Организация проектной деятельности студентов в условиях инновационной деятельности БОУ ОО СПО «Омский АТК» на примере интеграции дисциплин ОиУПАП и Иностранного языка (немецкого)
статья по теме

Борисова Нина Дмитриевна

Статья о проектной деятельности студентов на примере интеграции спец. дисциплины и иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_borisova_n_kozlova_e.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Козлова Е.А. Борисова Н.Д.

Организация проектной деятельности студентов в условиях  инновационной деятельности ФГОУ СПО «Омский АТК» на примере интеграции дисциплин ОиУПАП и Иностранного языка (немецкого)

Особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение студентами знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя  в профессиональной деятельности после окончания учебного заведения.

Необходимо по-новому моделировать процесс передачи знаний,  профессионального и социального опыта от преподавателя к студенту, организовать сотрудничество преподавателя и студентов.

В настоящее время много говорится об интеграции межпредметных знаний и опыта в учебном процессе. Интеграция знаний из различных предметов привела к возникновению интегрированных занятий.  

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:

  1. способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса;
  2. позволяют увидеть взаимосвязь учебных дисциплин, углубляя представление о предмете, расширяют кругозор;
  3. способствуют переносу разобщенных знаний и умений из разных дисциплин в целостную деятельность;
  4. в большей степени, чем обычные уроки, способствуют формированию умений учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы, развивают творческие способности, речь.  

Ценность интегрированных занятий состоит ещё и в том, что имеется возможность обобщения знаний и профессионального опыта самих преподавателей, которые обычно ограничены рамками преподаваемой дисциплины.

Основой успешности интегрированного урока, может стать проектная деятельность студентов. Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов, являясь исследовательским, органично интегрирует знания студентов из разных областей при решении одной проблемы, давая им возможность применять полученные знания на практике. Выполнение проектного задания, вызывает дух творчества и состязательности, формирует навык работы в команде, учит уважать мнение другого участника работы и, одновременно, дает возможность проявлять самостоятельность, высказывая собственное мнение. В настоящее время данный вид деятельности представляет значительный интерес для студентов, а значит, способствует повышению мотивации к изучению тех предметов, где используется работа над проектами. Большие возможности в этой связи возникают при изучении иностранных языков.

По мнению академика РАО, доктора психологических наук И.А. Зимней, особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен». Он изучается как средство общения, а тематика и ситуация для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык открыт для использования содержания из различных областей знаний.

Большое значение он имеет при изучении курса специальных дисциплин профессиональной направленности, связанных с будущей деятельностью студентов. Например, в связи с возрастающей ролью международных перевозок, техникам  - выпускникам нашего колледжа необходимо владеть специальной технической терминологией на иностранном языке.

Нами было разработано и проведено интегрированное занятие по двум предметам  «Немецкий язык» и «Организации и управления пассажирскими автомобильными перевозками», с этой целью была выбрана тема: «Линейные сооружения. Оборудование и экипировка подвижного состава и линейных сооружений».

Для достижения положительного результата обучения на занятии мы ставили следующие цели:

Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями студентов, для развития коммуникативных компетенций;

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к мнению других студентов группы, умение работать в команде, ответственность, дисциплинированность, аккуратность;

Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей студентов средствами ИКТ, интереса к учебным дисциплинам «Иностранный язык (немецкий)» и «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками».

Занятие проводилось в два этапа.

Первый этап представлял собой самостоятельную деятельность студентов.

Группа была разделена на три подгруппы, каждая из них работала над индивидуальным заданием.

Задание 1. Изучить материал по теме: «Оборудование линейных сооружений, автовокзалов и автостанций»;

Задание 2. Изучить материал по теме: «Оборудование остановочных пунктов».

Задание 3. Изучить материал по теме:  «Оборудование пассажирских автомобилей, экипировка подвижного состава».

Студенты составили план работы, нашли необходимый материал в специальной литературе и сети Интернет, проанализировали и систематизировали его, перевели профессиональные термины на немецкий язык, составили доклады и подготовили презентации, консультируясь с преподавателями спец.  дисциплины и немецкого языка.

Вторым этапом стала презентация самостоятельной проектно-исследовательской работы на занятии по дисциплине «Немецкий язык».

