Проектная деятельность в формировании и развитии творческих способностей и речевой культуры школьников. ( Из опыта работы Зимфиры Переведенцевой , учителя русского языка и литературы)
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиямОсобую актуальность приобретают методы деятельностной организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого ученика. Большие возможности для перехода от знаниевой модели обучения к способностной представляет проектное обучение, выросшее из метода проектов. Современный образовательный проект – это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого .Метод проектов можно использовать на уроках русского языка и литературы.

Метод проектов при подготовке к ГИА задание С позволяет им приобрести следующие  исследовательские умения:

- интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом  (выделить главную  мысль,  вести  поиск  информации   в   различных  текстах, анализировать информацию, делать обобщения,  выводы  и  т.п.,  умение работать с разнообразными справочными материалами);

- творческие  (умение выдвигать гипотезы, генерировать идеи, для чего  требуются  знания  в  различных областях; умение находить не один,  а  несколько  вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия  того  или  иного решения);

- самостоятельной работы.

Таким образом, в данной работе будет представлен урок с применением  метода проектной деятельности  для достижения  реализации целей и задач обучения русскому языку  на современном этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Шеланговская СОШ» Верхнеуслонского района Республики Татарстан

                  Проектная деятельность

 в формировании и развитии творческих способностей и  речевой культуры школьников.

( Из опыта работы Зимфиры Переведенцевой ,   учителя русского языка и литературы)

                                                                2013г

                                                                                       

                                                                                            «Высокая культура речи – это умение                

                                                                                           правильно, точно и выразительно передавать          

                                                                                           свои мысли  средствами языка…»                      

                                                                                                                                                           С.Ожегов

                                                    Введение

Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиямОсобую актуальность приобретают методы деятельностной организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого ученика. Большие возможности для перехода от знаниевой модели обучения к способностной представляет проектное обучение, выросшее из метода проектов. Современный образовательный проект – это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого .

                            Метод проектов на уроках решает следующие задачи: 

          - развитие познавательных навыков учащихся; 

          - развитие умений ориентироваться в информационном пространстве                                                      -  развитие  критического и творческого мышления.

При реализации проектного метода необходимо наличие значимой проблемы. Дальнейшая работа над проектом — это решение данной проблемы.

Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта данного проекта. В основе такой работы лежит исследовательская деятельность самих учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной технологии — поиск информации, которая затем будет разработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в школе наук.

Учебный проект.

Проблема проекта

Почему?

Мотивация

Цель проекта

Зачем?

Целеполагание

Задачи проекта

Что?

Постановка задач

Методы и способы

Как?

Выбор способов и методов,

планирование

Результат

Что получится?

Ожидаемый результат

 

Метод проектов можно использовать на уроках русского языка и литературы. В урочной практике я использую в основном краткосрочные проекты из-за ограниченности во времени.

Главными достоинствами этого обучения я считаю следующие:

-актуальность. В центре технологии — ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;

-создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель—ученик, ученик—ученик становится фактором развития и самоопределения личности;

-дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;

-использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;

-формирование исследовательских умений;

- мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками — всё это повышает мотивацию обучения.

Типология проектов:

1.      Исследовательские проекты.

2.      Творческие проекты.

3.      Ролевые, игровые проекты.

4.      Информационные проекты.

5.      Практико-ориентированные проекты.

Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:

1.        Подготовка к работе над проектом:

     - определение темы и целей проекта;

     - формирование групп для работы над проектом;

     - планирование этапов работы.

2. Работа над проектом в группах:

      - планирование работы;

      - исследование;

      - оформление выводов и результатов.

3. Представление – защита проекта.

4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):

      - самооценка;

      - оценка других групп;

      - оценка учителя;

      - оценка специально созданной группы экспертов.

5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:

      - Что мы  делали?

      - Как мы делали?

      - Каковы результаты?

      - Каков мой личный вклад в решение проблемы?

Формирование проектных умений обучающихся при написании сжатого изложения

Анализ ГИА прошлых лет выявил определенные проблемы в подготовке учащихся к написанию сжатого изложения. Следовательно, чтобы эффективнее шел процесс подготовки , следует продумать внедрение новых педагогических технологий в практику обучения  как  важнейшее  условие интеллектуального, творческого и нравственного  развития  учащихся,  повышения их самостоятельности, активности и инициативы, способности быстро и безошибочно принимать решения, применять знания на практике. Метод проектов совершенно уничтожает казенное отношение к делу, позицию учеников, приходящих в класс, чтобы послушать определенные темы в изложении учителя. Внимание учащихся все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того, чтобы, успешно проработав одно задание, приниматься за другое. Таким образом, использование проектной  деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.

