Программа школьного лесничества "Эколог" "Шаг в XXI век"
рабочая программа по экологии по теме

Гунькина Нина Алексеевна

Программа экологического образования разработанная на основе положения о школьных лесничествах. опробировалась и совершенствовалась. В программе имеется обяснительная записка, содержащая краткую информацию об особенностях программы её  структуре и содержании, целях и задачах, условиях её реализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekologa.rar17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Центр внешкольной работы п. Ванино

Дополнительная образовательная программа утверждена

в 2000 годуХКЭБЦ

Возраст детей, на которых рассчитана  дополнительная образовательная программа с 11 до 17 лет.

Срок реализации  дополнительной образовательной программы – один год.

Программа обнавлена.

Автор

Гунькина Нина Алексеевна учитель биологии МОУ СОШ г.п. Высокогорный

Разработана программа в 2000 году.

1.

Аннотация

Представленная ниже программа экологического образования детей разработана на основе положения о школьных лесничествах  в Высокогорном школьном лесничестве «Эколог» с 2000 года,  апробировалась и совершенствовалась ежегодно.

Данная  объяснительная записка содержит краткую информацию об особенностях программы, её структуре и содержании, целях и задачах, условиях её реализации, основных методах и формах работы с детьми, опыте апробации.

Автор программы

Учитель биологии, географии высшей категории МОУ СОШ г.п. Высокогорный, Почётный работник общего образования Российской Федерации, победитель Национального проекта «Образование – 2007» Гунькина Нина Алексеевна.

Объяснительная записка

Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ и заведений дополнительного образования.

Конференция ООН в Рио – де – Жанейро в 1992г, обсуждавшая проблемы окружающей среды и развития образования, в своих документах и решениях также подчеркнула огромное значение экологического образования в реализации стратегии выживания и устойчивого развития человечества.

Экологическое образование в контексте устойчивого развития приобретает статус интегрированного фактора образования в целом, определяет его стратегическую роль и ведущие направления.

10 января 2002г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и сразу же вступил в силу.

Настоящий закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающее сбалансированное решение социально – экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, которая является основой жизни на Земле.

Многие усилия отечественной школы в экономическом образовании по развитию у подрастающего поколения ценностных отношений к окружающей среде, в направлении формирования экологической культуры, нового стиля мышления как сущностных средств преодоления экологического кризиса.

Основные направления экологического образования позволяют выделить его новую парадигму – тенденцию к регионализации, обособлению. Ограничение перспектив устойчивого совместного развития побудило регионы к самостоятельному поиску путей и способов выживания в стремительно меняющемся мире.

Ориентир на развитие осознания уникальной ценности своего региона, как части общечеловеческого достояния, поможет сформировать у школьников ответственное отношение к природе, к окружающей среде в целом и к своим поступкам в общении с ней.

2.

Таким образом, региональность придаёт сегодня инновационный характер дополнительному образованию в области окружающей среды и позволяет использовать приоритетное право каждого педагога на разработку собственной модели экологического регионального образования школьников.

В дополнительном образовании уместно использовать современные технологии:

  1. Современная модернизация образования направлена на личностную организацию содержания и его обновления в дополнительном образовании. Создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать свой творческий потенциал.
  2. Применение проектной деятельности – одно из направлений активизации познавательной деятельности.
  3. Здоровье сберегающие технологии в формировании познавательного интереса и творческих способностей школьника.

Возраст учащихся.

Программа состоит из двух составных частей: практической и теоретической, расчитанных на две возрастные категории учащихся: с 6 по 8 класс, с 9 по 11 класс.

Содержание программы.

Программа составлена на основе положения о школьных лесничествах

Программа представляет собой развёрнутое изложение алгоритма организации практических занятий по биологии, экологии, географии.

Теоретических занятий курса «Лес и лесное хозяйство».

Методическая основа программы.

Методической основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми традиционно применяемые в сфере дополнительного образования. Программа представляет собой программу экологического образования и программу экологического воспитания детей.

Для младшей возрастной группы 6 –8 классов предусмотрены формы бесед, экскурсии, праздники, выход на экологическую тропу,  сказки, конкурсы рисунков, листовок, песен, стихов, рассказов.

