«Освоение народной культуры через занятия хореографией»
методическая разработка на тему

Методическая разработка Денисова Г.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_2.docx49.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Зеленоградский дворец творчества детей и молодёжи

Методическая разработка

по теме

«Освоение народной культуры

через занятия хореографией»

Автор: педагог дополнительного образования

Денисов Григорий Вячеславович

Москва – 2012 г.


Изучая народную культуру через танцевальную хореографию.  Необходимо знать, что для искусства имеют большое значение танцы народов разных стран. Появление танца связано с осознанием ритма в качестве сопровождения определённой последовательности  телодвижений. Во все времена танец имел значимость в общественной жизни человека, в его гармоничном эстетическом и физическом развитии.

Народный танец одним из наиболее распространённых видов танцевальной хореографии является народный танец. Он столь же разнообразен, сколь различны по своему жизненному укладу народы мира. У многих народов на протяжении столетий танец выполнял общественные и воспитательные функции. Все виды народного танца тесно связаны с жизнью, являясь воплощением народной культуры и отражение музыкально – пластическим отражением действительности.

К основным компонентам народного танца относятся музыкальная основа, лексика танца (движения, жесты и позы, их пластическое соединение). Находясь в теснейшем единстве они являются выразительными средствами танца, раскрывающими своеобразие содержания, передающими особенности стиля и манеры, создавая неповторимость колорита народной хореографии через занятия.

Композиция танца – это организация его выразительных средств. У разных народов имеются свои особенности в композиционном построении танца.

Архитектоника – построение танца.  Архитектоника выявляет композицию танца, его смысловую основу, способствует эмоциональному восприятию танца.

Форма танца – внешнее решение танца, выражающее конкретное содержание.

Лексика язык танца – типичные ходы, проходки, движения рук, корпуса и головы позы и характерные положения, элементы своеобразной национальной виртуозности (вращения, прыжки, присядки и т.д.).

Стиль танца - соответствующая содержанию устойчивая образная система, включающая своеобразные и типичные для данной группы танцев выразительные средства приёмы, взаимоотношения танцующих.

Манера танца - это передача в исполнении наиболее типичных особенностей композиции, своеобразия лексики, взаимоотношений танцующих, отличительных качеств национального костюма правил обращения с ним. Важной особенностью в манере танца является поведение танцующих.

Особенности композиционного построения, своеобразие формы и стиля, манеры исполнения наиболее характерная для данной области или страны сюжетная проблематика составляют своеобразие и неповторимость колорита народного танца.  Народный танец тесно связан с музыкой, песней, особенностями национального костюма. Эти факторы в совокупности с историко – географическими и социально – бытовыми признаками создают характерные черты хореографии разных стран. Проблема деления народных танцев на основные (сходные по однородности хореографических корней) группы, их общая классификация является кардинальной. Она обеспечит в дальнейшем возможности определения наиболее правильных путей изучения стилевых и орнаментальных особенностей основных танцевальных школ в народно й хореографией. Эти школы похожи по созданию танцевальной основы и способу восприятия музыки. Обладающим конкретным национальным своеобразием.  Так и эволюционировали все группы танцев (народов Кавказа и Закавказья). Системы координации движений у разных народов разнообразны. Основным корневым признаком, по которому мы различаем танцы народов является система координации движений, то есть сочетание связь движений ног, корпуса и рук. Аналитическое сравнение показывает, что у народов Европы основными являются движения ног, тогда как движения рук и корпуса ли аккомпанирую им. И наоборот, у народов  Азии основными выразительными средствами становятся движения рук, корпуса и головы, а движения ног выполняют роль аккомпанемента. В танцах многих народов равной степени сочетаются движения ног корпуса и головы. Таковы, например, особенности системы координации присущие танцам народов Азии.  В них различные части тела (голова, руки, ноги, шея, плечи, живот) производят независимые друг от друга движения, подчиняясь при этом ритмически структуре барабанного звучания.

Многие народные танцы в отдельных странах испытывали длительное влияние соседних стран (например, влияние польского и литовского танцев на танцы белорусов.) Другие страны ассимилировали свой танцевальный фольклор с танцевальной культурой завоевавших их народов (например, своеобразное слияние испанского и индейского, а в дальнейшем и африканского танцевального фольклора, произошедшее в странах  Южной Америки).

