ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
статья по теме

проектная деятельность выходит на одно из первых мест в обучении в струдничестве.Детям очень нравится проектировать. со стороны учителя -нехватка времени. но...нужно, важно, востребованно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyat.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Латыпова Рашида Фаатовна,

учитель английского языка

 высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ пос. Муслюмово ж/д ст»

Проект (лат.«брошенный вперёд»)-

план, замысел текст или чертёж чего-либо,

предваряющий его создание.

    Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий  обучения. Предмет «Иностранный язык» вносит свою лепту в общее развитие ребёнка. Метод проектов - суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для школьника. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную  деятельность учащихся. Результаты выполненных проектов должны быть  «осязаемыми» - презентация, фильм, макет, буклет, плакат, рисунок и т.д.

  Проблема выбора необходимого метода возникала перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому  организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.                                       Современное переосмысление основных идей американского философа – идеалиста Джона Дьюи, основоположника современного метода проекта, можно увидеть в деятельностно-личностном подходе к воспитанию, который предполагает :

- связь обучения с жизнью;

-развитие самостоятельности и активности в учебном процессе;

-развитие умения адаптироваться к действительности;

-умения общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности

   Согласно воззрениям Дьюи, истинным и ценным является только то, что даёт практический результат и направлено на благо всего общества.  Предложенная Д.Дьюи перестройка школьного обучения ещё в 19 веке обогащает  личный опыт ребёнка, созвучна нашему времени как никогда.

Всё, что, я познаю, я знаю, для чего это надо и где и как я могу эти знания применить- вот основной тезис современного понимания метода проектов в развитии творческих способностей учащихся.

     В англоговорящих странах этот метод характеризуется как learn by doing-учение через деятельность. Точнее о методе проектов надо говорить как об обучении через деятельность. Ещё одна характеристика метода проектов на английском языке звучит так – cooperative learning. Это означает учение в кооперации, т.е. совместное, а мы понимаем его как групповое.

Этот метод наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного подхода к  обучению иностранному языку : мотивации к учению - в проектной работе она всегда положительная - и личный интерес-проект отражает интересы учащихся.

Учебный проект с точки зрения учащегося-это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность , позволяющая проявить себя, попробовать свои силы , приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

    Велико разнообразие школьных проектов: от проекта на один день до проекта на весь год, проектирование по составу участников: индивидуальное, групповое и т.д. Каждый учащийся выберет себе подходящий по своему желанию.

На уроках английского языка  мои ученики используют различные типы проектов:

 -по признаку доминирующего метода ( исследовательские  «Helping Hands»-«Руки помощи» , «How Do You Spend Your Free Time?»- Как ты проводишь своё свободное время?); информационные «The Eighth Wonder of the World»-Восьмое  чудо света,  «Bikers»-Байкеры), ролево- игровые «Who Wants to Be a Millionaire», «My Town»-Мой город),

 -по признаку предметно-содержательной области (монопроекты : «Welcome to Chelyabinsk»- буклет «Добро пожаловать в Челябинск» , межпредметные проекты «My country’s Best Items» история+англ.язык)

-по количеству участников (личностные, парные). Во внеурочное время учащиеся работали в группе , выпуская «Дружную семейку»-газету  моего класса.  

Метод проектов является частью обучения английскому языку как на начальном этапе (2-4 классы), так и при  совершенствовании владения Каждый класс я знакомлю с Памяткой «Творческий проект –это интересно!»

   На уроках английского языка во 2 классе (УМК Биболетовой М.З.) учащиеся выполняют на урок 32   свою первую проектную работу после изучения алфавита – книжку про алфавит. На ур.53 (Unit 3) ребятам предлагается сделать смешную закладку с  рисунком и  рассказом  о своем питомце или любимом животном. Предлагается прочитать свой рассказ (защита проекта), не показывая  рисунок; тот, кто первый разгадает загадку, получает закладку в подарок. Именно в начальной школе развиваются творческие  способности учащихся, интерес к моему предмету, которому я уже служу 30 лет. Пусть эти первые  проекты выполнены неумело на альбомном листе, но то, что ребята пропустили через себя свои мысли  сначала на русском, потом на английском языке, нашли картинку, вырезали ,приклеили, подписали , придумали, списали  текст хотя бы из 5-6 предложений (подлежащее + сказуемое), для меня это – серьёзная проектная работа моего ученика. Я возвращаю эти «проекты»  уже детям моих первых «проектировщиков».

C целью выявления талантливых, творчески работающих учащихся УО и ММЦ (межшкольный методический центр) Кунашакского муниципального района в рамках национального проекта «Образование» провели районный конкурс проектных работ учащихся.За активное участие мои ученицы Курмашева Рашида и Мусалова Розалия были отмечены Благодарственными письмами УО администрации Кунашакского муниципального района и денежной премией. Ими было представлено 11 различных проектных работ: творческих,информационных, ролево-игровых. Эти же ученицы стали участницами регионального конкурса исследовательских  проектов по экологии, который проводила региональная общественная детская экологическая организация «Планета детей». На семинаре директоров школ нашего района «Грант-мечта или действительность?» (2007 г.) во время  мастер-класса «Калейдоскоп применения ЦОР и ИКТ на уроках английского языка во 2-9 классах» прошла настоящая защита проектов моих учащихся, ведь среди директоров оказалось 2 учителя английского языка. Думаю, что защита прошла на «отлично»: моя ещё тогда 6-классница Ибрагимова Гульнара после представленной презентации «Знаки зодиака» (УМК Кузовлева В.П.) ответила на каверзные вопросы моих коллег , т.е. публично показала достигнутый результат , а её призовые места в муниципальных и участие в региональных-доказательство её высокого уровня способностей, в том числе и творческих. Во внеурочной работе по английскому языку традиционным стал конкурс презентаций, открыток к Рождеству, Дню всех влюблённых и т.д.

