Проектная деятельность студентов пед.колледжа через занятия хореографией. Творческий проект «Светский бал»
творческая работа учащихся по теме

Богдан Ирина Григорьевна

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. На базе Киселёвского педагогического колледжа, через занятия хореографией, сложился опыт создания проектных групп, которые выполняют творческие проекты. Для успешной работы одной из составляющей их успеха является самоорганизация и сплочение участников. С этой целью студентами составлен для своей группы «кодекс проекта», который помог формированию в группе командного духа. Студенты в проектных группах уточнили исходную информацию, обсудили тему, сформулировали задачи, выбрали и обосновали свои критерии успеха, определили способы взаимодействия, график работы, спрогнозировали конечный результат. Распределили роли и функции в группах. В итоге, создание творческого проекта «Светский бал». Если выпускник педагогического колледжа приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy-svetskiy_bal.rar155.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж

Творческий проект

«Светский бал»

(Студенты 1 курсов

«Начальные классы» - НК-11

«Воспитатели» - ДО-11; ДО-12)

19.05.2011

(Участники Светского бала находятся за кулисами.)

Слайд 1 Музыка 1 (А.Вивальди «Concerto In Mi Maggiore Op.8»Allegro).

Приветствие ведущей: Итак, добрая половина ожидаемых нами гостей уже готова к балу и хорошо представляет себе, что же их ждет: какие танцы, салоны и игры; они сшили или взяли на прокат бальные платья, на худой конец, достали из сундука старое свадебное или вечернее; эти люди знакомы с бальным этикетом и умеют читать основные жесты языка веера, их не испугать тайным посланием, переданными на языке цветов или картах «флирт» - они посещали подготовительные занятия или же не первый раз решили стать участником подобного действа.

Вторая же половина участников - не знает или лишь отдаленно слышала о подобном и совершенно не готова к походу на бал. И все же они могут быть не только зрителями костюмированного бала.

И так, мы начинаем.

Слайд 2 Музыка 2 (Римский-Корсаков-опера Ночь перед рождеством -(Полонез)

 Слайд 3 Музыка 3 (А.Вивальди «Concerto Alla Rustica:Rv130 1st Mvt.).

Этикет:

Этикет - слово французского происхождения, которое означает манеру поведения. Под этим словом понимают некоторые правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

В своих воспоминаниях «При дворе двух императоров» дочь поэта Тютчева пишет о придворном этикете: «Это не только преграда, отделяющая Государя от его подданных, это в то же время защита подданных от произвол а Государя. Этикет создает атмосферу всеобщего уважения, когда каждый ценой свободы и удобств сохраняет свое достоинство. Там, где царит этикет, придворные - вельможи и дамы света, там же, где этикет отсутствует, они опускаются на уровень лакеев и горничных, ибо интимность без близости и без равенства всегда унизительна, ровно для тех, кто ее навязывает, как и для тех, кому ее навязывают ... » Держаться в сочетании с вежливостью и вниманием к другим людям. Большое значение придавалось скромности, но она не должна была быть сопряжена с застенчивостью и неловкостью. Признавалось, что необходимо обладать не только моральными достоинствами, но и хорошими манерами, при отсутствии последних можно легко вызвать смех по отношению к себе или даже обидеть окружающих.

Поэтому хорошо воспитанный человек должен был быть внимателен при употреблении титулов и имен, не говорить много о себе, владеть собой и не демонстрировать своих эмоций. Громкий смех осуждался как проявление Вульгарности, то же самое касалось употребления пословиц и просторечных выражений.

Важным представлялось иметь хорошую осанку, хорошо танцевать и тщательно следить за своей одеждой (имеется в виду не только следование моде, но и безукоризненная чистота, игнорируемая ранее.

Слайд 4

Испокон веков люди приветствовали друг друга. С приветствия начинался любой вид общения, и поэтому этот элемент этикета существовал во все времена.

Жизненный уклад в России начал резко меняться в бурную эпоху Петра 1 (1672 - 1725), насыщенную значительными событиями. Поставив своей задачей европеизацию всего уклада жизни в России, Петр 1 стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства. Он преследовал три главные цели: приобщение русской женщины к общественной жизни по примеру западных стран; приучение высших классов русского общества к формам обхождения, распространенным в Европе, и, наконец, слияние различных классов и их смешение с иностранцами. Как известно, последняя цель не была достигнута - русские дамы упорно стремились выбирать своими кавалерами только соотечественников. Зато две другие были во многом реализованы.

Эмоциональная напряженность, сопровождавшая реформы Петра 1, была связана и с той прямолинейностью, с которой он решал многие, требующие деликатности, вопросы.

Правила этикета внедрялись Петром 1 соответствующими указами, содержащими угрозы наказания за их невыполнение. (И в этом отношении, как и в Европе, этикет имел силу закона.)

Несомненно, особую роль в формировании придворного этикета сыграла императрица Екатерина П. Она сама составила специальный "Эрмитажный" этикет, в котором настоятельно просила: "Есть и пить вкусно и сладко, но не такой степени, чтобы забывать свои ноги под столом, когда начнутся танцы".

Балы в эпоху Екатерины Великой отличались таким богатством, роскошью, великолепием, что поражали воображение многих современников. Подчинение жесткому церемониалу, демонстрация себя и своих нарядов, личных навыков светского этикета и танцевального искусства превращало бал для участника в некий экзамен на сословную принадлежность. Балетмейстеры обучали детей аристократических и дворянских семей и придворному этикету.

Музыка-4  А.Моцарт Классическая музыка для детей «Менуэт»;

  Слайд-5

Дресс-код: ПЛАТЬЕ

Ведущий: Эстетический идеал 18 века.

 Женщина напоминала изящную фарфоровую статуэтку. Кукольная грациозность подчеркивается как в мужском, так и в женском облике. В моде тонкая фигура, гибкая талия, мягкие округлые линии бедер. Одежда подчеркивала фигуру.

Бальный костюм:- одежда для бала подчинялась определённым требованиям. Для одежды 18 века считалось достаточно пышности  дорогого нарядного платья из золота или серебряной парчи, тяжёлого узорчатого штофа, блестящего глазета или расшитого бархата.

Бальные наряды для девушек, впервые выезжающие в свет (их называли бальными дебютантками), готовились особенно тщательно. Традиционно они были светлыми, чаще - белыми, и отделывались легкими летящими лентами и искусственными цветами - подснежниками, белыми полураспустившимися розами, незабудками, бледными маргаритками. Букетики таких же цветов прикалывлии к волосам.

Для последующих балов платья молодой девушки могли быть чуть попышнее, но, согласно русской традиции, девушка из хорошего общества не должна носить драгоценностей, (кроме скромной нитки ;жемчуга или цепочки с небольшой подвеской), дорогих, слишком ярких и тёмных тканей, перья и меха. Всё это дозволялось толь К замужним дамам.

Цвет и отделка бальных платьев могли быть любимыми, но строгий великосветский вкус, особенно в Петербурге, не терпел в бальных платьях пестроты. Верхом элегантности и хорошего вкуса считался бальный наряд без единого цветного пятна.

Молоденькая девушка появлялась в обществе с цветами или бантами в волосах, зато замужняя дама, сколько бы лет ей не было, обычно надевала головной убор:

С собой идущие на бал дамы брали с собой веер, букет цветов в специальной ручке, а также при необходимости лорнет - складные очки. Складные веера были известны в России с 17 века, но по-настоящему необходимыми они стали в эпоху ассамблей и балов, Т.е. во времена Петра I. Бальные залы в старину освещались множеством свечей. В такой ситуации без веера было не обойтись, вот почему он стал обязательной принадлежностью. С помощью веера можно было скрыть краску смущения на лице, неуместную улыбку, выступившие на глазах слёзы.

Маска - в старинных словарях это слово обозначает «личина для сокрытия лица». Маски-личины чаще всего делались из чёрного бархата или белого атласа и завязывались на затылке тесёмками. Дамы с помощью петель могли приколоть маску шпильками к причёске. Более распространённые были полумаски, закрывающие глаза и верхнюю часть щёк. В них было удобно дышать и говорить. Дамы часто пришивали к нижнему краю полумаски бахрому или кружевную оборку и таким образом скрывали своё лицо.

Музыка 5  А.Вивальди «Падеграс»  Слайд 6

Дресс-код: Причёска

Мода на причёски в стиле «рококо» дошла и до России. Дамы стремились походить на изящную  фарфоровую статуэтку с высокой на каркасе причёской. Причёски того времени поражают воображение, но это действительно очень красиво: причёска в виде аквариума с живыми китайскими рыбками. Каркас выполняли из проволоки, а из обыкновенных прутьев. В России использовали обычный войлочный колпак и волосы зачесывали кверху, а чтобы причёска лучше сохранилась (ведь она держалась несколько недель без мытья и расчесывания), волосы смазывали бараньим салом и помадой.)

Косметика: на лицо женщины накладывали толстый слой грима: пудра на лице и на причёске; на губы и щёки накладывали помаду; сурьмили ресницы и брови, не купались, не жалели духов, щедро обливая платья, перчатки, носовые платки, парики, желая заглушить запах немытого тела.

Косметика: 18 век характеризуется обилием различной косметики: пудры, румян, губной помады, духов.

Украшения: свои причёски женщины украшали нитями жемчуга, пучками перьев, лентами и цветами. На шее носили алмазные ожерелья. Широко использовались кольца, браслеты, золотые часы  на изящной цепочке.

Конкурс причёсок

Причёска ДО-11    

Слайд   7, 8, 9, 10, 11, 12

Музыка 6

А.Вивальди Four Seasons: Spring 3rd Mvt.

Причёска ДО-12  

Слайд  13,14    

Музыка 7

Причёска НК-11    

Слайд  14,15,16,17,18,19

Музыка 8 Боккерини, Луиджи «Минуэт»

Слайд 20 Музыка -9 И. Стравинский «Петрушка» сцена 1(4)

Бал в ассамблеях традиционно начинался со следующей церемонии: « ... Хозяин подносил даме по выбору бронзовый, вызолоченный жезл, и перчатку в знак державства, как бы давая знать, что в светской жизни господство принадлежит женщинам. Дама, принимавшая затем название царицы бала, подзывала любого мужчину, заставляла его стать на колени и, посвятив в маршалы бала, по примеру древних рыцарей  приложением двух пальцев к его щеке, передавала ему свою власть. Обязанность маршала была исполнять безропотно все, самые прихотливые повеления своей дамы и по ее наставлениям распоряжаться балом». После этого начинались танцы.  Они занимали первое место среди развлечений на ассамблеях.

Слайд 21

Ведущий: Полонез  - торжественно-церемониальный бальный танец, получивший в XVIII в. распространение по всей Европе.

Полонезом открывались балы. Его танцевали все приглашенные, техника движений была очень простой: полонез состоит из плавных, изящных шагов, каждый третий шаг делается с небольшим мягким приседанием. Пары становились друг за другом, образуя длинную ленту.  Вот как описывает этот танец композитор Ф.Лист: «Длинной змеей с отливающими всеми цветами кольцами веселое общество, скользя по паркету, то вытягивалось во всю длину, то свертывалось, играя на своих извивах ... ».

Под маской все чины равны,

у маски ни души, ни званья нет - есть тело.

И если маскою черты утаены,

То маску с чувств снимают смело.

Музыка 10 – (Зинчук Виктор - Полонез)

(Танец  Полонез исполняет группа  ДО-12).

Слайд 22 (без объявления исполняет произведение «……..», за роялем Кондратьева Наталья, студентка гр. НК-11)

«Мне грустно»

 Музыка Александра Даргомыжского

 Слова Михаила Лермонтова

 Мне грустно, потому что я тебя люблю,

 И знаю: молодость цветущую твою

 Не пощадит молвы коварное гоненье,

 За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

 Слезами иль тоской заплатишь ты судьбе.

 Мне грустно потому... что весело тебе.

 Мне грустно потому... что весело тебе.

 1840, слова

 1849, музыка

Музыка -11 Ф.Шопен «Вальс №2 Си-минор»;

(Слайд 23) Девичьей альбом

Девичьей альбом или альбом барышни: Самый первый альбом, тогда он назывался альбомом барышень, существовал для того, чтобы гости по своему желанию и по просьбе хозяйки могли записать туда сочиненные ими самими стихи или нарисовать что-нибудь на память о себе. Изначально заложенные именно в этих первых альбомах основные мотивы в последствии прослеживаются в альбомных стихотворениях всех будущих эпох. Вот эти мотивы: - восхищение красотой и умом владелицы альбома;

 -  пожелания счастья, любви;

- клятвы верности и преданности;

- наставления не забывать друзей, клятва в вечной дружбе;

- напоминание о детстве - лучшей поре в жизни - «не торопись казаться взрослой»;

- куплеты о любви и коварстве мужчин;

- а также типичные шутки, эпиграммы

- стихи о природе, любви, дружбе ...

(Без объявления читает стихотворение студентка группы НК-11 Куцытой Алёна):

Doch heimlich dursten wir ..

1.Anmutig, geistig, arabeskenzart

 Scheint unser Leben sich wie das von Feen

 In sanften Tanzen um das Nichts zu drehen,

 2.  Dem wir geopfert Sein und Gegenwart.

Schonheit der Traume, holde Spielerei,

 So hingehaucht, so reinlich abgestimmt,

 Tief unter deiner heitern Flache glimmt

3.  Sehnsucht nach Nacht, nach Blut, nach Barbarei.

Im Leeren dreht sich, ohne Zwang und Not,

 Frei unser Leben, stets zum Spiel bereit,

 Doch heimlich dursten wir nach Wirklichkeit,

 Nach Zeugung und Geburt, nach Leid und Tod.

Но в тайне мы мечтаем…..

Мы жизнью духа нежною живем,

 Эльфической отдав себя мечте,

 Пожертвовав прекрасной пустоте

 Сегодняшним быстротекущим днем.

Паренья мыслей безмятежен вид,

 Игра тонка, чиста и высока.

 Но в глубине души у нас тоска

 По крови, ночи, дикости горит.

Игра нам в радость. Нас не гонит плеть.

 В пустыне духа не бывает гроз.

Слайд 24 Музыка 12 И. Штраус Полька «Тик-так»

Ведущий: Полька - один из наиболее популярных национальных чешских танцев (Богемия). Характерным для нее являются оживленный темп, 2-дольный размер (2/4), четкий ритм.

Повсеместный успех польки объясняется тем, что она, как и вальс, имеет живой ритм, состоит из незамысловатых вращательных и подпрыгивающих движений, легких поворотах танцующих пар. Исполнялась она с различными фигурами, которые могли варьироваться по желанию танцующих. У влечение оживленным безудержным прямолинейным ритмом польки одно время даже заслонило страсть к вальсу. В 1845 году в Париже стало известным изречение: «Скажи мне, как ты полькируешь (т. е. танцуешь польку), и я скажу, как ты умеешь любить).

Полька, исполняемая парами по кругу, построена на мелких движениях, полушагах, легких прыжках с поворотом. Название происходит от чешского слова pulka - «половина», «полшага».

Музыка - 13 С.В.Рахманинова «Итальянская полька»

(Исполняет танец Полька группа  ДО -11)

Музыка - 12  И. Штраус Полька «Тик-так»

(Все участники бала встают в «Ручеёк» для массовой игры, принятой на балах 18 века - «Котильон»).

Слайд 25 (Читает стихотворение барышня группы ДО 11)

(Без объявления читает стихотворение студентка группы ДО-11 Федулова Альбина): 

Позволь взглянуть мне на тебя,

Немного, после убегай,

Дай образ твой запомнить навсегда,

Но полюбить не позволяй.

Не разрешай касаться губ,

Волос и нежного лица,

Даже не протягивай мне рук,

Чтоб ими не была больна.

Не лги мне, лучше помолчи,

"Любимой" просто так не называй,

На расстоянии меня держи,

Но только разлюбить не заставляй.

А если вдруг все это надоест,

То мимо проходи, меня не замечай,

Что с того, что я на свете есть,

Но, пожалуйста, прошу, не прогоняй.

Ничего не сделаю плохого для тебя

Я причиняю себе боль.

Тенью за тобой ходить всегда,

Только и всего позволь!

Слайд 26 (Читает стихотворение барышня группы ДО 12 Белова Кристина):

D’accord, il existait d’autres façons de se quitter

Quelques eclats de verres auraient peut être pu nous aider

Dans ce silence amer, j’ai decide de pardonner

Les erreurs qu’on peut faire à trop s’aimer

D’accord la petite fille en moi souvent te réclamait

Presque comme une mère, tu me bordais, me protegeais

Je t’ai vole ce sang qu’on n’aurait pas dû partager

A bout de mots, de rêves je vais crier

Je t’aime, je t’aime

Comme un fou comme un soldat

Comme une star de cinema

Je t’aime, je t’aime

Comme un loup comme un roi

Comme un homme que je ne suis pas

Tu vois, je t’aime comme ça

D’accord je t’ai confie tous mes sourires, tous mes secrets

Même ceux, dont seul un frère est le gardien inavoue

Dans cette maison de pierre,

Satan nous regardait danser

J’ai tant voulu la guerre de corps qui se faisaient la paix

Ведущий из-за кадра:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой.

Слайд 27  Музыка 14 – П.И.Чайковский «Вальс цветов»; Па-де-де из балета «Лебединое озеро».

(Танцует придворный балет - танец «Вальс цветов»)

Музыка 15  И.Штраус «Венский вальс»

Слайд 28 – Язык веера.

Ведущий: Этикет в это время становится все более «маркированным» (по выражению Ю. М. Лотмана. Веер был обязательным предметом дамского туалета, помогавшим скрыть неприличный смех, шепнуть словцо соседке так, чтобы никто не слышал. Сколько неоспоримых преимуществ дают веера: «Они прекрасны и полезны, исправляют должность зефира, отвращают солнечные лучи, от которых загорают и княжеские лица, прикрывают не весьма хорошие зубы и непристойные усмешки. .. ».

Человеком своего времени он "читался" в процесс е разговора, по перемене положения веера, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных "листиков". Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был мужчина, которому адресовались послания.

Цветовое значение:

-- Белый - невинность;

-- Чёрный с белым - нарушенный мир;

-- Чёрный - печаль;

-- Розовый с голубым - любовь и верность;

-- Красный - радость, счастье;

-- Вышитый золотом - богатство;

-- Жёлтый - отказ;

-- Шитый серебром - скромность;

-- Зелёный - надежда;

-- Убранный блёстками - твёрдость и доверие.

-- Голубой - постоянство, верность;

-- Коричневый - недолговременное счастье;

Слайд 29

Эмоциональный фон: веера:

- "Чтобы выразить "да", следует приложить веер левой рукой к правой щеке.

- "Нет" - приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.

- "Я вас не люблю" - сделать закрытым веером движение в сторону.

- "Мои мысли всегда с вами" - на треть открыть веер и легко провести им по лбу.

- "Я вас люблю" - правой рукой указать закрытым веером на сердце.

- "Не приходите сегодня" - провести закрытым веером по наружной стороне руки.

-"Будьте осторожны, за нами следят" - открытым веером дотронуться до левого уха.

- "Молчите, нас подслушивают" - дотронуться закрытым веером до губ.

- "отойдите, уступите дорогу" - сложенный веер, направленный на мужчину;

- волнение от известий - резкие быстрые взмахи;

- сомнение - Закрывающийся веер;

- отрицание - закрытый веер;

- одобрение - раскрывающийся веер;

Если собеседник, пользующийся особым расположением, просит веер, то следует подавать его верхним концом, что означает симпатию, любовь, для выражения презрения веер подается ручкой, т, е. нижним концом.

- «Я хочу с вами танцевать" - открытым веером махнуть несколько раз к себе (в это время готовится группа НК-11. Занимают точки зала. Танец Вальс).

Музыка 16 П.И.Чайковский «Большой вальс»

 Слайд 30

Ведущий: Главнейшее место среди танцевальных жанров принадлежит вальсу, именно в это время начинается его совершенствование и подлинная слава. Он определяет структуру и характер всех бальных танцев, непринужденную манеру исполнения, основанную на свободном подчинении музыкальному ритму. Отсутствие сложных фигур, которые необходимо исполнять в строго последовательности, простота движений и поз, пленительность мелодий делают вальс излюбленным танцем во всех слоях общества. Популярности вальса в значительной степени способствует музыка. Ее пишут композиторы самых различных национальностей, создавая подлинные шедевры танцевальной музыки.

Слайд 31; Музыка17 Mantovanil - The Skaters Waltz

 (Танец Вальс - НК 11).

Подведение итогов жюри

(Жюри совещается, все участники Светского бала исполняют танец «Падеграс»)

Слайд 32.

Ведущий: Падеграс - русский парный бальный танец, со спокойными изящными движениями, для которого характерно чередование мягких шагов с приседаниями и фиксированных поз.

Музыка 18. А.Вивальди. Падеграс

 (Танцуют все группы танец Падергас ).

Награждение участников Светского бала.

Музыка 19 Туш

Ведущий:

Балу наступил конец,

Расходятся все гости,

Веселье было, радость, всплеск ....

Музыки, танца это ночью.

На балу звучало всё:

Слова и песнопенья, Актёры, опера, балет

Вас приглашал чиновник и корнет.

Распорядитель бала дал сигнал

Закончен бал,

Закончен бал.

Музыкальное приложение

1. А.Вивальди «Concerto In Mi Maggiore Op.8»Allegro

2. Римский-Корсаков-опера Ночь перед рождеством-(Полонез)

3. А.Вивальди «Concerto Alla Rustica:Rv130 1st Mvt.

4. А.Моцарт Классическая музыка для детей «Менуэт»

5. А.Вивальди «Падеграс»

6. А.Вивальди Four Seasons: Spring 3rd Mvt.

8. Боккерини, Луиджи «Минуэт»

9. И. Стравинский «Петрушка» сцена 1(4) 

10. В.Зинчук - Полонез

11. Ф.Шопен «Вальс №2 Си-минор»

12. И. Штраус Полька «Тик-так»

13. С.В.Рахманинова «Итальянская полька» 

14. П.И.Чайковского «Вальс цветов»;  Вальс из балета «Лебединое озеро»

15.И.Штраус «Венский вальс»

16. П.И.Чайковский «Большой вальс»

17. Mantovanil - The Skaters Waltz

18. А.Вивальди. Падеграс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ПО ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Данная статья раскрывает основные направления работы коллектива преподавателей ПЦК "ИНостранные языки" Педагогического колледжа №8 С-Петербурга  в рамках внеаудиторной и воспитательной работы по ...

статья Проектная деятельность студентов как средство развития творческих способностей

Актуальность данной темы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим спец...

«Освоение народной культуры через занятия хореографией»

Методическая разработка Денисова Г.В....

Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования через занятия в творческом объединении изостудия "Природа и фантазия".

Как помочь современному ребенку развить свои творческие способности, реализовать себя как уникальную личность и развить устойчивый интерес к выбранному виду деятельности? Такую возможность дают заняти...

Организация проектной деятельности студентов в колледже

Метод учебного проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности студентов, направленной на решение задач учебного процесса, интегрирующий в с...