Семья и ДОУ - два института социализации детей дошкольного возраста
статья

Лысикова Юлия Александровна

В статье рассмотриваются: понятие "социализация", роль семьи и ДОУ  в процессе социализации детей дошкольного возраста. Материал может использоваться для подготовки родительского собрания по данной теме.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Педагоги и родители – два звена, моделирующих современное

общество через единство задач воспитания и обучения»

В.Ф. Шаталов

Социализация детей дошкольного возраста – это процесс освоения первоначальных представлений социального характера, включение детей в систему социальных отношений, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Кроме того, это фундамент их успешного вхождения в дальнейшую жизнь.

В период дошкольного развития ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых, это, прежде всего, родители и педагоги, поэтому семья и ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) – два важных института социализации для дошкольников. Семья – это не только главная ячейка общества, но и первый институт социализации детей. Здесь ребёнок находится в привычной для него обстановке, в окружении близких и родных людей, прежде всего родителей. Социализация ребёнка будет протекать благоприятно, если в семье созданы положительный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, уважения, заботы и взаимной поддержки.

Следующим институтом социализации детей становится детское дошкольное образовательное учреждение – детский сад, где осуществляется присмотр и уход за детьми, создаются все необходимые условия для их пребывания в учреждении, воспитания и развития. Поступление в детский сад - важный и непростой этап в жизни ребёнка. Прежде всего меняется социальная ситуация развития малыша: из семьи и привычной обстановки ребёнок попадает в группу сверстников, где он пребывает под присмотром незнакомых взрослых (воспитателей, младшего воспитателя).

Процесс адаптации к новым социальным условиям у детей проходит по-разному. Но как показывает наш опыт работы и наблюдения за детьми, большинству из них (особенно в возрасте от 1,5 до 3 лет) присущи повышенная эмоциональность, впечатлительность, внушаемость, обострённая чувствительность и тревожность к разлуке с родителями и страхом новизны. Многие дети оказываются не готовы к поступлению в детский сад, новая социальная ситуация становится для них стрессовой. У ребёнка начинают проявляется трудности психологического, поведенческого и соматического характера, препятствующие успешной социальной адаптации ребёнка в ДОУ. В итоге, всё это может привести к такому неблагоприятному явлению, как дезадаптация, которая проявляется в нарушении дисциплины, непринятии правил, установленных в группе и отказе их выполнять,  возникновении трудностей в общении со сверстниками, установлении с ними дружеских отношений, нежелании ребёнка посещать детский сад в целом. Предотвратить или помочь его преодолеть данное явление возможно при непрерывном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, основанном на сотрудничестве, которое становится необходимым условием для всестороннего развития ребёнка.

Воспитательные функции семьи и ДОУ различны. Особенностью семейного воспитания является особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии детей: здесь они получают образование, приобретают умение взаимодействовать друг с другом и со взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от взаимодействия дошкольного учреждения с семьями наших воспитанников и от того, в какой форме оно будет происходить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наряду с  семьей и системой образования сегодня к сильнейшим объектам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. В ...

Социализация детей дошкольного возраста через изобразительное творчество

Социализация детей дошкольного возраста через изобразительное творчество...

Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей дошкольного возраста

Консультации для воспитателейКоммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе.     Путь  развития  личности ре...

Проект адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Земные ангелы»

laquo;Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют челове...

Кинезиологические упражнения как средство развития и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Гимнастика мозга - современное направление в работе психолога, но также будет интересен и учителям и инструкторм по физической культуре, как средство формирования стойкой мотивации к занятиям физкульт...

Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ

Одной из основных целей в дошкольном возрасте является  развитие социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ через речевые игры и упражнения.Задачи:Развивать:артикуляционную моторику;речевое ды...