Организация преподавания предмета "Краеведения" в Ивановской на Лехте школе
проект по краеведению (5 класс)

В материале рассказывается об организации краеведческого образования в условиях сельской школы по методике Пестолоцци

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borisoglebskiy_kray_v_proshlom_nast.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Борисоглебский край в прошлом, настоящем и будущем

        Для класса, который уже изучил во все полноте свое село, свои родные деревни, необходимо было расширить горизонты знаний о крае. Таким предметом в моей программе стал курс «Борисоглебский край в прошлом, настоящем и будущем». Он появится в расписании в виде отдельного предмета, как и все остальные курсы программы Отечествоведения и Добротолюбия, на четвертый год моей работы  в школе, то есть в 1994 году.  А до этого он будет  подаваться мною ребятам как составляющая отечественной истории, фрагментарно.

 Сейчас мы делаем обзор программы с расстояния времени в четверть века. За эти двадцать пять лет  неузнаваемо изменилась экономика района, составляющие культуры, образования… Ведь годы, когда создавались наши программы, были одними из самых разрушительных в истории России, то был период, когда меньше всего можно было ожидать в чем-то созидания. За это время в этом курсе многие составляющие стали уже историей района.   Этот курс своего рода программа-размышление  и о сегодняшнем  дне нашего края,  и о его прошлом,  это и  попытка  заглянуть хотя бы чуточку в будущее. Истории  здесь отводится места гораздо меньше, чем во втором классе, но зато  в программу  включены некоторые сведения об экономике района, о работе предприятий и колхозов, их специализации, а так же сведения о современной культуре, искусстве и литературе края…

      Чтобы проследить логику нашего подхода к изучению края,  обозначу здесь кратко разделы и темы данного курса.  В третьем классе курс  начинается с работы с плакатом аэрофотосъемки нашего села, затем с  картами сначала Борисоглебского района, а затем и Ярославской области.  Здесь в основе методики тот же принцип расширения  горизонта, что и при построении первой части программы  Отечествоведения.  Фотография со спутника наиболее внятно  подводит  ребятишек и к понятию «карта», «карта волости», «карта района»,  и к термину «масштаб».  Сначала они определяют на фото местоположения школы, положение  села  Ивановского,  всех составляющих села (аллеи, пруды, дороги, дома), а затем и той или иной для них родной деревни, района.  И затем уже легче перейти к изучению  темы    «Административное деление». Здесь же даются первые начатки и представления о «местной власти». Одна из тем так и называется «Для чего нужны местные администрации».  
     Последующие  темы так же изучаются с применением карт:  природа края, компоненты природы, климат, рельеф, реки,  озера, лес, возвышенности. Здесь предусмотрены экскурсии по Борисоглебскому монастырю. Логически эти знания  выливались в  размышления  о влиянии природы на хозяйственную деятельность: взаимосвязь особенностей климата, рельефа, водоемов и хозяйственной деятельности населения района. Именно  «Хозяйственная деятельность населения района»  и становится  следующим разделом программы. Здесь учитель по программе должен дать ребятишкам представление об  основных направлениях сельскохозяйственного производства в Борисоглебском районе, специализации колхозов и совхозов,  кооперативов, личных хозяйств. В этом же разделе изучается и тема  «Промышленность района», содержанием которой  является знакомство с основными предприятиями района: крахмалотерочные заводы, сырзавод,  птицефабрика, предприятия лесопереработки, мебельные цеха (к сожалению, большинство из них до сегодняшнего дня не дожили или на их месте выросли другие структуры)...
      История борисоглебского края уникальна. Здесь находятся и древние поселения, свидетельствующие о первобытном существовании  человека и о древнейших периодах истории: Акулово, Городец, Горки. И именно на примере изучения этих населенных пунктов и с выездом в них у ребят имеется возможность получить представления и о первобытных стоянках, и о языческих верованиях.    В этом же разделе изучаются и другие сведения о Борисоглебской волости:   границы, площадь,  состав, приходы,  главные населенные пункты. Изучение мест, связывается  с личностями, которые зафиксированы в исторических источниках. Так,  беседуя о селе Павлове, учитель выходит на тему крещения Руси и повествует детям о христианине Павле, который был замучен язычниками за проповедование христианства в начале XI века. В Сабурове, по преданиям, жил сын ростовского попа Алеша Попович, село Протасьево - родина Авраамия Палицына, Старово-Смолино - вотчина боярина Салтыкова.
      Значительное место в данном разделе  уделяется изучению  Борисоглебских слобод, история  их происхождения,  отдельной темой  стоит тема  «Борисоглебский монастырь».  Учитель с ребятами  изучает историю его создания, а также  житие его  основателей Федора и Павла. А вот другие изучаемые в разделе темы: житие преподобного Иринарха,  Борисоглебский монастырь  - памятник каменного зодчества  XVI века, оборонное значение монастыря, вклад Борисоглебских монахов в сокровищницу Православной церкви. Отдельной  темой  изучается и история  монастыря Троицы-на-Бору,  архитектура утраченных храмов этого женского монастыря, его художественные ценности, ведется разговор о пожертвованиях монастырю П.А. Нарышкиной,  о чудотворных иконах монастыря.
     Наряду с Ивановской и Борисоглебской волостями крупнейшей  и одной из самых развитых в Ярославской губернии была Вощажниковская волость. Село  Вощажниково   принадлежало  графу   Шереметеву.  Изучая историю села и волости, дети впервые знакомятся с понятиями   благотворительности, погружаются в культуру XVIII века, узнают о театре в этом селе и «крепостной актрисе» Параше Жемчуговой, а во время экскурсии в один из местных храмов знакомятся и с фресками крепостного художника Аргунова.
     Обозначим, что в этой программе   изучаются  и другие волости  борисоглебской земли:  Шулецкая, Савинская,  Березниковская,   главные их  села и деревни, мифологический  материал, касающийся этих сел. Изучается и топонимика:  историчность названий Гора Сипягина, Никола-Бой, Яковцево,  Ляхово , Рождествено…
     Отдельным разделом в курсе изучается культура края. Здесь главное место отводится изучению архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря,  который  является выдающимся памятником русского зодчества XVI-XVII веков и принадлежит  к череде творений  знаменитого архитектора  Григория Борисова:  крепостное сооружение, роспись соборов, гражданские сооружения монастыря,  звонница… Памятником   планировочной застройки времен Древней Руси является историко-архитектурная среда Борисоглебских  слобод – это также отражено в программе. Кроме архитектуры  районного центра здесь же изучается архитектура Вощажниковских храмов, особенности застройки больших сел -  Вощажникова, Ивановского.
      В разделе «Культура» изучается тема  народных промыслов, ремесел:  изготовления мебели, транспортных повозок, валяльного производства, плетения, вышивки, гончарного производства, искусства  изразцов. Два часа в программе отведено на изучение  современного  творчества,  реставрации памятников архитектуры,  возрождения монастыря. В программу включены, например, такие темы, как  проза и стихи о Борисоглебе,  борисоглебские поэты и писатели, Борисоглеб  глазами художников.
       В данном курсе мы отвели значительное время на экскурсии и практическую  работу. Таким образом, для нас стало очевидным, что  через некоторые события истории нашего края можно узнать многое и об  истории страны.

