Управление командой
учебно-методический материал на тему

Игровые ситуации весьма многообразны, однако они поддаются типизации по группам. В тоже время типичность игровых ситуаций в баскетболе всегда относительна, так как в них участвуют их игроки и их соперники, имеющие индивидуальные и групповые различия. Поэтому каждая типовая ситуация в матче требует по существу самостоятельного нешаблонного решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_komandoy.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ

Управление командой непосредственно по ходу напряженного матча это синтез науки, искусства, интуиции, помноженной на опыт тренера и контакт с игроками. Этот вид управления требует от тренера максимальной концентрации внимания и быстрого, гибкого реагирования на складывающуюся ситуацию для своевременного принятия оптимального регулирующего воздействия.

Игровые ситуации весьма многообразны, однако они поддаются типизации по группам. В тоже время типичность игровых ситуаций в баскетболе всегда относительна, так как в них участвуют их игроки и их соперники, имеющие индивидуальные и групповые различия. Поэтому каждая типовая ситуация в матче требует по существу самостоятельного нешаблонного решения

Единоборства в нападении и защите

Игровая Ситуация

В различных вариантах единоборств один из наших игроков (лидер) имеет определённые преимущества над опекающим его защитником, выступает с подъёмом, эффективно.

Воздействие Тренера

  • Создавать наиболее благоприятные условия для единоборства, повысив динамизм передвижений партнеров, не допуская подстраховки;
  • Чаще адресовать лидеру мячи;
  • Использовать преимущественно взаимодействия типа наведения, пересечения, скрестные выходы с освобождением места для атаки кольца;
  • Поддерживать атакующие действия (бросок, проход) мощной борьбой за отскок и выходом на голевую передачу;
  • Быть готовым к корректировке игровых действий, если соперник нашёл противодействие лидеру.

Игровая Ситуация

Высокорослый техничный центровой соперника обыгрывает нашего защитника у шита.

Воздействие Тренера

  • Активно бороться с ним за позицию, не давая врываться в  трапецию области штрафного броска;
  • Плотно опекать спереди с обязательной подстраховкой перекидки (навесной передачи через защитника) соперника с мячом;
  • Принять гибкую зонную защиту 2-3 с концентрацией вокруг центрового (особенно в момент получения им мяча), закрывая прежде всего бросок и проход в сильную сторону,

Игровая Ситуация

Техничный центровой соперника обыгрывает из полукруга области штрафного броска

Воздействие Тренера

  • Поручить опекать его высокорослому быстрому крайнему нападающему, который сможет резко выходить из-за спины на перехват мяча;
  • Принять зонную защиту 1-3-1.

Дефицит времени и напряженность в счёте

При опеке складывающихся игровых ситуаций данной группы и выборе управляющих воздействий тренер на каждый текущий момент должен иметь четкое представление и составить определенное мнение о:

  • физическом и психическом состоянии команд и их ведущих игроков;
  • наличие в составе команд лидера атаки, снайпера, разыгрывающего,
  • высокорослого игрока, относительно несильных игроков глубокого резерва;
  • положение с персональными ошибками;
  • надежности и точности игрока своей команды, который получил право на выполнение штрафных бросков.

Игровая ситуация:

Команда за 4-5 мин. до конца матча ведет в счёте 8-10 очков, соперник продолжает использовать концентрированную защиту, надеясь на неблагоприятное положение нашей команды с составом на площадке и персональными ошибками.

Воздействие Тренера:

  • Не переходить на удержание мяча, не терять инициативы, активизировать быстрый прорыв без особого риска.
  • Разделить 24 секундное владение мячом как бы на две части:

неторопливое держание мяча в течение 10 - 12 секунд и быстрый, агрессивный розыгрыш мяча, завершающийся острой атакой корзины, проходом или через центрового за 3 - 4 секунды до конца владения мячом.

Игровая ситуация:

Команда ведет в счёте 1-3 очка в конце матча, имеет преимущество в росте при розыгрыше спорного мяча и удержания его.

Воздействие Тренера:

  • Использовать комбинацию с отбрасыванием мяча далеко назад отбежавшему разыгрывающему для верного овладения мячом и удержания его;
  • Перебросить мяч со спорного высокорослому центровому игроку, поставив его с поднятыми руками вперед.

Тактическая сложность

Игровая Ситуация

Соперник хорошо владеет быстрым прорывом, эффективно и часто его применяет, играет по принципу “беги-бросай”.

Воздействие Тренера

  • Сбивать темп игры, стремясь навязывать сопернику позиционную .вязкую игру;
  • Обеспечить страховку тыла команды минимум двумя игроками в том числе высокорослым, трое остальных быстро отходят назад;
  • Всеми средствами препятствовать первой передаче мяча в отрыв (даже ценой персональной ошибки);
  • Стараться не пропускать дриблера по середине площадки.

Игровая Ситуация

Соперник большими силами решительно и эффективно, борется за отскок у нашего щита.

Воздействие Тренера

  • Четко образовывать “треугольник отскока " у своего шита;
  • Тщательно страховать средний отскок ;
  • В случае нашего подбора мяча немедленно наказывать противника быстрым прорывом;
  • Блокировать наиболее опасных соперников вдали от нашего щита, не давая им набрать скорости;
  • Ввести в игру высокорослых игроков, более эффективно борющихся за отскок.