  Метод проектов при подготовке к ГИА задание С1 позволяет им приобрести следующие  исследовательские умения:

- интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом  (выделить главную  мысль,  вести  поиск  информации   в   различных  текстах, анализировать информацию, делать обобщения,  выводы  и  т.п.,  умение работать с разнообразными справочными материалами);

- творческие  (умение выдвигать гипотезы, генерировать идеи, для чего  требуются  знания  в  различных областях; умение находить не один,  а  несколько  вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия  того  или  иного решения);

- самостоятельной работы.

Таким образом, в данной работе будет представлен урок с применением  метода проектной деятельности  для достижения  реализации целей и задач обучения русскому языку  на современном этапе.

Сценарий урока «Сжатое изложение» в 9 классе

Тема: «Сжатое изложение»

Тип урока: усвоения новых знаний

Цель: Формирование проектных умений у обучающихся при подготовке к сжатому изложению

Задачи:

Образовательные

•        Формирование знаний способов и приёмов сжатия текста.

•        Формирование навыков работы с текстом

•        Обогатить словарный запас и расширить кругозор.

Воспитательные

•        Воспитывать чувство любви к родному языку через использование высокохудожественных текстов

Развивающие

      Развитие речевой и мыслительной деятельности;

      Развитие навыков самоорганизации;

Оборудование:   компьютер, экран, памятки для учащихся, раздаточный материал, набор матрешек

Ход урока

Эпиграф: «Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления»

I.        Организационный момент урока.

  Здравствуйте, ребята!

 Первой частью экзаменационной работой является написание изложения

Изложение мы пишем с 1 класса, но и в 9 классе мы испытываем трудности в его написании. Целью нашего большого проекта « Сжатое изложении», который мы с вами будем реализовать на последующих уроках в течение года , является выявление и преодоление этих трудностей. И пусть эпиграф урока станет  девизом каждого из вас.

2. Актуализация знаний

      Ребята, а какие ассоциации вызывает у вас слово изложение( страх, запомнить трудно, не могу сосредоточиться и т. д.)

 Вот как трактует значение этого слова словарь Ожегова

 1) Изложение – от глаголов изложить,  излагать

2) Изложение - То, что изложено, высказано или написано

 Почему нам так трудно высказать , написать ,воспроизвести текст

Мы спросим у  создателей мини- проекта «Изложение: взгляд со стороны ученика»

Проект1  группы «Изложение :взгляд со стороны ученика»

Цель проекта Узнать  отношение  учеников  к написанию изложения

Задачи проекта

        Провести социологический опрос и выяснить трудности написания изложения.

        Выяснить ,какие виды изложения существуют?

Этапы проекта

        1этапСреди 9-11 классов был проведён следующий соцопрос

    -Что легче писать сочинение или изложение?

         (Сочинение-11, изложение-4)

      -Зачем нужны изложения?

(чтобы развивать память-8, подобные навыки необходимы для моего            

          будущего-5, чтобы набрать достаточное кол-во баллов на экзамене-1,

          не знаю-1.)

          -Нравится ли вам писать изложения?

              (5 - да, 10-нет.) Какие тексты вы выбрали бы для изложений?

(Тексты с описанием природы-4, тексты о проблемах молодежи-8, тексты

              о любви-3)         

 Какое изложение писать легче подробное или сжатое? (Вопрос был задан -    

    ученикам 10-11 классов)

     (сжатое-2, подробное-6)

 -Какие трудности вы испытываете при написании?

(проблемы с запоминанием текста-12, сложно воспринимать текст, когда он      

воспроизводится с помощью каких-либо приборов (компьютер, магнитофон и    

    т.д.-2, никаких-1.)

  2 этап После проведённого опроса  выявили ряд проблем в написании  изложения:

•         проблему адекватности восприятия текста на слух;

•        проблема выделения главной и второстепенной информации в тексте;

•        неумение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;

•        многие ученики не придают должного значения разделению текста на абзацы или нечетко обозначают красную строку, а ведь в критериях оценки особое внимание обращается на абзацное членение текста;

•        многие ученики допускают грамматические и речевые ошибки.

3этап  Выяснили какие виды изложений

По форме речи: устное, письменное.

•        По объёму: подробное, сжатое.

