СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА – КЛАДЕЗЬ КРАЕВЕДЕНИЯ
статья на тему

Горшкова Людмила Михайловна

Из опыта работы МБОУ «Ильинская СОШ»

Орехово-Зуевского муниципального района

по туристско-краеведческой направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА – КЛАДЕЗЬ КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА.

Из опыта работы МБОУ «Ильинская СОШ»

Орехово-Зуевского муниципального района

по туристско-краеведческой направленности.

(педагог дополнительного образования

МБОУ «Ильинская СОШ»,

 руководитель туристского клуба

Людмила Михайловна Горшкова,)

(выступление на очном этапе 30.11.2012года.)

Туризм и краеведение - два взаимодополняющих способа постижения ребенком природных и культурных особенностей среды проживания.

Педагогическим коллективом МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа» под руководством талантливого директора Георгия Александровича Карякина более 20 лет реализуется концепция и комплексная образовательная программа  туристско-краеведческой направленности. В рамках этой программы осуществляются проекты, авторские, типовые и модифицированные образовательные программы, которые знакомят обучающихся от младшего школьного  возраста до подросткового и юношеского с видами туризма и основами краеведения, формируют у старших подростков навыки достижения высшего спортивного и туристского мастерства. В туристско-краеведческой направленности реализуются следующие образовательные программы:

  • «Азбука краеведения и  туризма», «Юные туристы» (Горшкова Л.М.)  - знакомство ребенка младших классов с окружающим миром;
  • Программа по школьному туризму(Горшкова Л.М.) , основанная на программе детского объединения участников движения «Школа безопасности».
  • «Изучение родного края в деятельности краеведческого кружка»,  «Туризм – основа краеведческого музея»  (Тамонова И.Н.), в рамках которых предусматривается ведение краеведческой исследовательской деятельности, проектная работа, интеграция основного и дополнительного образования;
  • «Специальная программа практических занятий по туризму в спортивных залах» (Горшкова Л.М.)- программа подготовки юных туристов и туристов-разрядников по технике туризма;
  • «Юный нумизмат», «Историки-краеведы» (Блажнов В.И.) - программы, рассчитанные на средний и старший школьный возраст, объединяющие базовые знания и умения по предметам основной школы (география, история);
  • «Я родину люблю» (Павлова О.Н.), - программа для детей младшего, среднего и старшего возраста, в основе которых лежит образовательная экскурсионная и экспедиционная деятельность;
  •  «Массовые туристско-краеведческие формы работы» - программа, дающая навыки начальной туристской и краеведческой подготовки и возможность отработать данные навыки на практике при активном  участии детей и подростков в круглогодичных цикловых массовых туристско-краеведческих слетах, играх, соревнованиях.

      Взаимное дополнение туризма и краеведения в рамках одной направленности обеспечивает создание условий для удовлетворения различных потребностей как в практически-прикладном, так и в научно-исследовательском способах освоения среды обитания. В основе туризма лежит организация походов и путешествий разной степени сложности с использованием специального туристского снаряжения и оборудования.

В содержание туристско-краеведческих программ включаются теоретическая и практическая подготовка к путешествиям, занятия по физической подготовке и проведение спортивных тренировок на территории школьного стадиона и прилегающей территории, выездные многодневные походы, экспедиции в выходные дни и каникулярное время, которые составляют дополнительный объем часов к образовательной программе. В ряде образовательных программ реализуются краеведческие практико-ориентированные курсы, направленные на  организацию исследовательского поиска. Определенное  место в этих программах занимают выездные занятия в библиотеки, архивы, музеи. Программы ориентированы на развитие начальной поисковой, исследовательской деятельности, на привлечение детей и подростков к участию в общественно- полезных, социально значимых акциях.

Проведение образовательным учреждением туристско-краеведческих, экологических мероприятий.

В школе уже стали традиционными такие мероприятия, как

осенние и весенние  общешкольные походы, зимние походы на лыжах. Однодневные походы и экскурсии чаще всего организуются недалеко  от учебного заведения: в каждом поселке, деревне есть свои специфические природные, исторические и культурные особенности, составляющие тот феномен, который формирует у молодого поколения интерес к родному краю, воспитывает патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.

Широкому привлечению к занятиям туризмом способствует традиционно проводимые в учебном году такие школьные мероприятия, как  Месячники безопасности; Туриада с элементами топографии, вязки узлов, ориентирования; краеведческие экскурсии и поездки, экологические экспедиции «Истоки малой родины моей», «История деревень», «Ремесла» и др.

   Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность  уникальное средство формирования у учащихся навыков здорового образа жизни. Положительные эмоции, связанные с занятием по интересам, ожидание новых интересных мероприятий, впечатлений, знакомств, встреч с новыми людьми, общение с природой - все это создает особый, неповторимый, положительный эмоциональный настрой.

 Многодневные походы дают возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности и др., что в конечном итоге и определяет потенциал туристско-краеведческой деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей.

       Практическое краеведение неизбежно связано с накоплением материала, отражающего историю и культуру родного края, что вызывает необходимость его презентации. Наиболее распространенной и универсальной формой такой презентации является музей.

      В стенах Ильинской средней школы разместились даже два музея: краеведческий и исторический. Они являются не только учебно-воспитательными, но и информационными центрами, способствуют развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории родного края.

Особый статус музея в нашей школе определяется не только тем, что он создается и действует на общественных началах, но и тем, что в школе он становится организующим звеном, объединяющим молодежь на основе интереса к истории, культуре и природе родного края. Школьный краеведческий музей является победителем  в номинации «Лучший музей Подмосковья». Он включен в экскурсионную экспозицию по Восточному и Юго-Восточному направлению. Руководитель краеведческого музея – учитель географии Тамонова И.Н.

