Специальная программа
методическая разработка на тему

Горшкова Людмила Михайловна

Специальная программа

практических занятий по туризму

в спортивных залах

 

для детей 8-10лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Ильинская СОШ»

Орехово-Зуевского района

 Московской области

Специальная программа

практических занятий по туризму

в спортивных залах

для детей 8-10лет.

педагог дополнительного образования

      Горшкова Людмила Михайловна

                               

2013год

               

                Специальная программа

практических занятий по туризму

 в спортивных залах.

Цель и задачи: 

Целью деятельности объединения туристского клуба  является воспитание активной гражданской позиции школьника через развитие у него нравственных, интеллектуальных, творческих, физических способностей средствами туризма.

Основные задачи:

-  разнообразие форм физической подготовки учащихся;

-  воспитание подрастающего поколения через массовые формы туристской работы;

- совершенствование методики организации туристско-физкультурной работы;

- введение новых форм оздоровительной компании;

- привлечение к регулярным занятиям физической культурой и туризмом;

 - развитие интересов, способностей,  воли, познавательных и практических умений;

 - формирование нравственных качеств;

 - подготовка команды школы для участия в соревнованиях по технике туризма;

- приобретение практических навыков поведения в экстремальных ситуациях природного и техногенного характера;

Пояснительная записка.

         

       Занятия туризмом представляет собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития подростков, которые происходят в процессе организации коллективно-походной жизни на спортивном маршруте и активной деятельности обучающихся.
        Совместно с педагогами Центра туризма и краеведения Московской области разработана образовательная программа туристко-спортивного объединения.  

Обучение идет по следующим направлениям:  техника и тактика туризма, топография, ориентирование, организация туристского быта, физиология, медицина, особенности питания в походе, экология, краеведение. Это позволяет формировать экологическое мышление детей, воспитание активной гражданской позиции, патриотов своей страны, уважение к другим национальным культурам.

          Спортивный туризм можно разделить на два направления: туристское многоборье и туристские походы.

 Туристское многоборье - это отдельный вид спорта, который включает в себя:  

- соревнования по технике пешеходного, лыжного и водного туризма,

 - соревнования по технике пешеходного туризма на искусственном рельефе в закрытых помещениях.      

          На сегодняшний день созданы все условия для занятий детьми туристским многоборьем:

   - приобретено необходимое снаряжение для тренировок (карабины альпинистские, веревки, каски, страховочные системы и др.),

   -   смонтирован зал для занятий туристским многоборьем на искусственном рельефе,

что позволяет эффективно проводить тренировочный процесс в течение всего года, а в последствии достойно выступать на соревнованиях различного уровня, где ребята занимают призовые места и становятся победителями как в командном, так и в личном первенстве.

Основы техники туризма.

       Техникой туризма может заняться практически любой здоровый человек. Главное в занятиях – это желание трудиться и регулярность тренировок. Хорошо, если начинающий альпинист до этого уже занимался каким-либо видом спорта, но если нет, то это занятие тем более для него. При регулярных занятиях альпинизм сделает любого человека за довольно короткое время сильным, гибким, целеустремленным, смелым. Ведь каждая тренировка— это достижение цели. Если человек сделал один шаг вверх, у него появится цель сделать второй, если пройден легкий маршрут, есть стимул его усложнить и пройти другой вариант.

         Техника туризма.— сложно координированный вид спорта. Если в циклических видах можно бесконечно совершенствовать одно и то же движение, добиться идеального исполнения его, то здесь сделать это невозможно, Техника лазания будет зависеть от множества факторов. Здесь важно абсолютно все: вес, рост, длина рук, ног, растяжка, физические данные и другие параметры. Важно, занимался ли в детстве турист  каким-либо видом спорта. Наблюдения показывают, что у тех, кто в детские годы занимался гимнастикой, балетом, танцами, много тянулся, есть способности к лазанию по веревкам. Человеку, имеющему большой вес, труднее лазать, но важна также его относительная сила. Иногда бывает так, что начинающий альпинист мало подтягивается на перекладине или не может подтягиваться вообще, но имеет маленький вес и хорошую цепкость, т. е. может долго висеть на прямых или согнутых руках. Это также дает ему преимущество перед теми, кто имеет большой вес. Но в конечном итоге все решает желание ребенка  заниматься, его рвение, трудоспособность.

