«Проектирование занятия по созданию мультипликационного фильма»
проект на тему

Карягина Валентина Васильевна

На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях в обучении, в связи с концепцией «Наша новая школа». В настоящее время

школа способствует формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования

Итоговая работа

на тему: «Проектирование занятия по созданию мультипликационного фильма»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ВБ:27.01-31.01.2014 г. «Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий»

  Выполнила: Карягина Валентина Васильевна,

                                                                педагог дополнительного образования

                          СП «Поиск» ГБОУ СОШ №2 п.г.т.Суходол

                                                                         муниципального района

Сергиевский Самарской области

Самара, 2014

 На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях в

обучении, в связи с концепцией «Наша новая школа». В настоящее время

школа способствует формированию таких качеств личности, как

инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные

решения. Именно эти качества востребованы обществом в настоящее время.

Главной целью учителя является развитие творческой, конкурентно

способной личности. Для этого необходимо создавать благоприятное

пространство, способствующее успешному развитию каждого ребенка, через

мотивацию учения, воспитание интереса к познавательной деятельности на

уроках с применением ИКТ-технологий и выработку потребности и умения

учиться.

В настоящее время нововведения стали реальностью повседневной жизни

современной школы. Основной задачей является решение не «заставлять

выучить», а «помочь развиваться». Внедрение ИКТ на всех уроках даёт

возможность преподавателям осознать место и роль компьютера в учебном

процессе, оценить возможности новых компьютерных технологий как

средства обучения.

Одним из важных мотивов учения школьников является интерес.

Интерес - это активная познавательная направленность человека на тот или

иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным

эмоциональным отношением к ним. А стимулятором деятельности выступает

личная заинтересованность ученика. Она состоит из реальных предметных,

учебных, творческих действий в принятии решений по преодолению

препятствий.

Интерес характеризуется познавательной активностью. Ученик ищет

интересующую его информацию, посвящает свободное время предмету

познавательного интереса. Направляя интерес детей, их личную

заинтересованность к этому предмету, учитель тем самым повышает

познавательную активность. Предметом такой заинтересованности может

стать создание мультипликационного фильма. Сегодня мультипликация

уже перестала быть просто впечатляющим зрелищем, которое можно лишь

воспринимать со всё большего числа окружающих человека и экранов. Она – элемент "новой грамотности". По мере компьютеризации нашей жизни, по мере наполнения школ современной техникой, всё больше и больше

появляется людей, осознающих образовательные и просто

коммуникационные возможности новых технологий и их большую

доступность. И эти технологические изменения приводят постепенно к

изменениям в самих наших представлениях о том, что такое грамотный

человек. Понятие грамотности во всѐй большей степени включает в себя,

кроме традиционных чтения и письма, ещѐ и умение набирать текст на

клавиатуре, записывать звук, создавать цифровую фотографию и видео,

работать с электронными документами. Мультипликация, безусловно, один

из активных элементов в этом ряду мультимедийных возможностей.

Создание мультфильма на занятиях - это, по сути, проектное обучение.

Личностный смысл деятельности ученика повышает его мотивацию в учении

и развивает его творческий потенциал. Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл. Важнейшие факты истории развития искусства мультипликации отмечены в трудах С.С.Асенина, Н.И.Венгер, А.А.Волкова, И.П.Иванова-Вано и др.  По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. ШАТАЛИНА “Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться”.

   Однако при организации занятий  в виде теоретических и практических занятий, сформировать навыки командной работы и воспитать чувство ответственности за работу всей команды или группы оказалось довольно сложно из-за разновозрастных групп. Создание мультипликационного  фильма предусматривает формирование у учащихся работать в коллективе и команде, эффективно общаться между собой.  Для решения первой проблемы была предпринята попытка разбить учащихся на малые группы, но это привело к тому, что в каждой малой группе задание выполнял один и тот же уч-ся, а остальные члены группы не проявляли особой активности и теряли интерес к занятию.

Для решения проблемы формирования у учащихся навыков командной работы мной были рассмотрены некоторые методы (технологии) активного обучения. 

Лекция - Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, актуализация темы, ее практическая значимость.

К недостаткам лекционных занятий можно отнести следующие:  необходимость в дополнительных иллюстрациях, что требует регулярной корректировки. После чтения лекций целесообразно провести опрос уч-ся с целью учета их мнения.

  Микрогруппа - Совместная работа, которую каждый уч-ся использует для собственного обучения и обучения окружающих, развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания. Повышается уровень эмпатии, развивается умение взглянуть на мир глазами другого человека. В работу вовлекаются практически все ребята. Учеба вместе с кем-то, в отличие от учебы в одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых учеников, делает прочнее знания более сильных ребят. Происходит взаимное обогащение учащихся в группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий. Правильно организованная совместная работа активизирует познавательную активность, развивает рефлексивные навыки. Многочисленные исследования показали, что хорошо организованные группы оказываются полезными для всех их членов, не зависимо от их начального уровня.

