Краеведение на уроках немецкого языка (в сельской школе)
рабочая программа по немецкому языку по теме

Сорокина Галина Юрьевна

     Демократизация и гуманизация школы, проводимая в нашей стране,  требует обновления процесса воспитания. Одним из ведущих принципов становится принцип культурообразности, который предполагает, что воспитание основывается на  общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с нормами национальной культуры и региональными традициями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краеведение на уроках немецкого  языка

(в  малокомплектной сельской школе)

2008 год

Краеведение на уроках немецкого языка

     Демократизация и гуманизация средней школы, проводимая в нашей стране,  требует обновления процесса воспитания. Одним из ведущих принципов становится принцип культурообразности, который предполагает, что воспитание основывается на  общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с нормами национальной культуры и региональными традициями.

    Нынешнее время – это время, когда, люди, наконец, становятся мудрее, бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к своим  обычаям и нравам, к своим корням. Это серьезное желание восстановить прерванную связь времен. Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему – черта, отличающая образованность от дикости.

    Овладение учащимися ценностями родной культуры делает их восприятие иных культур более точным, глубоким, всесторонним. «Ноша культурных ценностей – писал академик Д.С.Лихачев – ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает. Чем большими ценностями мы владеем, тем более изощренным и острым становится наше восприятие иных культур. Каждая из культур той или иной страны становиться для интеллигентного человека «своей культурой», своей глубоко личной, ибо познание своего сопряжено с познанием чужого».

    Даная работа очень актуальна, поскольку в условиях выхода из кризиса российского общества патриотическое воспитание молодежи начинается с воспитания любви к своей малой родине и становится одним из главных условий выживания наций.

     Привлечение краеведческих материалов резко повышает мотивацию учения, а всем известно, что обучение без мотивации неэффективно. Приобщение к истории и культуре родного края содействует развитию познавательной деятельности, то есть школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с конкретными  фактами, что делает процесс обучения особенно эффективным.  

       Возможности, которые представляет данный курс, позволят всем интересующимся краеведением ближе и полнее узнать свою малую родину. Ведь любить свой край, развивать чувство ответственности за его сегодняшний и завтрашний день – важнейшая образовательная и воспитательная задача.  Объектом познания становится родной край. Краеведческая работа нравственно обогащает, интеллектуально и физически развивает, целенаправленно вовлекает в различные сферы поисково-исследовательской деятельности не только педагогов и учеников, но и их родителей, близких.

Цели и задачи:

Главной целью программы является развитие и совершенствование коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся, а также расширение содержательной основы обучения иностранному языку за счет овладения учащимися определенным объемом краеведческих знаний, а также:

- способствовать развитию мировоззрения школьников в духе нового мышления, эстетических взглядов;

- формировать эмоционально-целостное отношение к миру;

- повысить степень учебных навыков (самостоятельности и самодеятельности) в русле учебного предмета с ориентацией на знание истории своей страны, воспитания любви и бережного отношения к созданному руками человека и самой природой;

- обеспечить непосредственное деятельное участие школьников в конкретных мероприятиях для совершенствования знаний по данному предмету;

- организовать социально-значимую деятельность через воспитание любви к родному краю, физическое и психическое оздоровление и развитие коммуникативных способностей.

Перспективы распространения результатов работы:

Результаты, полученные в процессе реализации планов, будут иметь положительное воздействие  на развитие познавательного интереса учащихся к культуре, истории, природе родного края, проведение заочных экскурсий по родному краю поможет учащимся овладеть навыками экскурсионной работы.

В сельской малокомплектной школе нецелесообразно проводить целый региональный курс. Чтобы не нарушать целостности занятий сведения о регионе можно сообщать фрагментарно, в связи с изучаемой темой, отводя для этого 7-10 минут урока или при планировании использовать резервное время на проведение таких уроков.

      Данная программа основана на принципах развивающего обучения и предполагает, что в ходе обучения иностранному языку помимо формирования знаний и умений надо развивать творческие элементы в учебной деятельности.

   При организации работы по программе необходимо учитывать следующие факторы:

- программа является дополнением к существующему учебно-методическому комплексу под редакцией И.Л. Бим. Предполагается дополнить серию уроков по темам учебника изучением краеведческого материала, расширить лексический запас;

-  введение краеведческой информации  на уроках иностранного языка следует начинать с начальной ступени обучения, чтобы язык стал для учащихся источником новых знаний;

- изучение каждой темы должно быть построено на базе получения определенной информации о стране изучаемого языка и дополнения соответствующей информации о своей  малой родине;

- важно так предъявить краеведческие факты, чтобы обеспечить активную деятельность учащихся с ними, использовать разнообразные проблемные и игровые приемы обучения, которые стимулировали бы учебно-познавательную деятельность.