В свою очередь  это занятие состояло из четырех этапов:

1-й этап – Организационный момент. Цель  этапа -  мотивировать студентов на активную работу и организовать познавательную деятельность.

Преподавателем была представлена и озвучена информация на немецком языке о дате, целях занятия, объяснена важность и необходимость применения знаний в жизненных ситуациях и в будущей профессии. Что позволило студентам быстро сориентироваться и включиться в рабочий процесс.

2-й этап – Актуализация изученного материала. Цель этапа -  проверить ранее усвоенные студентами знания, подготовить их к восприятию нового материала.

Техническая терминология, предложенная обучающиеся на этом этапе, была им знакома, они работали с ней во время изучения дисциплины «Грузовые перевозки». Текстовой материал на немецком языке по теме «Координация грузопотоков», охватывал полный объем лексических единиц, соответствующих теме. Студенты читали текст, переводили отдельные фразы на русский язык, находили соответствующие эквиваленты слов на немецком языке.

3-й этап – Представление проектов (на немецком языке).

Цель этапа - представить результат исследовательско-проектной деятельности группы на немецком языке, обобщить и систематизировать новые знания.

Данный этап был основным в ходе занятия. Студенты представили доклады на немецком языке по темам: 1-я группа «Оборудование автовокзалов и автостанций», 2-я группа «Экипировка подвижного состава», 3-я группа «Оборудование остановочных пунктов». Все выступления студентов сопровождались презентациями, отражающими основное содержание докладов. Поскольку в работах использовалась техническая терминология по специальной  дисциплине «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками», студенты дополнительно должны были  составить два, три вопроса по содержанию доклада для представителей других подгрупп.

По завершению  представления докладов вопросы были заданы и ответы получены, что означало -   студенты внимательно слушали новую для них информацию и понимали её суть.

4-й этап – Рефлексия. Цель этапа - подвести итоги проектной деятельности в подгруппах, проанализировать и оценить уровень достижения цели занятия.

На этом этапе каждой подгруппе были предложены карточки с лексическими единицами на немецком языке, охватывающими материал всех представленных проектов. Студенты должны были выбрать  карточки с терминами, подходящими по смысловой нагрузке  и относящимися к теме,  над которой работали  другие группы, затем представить их у доски, создавая «идейную сетку», читая и переводя каждый термин.

Результативность занятия в предложенной форме смогли оценить как сами студенты, высказывая собственные мнения и заполняя оценочные листы, так и преподаватели, проводя индивидуальный опрос на последующих занятиях по своим дисциплинам.

Мы полагаем, что в процессе работы были созданы условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями каждого студента для развития коммуникативной  и профессиональных компетенций; были развиты умения работать в команде, уделено внимание воспитанию самостоятельности, уважительного отношения к мнению другого, что способствовало развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, творческих способностей студентов, интереса к учебным дисциплинам «Иностранный язык» и «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками».

В целом, по-нашему мнению, учебная деятельность  не должна строиться исключительно только  на применении  проектного метода обучения.  Соотношение  учебных тем,  где возможно применение  подобного вида деятельности  к общему количеству должно составлять примерно 30%.

Роль классической формы обучения  остается важной и играет по-прежнему главную роль в организации процесса передачи знаний, и дает студентам возможность овладеть достаточным объемом разнообразных предметных знаний, которые они могут в последствие использовать при выполнении различных видов деятельности. Проектный метод, эффективен при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, отработке навыков и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.04. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (НЕМЕЦКИЙ) СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 54.02.01. ДИЗАЙН (В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ)

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04. Иностранный язык (немецкий) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности 072501 (54.02.01)...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД .02 иностранный язык (немецкий) для профессии социально – экономического профиля: 43.01.02 Парикмахер

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОУД.02. «Иностранный язык» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и Приме...

Организация проектной деятельности студентов в колледже

Метод учебного проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности студентов, направленной на решение задач учебного процесса, интегрирующий в с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 Иностранный язык (немецкий язык)

Рабочая программа по немецкому языку по программе подготовки квалифицированных рабочих  и служащих для профессии естественнонаучного профиля 43.01.09. «По...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык (немецкий)

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык (немецкий). Специальность 21.02.01 "Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений"...

Календарно-тематическое планирование учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык (немецкий)

КТП учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык (немецкий). Специальность 21.02.01 "Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений"...