ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по психологии на тему

Валдас Марина Иосифовна

 

Наряду с  семьей и системой образования сегодня к сильнейшим объектам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. В данной статье мы помытались рассмотреть как же влияют мультфильмы на социализацию детей.      

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                    М. И. Валдас,

                                                                                                   Педагог-сихолог,                                                                                                                  МКОУ Центр психолого-медико-

социального сопровождения                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                   Е. М. Соловьева,

                                                                                       Старший преподаватель кафедры общей психологии  

                                                      ФБГОУ ВПО «Уральский государственный

                                                                              педагогический университет»

                                                                                                  Ю.  С. Чувашова

                                                                                                 Педагог- психолог                                                                                                                                                                                                                                           Семейный клуб «Радость»

Влияние мультипликационных фильмов на процесс социализации у детей дошкольного возраста

Наряду с  семьей и системой образования сегодня к сильнейшим объектам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет.      

  В данной статье авторы проанализировали влияние мультипликационных фильмов на процесс социализации у детей дошкольного возраста, а именно на формирование их мировоззрения, картины мира, системы ценностей.

Социализация — это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта [9, c. 156]. Данный процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека, но основы успешной социализации закладываются в детстве [4]. Дошкольное детство - период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения, обретения социальной ориентации, социальной роли.

Для успешной адаптации ребенку необходимо не только освоить навыки социальной коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, но и определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия, как с предметным миром, так и с миром социальным [9].

Протекание процесса социализации детей дошкольного возраста раскрывается через такие показатели как: полоролевое поведение; способность разрешения конфликтов; самосознание; самооценка; усвоение социальной информации.

Мухина В.С. пишет: «Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые — их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях

сказочных персонажей, наделенных теми или другими чертами» [7, с. 157]. Современные дошкольники сталкиваются со сказочными героями на страницах книг, на телевизионных экранах при просмотре художественных фильмов и, чаще всего, мультипликационных фильмов. Таким образом, мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения [10].

В настоящее время в связи со стремительным развитием средств массовой информации происходит постоянное увеличение каналов на телевидении, возрастает количество зарубежных художественных и мультипликационных фильмов.

Современная мультипликация имеет ряд следующих  особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями) [3].

Влияние мультипликационных фильмов на дошкольников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание.

Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому [8]. В отношении дошкольников герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Мультипликационный фильм способствует погружению ребенка в особое эмоциональное состояние, дает возможность эмоционально контактировать с персонажами, в чем ребёнок в силу своего возраста остро нуждается.

Внушение – воздействие  на человека, вербальными или невербальными средствами, которые вызывают определенные состояния, создают некоторые ощущения, формируют представления. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям дошкольника.

Следующий механизм – подражание. Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу. У дошкольника подражание чрезвычайно развито, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дошкольники подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное [3].

Мухина В.С. отмечает: «Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения» [6, с. 224].

В целом, можно отметить, что мультипликационные фильмы формируют у детей  первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение.

Приведем примеры психологического смысла известных, мультфильмов:

"Чебурашка и крокодил Гена" (1969-1983), «Крошка Енот» (1974), "Бюро находок"(1982), «Смурфы» (1981-1990, Бельгия, США),  «Приключение Лунтика и его друзей» (2006, Россия), «Вэлиант. Пернатый спецназ» (2005, США) - умение дружить,  альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь, взаимовыручка. 

 «Трое из Простоквашино" (1980), «Приключение домовенка Кузи»(1982),  -  дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность.

«Ларри и его команда» (2008, Австралия)- работе в команде,  дружелюбному отношению к дому и окружающей среде.

"Золушка"(1979) - трудолюбие, терпимость, обретение любимого человека, друга.

"Мама для мамонтенка"(1981), «В поисках Немо» (2003 США, Австралия) - любовь к родителям и детям, ценность семьи.

"К.О.А.П.П." (1984), «Уроки тетушки Совы» (Россия, Украина. 2006)    - познание окружающего мира, концепция "я - ты", сосуществование, содружество [1].

Однако сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: драки, смерть, убийство, криминальные разборки [2]. Например: «Трансформеры», «Человек –паук», «Супер-мен», «Черепашки Ниндзя».