Некоторые страны, находясь в окружении противоположных им танцевальных культур, сохранили присущие только им особенности своей хореографии (Венгрия).

На примере занятий в школе испанского народного танца проследим формирование развитие и распространение этих особенностей.

В Испании бытуют все основные виды народного танца (парные круговой – хороводный, мужские и женские). Приведём примеры основных видов разделения танцев по областям.  Так, Басконии суровый архаичный характер музыки края находит своё выражение в танце сортиско (круговой – хороводный танец, в котором прыжки и пируэты); в Костилии сдержанный характер музыки, черты строгости и энергичности проявляются в танцах фанданго, сегедилья, болеро, хота (кастильская). Арагон – прямодушный и весёлый характер музыки это провинции нашёл яркое воплощение в танце хота (танец желания).

Изучая принципиальные особенности и основные образцы народного танца, через освоение народной культуры национального поведения. Что позволяет  конкретно передавать народную культуру через занятие хореографией.

Народный танец отображает образ народа, его характер, вкусы, сложившиеся под влиянием целого ряда жизненных закономерностей, трудовых процессов, обрядов, празднеств, исторически событий.                                  

Народный танец ярко и наглядно отражает процессы освоения культуры общества. Стремление к изучению танца, исполнительскому совершенствованию, художественному самовыражению влечёт за собой возникновение новых форм танца, которые переходят в сферу народного творчества.

Русский народный танец родился в обрядах и играх древних славянских племён. Большинство танцев было связано с культом земледелия, природным циклом, с подражание повадкам животных. Русский танец развивался в тесной связи с песней. Наиболее древней танцевальной формы являются по хороводы, имеющие множество подразделений на жанры и формы. Хороводы могли быть орнаментальными и игровыми, исполняться по кругу и линейно, быть смешанными по составу участников или чисто женскими.

В любом случае музыка, рисунок танца, драматическое начало играли в хороводе значительную роль.  

Народная культура в своём развитии через русский народный танец имеет несколько отличительных особенностей, которые во многом повлияли на становление танцевальной хореографии. Это, различия в характере, манере и движениях мужского и женского танцев, которые не исчезнут с течением веков. Выразительность пластики всего тела (корпуса, рук, головы) в сочетании с техничными движениями ног.

Наряду с хороводными формами появляются пляски – массовые, парные и сольные  импровизационные. Танцы имеют территориальные различия: плавные и степенные северные, быстрые и техничные южнорусские. Каждая губерния имеет свои особенности в танце и свой неповторимый по колориту и орнаменту костюм.

Таким образом народный танец – важнейший раздел в развитии пластичности обучающегося.

                               

 2.1 Музыкально  хореографический  материала. Композиционная постановка на уроке народного танца.

Музыкальное сопровождение

Особенное внимание необходимо обратить на музыкальное воспитание учащихся, на характер и качества исполнения музыкального сопровождения. Используемый музыкальный материал должен быть понятен учащимся. В младших классах музыкальное сопровождение урока должно быть во всех отношениях предельно простым и ясным, близким психологии детей. Занятия хореографией требуют от учащихся умение активно воспринимать музыку, разбираться в её содержании и средствах музыкальной выразительности. Правильно подобранный музыкальный материал должен быть направлен на воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, Соответствовать целям и задачам урока.  

Приступая к построению урока, педагогу не обходимо поставить перед собой вопросы: что нужно разучить? При проведении урока педагог должен донести до ученика все нюансы изучаемого хореографического материала. Сохраняя единый темп ведения урока. Важную роль в процессе воспитания играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия. Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков народного танца является баян или аккордеон, реже – рояль. Музыка должна соответствовать движению по характеру, стилю, национальной окраске. Педагог и концертмейстер непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого урока. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у учащихся не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус. Основой разучиваемой комбинации на уроке народного танца должен быть главный элемент, исполняемый в заданной последовательности, музыкальном ритме, темпе и характере какого – либо народного танца. Привлекая при сочетании комбинации элементы народного танца, необходимо подбирать те, которые бы соответствовали по стилю движений. При постановке урока следует помнить об основных законах народного танца. Первостепенное значение имеет музыкальный материал, образное содержание которого хореограф должен выразить пластикой. Грамотно выстроенный хореографический материал предполагает наличие рисунка танца, его композиции и хореографического текста. Всё это приведёт к наиболее точному пластическому выражению хореографического материала и его смысла и содержания танца. Идеальным вариантом построения урока можно считать самостоятельные композиционные постановки на уроке народного танца, когда учитель берёт мелодичную музыку и создаёт вариации дуэты, массовые номера, точно учитывая физические возможности своих учеников.

