Духовно-нравственное становление личности в творческих объединениях технического, художественно-эстетического и патриотического направлений
статья на тему

Зименс Мария Фёдоровна

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых походов к  определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno-nravstvennoe_stan.lichnosti.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Зименс М.Ф., методист,

Сноровихина О.В., методист,

Хасанова Л.Б., зав. отделом,

Саражакова Л.М., методист

ГБОУ РХ ДОД «РЦДОД» г. Абакан

«Духовно-нравственное становление личности в творческих объединениях технического, художественно-эстетического и патриотического направлений»

Духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни являются важнейшей составляющей развития общества и государства. Воспитание личности детей и подростков в современном обществе происходит в условиях экономического и политехнического реформирования. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных факторов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодёжи, деформированию ранее существующих убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» внесла свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников.

Поэтому в современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых  подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей, так как духовно-нравственное воспитание – является одним из важных направлений в системе патриотического воспитания.

В решении данной проблемы по духовно-нравственному воспитанию можно выделить три главных задачи:

- формирование нравственного сознания;

- развитие нравственных качеств;

- накопление опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям, выработка нравственных привычек.

Понимая всю важность и актуальность данной проблемы, мы рассматриваем в своём учреждении духовно-нравственное воспитание, как органическую составляющую педагогической деятельности, интегрированную в общий процесс обучения и развития, и реализуем по направлениям деятельности комплекс мер, необходимых для ГБОУ РХ ДОД «Республиканский центр дополнительного образования детей» и объединений отдела в частности.

Педагогический коллектив технического, художественно-эстетического и патриотического отдела реализует программу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения «Хакасия – из прошлого в будущее».

Реализация программы осуществляется через 16 творческих объединений различной направленности: технической, художественно-эстетической и патриотической.

В технических объединениях духовно-нравственное становление личности происходит через учебно-воспитательный процесс (теоретическую подготовку, изготовление и конструирование технических объектов, подготовку экспонатов, моделей и их демонстрацию на конкурсах, выставках и соревнованиях).

Изучение истории техники как части мировой культуры происходит в неразрывной связи с изучением истории России, что способствует патриотическому воспитанию подростков. Образовательные программы технических объединений «Авиамодельный», «Автомодельный», «Картинг», «Радиотехнический» ориентируют педагогов на проведение тематических бесед о технике, о боевых машинах, о подвигах, совершённых советскими лётчиками, моряками, танкистами, связистами и другими воинами. Через эти объединения ребята изучают, изготавливают боевую технику. Педагоги проводят разнообразные беседы о Вооружённых Силах страны. Содержание бесед может раскрывать обучающимся неожиданные стороны привычных для них предметов и понятий. Ранее приобщение к техническому творчеству, в частности к моделированию военной техники, важно тем, что готовит будущего призывника, а затем и воина к более быстрому и глубокому освоению той сложнейшей техники, вплоть до компьютеров новейшего поколения, которой оснащены наши Вооружённые Силы. Преподаватели нашего образовательного учреждения организуют и проводят республиканские мероприятия, как выставки технического творчества, первенства Республики Хакасии по авиамодельному, судомодельному и автомодельному видам спорта. Во время этих соревнований у мальчишек развивается ловкость, смелость, настойчивость, сила воли, воспитывается характер созидателя, а не разрушителя.

Нравственное воспитание личности происходит и через ознакомление обучающихся с историей замечательных открытий в науке путём вовлечения в активную познавательную, исследовательскую, проектную деятельность. Хочется отметить, что результатом проектной деятельности является не только конечное изделие или услуга (это практическая сторона), но главное – интенсивное развитие интеллектуальных и физических качеств обучающихся, их духовного мира. Включение обучающихся в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Формируя проектную культуру, создавая материальные и духовные ценности, обучающиеся становятся гуманнее, бережливее. Гордость за результаты труда, поиск наиболее рациональных вариантов решения проблемы повышают имидж обучающихся, снимают с многих подростков синдром «безразличия», «безответственности» и «неполноценности».  В ГБОУ РХ ДОД «РЦДОД» традиционными являются такие мероприятия как, конкурс технических проектов «Техносалон», конкурс исследовательских работ по техническому творчеству.