Рассмотрим возможные последствия влияния таких мультфильмов:

  • главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.
  • девиантное поведение героев мультфильма никем не наказывается. В итоге, у дошкольника закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.
  • демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами.
  • транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Дошкольный возраст — это период активной половой идентификации ребёнка.
  • распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. Эффект систематического просмотра подобных мультфильмов проявляется в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости ребенка.
  • используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем — неизбежно страдает внутреннее самоощущение ребенка [5].

Для уточнения влияния мультипликационных фильмов на социализацию дошкольника было проведено анкетирование родителей на тему «Роль мультфильмов в жизни современного дошкольника», результаты которого представлены ниже.

В исследование приняли участие 38 родителей. Каждый родитель воспитывает ребенка дошкольного возраста от 2 до 6 лет. Из 38 детей: мальчиков –23, девочек-15; все родители-участники исследования указали, что их ребенок смотрит мультипликационные фильмы. Около 87 % дошкольников данной выборки смотрят мультфильмы ежедневно, причем 50% дошкольников тратит неограниченное количество времени на просмотр мультфильмов в течение дня, 26% детей – один час, только 18% детей смотрят мультфильмы не более 20 минут в день.

Предпочтения детей можно обозначить следующим образом: 40%  детей чаще смотрят отечественные мультфильмы, 18%  зарубежные, 42% дошкольников часто смотрят как отечественные, так и зарубежные мультфильмы. Родители отметили, что в целом у детей нет особых предпочтений в выборе мультфильмов, они готовы смотреть практически любые. Следовательно, то, какой мультфильм будет смотреть ребенок, зависит от родителей. Однако следующие результаты заставляют задуматься о том, всегда ли родители видят и контролируют то, что смотрят их дети.  

При выборе мультфильмов родители руководствуются следующими факторами: 45%-смысловой нагрузкой мультфильма, 29% зрелищностью, 13% – популярностью, 13%  родителей не задумываются над этим вопросом.

Ответы респонденты свидетельствуют, что только 34%  смотрят мультфильмы совместно с ребенком:  60% родителей иногда,  и 6%  родителей не смотрят мультфильмы с ребенком совсем. Постоянно обсуждают и анализируют увиденное в мультфильме  47% опрошенных родителей, 47% респондентов делают это от случая к случаю ,  6% родителей о содержании  просматриваемых мультфильмов со своим ребенком не говорят.

В целом, родители признают ценность мультфильмов – 86% родителей считают, что мультфильмы  необходимы для развития и воспитания детей.

Родители выделили следующие положительные качества, развитию которых способствует просмотр мультфильмов: доброта, сочувствие, усидчивость, рассудительность,  вежливость, уважение, музыкальность,  умение анализировать ситуации, необходимость делиться, дружба, смелость, безопасность, различные образцы поведения, ответственность, любовь. Также в качестве положительных результатов указывают  развитие речи, памяти, воображения, мышления, возможность для ребенка получить новую информацию, развитие ценностей,  

Также родители выделили и отрицательнее качества развитию, которых способствует просмотр мультфильмов: зависимость, насилие, агрессия, искаженное восприятие действительности, возбужденность, повторение негативных действий, страхи, жестокость,  раздражительность,  повторение негативных слов и действий.

На вопрос «Мульфильмы для Вас это-…», были получены следующие ответы родителей:  свободное время родителей,  свободное время ребенка, развлечение, приятное времяпрепровождение,  средство воспитания, интересная сказка,  добрые положительные эмоции, помощь в воспитании ребенка,  отдых,  спокойствие,  воспоминание детства,  детство которое хочется вернуть,  сказочный мир,  способ успокоить ребенка.

 Анализ литературы по данной проблеме и результаты проведенного анкетирования свидетельствует о том, что та среда, которая окружает малыша то, что он видит, слышит, несомненно, влияет на его развитие и его социализацию в обществе. А мультфильм один из значимых факторов влияния на ребенка дошкольного возраста.  

В заключении хотелось бы отметить, что мультфильм сам по себе не плох и не хорош; то, что ребенок вынесет из просмотра мультфильма, какой опыт он получит,  зависит от взрослых.