некоторые недостатки технологии:

  • Некоторые ребята ведут себя слишком пассивно.
  • В то время как один или двое учеников делают все работу, остальные молчат или принимают минимальное участие.
  • Некоторые ребята вообще отказываются принимать участие в групповой работе.
  • Дети боятся или не хотят делать что-то самостоятельно.

Не все предложенные в группе идеи принимаются во внимание. Необходимо постоянно обращать внимание ребят на то, какие качества и умения необходимы для того, чтобы совместно выполнить задание. Назовем их:

  • умение слушать друг друга;
  • умение доверять друг другу;
  • умение задавать друг другу вопросы;
  • умение давать «обратную связь» (на высказывания или действия товарищей по группе);
  • умение принимать и положительно относиться к различиям между членами группы;
  • умение учить друг друга;
  • умение разрешать споры;
  • умение руководить групповой работой;
  • умение приходить к согласию;
  • умение работать в команде.

    Позитивная взаимозависимость возникает тогда, когда для того, чтобы добиться успеха, каждый член группы нуждается в остальных ее членах. Работа каждого члена микрогруппы должна быть выгодна как для него самого, так и для остальных ребят и всей группы в целом.

 Главным лозунгом групповой работы должно стать: «Мы все работаем друг для друга. Мы в одной лодке - или вместе выплывем, или вместе утонем».

В основе  учебных занятий имеются общие характеристики:

  • каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
  •  учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
  • построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.

 Работать над мультфильмом, нужно четко распределить обязанности, причем стараться учесть не только желание учащихся.  Сценаристы, актеры, фотографы (кто фотографирует актеров, их движения), фотографы-аниматоры (кто фотографирует движения объектов на сцене), художники (кто рисует элементы фона), аниматоры (кто перемещает объекты на сцене), звукорежиссеры (кто записывает и обрабатывает звук), монтажеры (кто выполняет монтаж отснятого и озвученного материала). Это количество ролей  обусловлено желанием задействовать всех участников. При разработке шаблона договаривались с детьми, что отклонения от сценария возможны, потому как инициатива и творчество - неотъемлемая часть работы над мультфильмом, но сценарий содержит ту линию (идею), которой нужно придерживаться. Для того, чтобы сценаристы могли контролировать выполнение сценария, они были распределены по другим группам, присутствовали при их работе, отмечали выполнение и записывали замечания. Затем эти листы помогли детям сделать анализ своей работы и работы группы. 
  Какие риски встречает учитель, планируя урок:
• Группа по созданию мультфильма не уложилась по времени.

• Выход из строя оборудования. Возможное решение: иметь дополнительный набор.
• Учащиеся не умеют пользоваться оборудованием или программным обеспечением. Возможное решение: подбирать группы по интересам (навыкам), давать инструкции по использованию оборудования и программного обеспечения.

Занятие в режиме  групповые технологии  предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

  • одновременная работа со всей группой;
  • работа в парах;
  • групповая работа на принципах дифференциации.

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучения осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

Технология коллективной творческой деятельности предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, выставка, награждение,  и др. Можно говорить о некоторых принципах организации коллективного дела как творческого. Это принципы состязательности, игры, импровизации, которые работают потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.

                          ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Образовательные цели урока: развитие знаний обучающихся о создание мультипликационного фильма

Развивающие цели урока: развитие знаний о способах создания  короткометражных мультфильмов.

Воспитательная цель урока: формирование представления создания

компьютерной анимации. Основные операции при создании анимации.

Этапы создания мультфильма. Учащиеся продумывают основную идею, делают эскизы персонажей, подбирают материалы для изготовления мультфильма.

Раздаточный материал: Кисти, Карандаши простые, карандаши цветные 24 цвета,

карандаши акварельные 12 цветов, мелки восковые, клей карандашный,

клей ПВА, ножницы, альбом для рисования 48 л, спички, уголь художественный, салфетки, проволока различного объема, нож канцелярский, баночки-непроливайки под воду, ластик, скотч бумажный,

скотч двусторонний.

Основные этапы урока: Далее группы приступают к этапу реализации мультфильма, в каждой группе делятся на группы: сценаристы, художники, фотографы, звукорежиссеры, монтажеры

Организационная деятельность. Знакомство с ходом урока.

 Задание. Смонтировать 2 части мультфильма по стихам:

Все дети должны знать:

С розеткой очень интересно играть!

Сунешь гвоздик ненароком -

И тебя ударит током.

Так ударит, что прости

Можно в школу не идти!

Если в дверь звонит звонок-

Не смотри, дружок, в глазок,

Кто пришел - не узнавай,

Двери сразу открывай!

Действия

Отметка о выполнении

Откройте программу обработки видео

Импортируйте кадры из папки

Загрузите на ленту кадров все подготовленные кадры

Загрузите на ленту звука 2 звуковых файла

Проверьте соответствие длины кадров для первого стиха и длины звукового файла для первого стиха

Измените длину каждого кадра так, чтобы дина кадров для первого стиха совпадала с длиной звукового файла для первого стиха.

Проверьте соответствие длины кадров для второго стиха и длины звукового файла для второго стиха

Измените длину каждого слайда так, чтобы длина кадров для второго стиха совпадала с длиной звукового файла для второго стиха.