В процессе обучения совершенствуется форма и техника исполнения танцевальных движений в увеличенных количествах и несколько ускоренных темпах. Ряд движений усложняется. Изменяется количество долей музыкального такта, приходящихся на исполнение одного движения. Всякое движение в танцах должно быть строго согласовано с музыкой. Прежде чем приступить к разучиванию танцевальных движений под музыку, необходимо ознакомить ученика с простыми упражнениями и шагами под счёт. Преподавателя, считающего, при этом нецелые музыкальные такты, а лишь части их, следовательно, слоги шагов или приёмы, как в языке. Существуют односложные и многосложные слова, так же и в танцах имеются односложные или многосложные шаги.                                                      

При разучивании элементов народного танца, в котором сохраняются все правила исполнения (выворотность, устойчивость, натянутость ног, положения корпуса, бёдер, плеч, головы и музыкальность). Все движения народного экзерсиса являются подготовкой к различным элементам народных танцев, поэтому исполняются в национальном характере, который диктует музыкальный стиль и манеру исполнения различных движений.

Вопросы составления композиционного плана урока, распределения хореографического и музыкального материала и разумного дозирования его информативной насыщенности в процессе урока, очень важны для облегчения понимания изучаемого материала.

 Здесь на материале урока народного танца рассматриваются методы музыкального оформления урока, формулируются критерии отбора музыкального и хореографического материала. Педагогу необходимо теоретическое осмысление и практическое обоснование методологии музыкального оформления, тщательно проанализировать движения и элементы на уроке народного танца, с точки зрения взаимодействия с музыкальным оформлением.

Расположение материала в порядке возрастающий трудности даёт возможность проследить особенности процесса обучения и ощутить, как видоизменяется музыкальный материал в зависимости от степени усложнения хореографических задач. Следует при этом творчески переосмыслить выбор музыкальных произведений для оформления танцевального урока. Знание специфики хореографического материала и совершенствования методов и форм музыкального материала являются эталоном, которому нужно непременно следовать в выборе музыкальных произведений для оформления танцевального урока. Под музыкальным оформлением урока следует понимать музыкальную композицию, облегчённую в законченную форму.    Построенную: по характеру, фразировке, ритмическому рисунку и динамике. В полном соответствии с танцевальным движением и как бы соединяясь с ним в одно целое. Эта композиция должна подчёркивать все особенности танцевального движения средствами его музыкальной характеристики.

Музыкальное оформление должно помогать учащимся, овладевать техническими навыками танцевальной хореографии и в то же время прививать им осознанное отношение к законам музыкального искусства, понимание мелодической, гармонической, полифонической, ритмической, динамической логики музыкальных произведений. Педагогу хореографу необходимо уметь разбираться в конструктивных закономерностях музыкальных сочинений и согласовывать их с системой танцевальных движений является необходимой предпосылкой достижения свободы и осмысленности в трактовке материала урока. С другой стороны аккомпаниатор, приступающий к музыкальному оформлению, должен обладать хотя бы начальными сведениями в области хореографии, так как без этого подлинный контакт между  хореографом и концертмейстером вряд ли будет возможен, а музыкальное оформление сведется лишь к формальному, механическому, фоновому сопровождению урока. Между тем именно в процессе урока учащиеся постигают неразрывные связи музыки и пластики и познают основные законы музыкального формообразования и музыкального развития. Поэтому музыкальный материал, используемый на уроке должен быть тщательно отобранным и опробованным. В качестве примеров следует использовать лучшие образцы фольклорной музыки, а также материал народно музыкального творчества.

Музыкальное оформление носит двоякий характер: прикладной и художественный. Эти две стороны дополняют друг друга, взаимодействуя между собой, оказывая одинаковое воздействие.

 Не стоит увлекаться чрезмерной усложнённости музыкального материала в ущерб решению непосредственных учебных – технических задач. При сохранении таких качеств, как образность, яркость, индивидуальность, национальное и жанровое своеобразие, музыкальный материал должен в то же время максимально точно соответствовать хореографическому заданию, отражая особенности ритмического рисунка, динамики, логики, фразировки, присущих тем или иным движениям и элементам, формирующим народный танец.

