Образовательная программа по художественному творчеству "Солнышко"
рабочая программа на тему
Программа разработана для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: нарушением мышечного тонуса и ограничением произвольных движений, имеющих сохранный интеллект. Разработанная система занятий позволяет художественное творчество сделать доступным и интересным видом деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Откройте для детей удивительный мир творчества и его целительная сила коснется каждого… |
Программа по художественному творчеству «Солнышко» предназначена для особой категории детей – детей с ограниченными возможностями. Речь идет не просто о детях-инвалидах, которые обучаются в общеобразовательной школе и могут свободно посещать детские объединения по интересам, а о детях с такими нарушениями здоровья, где характер и степень выраженности дефекта затрудняет их самостоятельное передвижение, а порой делает его невозможным. К этой категории относятся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, основной контингент которой составляют дети, страдающие церебральным параличом (ДЦП). При этом заболевании в первую очередь поражаются двигательные зоны головного мозга, а также происходит задержка и нарушение его созревания в целом. Поэтому у детей, страдающих ДЦП, встречаются самые разнообразные нарушения: двигательные, интеллектуальные, речевые, расстройства других высших корковых функций. Ограничение произвольных движений, нарушение мышечного тонуса, появление насильственных движений (гиперкинезов) сильно ограничивает возможность детей выполнять простейшие трудовые действия (вырезать, наклеивать, лепить, выполнять конструкторско-сборочные действия и др.). Обучение детей с ограниченными возможностями по неспециализированным программам невозможно или становится довольно сложным процессом, вследствие чего интерес детей быстро теряется. В связи с этим возникла необходимость создания специальной программы, которая помогла бы сделать художественное творчество доступным видом деятельности для детей с такими нарушениями здоровья. Овладевая простыми практическими умениями, дети учатся выражать свои чувства и эмоции с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов, открывают для себя мир творчества, и таким образом, приобретают свою неповторимость и значимость, что способствует повышению адаптивности ребенка в постоянно меняющемся мире. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важен сам процесс творчества и особенности внутреннего мира ребенка.
Основные виды деятельности, предусмотренные в программе – лепка, аппликация, рисование, конструирование из бросового и природного материалов, новые направления в творчестве.
По направлению деятельности: художественное творчество.
По целевой направленности: социально-педагогическая.
Цель дополнительной образовательной программы:
- оказание детям с ограниченными возможностями педагогической и социальной помощи: обеспечение максимально полной социальной адаптации, активизации творческого потенциала и самореализации личности через средства художественного творчества.
Основные задачи:
Образовательные:
- расширять знания и представления об окружающем мире, закреплять и систематизировать общеобразовательные знания и умения;
- знакомить детей с определенными понятиями и терминами, необходимых в процессе художественной деятельности;
- развивать навыки работы в художественном творчестве: лепка, аппликация, рисование, конструирование;
Развивающие:
- развивать творческое мышление;
- развивать игровую деятельность;
- развивать речевое общение с окружающими;
- развивать сенсорные функции: развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать положительное эмоциональное отношение к художественному творчеству и его результатам;
- воспитывать позитивное отношение к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Специальные:
- способствовать самореализации и самоопределению личности ребенка с ограниченными возможностями;
- снизить эмоциональное напряжение;
- способствовать коррекции мелкой моторики рук и пальцев;
- улучшить детско-родительские отношения.
Программа рассчитана на один год обучения. Содержание программы можно наполнить другими занятиями в соответствии с темами разделов и количеством отведенных на них часов, и таким образом, программу можно реализовывать циклами – ежегодно.
Занятия проводятся два раза в неделю. Общая продолжительность одного занятия составляет 2,5 часа.
Программа предназначена для детей со следующими нарушениями здоровья:
ДЦП в различной степени выраженности двигательного нарушения: легкая, средняя, тяжелая, имеющие сохранный интеллект. Группа может содержать разновозрастный состав детей от 7-18 лет в количестве 6-8 человек.
Ожидаемые результаты
В результате обучения в объединении в течение полного учебного года по программе предполагается, что обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями:
Предметными знаниями:
- в области геометрии: простейшие геометрические фигуры, геометрические тела;
- в области композиции, формообразования, цветоведения;
- в области материаловедения: бумага, картон, ткань, пластичный материал, природный и бросовый материал;
- о видах и способах аппликации, понятием шаблона, половиной шаблона, трафарета;
- о свойствах и возможностях использования пластичных материалов: пластилин, соленое тесто, глина;
- о технологических операциях: разметка, резание, сборка, видами отделки изделия;
- о видах художественного творчества: оригами, аппликация, квиллинг, киригами, папье-маше, объемное конструирование, коллаж.);
- о простейших инструментах и их назначении.