Воспитанию духовно-нравственных качеств личности способствуют и патриотические объединения. Так, в пейнтбольном клубе «Комбат» воспитанники постигают азы военно-технической, физической подготовки и службе в армии. Изучая исторический экскурс, стратегию и тактику ведения ближнего и дальнего боя, отрабатывая тактические элементы, современное оружие и вооружение, у ребят воспитывается чувство долга, чести, коллективизма, нравственные нормы поведения и осознанного отношения к Родине как личной жизненной ценности.

Получая теоретические и практические навыки, воспитанники смогут применить их в самостоятельной деятельности и во время прохождения службы в Вооружённых силах Российской Федерации. Чувство патриотизма проявляется во время республиканских и региональных соревнований, где можно выявить готовность каждого к сопричастности и выполнению своего гражданского долга, сочетанию личных и общественных интересов, реальному вкладу в общее дело.

При проведении соревнований по спортивно-техническим и военно-патриотическим видам спорта используется государственная символика: церемония подъёма Государственного флага Российской Федерации с исполнением гимна.

Большим потенциалом в решении задач духовно-нравственного воспитания обладает художественно-эстетическое направление. Это направление представлено такими творческими объединениями как, «Художественное и столярное конструирование», «Бисероплетение», «Художественное конструирование».

Важным аспектом общей работы в творческих объединениях по формированию гражданско-патриотической позиции детей является знакомство с декоративно-прикладным искусством в России. Каждое изделие народного искусства – это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. Воспитание на традициях русского народа – одна из важнейших педагогических задач объединений, поскольку традиция, по мнению педагогов, «…есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передаётся из поколения в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняющихся одновременно». Занятия в объединениях декоративно-прикладного направления приобщают ребят к духовным ценностям, знакомят с наследием мировой культуры.

«Красота спасёт мир», - сказал один из мудрейших писателей России Ф.М. Достоевский, спасёт от духовной нищеты, невежества, жестокости, насилия и других атрибутов безнравственности, волной захлёстывающей всё вокруг. Как «напоить» душу ребёнка целительным бальзамом красоты, открыть глаза на чарующий, гармоничный мир прекрасного, вобравшего в себя утреннюю нежность рассвета, гомон птичьей стаи, шелест волн, шептание листвы, улыбку младенца, всем тем, что повседневно, буднично окружает нас?

Педагогу, как никому другому необходимо особенно тонко чувствовать, понимать прекрасное, уметь самому выразить его и даже созидать.

Наши республиканские конкурсы позволяют в определённой степени решать задачи эстетического воспитания, изучения корней народного искусства, акцентируя внимание на исконно русских традиционных промыслах, ремёслах.

Чувство любви к Родине начинается у ребёнка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу, что очень хорошо просматривалось в конкурсе творческих проектов «Город мастеров».

Выставка декоративно-прикладного творчества «Хакасия, славься в веках!» предполагала развитие, зарождение патриотических чувств и представлений о родном крае. Изделия детей показывают связь родного края со всей страной, позволяют выделить природные, культурные и социальные особенности нашей местности.

Конкурс народного творчества «Галерея ремёсел» проходил под девизом: «Искусство – не наука, оно только тогда сильно, когда национально. Общечеловеческое пробивается в искусстве только сквозь национальную форму» (И.Н. Крамской).

Содержание выступлений детей при защите своих творческих работ и плакатов «Духовно-нравственное возрождение – национальная идея России», стиль проведения данного мероприятия, обогащает детей и взрослых, учит культуре взаимоотношений, коллективному сопереживанию, способствует воспитанию моральных качеств воспитанников, желанию приносить пользу Родине. Исторический опыт и народная культура, народное творчество, подвиги и судьбы людей, семейные и коллективные традиции – вот духовные источники социального, личностного и нравственного развития детей.

Итак, духовно-нравственный компонент гражданско-патриотического воспитания в педагогическом процессе заключается в упрочении духовных связей с окружающей средой, как природной, так  социальной, в формировании устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа и народов нашей страны, в формировании фундаментальных потребностей – идеальной потребности в познании и социальной потребности «жить для других». От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Поэтому, многие государственные, общественные организации на социально-педагогическом уровне занимаются вопросами становления личности, а значит, и вопросами её социального поведения. Социально-экономические и политические условия современного общества формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. Наша основная задача – помочь растущему человеку: дать ему дополнительное образование, способствовать духовному и интеллектуальному развитию.

Литература:

  1. Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. – М., Айрис Пресс, 2006.
  2. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М., Айрис Пресс, 2005.
  3. Орешкова Т.А. Героико-патриотическое воспитание в школе. Волгоград, Учитель, 2007