  О работе школы и музея снято несколько репортажей  ведущими московскими телекомпаниями. Шесть юных экскурсоводов были награждены премиями Главы Орехово-Зуевского муниципального района. Наш музей – победитель областного смотра-конкурса школьных музеев «Знакомьтесь – наш музей!», областного конкурса «Мой музей» (в номинации «История одного экспоната»).

        Руководитель историко-археологического музея – учитель истории

Блажнов В.И.

         С 2004 года в нашей школе выпускается периодическое издание – историко-краеведческий альманах «Гуслицы», рассказывающий о нравах, обычаях и истории нашего края. В 2010 году альманах стал победителем Всероссийского конкурса краеведческих периодических изданий (г.Санкт-Петербург). В 2011 году прошла презентация девятого номера альманаха, которая собрала много почетных гостей и старых друзей школы.

        На протяжении нескольких последних лет мы являемся активными участниками районных и межрегиональных краеведческих конференций.

В изучении историко-культурного наследия нам помогает сотрудничество с русской православной старообрядческой церковью.

Туризм и краеведение – приоритетное направление нашей школы. И неспроста  в 2003 году наших ребят делегировали на Зональный слет «Школа безопасности». Там мы впервые увидели опытные команды, в совершенстве владеющие техникой и тактикой спортивного туризма. А почему бы и нам не научиться, разве мы не сможем?!    

         Я начала постигать азы спортивного туризма  вместе с моими учениками. Ребята занимались с большим интересом и азартом. И пусть не сразу все получалось, но мы не сдавались. Я повышала свой профессиональный уровень на курсах инструкторов детско-юношеского туризма. И уже через 2 года команда нашей школы была в числе призеров не только на соревнованиях детского объединения участников движения «Школа безопасности» Московской области, но и в Областном Туристско-краеведческом слете.

На занятия стало приходить все больше  и больше ребят, поэтому на базе Ильинской средней школы был создан Туристский клуб, которым я руковожу. Там занимаются ребята 3-х возрастных групп..

    Мы побывали в Карелии, на Алтае, в Абхазии, в Приэльбрусье. В традиционных делах школы  «Моя безопасность», Туриада», «День здоровья» и др ребята из туристского клуба проявляют свои способности и умения, закрепляют навыки в  ориентировании, оказании первой помощи,  технике туризма, вязке узлов, полосе препятствии, лыжных эстафетах. Членами туристского клуба Ильинской средней школы были проведены экспедиции по нашей малой родине - древнего поселения Гуслицы  и разработан маршрут, знакомящий с родниками нашей местности.                                                                                                                                                              Целью экспедиций являлось привлечение к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды.                                                

  Команда школы – бессменные участники и дипломанты многих областных мероприятий.

Чтобы  достичь желанной цели,

Одной мечты, конечно, мало,

Вот здесь придет черёд для действий...

Мечта – она всему начало!

В перспективе мне очень хочется привлечь самых младших ребят нашей школы и ближайших сел в туристскую деятельность. В стадии разработки – игровые программы по туризму для самых маленьких. Планируем провести соревнования по технике туризма на базе родной школы для учащихся Орехово-Зуевского района. Летом со старшей группой и выпускниками нашего клуба хотим осуществить нашу давнюю мечту – поездку на озеро Байкал.

И конечно же – стремления к победам на всех дальнейших соревнованиях.


Результатами освоения образовательных программ туристско-краеведческой направленности являются:

• овладение специфичными туристскими и краеведческими знаниями;

• развитие навыков и технических способов разных видов туризма;

•  интеграция основного и дополнительного образования через углубление, расширение базовых знаний школьных программ по географии, истории, окружающему миру, природоведению;

•  ведение исследовательских проектов, участие  и достижение результатов в краеведческих конференциях;

• достижение результатов в туристских и краеведческих соревнованиях и походах различного уровня и сложности;

• присвоение и оформление  спортивных разрядов.

Занятия туризмом помогают ребятам поверить в себя, в свои силы, повысить свою самооценку, развивают  интересы, способности,  волю к победе. Задача педагога состоит в том, чтобы увидеть, распознать и развить способности каждого ученика. Именно в этом и заключается суть работы всего педагогического коллектива нашей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в образовании. Инновационный процесс в сельской школе.

Инновация в образовании: инновация в обучении, инновация в воспитании, инновация в управлении, инновация в переподготовке кадров....

Организация работы по историко-церковному краеведению в сельской школе

Ученики МКОУ СОШ № 2 с.Некрасовка Хабаровского края много лет изучают историю Православия в родном селе...

Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"

Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"...

Краеведение на уроках немецкого языка (в сельской школе)

Демократизация и гуманизация школы, проводимая в нашей стране,  требует обновления процесса воспитания. Одним из ведущих принципов становится принцип культурообразности, ...

Сельские школы России. Заметки сельского учителя.

Все мы родом из школы, она оказывает мощное  воздействие на всю нашу дальнейшую жизнь. А на селе - это источник добра, света, порядочности, любви, творчества и очень важно, чтобы этот источник ос...

Сельские школы России. Заметки сельского учителя.

Все мы родом из школы, она оказывает мощное  воздействие на всю нашу дальнейшую жизнь. А на селе - это источник добра, света, порядочности, любви, творчества и очень важно, чтобы этот источник ос...

Инновационный проект «Организация работы по краеведению и социальному проектированию в сельской школе»

В современных условиях реформирования российской системы образования все более важной представляется задача воспитания гражданственности у подрастающего поколения,приобщение его к духовным ценностям и...