Музыкальное оформление урока народного танца требует большую степень детализации в отборе хореографического материала, так как в народном экзерсисе одни и те же движения в зависимости от национальной и стилистической окраски могут приобретать различную степень исполнения. В традиционно характерном экзерсисе элемент адажио может исполняться как плавно, так и отрывисто, причём порой оба вида сочетаются в одной комбинации. Поэтому в подходе к музыкальному оформлению необходимо руководствоваться принципами вдумчивого отбора и составления музыкального материала с многочисленными вариантными примерами, относящимися к одному и тому же движению и учитывающими не только общий характер движения, но и характер всех составляющих его компонентов. Работа преподавателя и концертмейстера по постановке урока народного танца предполагает наличие строго выверенного композиционного плана.

Занятие хореографией требуют от учащихся умение активно воспринимать музыку. Разбираться в её содержании и средствах музыкальной выразительности, учиться отличать образный характер музыкального примера, его мелодически особенности; усвоив смысл и значение таких понятий, как музыкальный размер, ритм, такт, затакт. Основную роль музыкального вступления, вводящего в рабочее состояние и настраивающее на определённый характер исполняемых упражнений. Хореографический и музыкальный материал урока должен распределяться таким образом, что бы восприятие и концентрация внимания учащихся не снижалась в процессе урока. Для сохранения темпа на уроке целесообразно выстраивать его по принципу контрастного чередования различных по характеру и темпу движений и элементов. Контраст этот может проявляться как на уровне композиции урока в целом, так и на уровне соотношения отдельных танцевальных и музыкальных элементов. С точки зрения хореографии, речь идёт о чередовании различных по нагрузке упражнений, смена которых позволяет вовлечь в работу одновременно различные группы мышц. Динамичные, технически сложные движения могут сочетаться с элементами, направленными на развитие пластичности и танцевальных движений – различного рода порт де брас, наклонами, перегибами корпуса и т.д. Нередким становится также соединение в одной комбинации танцевальных движений различной амплитуды, например девелопп и «верёвочки».  С позиций музыкального оформления контраст, может быть, достигнут за счёт изменения темповых соотношений путём деления комбинации на два раздела (адажио – аллегро), за счёт артикуляционных различий (стаккато – легато) смены динамических оттенков (крескендо – диминуэндо). В процессе построения урока народного танца, выполняемые упражнения способствуют выработке определённых хореографических навыков путём постепенного включения в работу различных групп мышц, суставов и связок.                

Что касается материала, изучаемого на середине зала, то он, не связан с определёнными движениями, а подразделён в основном по национальной принадлежности. Предметом изучения на уроке в основном становятся элементы венгерского, испанского, польского, итальянского, русского и цыганского народных танцев. Вначале эти элементы проучиваются раздельно «в чистом» виде, а затем становятся основой построения развёрнутых танцевальных комбинаций и этюдов. Задачи, которые ставят перед собой педагог – хореограф и музыкант – оформитель, предполагают иной, более высокий уровень осмысления музыкального и хореографического материала.  Речь идёт о комбинации постановки на уроке с использованием музыкального оформления на больших временных протяжениях, о различных функциях, которые приобретает в практическом освоении крупной музыкальной формы.

Вообще следует отметить, что в композиционном отношении и упражнения у станка, и, в особенности, комбинации на середине зала в народном – сценическом экзерсисе отличаются большей степенью сложности.

  Композиционная постановка в большей степени относится к этюдам на середине зала, где используются достаточно, развёрнутые музыкальные формы – сложная трёх частная, вариационная, форма рондо и т.д.

В любом случае в подборе музыкального оформления концертмейстер должен, сообразовываться с логикой построения танцевальной комбинации, стремясь к единству и взаимодействию принципов организации хореографического и музыкального материала.

Переходя непосредственно к характеристикам качеств, присущих материалу урока народного танца. Придерживаясь основным критериям отбора музыкального материала для оформления урока, необходимо указать на соответствие выбранных музыкальных фрагментов стилю, национальным особенностям и характеру изучаемых танцевальных движений и элементов. Композиция постановки народно – характерного танца всегда выражает конкретную национальную принадлежность с характерными для неё темпо – ритмическими  особенностями (протяжённость, резкость, синхронность). Эти особенности заложены в музыкальном материале, на основе которого создаётся танцевальная композиция.