Сделайте видео-переход от первого стиха ко второму

Сохраните проект

Программные средства: Операционная система MS Windows XP. Антивирусная программа Антивирус Касперского. Программа-архиватор WinRaR. Графический планшет. MS Office 2003/2007. Звуковой и видео редактор Windows Movie Maker. Звуковой и видео редактор «Pinnacle Studio HD Ultimate Collection 15». Графический редактор «Adobe Photoshop». Графический редактор «Paint». Мультимедиа проигрыватель Windows Media. Браузер MS Explorer. Простой редактор Web-страниц (Блокнот).

Техническая оснащенность: Кабинет в котором находится Студия графического дизайна и аудио-видео монтажа: Мультимедиакомпьютер – 10, Наушники с микрофоном – 10, графический планшет – 10, сканер – 1, принтер – 1, медиаклавиатура – 1, цифровая камера – 1.

    Таким образом, групповые технологии в образовательном процессе позволяют:

повысить мотивации обучения у обучающихся;

развить интеллектуальные навыки у обучающихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

                   

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Подготовительный:

Формулируем проблему, определяем тему, цель и сроки.
Планируем предстоящие дела и определяем средства.

Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации.

Списки групп

Аналитический

анализируют собранный материал, дискутируют.
Составляют алгоритм действий, распределяют поручения и обязанности.

Организуют совместный поиск информации.
Задают вопросы самостоятельно ищут ответы.
Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения,
 Договариваются с остальными участниками проекта.

Оценки устных ответов уч-ся;

Распределение по ролям.

Основной

Привлекают детей к достижению намеченного плана.

Реализуют основные совместные действия:
 
- Совместный просмотр мультфильмов (советская классика и классика Диснея)
 - Экспериментирование: «Как мы в детстве рисовали мультфильмы»

Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла:
- беседы с элементами дискуссии:  «Мой любимый мультфильм», «Легко ли сделать мультфильм»
 - совместный просмотр и обсуждение мультфильмов «Вовка в тридесятом царстве», «Чебурашка» и т.д..
 сочинение сюжетов мультфильма «Сказочный лес»,
 - Составление диалогов для мультфильма.
 - Озвучивание мультфильма.
Продуктивная деятельность: Художественная деятельность:
рисование:   «Любимый  мультипликационный герой».

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою

познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки

результата);

Презентационный

Представление продукта проектной  деятельности: Просмотр мультфильма Показ родителям.

Наряду со взрослыми участвуют в представлении продукта проектной деятельности.

Просмотр и анализ мультфильма

Рефлексивный

Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что понравилось больше всего? Как мы можем еще использовать эти знания?

Отвечают на вопросы и задают их.
Намечают темы следующих проектов.
Отражают содержание проекта в сюжетных играх, продуктивной деятельности

Анализ занятия, итоговые оценки

 Критерии эффективности групповой технологии:

  1. Учащиеся понимают правила работы и выполняют их.
  2. Учащиеся проявляют осознанную активность.
  3. У учащихся наблюдается желание работать.
  4. Учащиеся дают четкие ответы и хорошо сформулированные вопросы.
  5. После совместной работы учащиеся приобретают опыт использования знаний, которые скажутся на результате создания мультфильма.
  6. Учащиеся испытывают положительные эмоции после просмотра  совместной работы.

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, направлены на то, чтобы:

-разбудить активность детей;

-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

-подвести эту деятельность к процессу творчества;

-опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. Поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

                      Перечень используемой литературы:

  1. Анофриков П.И. Принципы работы детской студии мультипликации / П.И. Анофриков. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2008. – 17 с.
  2. Велинский Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки: методическое пособие / Д.В. Велинский. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2004. – 18 с.
  3. Иткин В. Карманная книга мульт-жюриста: учебник неругачих обсуждений / В. Иткин. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2006. – 21 с.
  4. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение, 1990. – 176с.
  5. Курс «Увлекательная мультипликация». Режим доступа – http://www.touchscience.ru/moodle/course/view.php?id=26

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные мультипликационные фильмы на уроках информатики

в статье написано зачем нужно исползовать на уроках учебные мультипликационные фильмы....

ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наряду с  семьей и системой образования сегодня к сильнейшим объектам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. В ...

Проект "Инновационная проектная деятельность по созданию мультипликационных фильмов средствами интерактивного оборудования"

В представленной работе представлен опыт работы по созданию мультипликации с использованием информационных технологий с детьми младшего и среднего школьного возраста в объединении технической направле...

Методическая разработка занятия «Мультипликационный фильм с пластилиновыми героями»

Методическая разработка современного занятияк    программе  дополнительного образования детей 7-8 лет  «Пластилиновая фантазия»«Сказочные персонажи» 2ч...

Внеурочное занятие по информатике "Создание мультипликационного сюжета с помощью программы Power Point"

Обучающиеся представляют  простейшие способы создания движущихся изображений...

УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (период создания фильмов с 2014 по 2018 гг.)

УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время.  (пери...

УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (период создания фильмов с 2019 по 2023 гг.)

УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время.  (пери...