Список литературы

  1. Как с пользой смотреть мультфильмы? [Электронный ресурс]: Сайт Твой Психолог  ––  Режим доступа: http://tvoypsiholog.ru  
  2. Лалетина А. Ф Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов [Текст]  /  А. Ф. Лалетина // Начальная школа плюс  До и После, 2010, №08, с. 82–87 [Электронный ресурс]: Сайт Школа 2100 –– Режим доступа: http://www.school2100.ru/upload/iblock/b3e/
  3. Мелкозёрова Е. В. Возможности мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников. [Текст]/ Мелкозёрова Е. В. [Электронный ресурс]: Сайт Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов – Режим доступа:  http://www.jurnal.org/articles/2008/ped27.html                              
  4. Мудрик А. В. Социализация человека [Текст] / А.В. Мудрик—Москва, 2006, 304 с.
  5. Мультфильмы: их влияние на психику ребёнка. [Электронный ресурс]: Сайт Беби. РУ–– Режим доступа: http://www.baby.ru/blogs/post/31701845-15708935/
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С.  Мухина – Москва, 1999. - 456 с.
  7. Мухина В. С. Детская психология  [Текст] / В. С.  Мухина – Москва, 1985.–272 с.
  8. Ольшанский Д. Психология масс. [Электронный ресурс]: Сайт Библиотека Гумер - психология – Режим доступа:                                 http://www.gumer.info/
  9. Психология человека от рождения до смерти [Текст]  /Под ред. А.А.  Реана - СПб, 2002. – 656 с.
  10.  Соколова М.В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей [Текст]/ Соколова М.В // Психологическая наука и образование. 2011. №2. – C. 68-74



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ

Аутизм - тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких, как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.). 

Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

Согласно международной классификации болезней МКБ-10, к собственно аутистическим расстройствам относятся:

детский аутизм (F84.0) (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);

атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1);

синдром Ретта (F84.2);

синдром Аспергера - аутистическая психопатия (F84.5)[2].

Аутизм, как самостоятельное расстройство впервые был описан Л. Каннером в 1942 г., в 1943 г. сходные расстройства у старших детей описал Г. Аспергер, а в 1947 г. - С. С. Мнухин. Наиболее яркие внешние проявления синдрома:

- аутизм как таковой, т.е. предельное, "экстремальное", одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией;

- стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями - моторными и речевыми;

- особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего - ее коммуникативной функции. Когда же устойчивые речевые формы развиваются, они все равно не используются для коммуникации.  Характерны эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов или фраз), длительное отставание в способности правильно использовать личные местоимения:
          -
раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере до 2,5 года), что подчеркивал уже доктор Каннер. При этом, по мнению специалистов, речь идет не о регрессе, а скорее об особом раннем нарушении психического развития ребенка [4]. 

Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в части случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом – инвалиды. 

Изучение литературы по данной проблематике и собственный практический опыт свидетельствует о том, что сопровождение детей с аутизмом длительный процесс. Сопровождение осуществляется в двух направлениях с учетом определенной последовательности: направленная работа с семьями детей, работа с детьми с аутизмом.  

Первое направление.

Данное направление основывается на работе с личностью взрослого. Работу с родителями целесообразно проводить в два этапа.

На первом этапе работы с родителями в рамках индивидуальной консультации происходит сбор информации, выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей    ребенка.      

На втором этапе работы  происходит информирование родителей о том, что такое аутизм каковы его причины. Также родители в процессе занятий обучаются способам взаимодействия с ребенком. В рамках сопровождения отслеживается актуальное состояние ребенка, вносятся коррективы в систему взаимодействия «родитель – ребенок».      

Второе направление

Второе направление основывается на работе с ребенком с аутизмом и реализуется  в четыре этапа.

На первом этапе работы основной задачей является установление контакта для достижения возможности эмоционально тонизировать ребенка.

Исходно контакт можно  построить лишь на основе немногих значимых для детей впечатлений, которые они получают сами в процессе выстраивания и созерцания зрительного ряда, простейшей сортировки предметов. Установление и поддержание контакта подкрепляется осторожным усилением, эмоциональной акцентуацией этих приятных для ребенка впечатлений.