•        По отношению к содержанию исходного текста: полное, выборочное, изложение с дополнительным заданием (дописать начало, конец, сделать вставки, пересказать текст, ответить на вопросы и т.п.)

•         По восприятию исходного текста: изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста, изложение услышанного, воспринятого на слух текста, изложение текста, воспринятого и на слух и зрительно.

•        По цели проведения:  обучающее, контрольное

Вопрос классу «С чем нельзя путать изложение и почему? ( с сочинением)

Запомните ! Ничего, чего нет в исходном тексте,  в изложение быть не должно

Слово учителя  Спасибо за проект 1 группе

Ребята, я обратилась к английскому словарю и выяснила, что слово изложение в английском языке звучит так  report

Какое слово в русском языке созвучно этому слову. Правильно: репортер  А хороший репортер как подает свою информацию? В каком виде? В сжатом . Вот мы и подошли к словосочетанию  «сжатое изложение» В чем разница сжатого изложения от подробного, к которому мы привыкли,  покажут нам ребята второй группы в своем проекте «Особенности сжатого изложения»

Проект2 группы «Особенности сжатого изложения»

Цель проекта

Выявить особенности  сжатого изложения

Задачи проекта

•         проанализировать мнения учеников 9 класса о подробном и сжатом изложении

•        Выделить основные особенности сжатого изложения

•        Выявить различия между подробным и сжатым изложением

•          сделать вывод

1 этап

Мы опросили 9 класс и выяснили , что 60% учеников не находят различия между сжатым и подробным изложением

2 этап

Демонстрация на матрешках разницы между подробным и сжатым изложением

Первая матрешка обозначает исходный текст, вторая матрешка -подробное изложение, последующие матрешки обозначают –сжатое изложение. Ребятам предлагается выяснить разницу между второй и последующими матрешками.   Разница одна-в объеме, а цвет, форма остались прежними. Вывод- в подробном и сжатом изложение сохраняется  тема, главная мысль, микротемы. Только сжатое изложение становится кратким.

Слово учителя Спасибо за проект 2 группе

 А у меня вопрос- Могут ли быть слова краткий и короткий быть синонимами по отношению к сжатому изложению

Давайте подберем синонимы к слову краткий

сжатость

скупость

немногословность

лаконизм ( от  «лаконское государство» (область Древней Греции, жители которой славились краткостью речи)

Значение слова    излагать в английском словаре звучит  intoversia Какое созвучное словосочетание в русском языке мы можем подобрать. Правильно : версия в другой тональности. Почему сжатое изложение имеет другую тональность  расскажет

 3 группа

Проект 3 группы «Способы сжатия текста»

Цель проекта

 Составить алгоритм компрессии(сжатия) текста.

Задачи проекта

       1)Выделить основные способы сжатия текста.

       2)Выделить конкретные приемы сжатия текста.

       3)Составить памятку «Как писать сжатое изложение»

         1 этап

Выявить содержательные способы сокращения текста

2 этап

1)Исключение подробностей, второстепенных фактов.

2)Исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную.

           3)Упрощение или обобщение

3 этап

Составить памятку «Как писать сжатое изложение»

Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы.

4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки.

10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

Спасибо 3 группе

Давайте попробуем с помощью памятки сжать текст

 ТЕКСТ(1)Гастроли Павловой в Стокгольме были первым ее выходом на европейские сцены.  (2)В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства. (З)Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II, шведский король. (4)Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. (5)Конечно, оказанные почести были приятны балерине.  (6)Но истинную радость испытала она после одного из представлений в стокгольмском театре. (7)До самого отеля за экипажем Павловой молча шла толпа зрителей. (8)Люди не аплодировали, не переговаривались, не желая нарушать отдыха артистки. (9)Никто не ушел и тогда, когда балерина скрылась в отеле. (Ю)Толпа так же молча стояла какое-то время под ее окнами.  (11 )Павлова недоумевала, как ей поступить, пока горничная не подсказала ей, что нужно выйти на балкон - поблагодарить. (12)»Я вышла, - вспоминала много позже Павлова, - и меня встретили целой бурей рукоплесканий и восторженных криков, почти ошеломивших меня после этого изумительного молчания. (13)В благодарность я могла только кланяться. (14)Потом они начали петь милые шведские песни. (15)Я не знала, что делать. (16)Потом сообразила - бросилась в комнату, притащила корзины, подаренные мне в этот вечер, и стала бросать в толпу цветы: розы, лилии, фиалки, сирень. (17)Долго-долго толпа не хотела расходиться... (18)Растроганная до глубины души, я обратилась к своей горничной, спрашивая:«Чем я так очаровала их?» (19)- Сударыня, - ответила она, - вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы! (20)Я не забуду этого ответа... (21)С этого дня мое искусство получило для меня смысл и значение». (22)Взволнованная, Анна долго не могла уснуть. (23)И хотя понимала, что завтра опять и репетиция, и спектакль, и утром надо быть бодрой, сон не шел.