        Самое главное в технике туризма, чтобы тренировки, а позднее и соревнования, доставляли удовольствие и радость. Эмоциональный настрой, общение с друзьями, помощь друг другу — все это создает ту радостную атмосферу, когда тяжелый труд на виду у всех доставляет удовольствие. Постоянное дружеское соперничество и взаимопомощь создают творческий настрой. Для того, чтобы тренировки с самого начала доставляли удовольствие, необходимо усвоить некоторые основные моменты.

        Техника лазания — ключ к успеху. Хорошая техника позволяет скалолазу тратить меньше усилий, экономить силу и не использовать без надобности максимальные усилия. Это важно особенно тогда, когда во время прохождения маршрута возникает необходимость в мощных движениях, мощных шагах. Если лазать экономно, то можно выполнить больший объем работы, а значит, будет возможность улучшить выносливость. Если альпинист  выполняет новое движение, надо стараться выполнить его медленно и технично. Например, если при прохождении маршрута начинают скользить руки и ноги, не надо спешить. Необходимо остановиться и отдохнуть, расслабить мышцы. Если данный вариант слишком сложный, надо пройти более легкий. Позже, после отдыха, будет возможность к нему вернуться со свежими силами. При изучении новой техники надо обращать внимание на качество выполнения движения. Новые технические приемы лучше всего разучивать на свежие мышцы, с хорошим настроением.

         Техничное лазание предполагает точную работу рук и ног, хорошие, плавные движения, точные позиции тела, определенный ритм движений. Если разложить техничное лазание на элементы, оно будет состоять из оптимальных движений. Многие скалолазы полагают, что цель оправдывает средства. Они считают, что мускулы — лучший путь к вершине достижений. Но сила — это еще не все. Если спортсмен достаточно силен, то его сила в сочетании с точным движением рук, ног, тела может привести его к прогрессу очень быстро даже без большой тренированности.

Для того чтобы приобрести хорошую технику, надо обратить внимание на следующие проблемы, с которыми встречается начинающий спортсмен.

 

  Пути формирования техники лазания начинающего альпиниста:

•  В начале спортивной карьеры необходимо набрать достаточный общий объем лазания, особенно простого и средней трудности. Это важно для того, чтобы привыкнуть к вертикали и приобрести «чувство рельефа».

•  Очень полезно наблюдать за более опытными и техничными спортсменами. Это дает возможность мысленно продумывать те варианты, которые начинающий пока выполнить не может.

•  Необходимо чаще спрашивать совета у тренера и у более опытных товарищей, будет полезно, если они покажут тот или иной вариант маршрута, технику его прохождения. Нужно попытаться самому выполнить просмотренный прием по элементам.

•  Не начинать лазания без хорошей, тщательной разминки, размять все группы мышцы и сделать растяжку. Это избавит от глупых травм, которые при хорошей разминке можно избежать.

•  Стараться, чтобы каждая тренировка проходила эмоционально и с интересом. Всякий принудительный труд не доставляет радости.

•  В процессе тренировок рационально тратить время и избегать пустых разговоров. Тренировка должна быть насыщенна и интересна.

•  Проявлять активность и инициативу. Очень часто новички много времени проводят впустую, сидя на скамейке. Полезно паузы отдыха заполнять разминкой и упражнениями на гибкость. Они не нагрузочные, но чрезвычайно полезны. Чем больше спортсмен тянет ноги и работает над суставами и связками, тем лучше для них.

• Не надо сразу ждать выдающихся результатов, лучше ставить посильные задачи. Это убережет от разочарований, сохранит оптимизм.

Главное в совершенствовании техники — регулярность тренировок. Техника складывается из маленьких «кирпичиков», которые турист укладывает от тренировки к тренировке. В тренировках не должно быть больших пауз, иначе спортсмен будет буксовать на одном месте, не достигая никакого прогресса.

Основные принципы развитии силы в технике туризма.

Принцип повторных нагрузок заключается в многократном прохождении маршрутов средней трудности и в выполнении специальных силовых упражнений до утомления. При прохождении маршрутов и выполнении упражнений необходимо следить за техничным их выполнением. Этот метод хорош для начинающих спортсменов  и спортсменов среднего уровня. Для спортсменов высокой квалификации он подходит меньше, так как при его применении приходится проделывать большой объем работы.