- необходимо помнить, что краеведческий материал и формы работы с ним должны соответствовать возрастным особенностям учащихся и уровню владения иностранным языком;

- изученный материал должен активно использоваться в речевой деятельности, только тогда он будет храниться в памяти учащихся.

Методы и формы организации обучения:

словесные – беседа, рассказ;

наглядные – иллюстрации, предметы, фотографии, слайды,  использование Интернет;

 практические – выполнение заданий, пересказ, составление диалога;

репродуктивные – составление ответа по образцу;

 проблемно- поисковые – коллективное обсуждение, организация ролевых игр, составление рекламы, коллаж;

 методы самостоятельной, парной, групповой работы.

     Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности происходит благодаря созданию положительных эмоций в ситуациях общения, занимательности и  новизне содержания, ролевым играм и поощрению.  

      Важной особенностью является возрастная и интеллектуальная доступность изучаемого материала для учащихся. Следуя возрастному принципу, различают  3 уровня усвоения краеведческой информации на уроках иностранного языка: эмоциональный (2-4 классы), познавательный (5-7 классы) и социально-личностный (8-9 классы).

   Основываясь на специфике возраста 2-4 классов – приверженности к ярким краскам, образам, событиям, любознательности, я использую следующие методы работы: изучение народных сказок, музыки, декоративно-прикладного искусства, рассказы о ярких исторических событиях Нижегородчины и родного края. Краеведческая информация должна носить занимательный характер.

Спецификой возраста 5 – 7 классов является активизация познавательно-поисковой деятельности, активизация мыслительной деятельности, склонность к рассуждениям, выявлению причинно-следственных связей и событий. Способы работы: создание проблемных ситуаций, вопросы на размышление, сравнение и анализ, защита собственных гипотез, разгадки древних тайн, создание презентаций о памятных местах родного края, изучение жизни и творчества великих людей Лукояновского района.

Спецификой возраста 8-11 классов является ориентация сознания на самого себя, ученикам присущ повышенный   интерес к своей личности,  происходит

процесс самопознания. В центре внимания оказываются сложные вопросы, связанные с такими формами общественного сознания, как политика и мораль, потребность обсуждения политических, нравственных и эстетических проблем. Способы работы: диспуты, обсуждения, споры, научная конференция, проект.

Формы контроля:

- тесты, кроссворды  на проверку усвоения лексического материала;

- тесты на выбор правильного ответа из нескольких вариантов;

- составление связных монологических высказываний по темам;

- составление диалогов и полилогов по темам;

- составление проектов и их защита;

- самоконтроль.

Методическое обеспечение:

- тексты;

- тесты, кроссворды;

- фотографии;

- выставочные экспонаты школьного музея и музеев соседних сел Чиргуши (мордовское) и Елфимово (выходцы из Белоруссии);

- Интернет.

Региональный компонент

 в преподавании немецкого языка в школе

2-4 класс

Тема по учебному плану

Краеведческая тема

Класс

задания

Откуда мы родом?

2

1. Чтение географических названий местности.

2. Употребление лексики по теме в изученных образцах.

3. Рождественские праздники.

4. Русские и мордовские  сказки.

«Сабина охотно идет в школу»

«Осень»

Лукояновская осень.

Праздники.

3

1. Новое в школе (музыка, ИЗО, народное творчество)

1.Что растет у нас в деревне?

1. Пасха

5-7 класс

Тема по учебному плану

Краеведческая тема

Класс

Задания

«Старый немецкий город.Что в нем?

Здания в нашем селе.

5

1. Составь план строений нашего села.

«Кто где работает?»

Профессии нашего района.

5

1. Кем работают твои родители? Кто по профессии были бабушки и дедушки?

«У наших друзей дома».

Убранство деревенского дома.

5

1. Нарисуй дом своих предков.

2. Расскажи о современном доме в деревне.

«За окнами листопад»

Осень на Нижегородчине.

6

1. Осень на юге области.

2. Расскажи о нашем лесе и его обитателях.

3.  Составь коллаж по теме «Растения и животные села, занесенные в красную книгу.»

«Свободное время …»

Семейные увлечения.

6

1. Расскажи о семейных реликвиях.

2. Увлечения моей бабушки.

«Поездка с классом по Германии»

Национальные блюда.

6

1. Читаем рецепты русских и мордовских блюд.

«Веселый маскарад»

Одежда.

6

Праздник «Удивительная корзина»

«Что мы называем своей родиной?»

Города, реки, озера, территориальное деление, языки и народы Нижегородской области.

7

1. Проект «Край мой родной».

2. Наши соседи – будаки и мордва.

