программа школьного кружка "Краеведение"
рабочая программа по теме

Родченко Галина Александровна

 Дополнительная образовательная    программа дополнительного образования детей «Краеведение» (Срок реализации  1 год, возраст детей с 12 лет )  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа краеведческого кружка34.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

 «Центр внешкольной работы»

  Богородского  района Нижегородской области

    СОГЛАСОВАНА                                                      УТВЕРЖДЕНА

протоколом  педсовета                                        приказом  МБОУ ДОД ЦВР

 от  01.10.2013    №2                                               от 01.10.2013      №  291                                                

             Дополнительная образовательная      программа дополнительного образования детей

«Краеведение»

(Срок реализации  1 год, возраст детей с 12 лет )  

                                             

                                              Автор – составитель:

                                                                         педагог

                                                               дополнительного образования

                                    Родченко Г.А.

                                               

                                        г.Богородск, 2013

Пояснительная записка

   Программа имеет  туристско-краеведческую направленность. 

 Настоящая программа обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом и направлена на   изучение краеведческого материала учащимися, на   воспитание их в духе патриотизма, гражданского самосознания и  высокой нравственности.

          Актуальность  Участие детей в собирательной работе, изучение и описание предметов, участие в конкурсах, проведении экскурсий, круглых столов, способствует заполнению их досуга. Кроме того, обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.

         В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, находить взаимосвязи между частным и общим.

           Практическая значимость.     Посещая краеведческий музей, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документами, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России.

             В процессе исследовательской деятельности обучающиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

Цель программы:   Воспитание гражданско-патриотических качеств личности через поисковую деятельность, через  познание традиций своего народа, истории родного края.

Задачи реализации программы:

 

Обучающие:

1.  Научить вести поиск, сбор и паспортизацию материала.    

2. Учить составлять презентации, работать с Интернет-ресурсами, со школьным сайтом.

 Развивающие:

1. Развитие учебно-исследовательских навыков  в процессе работы

2.Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков  

3. Развивать навыки диалогической и монологической речи,   умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.  

Воспитательные:

 1.  воспитывать у обучающихся патриотизм, гражданственность, трудолюбие, ответственное отношение к учебному труду, культуру общения,

2.  прививать интерес к жизни, культуре, традициям родного края, способствовать социализации личности.

Отличительные особенности  программы:

          Программа создана на местном краеведческом материале:

          Учит методам исследовательской работы, в частности,   использованию проектно-поискового метода,  

          Настраивает на сохранение преемственности народных, семейных традиций

          Учит оформление собранного материала и его паспортизация.

           Способствует  интересу  к     изучению истории Нижегородского края и своей Малой родины.  

 Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы.

Возраст детей.    Возраст детей:  программа рассчитана на обучающихся 13 -15 лет. Набор в объединение свободный. Количество детей  – 15 человек

                В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.  В возрасте 13-15 лет складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится. Этим и обусловлен набор детей данного возраста.

Сроки реализации программы – 1 год

Формы и режим занятий

Режим занятий: общее количество часов в год – 64 часа. Количество часов в неделю - 2 часа. Продолжительность занятия – 45 минут.

 

Формы проведения занятий:

-Экскурсия.

-Экспедиция.

-Работа в архивах.

-Конференции.

-Работа с документами.

-Исследовательская деятельность.

-организация экскурсий в районный краеведческий музей.

 -организация этнографических экспедиций по деревням Богородского р-на

-сбор материалов.

-оформление материалов экспедиции.

-участие в муниципальных, районных краеведческих конкурсах,              проведение выставок быта народов проживающих в нашем районе.

 

Ожидаемые результаты реализации программы

             Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

-собеседование с обучающимися,

-методики сочинений, незаконченного предложения

-наблюдения

-тестирования

Обучающиеся должны знать:

- историю Лакшинского   поселения

 -  праздники, традиции, обряды своей местности

 -историю Богородского района

- участников Великой Отечественной войны своего села

 -именитых односельчан

 - родословную своей семьи

   

Обучающиеся должны уметь:

        -вести поисковую деятельность по сбору материала к проектной деятельности

        - самостоятельно подбирать литературу по теме

        - готовить сообщения и выступать с презентациями

         -работать в семейных архивах

           -составлять родословную

 -выполнять практическую деятельность по составлению презентации

 

   Способы  определения  результативности:

- мониторинг навыков, умений, знаний обучающихся

- отслеживание уровня духовной культуры через, беседы, анкетирование

 - выступления на конференциях, проведения экскурсий.