Принцип максимальных нагрузок заключается в прохождении маршрутов предельной сложности (2-3 подхода по 1-2 раза), а также выполнение специальных силовых упражнений с максимальной нагрузкой до утомления (максимальное количество раз). Этот принцип подходит больше для спортсменов высокой квалификации и используется, если спортсменом уже проделана большая работа по развитию силы.

Исследования показывают, что попытки тренировать мышечную силу, не прибегая к максимальным силовым напряжениям, оказываются неэффективными. В процессе лазания по маршрутам, требующих значительных усилий рук, сила рук увеличивается до некоторого предела, но значительного увеличения силы не происходит, так как для этого требуются упражнения, выполняемые с предельной нагрузкой. Напротив, при очень малых величинах напряжений может произойти падение силы.

Принцип возрастающих нагрузок является очень важным. Особенно опасно перетренироваться в первое время, когда организм не привык к специфическим нагрузкам, которые испытывают спортсмены. Очень сильную нагрузку испытывают пальцы рук, ног, плечи, локти, колени. Если новичок в первый месяц тренировок не будет дозировать нагрузку, постепенно увеличивать объем, у него могут распухнуть суставы пальцев и будут в дальнейшем долго восстанавливаться. Метраж пройденных маршрутов надо увеличивать постепенно, так же как и объем силовых упражнений, дополнительно выполняемых на тренировках. Для спортсменов высокой квалификации этот принцип также является актуальным, так как бездумное и непланомерное увеличение нагрузки может привести к перетренировке и травмам.

Основы кодекса в технике  туризма.

1.Знайте свое снаряжение.

Тщательно изучайте инструкции и обращайтесь со своим снаряжением с заботой.

Используйте только то снаряжение, с которым вы умеете обращаться.

2.Разминайтесь перед маршрутом. Берегите свои связки и мышцы! Переходите к серьезным нагрузкам на уровне ваших возможностей только после того, как вы полностью разогреетесь.

3.Взаимный контроль на каждом восхождении, маршруте. Проверяйте друг друга: Правильно ли одета обвязка? Правильно ли завязан узел или надежно ли замуфтован карабин? Правильно ли используется страховочное устройство? и т.д.

4.Полная концентрация внимания во время страховки. Жизнь вашего партнера находится в ваших руках!

5.Один маршрут — один человекНе лазайте друг над другом. Ждите, пока ваш маршрут не освободится.

6.Защищайте свою голову. Каска защитит вас в случае неконтролируемого срыва.

Задачи специальной физической и технической подготовки.

1. Изучение и совершенствование технических приемов свободного лазанья и лазанья с ИТО (искусственные точки опоры).

2. Развитие специальной выносливости на разнообразном искусственном рельефе, сопряженное с технической подготовкой.

3. Развитие силовой выносливости, быстроты двигательной реакции на разнообразном искусственном рельефе, сопряженное с технической подготовкой.

4. Развитие вестибулярной устойчивости, статического и динамического равновесия на разнообразном искусственном рельефе.

Заключение. Результаты многолетних  исследований позволяют считать, что в современных социально-экономических условиях развития школьного туризма наиболее эффективным средством повышения уровня физической и технической подготовленности учащихся  является использование искусственного рельефа, эмитирующего  горную среду. Это позволяет проводить тренировки в течение всего года, воспитывать выдержку, смелость, волю к победе, приобрести практические навыки поведения в экстремальных ситуациях природного и техногенного характера.

Оборудование спорт. зала:       вертикальные навесные перила; наклонные навесные перила (угол наклона 40 градусов); горизонтальные навесные перила; крючья для крепления перил; командная страховка (основная веревка); маты. 

Снаряжение учащихся:    системы страховочные промышленного изготовления; основные и вспомогательные веревки; репшнуры; карабины с муфтами; спусковые устройства; жумары;  блок ролики, спортивная одежда с длинными рукавами; спортивная обувь; брезентовые рукавицы, каски. 

Минимум знаний, умений и навыков членов туристского объединения после первого года обучения.

ннннн

        Знания

          Умения и навыки

Техника безопасности.

Ежемесячный инструктаж  по технике безопасности при работе в спортивном зале.

Общая физическая подготовка.

Значение регулярной общей физической подготовки в укреплении здоровья и подготовки к тренировкам и соревнованиям.