Предметными умениями:
- приемам работы с бумагой: складывание, сгибание, гофрирование, склеивание, разрывание;
- составлять предметы из готовых плоских форм по образцу или по собственному замыслу, оформлять изделие;
- пользоваться шаблоном, половиной шаблона, трафаретом;
- производить сборку изделия с помощью ниток, клея, проволоки;
- лепить простые формы знакомых образов, изготавливать барельеф по образцу или собственному замыслу;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие).
.Специальными умениями:
- использовать знания и умения, полученные на занятиях, для воплощения собственного замысла в рисунках, бумажных объемных и плоскостных композициях, лепке;
- вступать в беседу и обсуждать на занятии выполненные работы; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- играть в игры по правилам, подчинять свое поведение правилам игры, уметь находить контакт с детьми и взрослыми.
Формой подведения итогов реализации образовательной программы является оценка уровня обученности и оценка эмоционального состояния ребенка, по разработанным критериям, а также итоговая выставка работ учащихся, которая может проводиться внутри учреждения, на городском или областном уровне.
Учебно-тематический план
Номер | Наименование и содержание темы | Количество часов | Количество | ||
теория | практика | ВСЕГО | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 | 1 |
2. | Аппликация | 11 | 21 | 32 | 16 |
3. | Художественное конструирование | 16 | 44 | 60 | 30 |
4. | Лепка | 6 | 8 | 14 | 7 |
5. | Папье-маше | 3 | 9 | 12 | 6 |
6. | Новые направления в творчестве | 6 | 16 | 22 | 11 |
8. | Итоговое занятие | 2 | 2 | 1 | |
ИТОГО: | 36 | 108 | 144 | 72 |
Программное содержание
- Вводное занятие.
Знакомство с детским объединением. Знакомство детей друг с другом, педагогом.
Игра: «Устная анкета»
Правила ТБ. Показ образцов поделок.
Практическая работа: «Портрет».
- Аппликация.
Понятие аппликации. Свойства бумаги, приемы обработки. Содержание аппликации: предметная, сюжетная, орнаментальная. Виды аппликации: плоская, объемная. Техника выполнения: вырезание, разрывание, сминание. Понятие о контуре, силуэте. Понятие колорита. Систематизация знаний о геометрических фигурах. Понятие трафарета, шаблона, правила пользования ими.
Беседы: «Бумага как художественный материал»; «Краски осени», «Воспоминание о лете».
Практическая работы: разметка по шаблону и вырезание различных фигур для составления аппликаций: «листопад», «черепашки и змейки», «попугайчики», «зебра и жираф», «летний сюжет», поздравительные открытки, бумажный конструктор, «дерево», натюрморт, гирлянда, изготовление рамок для картинок, коврик.
- Художественное конструирование.
Понятия о простейших геометрических телах: конус, цилиндр, параллелепипед, пирамида. Техника складывания листа бумаги: пополам, «гармошкой», отгибать углы. Работа с бросовым материалом, моделирование форм, составление композиций.
Практические работы: изготовление бабочки из полосок бумаги и сложенной гармошкой, вертушки, коробочки для подарка, фонарика, цепочки, композиции «осенний букет», украшение елочки на конусе.
- Лепка.
Понятие «пластичный материал». Виды пластичных материалов. Свойства пластичных материалов. Способы применения пластилина в художественном творчестве. Лепка, барельеф, аппликация из пластилина. Соленое тесто. Лепка из соленого теста, вырезание фигур с помощью специальных форм методом выдавливания, разминать пластилин, придавать форму знакомых предметов и образов, рисовать черточки, полоски заостренной палочкой и придавать выпуклость изображению на пластилиновой основе. Составление сюжетных композиций из нескольких форм. Оформление композиции.
Практически работы: животные: «барашек», «птица», «улитка»; барельеф: «печенье», «рыбка», соленое тесто: фигурки, композиции.
5. Папье-маше.