Формы подведения итогов:

- составление родословных и семейных летописей

-формирование банка краеведческих данных

- организация выставок,

-проведение экскурсий по музею

-составление презентаций, фотоальбомов,

- участие в конкурсах краеведческой направленности

  - защита проекта

            Программа должна способствовать творческой самореализации подростков посредством участия в различных формах краеведческой деятельности

•        Составление родословных и семейных летописей

•        Сбор материала о старейших педагогах, известных людях

•        Формирование банка краеведческих данных

•        Изучение народного творчества

•        Изучен6ие культурно-краеведческих традиций края

•        Экскурсии

•        Участие в конкурсах краеведческой направленности

                               

  Учебно-тематический план

тема

содержание

Кол-во часов

теория

Практика

Всего

1

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в музее

1

1

2

Введение. Краеведение – наука о родном крае

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края.  Подбор стихотворений, пословиц и поговорок о родном крае

1

2

3

3

Школьный краеведческий музей

Знакомство с экспонатами музея с точки зрения музейной работы: описание экспонатов, заполнение учетных карточек

2

6

8

4

Откуда пошел мой род

Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи

2

2

4

5

Я и мое село

Изучение села по документам ШКМ, участие в исследовательских конкурсах

 6

6

6

Их имена навечно останутся в нашей памяти»

Знакомство с материалами о ветеранах Великой Отечественной войны. Конкурс сочинений

1

3

4

7

Семейные традиции, праздники

Сбор материала на тему: «Традиции в моей семье»

2

4

6

8

«Не позволяй душе лениться»

Сбор материала о людях разных профессий

3

2

5

9

Рождение Лакшинского поселения

Сбор материала для школьного сайта

2

6

8

10

История Богородского района

Посещение Богородского краеведческого музея

2

2

4

11

Работа со школьным сайтом

Обработка собранного материала

1

6

7

12

Обновление экспозиций ШКМ

Обработка собранного материала

1

7

8

итого

18

46

64

Содержание программы

1.Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в музее

 2.Введение. Краеведение – наука о родном крае.

           Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края.  Под бор стихотворений, пословиц и поговорок о родном крае.

3.Школьный краеведческий музей

           Знакомство с экспонатами музея с точки зрения музейной работы: описание экспонатов, заполнение учетных карточек

4.Откуда пошел мой род

           Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи

5.Я и мое село

           Изучение села по документам ШКМ, участие в исследовательских конкурсах

6.Их имена навечно останутся в нашей памяти»

           Знакомство с материалами о ветеранах Великой Отечественной войны. Конкурс сочинений

7.Семейные традиции, праздники

              Сбор материала на тему: «Традиции в моей семье»

8.«Не позволяй душе лениться»

             Сбор материала о людях разных профессий

9.Рождение Лакшинского поселения

              Сбор материала для школьного сайта

10.История Богородского района

             Посещение Богородского краеведческого музея

11.Работа со школьным сайтом

            Обработка собранного материала

12.Обновление экспозиций ШКМ

                 Обработка собранного материала

Методическое обеспечение программы

 

Основные методы обучения

1.Словесные – беседа, рассказ, объяснение.

2.Наглядные – фото- и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты и т.д.

3.Игровые методы – игра-путешествие, инсценировка и т.д.

4. Репродуктивный метод – повторение, закрепление, обобщение  

5.Эвристический метод- поисковые задания, составление анкет

6.Исследовательский метод – исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание

7.Практический метод – оформление краеведческого материала.

Формы работы:   фронтальные,   групповые,  парны, индивидуальные

Методы организации  занятий: лекции,  беседы,  встречи с интересными людьми,  ролевые игры,  конкурсы, викторины,  экскурсии.  