 Напишите сжатый пересказ.

 ___________________(оставьте место для названия.) (Запишите первое предложение.) __________ ______________________ ____________________. Зарубежные газеты называли эти гастроли_____________________. Однажды _________________________________________. Конечно, оказанные почести были_____________________. Но (какую) __________ радость она испытала после_____________________. До самого отеля за экипажем___________________________________________. Они шли (как?)__________. Потом так же__________стояли под ее __________. Павлова не знала, __________ __________ __________, пока (кто?)__________не подсказала ей, что нужно выйти__________, чтобы__________. Позже Павлова вспоминала, что________________________________. Балерина стала бросать __________. Толпа долго __________. ( Усталая, растроганная, довольная собой, счастливая)__________спросила горничную: «_____________________?». Она ответила, что Павлова __________ __________. Балерина на всю жизнь __________эти слова. С того дня ее искусство (получило, обрело, нашло, наполнилось)_____________________.

Итак, подведем итоги урока. Что нового узнали, чему научились?

Домашнее задание

 Мини-проект-для 1 группы-сделать репортаж по проведению Антикоррупционной недели,2 группа- подобрать тесты описательного характера, тексты о молодежных проблемах  и подобрать к ним упражнения по воссозданию и запоминанию теста ,3 группа- психологический проект «Воссоздающее воображение»

Спасибо всем за работу.

                                                              Уроки развития речи

Всем известно, что русский язык -  предмет сложный. Поэтому работа по подготовке к ЕГЭ  ведется  уже с 5 класса. На уроках  русского языка я уделяю большое внимание комплексному языковому анализу текста.

Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации.

Как самая крупная языковая единица – текст, интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Текст помогает помочь любой языковой единице выступать в своей  функциональной роли.

Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться  в языковом материале.

Комплексный языковой анализ создает представление о языке, как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только  теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной  форме, но следует  учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.

Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера  общения диктует свои правила работы над текстом.

В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа  ведется мною с пятого класса. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Если в 5-6  классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, в 7-8 классах – это и публицистический, и научный стили речи. По мере прохождения того или иного материала я подбираю тексты различного уровня сложности.

На изучение буквы з-с на конце приставок;

Правописание приставок пре- при-;

Н и нн  в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и др.

Начиная с 5 класса, обращаю внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя.

В старших классах (9,11классах) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи  по русскому языку в форме  ЕГЭ.

Работе над комплексным анализом текста я  уделяю и 10 минут урока, и весь урок, повторяю при этом значительный объем учебного материала по многим разделам русского языка.

Для качественной и эффективной работы использую мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания.

Компетентностный подход обеспечивает формирование и развитие коммуникативной компетенции,которая предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.  Так, в 8 классе  на уроках развития речи стараюсь повысить мотивацию учеников эффективностью  групповой и самостоятельной работы. Включаю в ход урока элементы сингапурской методики обучения: технологию совместного обучения, технологию критического мышления .технологию партнерства и т. д.

Урок развития речи в 8 классе. Тема урока: Ораторская речь. Ее особенности. Публичное выступление.

Подготовительный этап

Ученики рассаживаются по четыре человека за столами, они работают в парах или в группе: 1 номера-дети с высокими показателями,2-с показателями выше среднего, 3-средние показатели,4-.ниже среднего.Столы также нумеруются. Атмосфера свободная, дети могут свободно общаться друг с другом.

Структура урока

-Организационный момент

-Словарная работа

-Работа с текстом

-Групповая работа

-Работа в парах

-Работа с презентацией

- Домашняя работа

Дидактический материал урока:

-Тексты различных стилей

-задания на правильное применение паронимов

-практический курс «Школа развития личности Кирилла и Мефодия «Учимся выступать публично»

Технологическая карта урока

Этап урока

Цели

на каждом этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогические приемы

Система

ожидаемых умений

Целеполагание

Сообщение темы и цели урока (Слайд 1).

Цель урока: 

научиться распознавать простые и сложные предложения;

определить основные признаки сложного предложения;

познакомиться с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;

определять его границы, строить сложные предложения.