3. Между Дивеевым и Б.Болдиным.

«Лицо города – визитная карточка страны»

У истоков: история заселения, кустарные промыслы.

Лукоянов – город молодых.

7

1. Экскурсия в Лукояновский краеведческий музей.

 2. «Поташ, бочки, сани , валенки, мочало…»

3. «Лукоянов – город студентов.»

Движение в современном городе. Как ориентируются в городе?»

Транспортные средства лукояновского района

7

1. Составьте схему маршрута «Лукоянов – Никулино»

«На селе есть тоже много интересного».

Традиции и обычаи соседних сел.

7

1.Проект «Моя малая родина»

2. Заочная экскурсия в соседние села Елфимово (выходцы из Белоруссии) и Чиргуши (мордовское село)

«Давайте вместе заботиться о нашей планете Земля»

Природные богатства Лукояновского района.

7

1. «Роща Магницкого»-

2. Знаешь ли ты природу Лукояновского района?

8-11 класс

Тема по учебному плану

Краеведческая тема

Класс

Задания

«Хорошо было летом!»

Известные места отдыха на Нижегородчине

8

1. Расскажи об экскурсиях в  Дивеево, Б.Болдино

2. Праздники лета: Троица, Ивана Купалы.

«Мы готовимся к поездке по Германии».

Нижний Новгород – четвертый по величине город России

8

1. Составьте коллаж по теме «Любимые места нижегородцев.

2. Составьте сообщение на тему «Край наш Лукояновский», «Моя деревня»

3. Составьте экскурсию по теме «Делаем покупки в сельском магазине».

«Поездка по Германии».

Лукояновский район –  крупный сельскохозяйственный центр на юге Нижегородчины

8

1. Нарисуй схему путешествия по Лукояновскому району с достопримечательностями

2. Ролевая игра «Мы идем в гости»

«Каникулы и книги».

История в лицах.

Поэты Земли Лукояновской

9 (10)

1. Сообщение « Мельников-Печорский  -первый исследователь мордвы».

2. «Сколько тут неописуемого горя!» В.Г.Короленко и его общественная столова в с.Елфимово. Экскурсия в село Елфимово.

3. «Пушкин в Лукоянове»

«Современ-ная молодежь. Какие у нее проблемы?»

Исторический экскурс.

9 (10)

1. Создайте плакат по теме «Школа: вчера и сегодня».

Соберите различные фотографии, рисунки, которые отражают школьную жизнь в разное время.

«Будущее начинается уже сегодня. Как обстоят дела с выбором профессии?

Наши земляки – известные люди

9 (10)

1. Диспут: «Какое учебное заведение выбрать в Лукояновском районе или уехать?»

2. «Их имена примером будут всем».

«СМИ – четвертая власть»

Районная газета и ее корреспонденты

9 (10)

«Читая подшивки газет…» - составь список односельчан, которые в разные годы являлись корреспондентами газеты «Лукояновская правда»

Экология

Географическое положение и природные условия Лукояновского района

10

1. Конференция «Саврасовские разработки циркония – за и против».

2. Составьте схему прудов и родников своего села.

3. Напишите письмо в молодежный журнал «Проблема защиты окружающей среды».

Литература

11

Создайте лексикон местных поэтов А.И.Глазова , П.Коротина, Г.Горшенкова

Искусство

Культурная жизнь Лукояновского района

11

Посещение выставочного зала в лукояновском ДК, а затем описание понравившейся картины.

Музыка

11

Создайте коллаж «Молодежь и музыка в селе»

Профессия

Образовании в Нижегородской области

11

Составьте экскурсию по Нижегородчине «Куда пойти учиться?

     Таким образом, использование краеведческого материала в обучении немецкому языку повышает эффективность педагогического процесса, однако требует от учителя учета возрастных особенностей учащихся, уровня их языковой подготовки, современных творческих приемов развития  личности школьников в условиях малокомплектной сельской школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»

Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...

Краеведение на уроках эрзянского языка в начальной школе

Выступление на педагогическом совете...

Экологическое краеведение в условиях сельской малокомплектной школы

Рассматриваются цель и основные задачи экологического краеведения, показывается опыт работы по изучению и охране природы родного края, приводятся данные об изученных популяциях охраняемых растен...

Доклад Тема: «Приобщение обучающихся группы к краеведению и истории России в школе –интернат VIII вида»

Доклад Тема:   «Приобщение обучающихся группы           к краеведению и истории России в     ...

Организация преподавания предмета "Краеведения" в Ивановской на Лехте школе

В материале рассказывается об организации краеведческого образования в условиях сельской школы по методике Пестолоцци...

Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе

Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе. Краеведческая работа представляет возможность реализовать идею межпредметных связей, органично с...