- № 4.

1.Введение новых понятий.

2.Научить находить истинные и ложные высказывания.

3.Научить построению отрицаний к высказываниям.

2.

Понятие «истинно и ложно».

Продолжение работы.

Задачи № 5 –  № 8.

1.Продолжить работу над построением отрицаний.

2.Сформировать навык построения графических схем.

3.Продолжить работу над построением отрицаний.

3.

 Высказывания, противоречащие друг другу.

Задачи № 9 – № 13.

Задача № 14.- домашнее задание.

1.Познакомить с противоречащими друг другу высказываниями.

2.Продолжить работу над формированием умения строить графические схемы к задачам.

3.Продолжить использование таблиц для решения задач.

4.

Высказывания, содержащие в себе и истину, и ложь одновременно.

  Задача № 15 –  №19.

1.Повторение и закрепление работы над высказываниями.

2.Формировать умение делать умозаключения.

3. Продолжить работу над формированием строить графические модели к условиям.

5.

Закрепление и повторение понятий.

Задачи № 20 – 22.

1. Контроль над формированием понятий

« истинные и ложные высказывания»

2.Повторить понятие «налево», «направо», «прямо».

3.Развивать пространственное представление, память и внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...

Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...

Рабочая программа математического кружка по подготовке к ЕГЭ

Данный кружок посвящен подготовке   к сдаче единого государственного экзамена и дальнейшему поступлению школьника в ВУЗ.В кружке  рассматриваются все темы, которые утверждены Минис...

программа математического кружка

полная разработка программы математического кружка для учащихся 6 - 7 классов...

Рабочая программа математического кружка«Думаем, считаем, повторяем»

Математический кружок «Думаем, считаем, повторяем» рассчитан на 144 учебных часа (4ч в неделю)  для учащихся  10-11  классов....

Рабочая программа математического кружка "Математические страницы"

Данный материал полезен для кружковой работы по математике...

Рабочая программа математического кружка "Математические этюды" 5 класс

Программа внеурочной деятельности «Математические этюды» разработана с целью расширения курса «Математика» в 5 классе.Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за пределы объем...