Для старшей группы 9 –11 классов предусмотрено более углубленное изучение природы, посредством их вовлечения в самостоятельную исследовательскую деятельность: мини исследования в природе, составление письменного отчёта или публикации проекта, поселковые, районные, краевые акции, экспедиции, конференции, диспуты, участие в школе полевого экообразования, слётах лесничеств, олимпиадах,  в школе КОЗЭШ, подготовка и выступление на Всероссийских конкурсах.

Цели и задачи данной программы.

ЦЕЛИ: способствовать формированию принципов повседневной жизни человека на Земле во взаимодействии со всем живым окружением, которые помогут ему принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни и станут основой мировоззрения человека нового тысячелетия.

3.

ЗАДАЧИ:

  1. В процессе личностно ориентированного обучения выявить избирательность  ученика к содержанию, формам учебного материала, процессу реализации и виду деятельности.
  2. Внедрение практических форм и методик, а также пропаганда натуралистического подхода в экологическом образовании и воспитании детей.
  3. Обучение детей на примере объектов существующих в естественных условиях.
  4. Разработка и апробация современных методик: проектных, здоровье сберегающих, ИКТ.
  5. Разработка непосредственных приёмов активизации механизмов саморазвития и самообразования  детей посредством их вовлечения в практическую, учебную, исследовательскую деятельность.
  6. Целенаправленная работа с одарёнными детьми, привлечение в практическую деятельность трудных подростков.
  7. Направлять повседневную работу детского коллектива на глубокое познание родного края и конкретную природоохранную деятельность.
  8. Участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах, конференциях, программах, представляя на суд широкой общественности обобщённые и осмысленные результаты своей работы, обмениваясь опытом со сверстниками.

Условия реализации.

Программа расчитана на учащихся учреждений дополнительного образования.

Объём программы.

Программа расчитана на год, с охватом летнего периода 468 часов, из расчёта 9 часов в неделю. Весь объём предлагаемого материала изучается целиком.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

  1. Объяснительная записка.
  2. Тематический план.

     -Производственный раздел.

     -Экологические мероприятия.

     -Теоретический курс «Лес и лесное хозяйство»

     -Опытническая и научно- исследовательская работа.

     -Туристско – краеведческий раздел.

     -Связь с некоммерческими экологическими организациями, поселковой  администрацией, печатными изданиями.

     -Подведение итогов

     -Перспективное планирование.

3.  Календарно – тематическое планирование.

4.  Список литературы

5.  Реализация образовательной деятельности.

6.  Перечень необходимого оборудования и материалов для реализации      

   программы.

7.  Методическое обеспечение программы.

8.  Приложение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ              

ЧАСЫ

I раздел

производственный

Раздел включает посадку лесных культур на отведённых школьному лесничеству  пяти гектарах. Прополка культур, прореживание, подсчёт саженцев, приживаемость. Выращивание саженцев ели на площади дендрария: огораживание, распашка, мульчирование, посадка семян, мониторинг.

40 часов

II раздел

экологические мероприятия

Раздел включает подготовку и проведение экологических акций – это масштабные мероприятия, требующие огромной подготовки и времени, которыми охватываются все возрастные группы школьников, дети дошкольного возраста и жители посёлка. Гласность, мнение жителей посёлка важны как никогда.

  1. Экологи проводят акции: Ёлочка, День заповедников, День защиты китов, Птичий двор, Край без пожаров, Дни защиты от экологической опасности, Родные берега, Лес, Первоцветы, Кедр – дерево жизни, Очистим планету от мусора, Амурский тигр, Сохраним молодость посёлка.
  2. Конференции: Заповедные территории Хабаровского края, Животные из Красной книги Хабаровского края, Книга природы.
  3. Диспут:  Амурская катастрофа, Нет наркотикам.
  4. Игры: слабое звено «Лес и человек», поле чудес «Огонь и лес», форс мажор, КВН.
  5. Праздники: Вечно шуметь лесам, Новогодняя сказка, Совет у новогодней ёлки, Люби и знай, свой край, Лес – чудо из чудес, Деревья тоже воевали.
  6. Беседы, лекции.