Уметь различать сложное и простое предложения, ставить запятую между частями сложного предложения типа: [], О или О, П, определять его границы, строить сложные предложения.

Подготовка учащихся к усвоению материала

Сегодня мы изучаем сложное предложение, несколько уроков назад изучали простое предложение.

Скажите, что такое предложение вообще?

А что такое, по вашему мнению, сложное предложение?

Было высказано много мнений, нам предстоит определить, какое из них верное?

Ответы на вопросы.

Беседа по вопросам.

Усвоение

новых знаний

Распознавать простые и сложные предложения.

Зачитайте речь Тортилы из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Вопросы.

Почему Тортила назвала Буратино «безмозглым мальчишкой с коротенькими мыслями»?

В каких предложениях Буратино выражал свои «коротенькие мысли»? (В коротких.) 

А Тортила? Зачитайте эти предложения.

Так в каких предложениях выражает свои мысли Тортила. (В длинных.) 

Давайте сравним, по каким признакам различны предложения Буратино и Тортилы?

Чтение отрывков из сказки заранее подготовленными учениками.

Речь Тортилы (Слайд 2).

«Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! Если бы ты сидел дома и хорошо учился, то не оказался бы без денег в Стране Дураков. Деньги твои украли кот и лиса. Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала их разговор. Но ты не горюй, человечек, я помогу тебе.

Этот ключ обронил человек с такой бородой, что он засовывал ее в карман, чтобы она ему не мешала. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне золотой ключик!»

Речь Буратино (Слайд 3).

«Я хороший и благоразумный. Что я теперь буду делать? Ой-ой-ой! Как я вернусь к папе Карло? Ай-ай-ай!»

Беседа по содержанию текста. Учащиеся зачитывают предложения.

Сравнительный анализ предложений по наличию

в них грамматических основ

Определить основные признаки сложного предложения – количество грамматических основ.

Сравните (Слайд 4).

Как я вернусь к папе Карло?

Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала их разговор.

Вывод.

Теперь, когда оказалось, что в предложении, сказанном черепахой Тортилой, две грамматические основы, а в предложении Буратино – одна, подумайте и решите: какое предложение мы будем называть простым, а какое – сложным?

Учащиеся должны подчеркнуть подлежащее и сказуемое в предложениях и сказать о смысловой связи.

Отвечают на вопрос.

Уметь формулировать правило.

Сформулируйте правило: что такое сложное предложение?

Работа с учебником «Русский язык. Теория», § 24. Чтение учащимися формулировки синтаксического понятия «сложное предложение».

Закрепление

новых знаний

Самоконтроль.

А сейчас проведем небольшой эксперимент.

Какие это предложения? Составьте их схемы. (Слайд 5).

Дождь кончился.

[–  =].

Дети пошли гулять.

[–  =].

Составляют схемы и записывают в тетрадь.

Познакомить со средствами связи простых предложений в составе сложного.

Составьте предложения по данным семам и запишите их в тетрадь (Слайд 6).

[–  =], [–  =].

Дождь кончился, дети пошли гулять.

[–  =], и [–  =].

Дождь кончился, и дети пошли гулять.

(Когда –  =), [–  =].

Когда дождь кончился, дети пошли гулять.

Вывод.

Если между частями этих предложений смысловая связь?

Какие это предложения и какие средства связи простых предложений в составе сложного?

Составляют предложения по данным схемам и записывают их в тетрадь.

Проверь себя (Слайд 7).

Отвечают на вопросы.

Уметь находить сложные предложения в тексте.

Откройте учебник на стр. 100 и выполните упр. 325. Запишите только грамматические основы.

Назовите гр. основы простых предложений.

Назовите гр. основы сложных предложений.

Продолжают работу с §24.

РР уметь употреблять сложные предложения в речи.

Вернемся к тексу из сказки. Права ли Тортила, называя Буратино «безмозглым мальчишкой с коротенькими мыслями»?

Творческое задание (Слайд 8).

Употребляя сложные предложения, составьте по тексту или свою сказку, или только сложные предложения, или дайте советы Буратино.

Сочиняют свою сказку или конструируют сложные предложения по тексту.

Домашнее задание. Продолжите дома работу по сочинению сказки.

Рефлексия

Проверка усвоения материала

Тест (Слайд 9-12).

I. Выбрать определение сложного предложения.

Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.

Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

II. Выбрать способ связи простых предложений в сложное.

С помощью обобщающих слов.

С помощью союзов.

С помощью порядка слов.