 Виды деятельности учащихся:

         -проведение экскурсии

         - анализ исторических источников

         -устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией

         -написание рефератов с последующей защитой

         - проектная деятельность

Материально-техническое обеспечение:

 экспонаты  музея

1.Тематические материалы школьного краеведческого музея

 «История села», « Природа края»,  и др.

2.Экспозиции школьного музея «Интерьер крестьянской избы», «Занятия и быт населения», Наш край в годы войны, История колхоза,   История образования в нашем крае и др.

 3.Сценарии и разработки мероприятий в музее.

4.Экскурсии и проекты , созданные участниками музея в различные годы  

 

                    Список использованной литературы

Литература для педагога

1.        Закон РФ «Об образовании в РФ» ФЗ-273 от 29.12.2012

2.        Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей(утв. Приказом МОиН РФ от 26.96.2012 г. № 504);

3.        Санитарно-эпидемологические требования и нормык УДОД (СанПиН 2.4.4.1251-03)

4.      Персин А.И. Краеведение и школьные музея. М., 2006

5.     Туманов В.Е. Школьный музей. М., 2003

6.     Музей и подрастающее поколение. Сборник материалов

      Всероссийского семинара .-М., 2006  

7.     Гузеев В.В.  Инновационные идеи в современном  образовании

 //Директор школы.- 1997 - № 1, стр с 3-11.

8.     Гузеев В.В. Исследовательские проекты в практике школы//

    Директор школы.- 1998 - №7, с. 110-127

9.     Даль В.И. Толковый словарь. М., 1997

 10.      Озеров А.Б. Исследовательская  деятельность  как форма и метод обучения . М., 2003

  11.    Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе

М.,2006

Литература для обучающихся:

1.        Башкиров, В. В. Богородск: годы, события, люди / В. В. Башкиров, Л. Р. Башкирова. – [Б.м.], 2004. - 162 с. : ил.

2.     Лисицына, А. В. Портрет времени: архитектура города Богородска Нижегородской области / А. В. Лисицына, В. Н. Кабатова. - Н. Новгород:[Тип. "Поволжье"], 2008. - 144 с. : ил.

3.        Районы Нижегородской области (1997-2006 гг.) : статист.сб. / РОССТАТ, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Нижегор. обл. - Н. Новгород : Изд-во ИП Мальцев П.А. тип. ООО ПКФ "Меркурий", 2008. - 591 с.

4.        Стрелков, Е. М. Нижегородские дали: ил.путеводитель/ Е. М.Стрелков. - Н.Новгород : студия "Дирижабль", 2006. - 65 с. : ил., схемы. - 117-49.

5.         Трубе, Л. Л. Наши города : экономико-геогр. очерки о городах Горьковской и Арзамасской обл. / Л. Л. Трубе. - Горький :Горьк. кн. изд-во, 1954. - 244 с. : ил.

 6.  Горьковчане в Великой Отечественной войне. 1941-1945. Горький,

1970.

7. Десять лет советской власти в Нижегородской губернии  1917-1927. Нижний Новгород, 1927.

8.   Города нашей области. География, история, экономика, население, культура. Горький, 1969, 1974.        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа школьной секции по волейболу.

Так как секционные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент для привлечения интереса школьников...

Программа школьного кружка литературного творчества

Данная программа является вариантом организации работы с учащимися в рамках дополнительного образования. Программа носит рекомендательный характер и может варьироваться в соответствии с  уч...

Программа " Школьный театр"

Программа " Школьный театра" предназначена для детей 10-14 лет . Может быть реализована на занятиях дополнительного образования....

Программа школьного музея

Программа школьного музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы...

Программа школьного лесничества "Эколог" "Шаг в XXI век"

Программа экологического образования разработанная на основе положения о школьных лесничествах. опробировалась и совершенствовалась. В программе имеется обяснительная записка, содержащая краткую инфор...

Программа "Школьный музей"

Программа "Школьный музей"  направлена на формирование  гражданской идентичности обучающихся  и включает содержание по истории родного края....

Рабочая программа школьного объединения " Спортивные игры"

+Программадеятельности объединения «Спортивные игры»(волейбол, баскетбол)основана на базе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов,часть 3. Внеклассная работа, ...