    Учебный проект с точки зрения учителя-это дидактическое средство , позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения  проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации. У меня уже собралась приличная коллекция учебных проектов. На первом уроке каждого цикла (unit) после объявления темы я предлагаю познакомиться с будущей проектной работой - формулирую сюжетную ситуацию,  ребята подходят, советуются со мной по выбору темы -вживаются в ситуацию. Так мы «погружаемся в проект». На следующем этапе (организация деятельности) ребята объединяются в группы, распределяют роли или  единолично определяют форму и способ презентации. Моя роль на этом этапе- организующая. А вот при осуществлении деятельности (3 этап) я не участвую, консультирую учащихся по необходимости, «репетирую» предстоящую презентацию результатов. Дети работают активно и самостоятельно, «добывают» недостающие знания. И наконец,  я «принимаю отчёт»: дети демонстрируют найденный способ решения: опрос, интервью  («How Do You Spend Your Free Time?»- Как ты проводишь своё свободное время?), фотосъёмка (одноклассники),

      На этом моя работа не кончается, я должна составить методический паспорт проекта. Для себя я выбрала следующую форму (см. приложение).

       Можно утверждать, что проектная методика имеет широкий спектр учебных возможностей и придаёт процессу обучения личностно-ориентированный и  деятельностный характер , даёт возможность использовать современные культурологические подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку, включение ученика в различные среды, а также в личностно-ориентированную ситуацию средствами предмета «Иностранный язык».

                 


МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА.

          Тема проекта: «My country’s Best Items»

Предмет : английский язык, история.

Учитель английского языка: Латыпова Р.Ф.

Класс: 7

Возраст: 13 лет

      Количество учащихся:1-Мусалова Розалия

      Форма работы:  урочно - внеурочная

Время работы над проектом::2 недели

Цели образовательные и воспитательные:

-развивать умение проектировать, мыслить на английском языке в процессе знакомства с достопримечательностями Москвы и символами России

-воспитывать чувство гордости за свою страну, патриотизм и гражданственность

Задачи учебно-педагогические:

-развивать интерес к предмету;

-развивать умения : формулировать мысль на английском языке и грамматически правильно оформлять её, использовать исторические термины.

 Мотивация к работе основывалась на интересе к данной теме, т.к. Розалия была в Москве  в 2004 году

Информационно- техническое обслуживание :домашний компьютер , фотографии, рисунки,  

Дополнительно-привлекаемые специалисты :учитель информатики Ершова Н.В.

Работа над проектом :

1этап : организационный. Роль учителя - направляющая на основе мотивации

2 этап: поисковый и исследовательский. Роль учителя  - наблюдательная

3 этап: языковая работа. Роль учителя - обучающая

4 этап: предъявление проекта, его презентация. Роль учителя -обучающая

4 этап: предъявление проекта, его презентация. Роль учителя –сотрудничеств

Продукт проекта : материалы к уроку- экскурсии по  Москве.

  Творческий проект – это интересно!


На последнем уроке по каждой теме предлагается подготовить творческий проект. Вот несколько советов, которые помогут тебе успешнее организовать работу.

  1. Прежде всего, выберите такой проект, который интересен для тебя. Если ни один из них не интересен тебе, предложи свой.
  2. Если проект выполняется в группе, старайтесь распределить рои и обязанности так, чтобы они соотносились с интересами и возможностями каждого (кто-то лучше других может рисовать, писать сочинять и т.д.), но помните, что успех любого проекта зависит от дружной, совместной работы над ним.
  3. Основная цель выполнения проекта – не только получить отметку за него, но и удовольствие в процессе подготовки. Старайся сделать свой проект не только содержательным, но и красиво оформленным. Все твои идеи, оригинальный мысли, использование дополнительных источников будут заслуженно оценены твоими одноклассниками, учителем.
  4. Помни, важно не только подготовить занимательный проект, но и уметь представить его на английском языке в интересной форме.
  5. Потренируйся дома, как ты будешь представлять свой проект или его часть в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...

Проектная деятельность "Бумагопластика , как средство развития творческих способностей"

Применение проектной технологии в учреждении дополнительного образования детей...

Проектная деятельность в формировании и развитии творческих способностей и речевой культуры школьников. ( Из опыта работы Зимфиры Переведенцевой , учителя русского языка и литературы)

Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиямОсобую актуальность приобретают методы деятельностной орга...

статья Проектная деятельность студентов как средство развития творческих способностей

Актуальность данной темы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим спец...

Проектная деятельность учащихся как средство развития творческих способностей

В данной статье говорится об использовании   проекта   на уроках русского языка и литературы. Также представлены этапы проекта и один из возможных вариантов использования визитной карто...

выступление на РМО "Проектная деятельность учащихся, как средство развития ключевых компетенций учащихся"

Выступление на РМО из опыта работы по теме "Проектная деятельность учащихся, как средство развития ключевых компетенций учащихся"...

Проектная деятельность – один из путей развития творческих способностей

Метод проектов - средство формирования творческого, уверенного, инициативного человека, умеющего работать индивидуально и в команде и способного учиться всю жизнь...