III. Выбрать схему сложного предложения.

[–  =], [–  =].

[–  =].

.[–  =,  =,].

IV. Найти сложные предложения.

Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь.

Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг исчезают.

Сверху моросит мелкий, холодный дождик; с мокрых блестящих крыш каплет вода.

(К. Ушинский)

Работают с тестами с последующей проверкой.

Ответы (Слайд 13).

Задание

Ответ

I

3

II

2

III

1

IV

2,3

 Источники материалов, литература:

1.  Борисенко Н.А.  как мы готовимся к новому экзамену в 9-м классе // русский язык, № 8/2007.

2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. как учить работать с книгой. М., 1995.

3. Евграфова С.М. секреты изложения // русский язык, № 34/1999; № 10/2000; № 12/2001.

4. Соболева О.В. понимание текста: зачем, кого, чему и как учить? // русский язык, № 23/2007.

5.  Хаустова Д.А.  разные типы изложений //  русский язык, № 3/2006.

6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М.: кНорус, 2007.

7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. как учить работать с книгой.  М., 1995. с. 145–200.

8. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка // русский язык в школе. 2006. № 6. с. 3–10.

9. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. понимание текста на уроках русского языка и литературы // русский язык. 2007. № 23. с. 23–28.

10. Евграфова Е.М. понимание и воображение // русский язык, № 5/2003. с. 14.

11. Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 199

12. Наталья Анатольевна Борисенко, Андрей Георгиевич Нарушевич, Надежда Ароновна Шапиро

Материалы курса «подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой

аттестации по русскому языку в 9 - 11-х классах»: лекции 1–4. – М.: педагогический университет «первое сентября», 2008. – 76 с.

13. http://festival.1september.ru/articles/578272/

14. http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/burtceva_e._v._98_102_4_106_2011.pdf Е. В. Бурцева

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ

15. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Uspen_ImDom/03.php Успенский Л. Имя дома твоего. Очерки по топонимике

16. http://www.philology.ru/linguistics2/ozhegov-74c.htm Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. - М., 1974. - С. 285-291



Предварительный просмотр:

                                                                                                               

                                                                                                                                            Технологическая карта урока

Этап урока

Цели

на каждом этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогические приемы

Система

ожидаемых умений

Целеполагание

Сообщение темы и цели урока (Слайд 1).

Цель урока: 

Рассказать об ораторской речи и ее особенностях

Определить самостоятельно тему урока (моделирование ситуации)

Воспроизведение речи Александра Невского

Беседа по вопросам

Уметь отстоять свою позицию в споре

Подготовка учащихся к усвоению материала

Научить владеть элементами ораторской речи

Какие ассоциации вызывает слово «оратор», экскурс в историю развития ораторского искусства

Ответы на вопросы.

Беседа по вопросам.

Усвоение

новых знаний

Форма и содержание ораторской речи

Ситуация : заставить ученика методом убеждения съесть мандарин

Работа в группах

Метод выбора

Определить основные формы вербального и невербального общения

Сравните (Слайд 4).

Сравнить речь каждой пары Указать на ошибки

Работа в парах 1-2

Метод критического мышления

Уметь   сжато воспроизвести тексты

Закрепление

новых знаний

Самоконтроль.

Работа на тренажере

Научить применять  паронимы в речи

Работа в паре 2-3

Что самое страшное в публичном выступлении?

Упражнения на преодоление страха

Составить связный рассказ из 6 слов:  существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие

Уметь преодолеть страх публичного выступления.

Домашнее задание.  Дать консультацию по группам: Ученику ,который не выучил урок; педагогу, которому нездоровится; родителю для выполнения Закона ЗРТ_71,директору школы, чтобы он не расстраивался по поводу вашей дисциплины

Рефлексия

Проверка усвоения материала

 (Музыкальная переменка).

Работа в парах.

Что я узнал сегодня нового?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание и развитие творческих способностей детей через сказку"(из опыта работы)

Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца.Выражение ...

"Воспитание и развитие творческих способностей детей через сказку"(из опыта работы)

Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца.Выражение ...

Из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка и истории КГУ «Коржинкольская СШ» ОО акимата Федоровского района январь 2013 года.

Из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка и истории КГУ «Коржинкольская СШ» ОО акимата Федоровского района январь 2013 года....

«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ» (из опыта работы)

laquo;Развитие творческих способностей детей с ОВЗ» (из опыта работы)/ публикация статьи в сборнике публикация в сборнике материалов IV открытой городской педагогической конференции "...