80 часов

III раздел

теоретический курс «Лес и лесное хозяйство»

I раздел Лесоведение

1.Лес как природная система

  1. Общие понятия о лесе.
  2. Основные лесообразующие породы (хвойные, лиственные)

2. Климат и лес.

3. Лесные почвы.

4. Влияние фауны на жизнь леса.

5. Типология леса.

6. Защитная роль леса.

7. Естественное возобновление.

7.1. Лесные культуры.

8. Таксация леса.

8.1. Измерительные инструменты.

9. Охрана и защита леса.

9.1. Вредители леса и борьба с ними.

9.2. Болезни леса и борьба с ними.

II раздел Лесоводство.

  1. Меры содействия естественному возобновлению леса.
  2. Рубки ухода за лесом.
  1. Осветление.
  2. Прочистки.
  3. Прореживание.
  4. Проходные.
  5. Санитарные рубки.
  1. Побочное пользование лесом.
  1. Сенокошение.
  2. Пчеловодство.
  3. Заготовка плодов, ягод, орехов.
  4. Сбор грибов.
  5. Заготовка лекарственных растений.
  6. Заготовка берёзового сока.
  1. Охрана лесов от пожаров.
  1. Природа лесных пожаров.
  2. Причины лесных пожаров.
  3. Классификация лесных пожаров.
  1. Предупредительные  противопожарные мероприятия
  1. Правила пожарной безопасности в лесах РФ.
  2. Проведение лекций, бесед с местным населением
  3. Противопожарные аншлаги, листовки, плакаты.

40 часов

IV раздел

опытническая и научно – исследовательская работа

Работа проводится по разделам программы:

Проекты:

  1. Экология животных:  Жизнь муравейника, Лосось нуждается в защите, Самая крупная кошка планеты – амурский тигр, Серый кит.
  2. Экология леса: Лес - вместо горельника, Восстановление леса после пожара в Ванинском районе Хабаровского края, Учёт ожидаемого урожая семян лиственницы, Исследование состояния растительности на экологической тропе, Изучение хода роста  культур лиственницы.
  3. Экология посёлка: Прогноз и пути развития п. Высокогорный Ванинского района Хабаровского края на основе краеведческих, социологических, научных исследований.
  4. Проект бухта Сизиман.
  5. Экология воды: Нерестовые реки Ванинского района Тумнин, Мулинка.
  6. Проект Экология школы.

Проведение экологического мониторинга:

  1. Количественный учёт птиц и расчёт плотности их на экологической тропе.
  2. Определение встречаемости растительных видов на экологической тропе.
  3. Сравнение видового состава растений на двух ключевых участках.
  4. Влияние человека на биоразнообразие бухты Сизиман.
  5. Расселение муравьёв.
  6. Изучение лососёвых.
  7. Мониторинг Лесного ручья, рек Тумнин, Мулинка.
  8. Экологическая тропа.

74 часа

V раздел

туристско – краеведческий.

Туристические походы:

  1. Бухта Сизиман.
  2. Реки Тумнин, Гур.
  3. Кузнецовский перевал
  4. Гора Погибших.

Полевые экошколы проводимые МОО «Стражем Тайги» «Соцветие».

Туристические слёты.

Эколого  - туристический  лагерь «Юность».

144 часа

VI раздел

связь с некомерческими экологическими организациями, поселковой администрацией, печатными изданиями.

  1. МОО «Страж Тайги».
  2. ИСАР проект «Форест», получение гранта 680 долларов.
  3. Некоммерческая химическая ассоциация «Хранители Земли».
  4. Организация «Зелёный крест».
  5. Фонд дикой природы.
  6. Зоосад «Приамурский имени Всеволода Сысоева.
  7. Связь с мэром п. Высокогорный.
  8. Всероссийское общество охраны природы.
  9. Информационно – методический журнал по экологическому образованию на Дальнем Востоке России «Листья в ладонях».
  10. Краевой журнал «ЭГБО»
  11. Районная  газета «Восход»
  12. Районная газета «Моё побережье»
  13. Всероссийская «Лесная газета»

20 часов

VII раздел

подведение итогов

Составление отчёта по работе за год

Подготовка проектного материала

Экологические конференции

Экологические лагеря.

Экологические слёты.

Составление плана работы на летний период.