Второй этап психологической работы нацелен на формирование устойчивого пространственно - временного стереотипа занятия.

Такой стереотип дает возможность фиксировать и устойчиво воспроизводить сложившиеся эпизоды игрового взаимодействия, что позволяет их постепенно все более дифференцировать и осмыслять. Условием формирования такого стереотипа является построение специалистом определенного пространственно временного порядка  занятия. В то же время, этот порядок никогда не  формируется слишком жестко, поскольку пластичность ребенка в отношениях с окружающим (как и в случае нормы) является необходимым условием развития, дает возможности нахождения новых точек соприкосновения, формирования новых эпизодов взаимодействия.

Третий  этап  - развитие смыслового стереотипа занятия.

Возникновение активной избирательности и развитие положительно окрашенной индивидуальной картины мира позволяет детям стать более приспособленными и благополучными в привычных, прежде всего в домашних условиях жизни. Это, в свою очередь, открывает  возможность для более сложного эмоционального осмысления детьми происходящего.  

Четвертый этап связан с развитием сюжетной игры, в которой все больше выделяется активность самого ребенка,  формируются социально адекватные способы его самоутверждения.

Упорядочивание и осмысление детьми бытового опыта, их  адаптация к  привычным условиям  открывает путь с одной стороны к развитию эмоциональных связей, с другой - к появлению возможности  более активного и самостоятельного освоения среды,  возможности адаптации к ситуациям нарушения бытового порядка, неопределенности, непредсказуемости.[3]

Работа с аутичными детьми должна проводиться постоянно. Оптимально – 4 раза в неделю коррекционные занятия со специалистом и обязательное закрепление в домашних условиях. Занятия с аутичными детьми должны проводиться в одно и тоже время, в одной и той же обстановке, может сопровождаться ритуалами начала и окончания занятия, особыми поощрениями.

Работа с аутичными детьми должна быть последовательной. По мере того, как усваиваются команды (просьбы), направленные на выполнение небольших целенаправленных движений, их постепенно сменяют более сложные действия. Знания и навыки последовательно нанизываются друг на друга, постепенно заполняя психику и жизнь ребёнка всё больше и больше.

Работа с аутичными детьми должна проводиться пошагово. Первым шагом будет постановка конкретной задачи, объяснение того что ребёнок должен сделать. Второй шаг – детальная демонстрация того, что нужно сделать. Третий шаг – выполнить поэтапно все действия вместе с ребёнком, при необходимости используя его руку. Сложные операции следует разбивать на простые.

Очень важны в работе с аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень хлопотно, как для родителей, так и для детского психолога, но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.

Важно отметить, что психологическая работа должна проходить в тесном сотрудничестве с родителями, которым   даются подробные рекомендации по организации осмысленного взаимодействия с ребенком, меняющиеся и усложняющиеся по мере его продвижения в эмоциональном развитии.

Список литературы

http://www.autism.ru/read.asp?id=68&vol=0

http://www.autisminrussia.ru

Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей // Альманах Института Коррекционной педагогики РАО. - 2004. - № 8..

 Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи.  М.: Теревинф, 2007.

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста через изобразительное творчество

Социализация детей дошкольного возраста через изобразительное творчество...

Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей дошкольного возраста

Консультации для воспитателейКоммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе.     Путь  развития  личности ре...

Проект адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Земные ангелы»

laquo;Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют челове...

Кинезиологические упражнения как средство развития и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Гимнастика мозга - современное направление в работе психолога, но также будет интересен и учителям и инструкторм по физической культуре, как средство формирования стойкой мотивации к занятиям физкульт...

Семья и ДОУ - два института социализации детей дошкольного возраста

В статье рассмотриваются: понятие "социализация", роль семьи и ДОУ  в процессе социализации детей дошкольного возраста. Материал может использоваться для подготовки родительского собран...

Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ

Одной из основных целей в дошкольном возрасте является  развитие социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ через речевые игры и упражнения.Задачи:Развивать:артикуляционную моторику;речевое ды...