Эти качества являются опорой на мелодическое оформление, отчётливость метроритмических формул разнообразие фактурных приёмов, структурная ясность и завершённость, доступность для восприятия, музыкальный материал на уроке народного танца должен обладать и ярко выраженной национальной окраской. Одни и те же движения могут быть различным образом трактованы в зависимости от того в каком заданном характере они исполняются –  испанском, венгерском, польском, русском, цыганском.

Оформление урока народного танца, опирается на музыкальные традиции, свободно используются не квадратные построения, нечётное объединение тактов (эта особенно характерна для произведений на восточной музыкальной основе). Принцип симметрии здесь нередко нарушается или трактуется в достаточной степени произвольно. Функция музыкальной темы порой принимает на себя короткое двухтактное мотивное построение, а основным формообразующим принципом становится присущая народной музыке вариантность. В ряде случаев используется комплексное мелодическое оформление, а в качестве музыкальной темы выступает определённая аккордовая последовательность или звуковая ритмическая формула. Народный танец постоянно развивается за счёт музыкальных и танцевальных культур различных стран и народностей. В музыкальном оформлении урока происходит творческое переосмысление сложившихся стереотипов в трактовке народного танца, которое открывает перед преподавателем – хореографом и музыкантом новые возможности для самовыражения. При этом в подборе материала концертмейстер должен руководствоваться принципом сочетания единства и многообразия при обязательном сохранении в аранжировке музыкального материала. Очень важным в совместной работе педагога – хореографа и концертмейстера является вопрос выбора музыкального оформления урока. Композиционная постановка с использованием фрагментов произведений симфонической, камерно – инструментальной, вокальной и фортепианной музыки русских и зарубежных композиторов, так же с использованием материала, импровизированного самим аккомпаниатором. Эти методы используются в учебной практике. Метод предварительного отбора предполагает приспособление готовых музыкальных образцов к хореографическому учебному заданию. В данном случае концертмейстер застрахован от технических и стилистических погрешностей, неизбежно возникающих при использовании импровизационного метода. Но, с другой стороны, этот метод в какой – то степени сковывает свободу действий, поскольку количество музыкальных примеров ограничено, и музыкант вынужден повторяться. Чтобы избежать частых повторов, приводящих к возникновению нежелательного восприятия у обучающихся, можно прибегнуть к внедрению в музыкальный материал элементов импровизационного метода. Композиционная постановка в оформлении народно – сценического экзерсиса приобретает свою специфику. В качестве материала для импровизации  используется в основном  танцевальный материал народной музыки. Опора на фольклорные образцы даёт возможность достичь большей «приспособляемости» музыкального материала к требованиям педагога в процессе урока, так как в самой природе танцевального фольклора склонность к преобразованиям и вариациям. Как правило, в музыкальном материале уже присутствует некий неизменный элемент, делающий тему узнаваемой, несмотря на то, что в процессе развития она проходит целый ряд модификаций, представляя каждый раз в ином качестве. Но при этом суть движения остаётся неизменной. Таким образом, основополагающим принципом организации музыкального материала становится вариационный принцип развития. Видоизменению могут подвергаться мелодические, ритмические, тембровые тональные, музыкальные темы.

Примером может служить «девичий хоровод», где один и тот же пример приобретает различные функции, выступая вначале в качестве основного материала, затем – в качестве развивающего и наконец, в качестве резюмирующего. Музыкальное оформление, изложенное вначале в унисонном звучании, постепенно обрастает контрапунктирующими голосами, переходя от прозрачного запева к мощной, «хоровой» звучности.

Фактурное нарастание в процессе развития темы от основного интонационного звучания к – уровню (cresc.), от чего возникает ощущение непрерывности, слитности развития. Широта дыхания музыкальной формы, её объёмность, разнообразие тембровой палитры создают завершённое построение.

Изучив ряд вариаций на тему русской народной песни,  концертмейстер может в дальнейшем и сам создавать на основе переработке фольклорных источников целостные музыкально – учебные комбинации. Говоря о преимущественном использовании типов варьирования, стоит, прежде всего, назвать вариации на выдержанную мелодию. Целесообразность обусловлена тем, что в процессе обучения импровизация должна ясно восприниматься учащимися « на слух», а сам материал должен быть достаточно доступен для восприятия. Чрезмерное усложнение недопустимо, поскольку главным в учебном процессе является музыка, которая не должна отвлекать учащихся от решения непосредственных технических задач. В этом смысле структура песенных вариаций, где при изменении мелодических, ритмических и гармонических параметров темы форма изложения остаётся практически неизменной и представляется наиболее оптимальной.