Понятие папье-маше. Этапы изготовления. Материалы, используемые для выполнения изделия из папье-маше, особенности процесса изготовления изделия из папье-маше: подготовить бумагу, основу, нанести бумагу с помощью клейстера на основу, снять копию, загрунтовать копию, расписать по составленному эскизу, применение изделий из папье-маше.
Практические работы: изготовление тарелочки, игрушки по собственному замыслу.
6. Новые направления в творчестве.
Квиллинг, киригами, коллаж, туннели, смешанные техники.
Практические работы: изготовление открыток в стиле поп-ап, объемных панно, туннелей, композиций в технике квиллинг.
7. Итоговое занятие.
Подведение итогов обучения. Подготовка выставки. Беседа: «Чему мы научились в объединении?»
Методическое обеспечение программы
В зависимости от поставленных задач педагог на занятиях использует разные методы обучения: беседа, рассказ, практическая работа, иллюстрации, дидактическая игра, игра по правилам, сказкотерапии. Для активизации познавательной деятельности детей используются метод эвристической беседы и проблемной ситуации. Особое место в проведении занятий занимает метод арттерапии. Формы проведения занятий: индивидуальные, групповые, коллективные; учебное занятие, конкурс.
К программе разработаны методические рекомендации:
- по проведению занятий в различных видах художественного творчества с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- по организации и содержанию занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
К программе прилагаются:
- пояснение к использованию метода арттерапии;
- подборка игр: логических, на общение, тренинг мышечного расслабления;
- конспекты занятий.
Педагогическая диагностика показателей уровня обученности и эмоционального состояния обучающихся проводится по разработанным критериям и методике.
Реализация программы осуществляется в соответствии с требованиями к проведению учебных занятий в специально оборудованном кабинете.
Список литературы
- Аверинцев С. С., "Аналитическая психология" К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии, "Вопросы литературы", 1970, №3.
- Богатеева З.А., Чудесные поделки из бумаги. - Москва: Просвещение, 1990.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- Москва: Просвещение, 1995.
- Геронимус Т.М., Урок труда. Я все умею делать сам-2: учебная тетрадь.- Москва: АСТ-ПРЕСС, 1998.
- Гонеев А.Д., Лифинцева., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. - Москва: ACADEMA, 1999.
- Грабенко З.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
- Корнеева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеем.- СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
- Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - Москва: Просвещение, 1990.
- Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Макарова О.С., Пономарева Л.М., Ященко Е.Н. Образовательная программа «Мир творчества». – Мурманск, 2008.
- Низамутдинова А.П. Коррекционно-развивающая программа "Тропинка к себе" для детей дошкольного возраста 4–5 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата.- М.: Издательский дом «Первое сентября», 2003—2010.
- Ольшанский В.Б. Социология личности в России. – М., 1996.
- Пермякова О.А. Программа дополнительного образования детей детского объединения "Рукодельница". - festival@1september.ru
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844).
- Романенкова Е.В. Выпускная квалификационная работа. Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными нарушениями. Московский государственный открытый Педагогический университет имени Шолохова. Дефектологический факультет Кафедра олигофренопедагогики. – М., 2003.
- Тихомирова Л.Ф., Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников.- Ярославль: Академия развития, 1999.
- Щеблыкин Н.К. Аппиликационные работы в начальных классах.- Москва: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Основы художественного мастерства"
Программа направлена на приобщение ребенка к миру пластического искусства, ознакомления его с разными видами и приемами лепки.Обращаю Ваше внимание на то, что я работаю с детьми оказавшимися в трудной...

Образовательная программа кружка "Художественная вышивка"
Образовательная программа «Художественная вышивка» художественно-эстетической направленности ориентирована на создание оптимальных условий для развития личности ребёнка, развития мотивации воспитанник...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 54.01.05 «Изготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписью»
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...

Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по художественной гимнастике
Художественная гимнастика - это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и в выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляция...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по художественно – эстетическому развитию несовершеннолетних «Мир фантазий»
Недостаточное развитие мелкой моторики рук – проблема практически для всех детей, находящихся в центре. Это во многом тормозит общий уровень их сенсорного развития, особенно мышления и речи, зат...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ "Развиваемся искусством от А до Я"
Актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития спосо...

Образовательная программа студии художественного слова "Мастерская" "Художественное чтение.
Образовательная программа дополнительного образования "Художественное чтение". Базовый уровень, 1 год....