Психическая сложность

Игровая Ситуация

После периода равномерного, благополучного хода игры команды - вдруг ошибки, промахи, неудачи, соперник быстро уходит вперед (или быстро догоняет ) в счёте.

Воздействие Тренера

  • Реагировать быстро и решительно
  • Взять минутный перерыв, провести необходимые замены (в том числе и лидеров)
  • Внести коррективы в системы нападения и зашиты;
  • Переключится на новые, противоположные системы, защиты и нападения;

Игровая Ситуация

Команда не настроилась на игру с более слабым соперником и начала матч неудачно.

Воздействие Тренера

  • Сменить состав команды;
  • Перейти к жесткому прессингу по всей площадке;
  • Сделать ведущим игрокам ряд острых, мобилизующих замечаний;
  • Тренеру проявить излишнюю эмоциональную активность

Игровая Ситуация

Команда излишне нервничает в ответственной встрече с сильным соперником

Воздействие Тренера

  • Тренеру всем своим видом показывать уверенность в достижении победы;
  • Потребовать смелого выполнения быстрого отрыва;
  • Удлинить время в нападении;
  • Конкретно показать слабые стороны соперника и сильные стороны нашей команды
  • Активизировать защитные действия

Уровень подготовленности и состояния команды.

Игровая Ситуация

Пятерка соперников уступает нашей команде в росте, но явно превосходит в быстроте.

Воздействие Тренера

  • Играть в нападении на центровых используя “перебросы” перпендикулярные заслоны;
  • Наладить страховку тыла команды, по крайней мере, двумя игроками;
  • Препятствовать проведению соперником быстрого прорыва, даже пеной персонального замечания;
  • Отдать предпочтение зонной или смешанной защите.

Игровая Ситуация

Пятерка соперников превосходит нашу команду в росте, но явно уступает в быстроте.

Воздействие Тренера

  • Стремится к быстрой, динамичной игре, используя постоянные передвижения и быстрые передачи с фланга на фланг;
  • Отдать предпочтение прессингу и быстрому отрыву;
  • Активно бороться за отскок с ходу;
  • Менять системы защиты

Игровая Ситуация

Соперники явно уступают нашей команде в физической подготовленности.

Воздействие Тренера

  • Навязывать быстрый темп игры, всячески избегать пауз, быстро вводить мяч в игру;
  • Использовать активные системы защиты на 3/4 и по всей площадке;
  • Систематически использовать эшелонированный быстрый прорыв с участием центровых и различные варианты прессинга;
  • В позиционном нападении отдать предпочтение непродолжительным циклическим комбинациям и парным взаимодействиям с ходу;
  • Мощно бороться за отскок у щита соперника тремя игроками;

Чаще менять игроков по ходу матча.

Особенности судейства, реакция зрителей, персональные ошибки.

Игровая Ситуация

Судьи, которые должны судить матч, неизвестны, или судят матч строго, придирчиво, либо нервозны в начале матча.

Воздействие Тренера

  • Начать игру резервным составом;
  • Не вводить сразу в игру игроков нервных, менее устойчивых, задиристых;

Игровая Ситуация

Шум зрителей во время игры, действует сбивающим образом, затрудняет передачу словесной информации от тренера к игрокам.

Воздействие Тренера

  • Не стараться перекричать зрителей, а перейти на заранее оговоренный язык жестов;
  • Игрокам во время пауз обязательно посмотреть на тренера;
  • Перед выполнением штрафных бросков, всем игрокам собраться вокруг капитана для получения экспресс - информации (“time-aut” без тренера).

Игровая Ситуация:

Судьи сделали ряд ошибок в пользу соперника, у наших игроков возникли неуверенность, нервозность.

Воздействие Тренера:

  • Остро не реагировать на эти ошибки вместе с игроками
  • (они в подобной ситуации часто объясняют свои ошибки ошибками судей);
  • Категорически не допускать , подавлять у игроков негативные реакции по отношению к судам;
  • На короткое время заменить весь состав и дать ему успокоится, снять с игроков излишнее эмоциональное возбуждение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление проектными командами педагогов как фактор развития образовательного учреждения

Одной из распространенных инновационных форм продуктивной и социально значимой деятельности, стимулирующей творческий поиск работника, становится проектная деятельность. В современных условиях м...

Управление командой

Метод рекомендации...

УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ

УПРАВЛЕНИЕ  КОМАНДОЙ...

УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ (методические рекомендации для тренеров-преподавателей игровых видов спорта)

УПРАВЛЕНИЕ  КОМАНДОЙ (методические рекомендации для тренеров-преподавателей игровых видов спорта)...

УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ

УПРАВЛЕНИЕ  КОМАНДОЙ...

Занятие 3. Лидер и его команда. Команда. Уровни развития команды.

Цель: Познакомить ребят с понятиями «Команда».Задачи:Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды).Научиться основам командообра...

Занятие 4. Лидер и его команда. Команда. Уровни развития команды.

Цель: Познакомить ребят с понятиями «Команда».Задачи:Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды).Научиться основам командообра...