Приёмы же варьирования, довольно традиционны, например:                 А) варьирование мелодии с помощью мелодических фигураций на основе «производных» мелодий  

Б) фактурное варьирование (тема гомофонное – гармонического склада первоначально изложенная в виде мелодии с аккомпанементом, в дальнейшем может излагаться в аккордовой фактуре иле приобретать черты полифонии, идущие от традиций намеченных в музыке русских композиторов, в том числе в «Увертюре на русские народные темы», симфонической фантазии «Казачок», в суите «Восемь русских народных песен» А. Лядова)           В) ритмическое усложнение музыкального рисунка за счёт дробления длительностей – изложение темы вначале четвертями, затем, в дальнейших проведениях, восьмыми, шестнадцатыми долями и т.д.

Г) тембровое варьирование (изложение темы сначала в верхнем регистре, а затем в басу, «переброс» темы, создающих впечатление «оркестральности» звучания)

Изучив все образцы народно музыкального наследия, концертмейстер, может аранжировать музыкальный материал, выстраивая на этой основе учебные музыкально – хореографические композиции. Такой подход позволит избежать однообразия и монотонности в подаче материала, даст возможность, различить все грани и в итоге будет способствовать обогащению музыкального языка. Не менее частым в построении композиционной постановке на уроке становится принцип сочетания контрастных комбинаций и этюдов и по темпу музыкальных разделов, объединённых музыкальным материалом.

Касаясь вопросов интерпретации музыкального материала, нельзя не затронуть такой аспект, как соотношение элементов танцевальной и музыкальной речи  – ритмики, динамики, фразировки, - иными словами, вопрос выявления особенности хореографического материала с помощью средств музыкальной выразительности.

Рассматривая отдельные остановочные движения, нужно, прежде всего, уяснить их характер и музыкально – ритмический рисунок, а также определить какие моменты в том или ином движении являются основными, а какие – проходящими, на какую музыкальную долю приходится основной акцент в движении. При этом не стоит добиваться синхронности музыки и движения. Музыка должна как бы «сопровождать» танцевальное движение, раскрывая все его особенности и потенциальные возможности, а не втискивать его в рамки единой метрической сетки, - музыкальный ритм может, не совпадая точно с ритмом танцевального движения, «контрапунктировать» с ним, что способствует возникновению двух дополняющих друг друга ритмических планов – танцевального и музыкального. Примеры подобного рода можно встретить в комбинациях выстукивающих движений.  

Где плавная, медленная работа рук сопровождается дробными, ритмически насыщенными движениями ног.

То же касается и фразировке. Танцевальная и музыкальная фразировка соотносятся между собой с помощью музыкальных кадансов, цезур, пауз при этом следует добиваться конструктивной согласованности танцевальной и музыкальной композиционной постановки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность студентов пед.колледжа через занятия хореографией. Творческий проект «Светский бал»

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные сист...

Проект серии занятий на тему: «Фестивали народной культуры на занятиях декоративно-прикладным искусством, как средство творческого развития и личностного роста учащихся»

В данной работе отражены методические разработки в области декоративно-прикладного творчества, за основу которых взята проектная технология обучения при изучении культуры народов мира. Представлена ра...

обобщение передового педагогического опыта "Приобщение детей к народной культуре через фольклор"

Более 20-ти лет назад, появился  ансамбль народной песни «Зоренька». Цель этого коллектива – изучение народного фольклора, подбор народных песен и песен современных авторов о Кубани, старинных ру...

Нравственно-эстетическое воспитание детей через приобщение к русской народной культуре на занятиях декоративно-прикладного творчества

Текст  на районную  конференцию педагогов дополнительного образования «Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общност...

СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

Одной из приоритетных задач современного образования в наше время является воспитание экологической культуры подрастающего поколения.Экологическая культура – это часть общей культуры человека, проявля...

Приобщение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к российским традициям и народной культуре через внеурочную деятельность

Последнее десятилетие в нашей стране и во многих других странах отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, к...