По предложенным курсу многое, но  не все. Это пока еще фрагментарная история, и она не вполне интегрирует в Отечественную, хотя, несомненно,  является ее частью. А каким же образом построить курс и программы, чтобы местная история стала вполне ощутимым явлением во всероссийской истории, как в этом направлении достичь  наибольшей полноты?  Всплески этой идеи присутствуют и в программе «Моя семья, село, деревня» и в программе «Борисоглебский край  в прошлом, настоящем и будущем». Именно эти всплески и озарили нас  надеждой, что  через изучение жизни той или иной персоны,  личности, связанной с историей  края, можно изучать историю Отечества.

Решение этой задачи заставило нас думать над созданием программы для четвертого класса, которая в результате получит название «История Борисоглебского края  в лицах». Но об этом в главах, которые ожидают нас впереди.

Сейчас же лишь отметим, что в основе ее лежит изучение 32 персоналий общероссийского масштаба, связанных с борисоглебской землей и имеющих то или иное  значение для истории страны в целом. Осуществить это оказалось не так уж и сложно.

История же края оказалась столь обширной, что появилась необходимость в курсе, который был бы исключительно историческим. Причем огромная часть исторических сведений касалась не только самого края, но и в целом нашего Отечества. Оставалось только в деталях разработать программу и увязать   историю Борисоглебского края  с историей всей страны. Что и будет сделано при разработке в будущем большой программы по Отечествоведению.

Начатки разработки программы Отечествоведения сформировали в нас общие представления  об этой важной дисциплине и заставили нас сформулировать некоторые правила.

  Правило 1. Краеведческий  материал при  широком и  глубоком  рассмотрении предоставляет  возможность достаточно полно изучить и  получить представление  о многих областях школьных знаний.  

 Правило 2. Как по капле воды можно многое узнать о большом водоеме, так и по деревне, по маленькому городку многое можно узнать о нашем Отечестве: малая родина – это наша страна в миниатюре.

Правило 3. Один из эффективных путей интегрирования местной истории в общероссийскую и даже во всемирную - путь изучения истории через  личности.

Правило 4. Краеведение - не вспомогательная дисциплина или раздел истории, а самая непосредственная история,  экономика,  география,  этнография отдельного уголка страны.  Оно  может и должно изучаться в историческом разрезе. Краеведение - это история историй.    

      Правило 5. Следует учитывать, что для каждого последующего времени могут быть ценны различные периоды истории, в зависимости от того,  насколько они важны именно в назидательном смысле для настоящих поколений. В истории страны можно всегда найти ответы на животрепещущие вопросы современности.

Правило №6. При изучении отечественной истории  не допустимо отводить ближнему к нам  периоду по объему во много крат большее  по сравнению со всеми «далекикими»  периодами. Самые важные и актуальные страницы истории определяются не близостью или отдаленностью по времени к нам,  а своей поучительностью и  назидательностью для нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Системный подход в организации преподавания русского языка в школе в условиях ЕГЭ"

Подготовка учащихся 10-11 классов к сдаче выпускного экзамена в формате ЕГЭ - сложный  процесс. В статье рассматривается вопрос о том, как  создать надежную и эффективную учебную технологию,...

Духовно – нравственное воспитание в системе организации преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе (педагогическое исследование)

Несомненно, большее внимание необходимо уделять усилению духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; определению системных связе...

Требования ФГОС к организации преподавания иностранного языка

В работе представлена презентация по теме " Требования ФГОС к организации преподавания иностранного языка в школе"...

программа по самообразованию: "Организация преподавания физической культуры с применением здоровьесберегающих технологий для формирования устойчивого интереса к здоровому образу жизни"

Новизна моего опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, использование валеологтческих приёмов для мотивации учащихся к здоровому образу...

Организация преподавания футбола во внеклассной работе с использованием инновационного метода «обучение во время игры».

Организация преподавания футбола во внеклассной работе с использованием инновационного метода «обучение во время игры»....

Статья "Обеспечение преемственности детского сада и школы посредством организации кружка дополнительного образования «Подготовка к школе»"

Статья для выступления на Всероссийской Научно-практической конференции " Реализация ФГОС в образовательном процессе"...