Выполнение принятых в школьной программе нормативов по физической подготовке с посильным превышением.

Личное и групповое туристское снаряжение

Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению. Перечень личного и группового снаряжения в туристском многоборье.

Составление перечня личного и группового снаряжения для туристского многоборья. Подготовка снаряжения. Уход за снаряжением.

Страховка и самостраховка.

Техника пристегивания самостраховки к перилам; судейской страховки к участнику.

Умение работать с карабином и правильно встегивать страховку и самостраховку к судейским перилам.

Наклонные навесные перила.

Техника подъема и спуска по наклонным навесным перилам.

Умение правильно работать руками и ногами на подъеме по наклонным  навесным перилам, отработка спуска.

Вертикальные навесные перила.

Работа с жумарами и спусковыми устройствами.

Осуществление подъема по вертикальным навесным перилам с помощью жумаров, вспомогательная работа ног при подъеме.

Спуск «дюльфером» с применением спускового устройства.

Горизонтальные навесные перила.

Техника движения по горизонтальным навесным перилам.

Правильная очередность пристежки к перилам; отработка движения по горизрнтальным перилам.

Перестежка страховки и самостраховки.

Методика перестежки страховочной системы и самостраховки.

Умение перестегивать страховку и самостраховку с наклонных навесных перил на вертикальные и обратно;

с наклонных навесных перил на  горизонтальные и обратно;

с вертикальных перил на горизонтальные и обратно.

Медицинская аптечка.

Состав медицинской аптечки. Назначение и дозировка препаратов. Личная аптечка туриста.

Подбор состава групповой и личной медицинской аптечки. Применение медицинских препаретов.

 

Профилактика травм, основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Правила оказания первой доврачебной помощи, наложение повязок.

Оказание первой доврачебной помощи. Способы перевязок.

Программа

практических занятий по туризму на искусственном рельефе (в спортивных залах).

 Воспитательная роль туризма.

Значение туристской деятельности в развитии личности. Ее рольв подготовке к защите Родины, в выборе профессии.

 Волевые усилия и их значения на тренировках и соревнованиях. Воспитание волевых качеств: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка и самообладание.

Личное и групповое туристское снаряжение.

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения  для тренировочных занятий в спортивном зале и требования к нему.

Практические занятия.

Работа со снаряжением, уход за ним и ремонт.

Общая физическая подготовка.
Практические занятия

Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении.

Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.

Упражнения для туловища, направленные на формирование правильной осанки в различных исходных положениях: наклоны, повороты и вращения туловища; в положении лежа - поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.

Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями.

Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах - повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.

Упражнения с предметами. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки с вращением скакалки вперед, назад на одной и обеих ногах, прыжки с поворотами в приседе и полуприседе.

Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами - бросание и прием в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами и приседаниями.

Элементы акробатики. Кувырки (вперед, назад, в стороны) в группировке, полушпагат; полет-кувырок вперед с места и с разбега, перевороты (в стороны и вперед).

Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом; бег с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий с переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов. Игры на внимание, сообразительность, координацию.

. Специальная физическая подготовка

Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства туристов.

Практические занятия

Упражнения на развитие выносливости. Бег в равномерном такте по

равнинной и пересеченной местности, открытой и закрытой, в том числе и по заболоченной, на дистанции от 5 до 15 км. Бег «в гору». Ходьба на лыжах на дистанции от 5 до 15 км. Марш-броски и туристские походы (однодневные и многодневные). Плавание различными способами на дистанции до 800 м. Многократное пробегание различных отрезков с изменением скорости, темпа и продолжительности бега в различных условиях местности. Смешанное передвижение с чередованием ходьбы, бега. Бег по песку, по кочкам; бег на мелком месте в воде. Упражнения со скакалкой в заданном темпе.

Упражнения на развитие быстроты. Бег с высокого и низкого старта на скорость на дистанции 30, 60, 100, 200, 400 м. Бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра. Бег семенящий, прыжковый. Бег с внезапной сменой направлений, с внезапными остановками, с обеганием препятствий. Эстафеты: встречные, с преодолением препятствий, с прыжками, по кругу и т.д. Быстрое приседание и вставание. Бег с переменной скоростью и повторный бег. Бег боком и спиной вперед. Бег змейкой между расставленными в различном положении стойками.

  Различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе (баскетбол 3:3, футбол 5:5, с укороченными таймами).

Упражнения для развития ловкости и прыгучести. Прыжки в длину в яму с песком. Прыжки по кочкам. Прыжки в высоту через планку, жердь, поваленное дерево с одной и двух ног. Прыжки через «коня», «козла». Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении. Прыжки со скакалкой в движении.. Прыжки вниз с гимнастической лестницы, бровки оврага, берега реки и т.д.

Упражнения для развития силы. Сгибание и разгибание рук в упорах о предметы на разной высоте от пола (гимнастическую стенку, стул, гимнастическую скамейку, пол). Приседания на двух и одной ногах. Прыжки и подскоки на одной и двух ногах без отягощения и с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2-4 кг, диск от штанги, штанга) с последующим быстрым выпрямлением.

Броски набивного мяча одной и двумя руками из-за головы, от груди, снизу, сбоку, броски с поворотом туловища.

Элементы акробатики: кувырки, перекаты, перевороты, ложные падения на лыжах. Гимнастические упражнения на различных снарядах, требующие сложной координации движении. Упражнения на равновесие, выполняемые на гимнастическом бревне, скамейке. Переправа по бревну через овраг, ручей, канаву; переправа по качающемуся бревну. Подъем по гимнастической лестнице, стенке, в том числе без помощи ног; подъем по крутым склонам оврагов, берегов ручьев.

Элементы скалолазания. Упражнения на стенке по развитию координации движений, увеличению подвижности суставов. Акробатические и гимнастические упражнения на стенках, полках. Передвижение по предметам с ограниченной площадью: бревну, буму, перилам, параллельным брусьям, подъем по шесту, по наклонной лестнице без рук. Сжимание теннисного мяча, резинового кольца, кистевого эспандера. Подтягивание на перекладине с переходом в упор. Лазание по вертикальному и горизонтальному канату.

Туристские узлы. Техника одевания страховочных систем. Карабины: устройство и назначение. Способы обвязки. Страховка и самостраховка. Способы пристежки карабинов к перилам. Движение по горизонтальным перилам в страховочных системах и без них. Лазание по вертикальным перилам со страховкой с помощью жумара Спуски по вертикальным перилам  с помощью спускового устройства. Движение по высоко натянутым параллельным перилам (10-15 м). Подъемы и спуски по наклонным перилам при помощи карабинов. Скоростной спуск с применением блок роликов.

Основы гигиены и первая довречебная помощь.

Понятие о гигиене. Личная гигиена занимающихся туризмом. Медицинская аптечка, ее хранение и транспортировка, Состав командной и личной аптечки.

Практические занятия

Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, практическое оказание помощи)

Соревнования по технике туризма.

Положения о соревнованиях, условия поведения. Подготовка инвентаря  и оборудования для участия в соревнованиях.

 Понятие о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготовки участников. Меры безопасности на соревнованиях по технике туризма.

Практические занятия.

Выступления в туристских соревнованиях в качестве участников.

Подведение итогов соревнований.

Обсуждение итогов соревнований. Обработка собранных материалов. Изготовление фотографий, видиофильмов. Составление отчета.

Практические занятия

Составление отчета о соревновании, ремонт и сдача инвентаря. Подготовка презентаций.

Рекомендуемая литература.

Балабанов И.В. Узлы. – М., 2004.

Захаров П.П. Инструктору альпинизма.- М.: Физкультура и спорт, 1998.

Куликов В.М., Ротитейн Л.М. Школа туристских вожаков. – М. Владос, 1999 .

Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТур МО РФ 2003.

Энциклопедия туриста. – М. Большая Российская энциклопедия. 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...

План-конспект открытого урока по предмету двигательно-моторная стимуляция в 7 классе по специальной программе индивидуального развития (СИПР) для детей с нарушением интеллекта

План-конспект открытого урока по предмету двигательно-моторная стимуляция в 7 классе для учащихся ,обучаемых по специальной индивидуальной программе развития для детей с нарушением интеллекта.Цель уро...

Методические рекомендации по разработке специальной программы развития (СИПР) для детей с умеренной, глубокой и тяжёлой умственной отсталостью

Представлен опыт работы по разработке СИПР на основе варианта 2 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью....