статья Проектная деятельность студентов как средство развития творческих способностей
статья по теме

Минова Олеся Олеговна

 

Актуальность данной темы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим специалистом, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть неординарной личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Только это позволит быть конкурентоспособным, востребованным специалистом.

Одним из способов формирования и развития профессиональной, социальной, творческой личности студентов является проектная деятельность. Именно данный вид деятельности позволяет студенту раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, самостоятельность, активность, креативность, умение стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов, умение работать в команде.

Проектная деятельность интересна тем, что её можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность студентов и преподавателей, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Применение проектной методики повышает интерес обучающихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с преподавателя на студента. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к обучению языку подчеркивают важность сотрудничества и взаимодействия со студентами, как мотивирующего фактора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad-statya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

(Слайд №1)

                                                                    Проект (лат. «брошенный вперёд»)-

план, замысел, текст или чертёж чего-либо,

предваряющий его создание.

          Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность обучающихся на занятиях является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.

Что же такое интерес?

В работах ряда известнейших педагогов прошлого имеются ценные высказывания по этому вопросу. (Слайд № 2) Еще немецкий философ Гербарт пытался раскрыть его природу и свойства. Широкой известностью пользуется сказанная им фраза, ставшая крылатой: «Скука-враг преподавания». (Слайд № 3) Продолжая эту тему, известный педагог-демократ Дистервег в своём «Руководстве для немецких учителей» указывает, что интересным и увлекательным обучение делают:

1) разнообразие форм и манеры изложения;

2) живость контакта учителя с учеником (потому что искусство обучения заключается не в умении сообщать, а в умении  будить, оживлять);

3) личность преподавателя.

Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль интереса в преподавании. (Слайд № 4) Прогрессивный  русский педагог П. Ф. Лесгафт писал: «Для развития интереса  учащихся к знаниям первостепенное значение имеет  самостоятельная творческая деятельность». (Слайд № 5)  В.А.Сухомлинский утверждал:  «Знания становятся желанным достоянием маленького человека при условии, когда он в них заинтересован, когда они - средство достижения творческих целей».

Таким образом, термины «интерес» и «творчество» не просто являются неотъемлемой частью учебной деятельности, но и  активно взаимодействуют друг с другом.

Используя творческие способности студентов и различные формы работы, применяемые на занятиях, мы воспитываем личность мыслящую, деятельную, всесторонне развитую. Проектная деятельность,  личностно-ориентированный подход,  проблемное обучение с применением информационных технологий являются наиболее эффективными средствами для массовой передачи знаний, умений, навыков  и привитию интереса к обучению.

Каждая учебная дисциплина имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий  обучения. Дисциплина «Иностранный язык» вносит свою лепту в общее развитие обучающегося. Метод проектов - суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для студента. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную  деятельность обучающихся. Результаты выполненных проектов должны быть  «осязаемыми» - презентация, макет, буклет, плакат, рисунок, видеоролик, слайд-шоу и т.д.

Проблема выбора необходимого метода возникала перед преподавателем всегда. Но в новых условиях необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому  организовать процесс обучения, взаимоотношения между преподавателем и студентом.

(Слайд № 6) Современное переосмысление основных идей американского философа – идеалиста Джона Дьюи, основоположника современного метода проекта, можно увидеть в деятельностно-личностном подходе к воспитанию, который предполагает:

- связь обучения с жизнью;

-развитие самостоятельности и активности в учебном процессе;

-развитие умения адаптироваться к действительности;

-умения общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Согласно воззрениям Дьюи, истинным и ценным является только то, что даёт практический результат и направлено на благо всего общества.  

(Слайд № 7) Всё, что, я познаю, я знаю, для чего это надо и где и как я могу эти знания применить - вот основной тезис современного понимания метода проектов в развитии творческих способностей обучающихся.

(Слайд № 8) В англоговорящих странах этот метод характеризуется как learn by doing-учение через деятельность. Точнее о методе проектов надо говорить как об обучении через деятельность. Ещё одна характеристика метода проектов на английском языке звучит так – cooperative learning. Это означает учение в кооперации, т.е. совместное, а мы понимаем его как групповое.

(Слайд № 9) Этот метод наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного подхода к  обучению иностранному языку: мотивации к учению - в проектной работе она всегда положительная - и личный интерес-проект отражает интересы обучающихся.

           Проектная деятельность способствует совершенствованию навыков работы студентов с компьютером и другими современными техническими средствами. Студенты осваивают электронные версии словарей, справочников, энциклопедий; расширяют языковые знания; повышают уровень практического использования иностранного языка.

           Сегодня есть все основания утверждать, что проектная деятельность, где за основу берется познавательный интерес – это только первое приближение к формированию познавательной активности студентов. Метод проектов находит все большее распространение в системе образования, так как любая его форма – это одновременно поиск, обработка, критическое осмысление, систематизация, презентация и оценка полученных результатов собственного труда обучающимися.

             Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.

            Я работаю в политехническом колледже, где ведётся обучение по многим специальностям, например, “Рациональное использование природохозяйственных комплексов”, “Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования”, “Биохимическое производство”, “Переработка нефти и газа”, “ Социальная работа”, “Фармация”. Обучающиеся уже выбрали профессию и начинают свою деятельность в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются обществом к специалистам, выбранной ими профессии.

            Это профессионализм, культура и умение работать с импортным оборудованием, быстро и правильно разобраться в инструкциях и документации на иностранном языке по устройству, эксплуатации и ремонту промышленного оборудования, провести мониторинг окружающей среды, общаться в различных производственных ситуациях.

            Профессионально – ориентированное обучение иностранному  языку в колледже начинается со II-го курса. На I-м курсе (база 9 классов) завершается обучение языку по программе, соответствующей 10-11 классам средней общеобразовательной школы с некоторой корректировкой и сокращениями. (Слайд № 10) Поэтому на I-м курсе ребята выполняют мини-проекты (в виде презентаций) на такие темы, как: «Моя семья», «Мой рабочий день», «Наш колледж», «Место, в котором я живу» и т.д. Начиная со II-го курса и по IV курс, студенты создают свои проекты в виде флэш-презентаций, видеороликов и т.д. на иностранном языке по темам, связанным с их будущей профессией. (Слайд № 11) Например, «Экология», «Химия и ее разделы», «Химические элементы», «Загрязнение воды, земли, воздуха в нашем городе»,


 «Моя будущая профессия», «Промышленное оборудование на предприятиях нашего города», «Лекарственные растения» и т.д. Ребята самостоятельно ищут информацию по данной теме, сначала на русском языке, затем переводят её на иностранный язык, анализируют, сравнивают, составляют графики, таблицы. Т.е. студенты занимаются исследовательской деятельностью методом проекта.

Метод проектов способствует реализации способностей студентов, позволяет интегрировать разные учебные дисциплины, а также организовать обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование. Равные возможности предполагают, что любой студент должен совершенствовать свои собственные достижения.

           Создание своего проекта является новым видом работы, поэтому необходимо подробно объяснить студентам цель и ход работы. Студентов можно познакомить с советами о том, как организовать работу над проектом. Преподаватель должен помочь студентам выбрать тему проекта, если же ни одна им не интересна,  он должен ненавязчиво подвести их к формулировке  собственной темы.

            На следующем этапе работы преподавателю необходимо объяснить, как лучше распределить роли в группе, важно разъяснить, что общий успех зависит от личного вклада каждого участника проекта. Очень важно организовать работу, создав благоприятные условия раскрытия и проявления творческого потенциала студентов.

            Особое внимание необходимо уделить презентации проектов, которая должна осуществляться на занятии. Такие занятия у нас проходят в мультимедийной аудитории, где ребята защищают свои проекты.

              Замечательный опыт саморекламы дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент – 5-7 минут на выступление и около 5 минут – ответы на вопросы по теме. Авторы проекта готовят аннотацию или тезисы своей проектной разработки, знакомят с ней представителей жюри (в качестве которого выступают студенты других групп или преподаватели и представители предприятий нашего города), заранее позаботившись об оформлении аудитории, приготовив технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п. Визуальные средства также эффектный ход в защите проекта. Психологами доказано, что из визуальной информации человеком воспринимается 55 %, из аудио – 12 %, следовательно, если сочетать аудио и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65 % поданной информации.

                 Положительным в применении метода проектов на занятиях иностранного языка считаю, во-первых, повышение интереса к изучению иностранного языка. Во-вторых, студентам предоставляется возможность проявлять свои творческие способности, а в-третьих, практически применять все те навыки и умения, которые они приобрели в ходе изучения иностранного языка.

        Подводя итоги к вышесказанному, необходимо отметить, что    обучение иностранному языку протекает наиболее успешно, когда обучающиеся вовлечены в творческую деятельность. Развитие такого рода способностей у студентов стимулирует их к проявлению творческих навыков в жизни вне колледжа, в будущем, во взрослой жизни. Ведь творческие проекты способствуют преодолению комплексов и возникновению чувства самореализации в обществе.

         Необходимо помнить о том, что творчество невозможно без деятельности, причем продуктивной деятельности. (Слайд № 12) Именно об этом сказал великий ученый Л.С.Выготский, когда написал: «Творчество на деле существует не только там, где создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».

Список литературы

 1. Азимов Е.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – ИКАР, 2009.

 2. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // ИЯШ. - № 8.

 3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ. – 2000. - № 2,3.

 4. Черняк Е.Н. Информационно-педагогический модуль «Использование элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы» [Электронный ресурс] // www.festival.1september.ru – 2012.

 5. Кимишкез Ю.И. Информационно-компьютерные технологии в проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся современной школы [Электронный ресурс] // www.festival.1september.ru – 2012.

 6.  Латыпова Р.Ф. Проектная деятельность учащихся как средство развития творческих способностей [Электронный ресурс] // www.nsportal.ru – 2012.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

проектная деятельность выходит на одно из первых мест в обучении в струдничестве.Детям очень нравится проектировать. со стороны учителя -нехватка времени. но...нужно, важно, востребованно....

Проектная деятельность "Бумагопластика , как средство развития творческих способностей"

Применение проектной технологии в учреждении дополнительного образования детей...

Проектная деятельность в формировании и развитии творческих способностей и речевой культуры школьников. ( Из опыта работы Зимфиры Переведенцевой , учителя русского языка и литературы)

Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиямОсобую актуальность приобретают методы деятельностной орга...

Проектная деятельность учащихся как средство развития творческих способностей

В данной статье говорится об использовании   проекта   на уроках русского языка и литературы. Также представлены этапы проекта и один из возможных вариантов использования визитной карто...

Статья "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей" обучающихся, опубликованная в методическом журнале "Практические советы учителю" №4, 2015 г.

В статье приводится описание деятельности в рамках регионального культурно-просветительского проекта "Юнистиль". Приводится сценарий школьного конкурса "Юнистиль", который может быль использован при о...

Проектная деятельность – один из путей развития творческих способностей

Метод проектов - средство формирования творческого, уверенного, инициативного человека, умеющего работать индивидуально и в команде и способного учиться всю жизнь...