20 часов

VIII раздел

Перспективное планирование

  1. Непрерывная связь экологического образования  населения с дошкольного возраста – начальная школа – среднее и старшее звенья школы – взрослое население.
  2. Составить экологический паспорт школы.
  3. Составить экологический паспорт памятника краевого значения «Каменной рощи» в бухте Сизиман.
  4. Исследовать Тумнинский горячий ключ.
  5. Принимать активное участие во Всероссийских, краевых, районных мероприятиях

10 часов

Методическое обеспечение программы.

1.  Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг  «Рондеву-АМ» 2000г

2. Власова Т.А. Филиппова З.В. Живая вода Программа полевого практикума по экологической гидрологии Хабаровск 2001г

3. Данюкова Н.А. Земноводные Нижнего Приамурья в мониторинге состояния окружающей среды. Комсомольск – на – Амуре 2000г.

4. Иванов В.А., Катренко Л.В. Сборник методических материалов по экологическому воспитанию школьников. г. Амурск 2005г

5. Иванов А.В. учебно – методическое пособие Оценка экологических условий в водоёмах и водотоках Хабаровск 1996г

6.Конкурсно – игровая программа по экологии для младших школьников «Зелёный – цвет Надежды» г. Ногинск. Моск. обл. 1994г.

7.Конкурсно – игровые экологические программы для школьников г. Ногинск. Моск. обл. 2002г.

8. Ливенцев В.П. Атрохин В.Г. Практикум по лесоводству Москва «Просвещение» 1981г

9.Михлин В.Е. Цикало Е.С. Экскурсии в природу Подмосковья г. Владимир 2005г

10. Методические рекомендации по экологическому образованию учащихся Хабаровск 1983г

11. Программа по экологическому образованию «Листья в ладонях» Хабаровск 1998г

12. Противопожарная образовательная программа ФОРЕСТ

     13. Тихонова А.Е., Зенушкина Л. И.Методические рекомендации по

     экологическому    образованию учащихся вып. II Хабаровск 1984г.

14.Тихонова А.Е,. Волкова Г.В.,. Нащочина  М.М. Методические рекомендации по экологическому образованию учащихся вып. 6 Хабаровск 1987г

15. Тайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии Просвещение 1979г

16. Шлотгауэр С.Д. Программа Редкие и исчезающие растения Хабаровского края. Хабаровск 2002г.Т. Я. Ашихмина Учебно – методическое пособие Школьный экологический мониторинг. «Рандеву – АМ» 2000г.

17. Методические журналы: Биология в школе, ЭГБО, Вестник АсЭкО.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гусев В.И. Определитель повреждений лесных, декоративных и плодовых деревьев и кустарников Москва «Лесная промышленность» 1984г.
  2. Заповедники Дальнего Востока СССР 1985г.
  3. Красная книга Хабаровского края 1999г
  4. Календарь Лесовода Москва  «Экология»1997г
  5. Мамедов Н.М., Суровегина И.Т. Экология учебное пособие для 9 – 11 классов Москва «Школа Пресс» 1996г
  6. Петров В.В. Лес и его жизнь Москва «Просвещение» 1986г
  7. Справочные материалы для организаторов работы в школьных лесничествах Йошкар – Ола 2004г
  8. Шейнгауз А.С. С заботой о лесе Беседы о лесном хозяйстве Дальнего Востока 1987г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа школьной секции по волейболу.

Так как секционные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент для привлечения интереса школьников...

Программа школьного кружка литературного творчества

Данная программа является вариантом организации работы с учащимися в рамках дополнительного образования. Программа носит рекомендательный характер и может варьироваться в соответствии с  уч...

Программа " Школьный театр"

Программа " Школьный театра" предназначена для детей 10-14 лет . Может быть реализована на занятиях дополнительного образования....

Программа школьного музея

Программа школьного музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы...

Программа "Школьный музей"

Программа "Школьный музей"  направлена на формирование  гражданской идентичности обучающихся  и включает содержание по истории родного края....

Рабочая программа школьного объединения " Спортивные игры"

+Программадеятельности объединения «Спортивные игры»(волейбол, баскетбол)основана на базе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов,часть 3. Внеклассная работа, ...

Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты».

Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты»....