Доклад «Дополнительное образование для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»
опыты и эксперименты на тему

Хорева Надежда Ивановна

доклад на РМО для педагогов дополнительного образования о трудовом воспитании детей детского дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_v_rmo.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, «Краснобаковский детский дом»

Доклад

«Дополнительное образование для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»

Подготовила: педагог 1 категории,

инструктор по труду Хорева Н.И.

2014 г.

А мальчишка-то был из углов и осколков,

Не приветлив, не мил, невоспитан нисколечко.

И рука тяжела, и язык, словно жало,

И во взгляде жила нетерпимость кинжала.

Но из залежи этих дремучих колючек

Пробивался какой-то тонюсенький лучик.

По душе полоснул, озарил, озадачил,

И опять упорхнул, и опять неудача….

Дополнительное образование является чрезвычайно важным и необходимым для каждого ребенка не зависимо  от его уровня развития, сформированности интересов, мотивации к обучению. Познать себя подрастающему человеку можно, лишь попробовав собственные силы в разносторонней деятельности. И чем шире у него круг интересов, разнообразнее общение с друзьями и взрослыми – тем больше возможностей понять, что он собой представляет, на что способен, по какой жизненной стезе пойдет.

Данная проблема становится особенно актуальной в свете сложностей, с которыми сталкиваются трудные подростки на своем жизненном пути. Не секрет, что дети, попавшие в детский дом, не любят школу, они не только её не любят, но и просто не хотят в ней находиться, т наша первая задача – изменить в сознании ребенка отношение к школе. Как это можно сделать? Через взаимодействие КДН, ПДН? Но с нашими детьми это не помогает. Подростки, которые оказались в детском доме, не боятся силы. Бывают случаи, когда эти организации ими пройдены и не один раз, поэтому именно система дополнительного образования становится тем средством, которое помогает нам вернуть подростка «группы риска» в общество и адаптировать его к нормальной жизни.

Что на самом деле дает дополнительное образование? Возможность увидеть результат своего труда, от которого ребята подчас приходят в восторг. Очень важно раскрыть в детях творческие способности, некий талант, найти то, что воспитаннику интересно, но в силу жизненных обстоятельств ранее у него не было возможности найти занятие в связи со своим интересом, душевной потребностью. И если ребенку будет интересно, то, за этим последуют и результаты в учебе.

Дополнительное образование детей – это полноправная структурная единица воспитательной системы детского дома, выполняющая широчайший спектр воспитательных функций, призванная решать ряд педагогических задач, которые стоят перед учреждением в целом.

Реализация дополнительных образовательных программ идет через организацию занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами. Обязательно использование дифференцированного подхода к организации деятельности: вовлечение каждого ребенка в деятельность, поддержку социальной активности детей.

Занятия позволяют получить нашим воспитанникам опыт успешности, реализовать свои возможности и развить задатки и способности. Позволяют, возможно, в первые в жизни, создать творческий продукт деятельности, имеющий социальное значение. Особенность работы педагогов дополнительного образования заключается в том, что мы придаем большое значение социальной значимости результата.

В нашем детском доме уделяется огромное внимание спортивно – оздоровительной работе. Для этого созданы хорошие материально-технические условия. Особенно актуален данный вид дополнительного образования в профилактической работе. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, реже болеют, а также становится не только крепче физически, но и закаляются морально, становятся увереннее в своих силах, что положительно сказывается на их успеваемости.

Исходя из опыта работы, можно сделать вывод, что занятость детей во второй половине дня – основа всей образовательной и профилактической работы в детском доме.

Досуговая деятельность в детском доме понимается сегодня преимущественно как деятельность. Организованная с воспитанниками в свободное от самоподготовок и трудовых дел время для удовлетворения потребностей воспитанников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно- полезной деятельности.

Цель внеурочной работы детского дома: способствовать развитию творческого потенциала воспитанников детского дома в процессе досуговой деятельности.

Для осуществления этой цели перед педагогами детского дома стоят следующие задачи:

- развивать традиции детского дома, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности воспитанников;

- способствовать развитию детского самоуправления, формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РФ;

- продолжать работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимально привлекать детей группы «риска» к участию в жизни детского дома, занятия кружков, секций;

- активизировать работу по изучению уровня воспитанности воспитанников;

- отслеживать результативности каждого ребенка.

Поставленные задачи решаются через планомерную работу педагогического коллектива. Содержание  внеурочной работы было направлено на самореализацию воспитанников, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей.

Система дополнительного образования отвечает интересам и запросам любого воспитанника. Для этого в детском доме созданы оптимальные условия: занятия в библиотеке, тренажерном зале, имеется стадион и спортивный инвентарь, занятия декоративно-прикладным искусством в часы занятий и кружках. Каждый ребенок может найти применение своей фантазии, творчеству, выбрать свой путь развития.

Главная задача организации работы кружков – подготовить воспитанников к самостоятельной жизни. Кружковой деятельностью охвачено до 80% воспитанников.

Процесс воспитания в детском доме строится с опорой на досуговый вид деятельности. Досуговая деятельность организовывается с учетом интересов детей. В начале учебного года психологом проведена диагностика, по результатам которой администрация детского дома старается удовлетворить запросы и интересы детей в досуговое время и создать условия для их самореализации, развития творческих способностей.

В формировании и развитии личности воспитанников детского дома, ведущую роль отводит гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения. В течение года педагогическим коллективом проделана большая работа по этому направлению: воспитывалось уважение к символам и атрибутам Российского государства, привилась любовь к Малой Родине, через традиционные дела детского дома. Ежегодно тысячи воспитанников детских домов стоят на пороге взрослой жизни. Что ждет их в будущем? Ведь для того чтобы выпускники успешно адаптировались в обществе должны понимать и принимать окружающих, достаточно уверенно ориентироваться в соответствующих нормах и ценностях, обладать определенными навыками общения. Причем молодые люди должны уметь не просто усваивать социальный опыт, а и преобразовывать его в соответствии со своими ценностями, установками и идеалами. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни – основная задача нашего учреждения. Ее актуальность обусловлена изменением общественных и социокультурных  требований к представителям подрастающего поколения, начинающим самостоятельную жизнь вне стен детского дома. Того минимума знаний, умений и навыков, которое до настоящего времени получали воспитанники детских домов, уже недостаточно для полноценной адаптации в обществе, профессиональной и личностной самореализации.

Перед нашим педколлективом и мной, педагогом дополнительного образования, стоит задача не только помочь ребенку адаптироваться в новой для него обстановке, но и так организовать жизнь воспитанников, чтобы, выйдя из детского дома, они чувствовали себя социально защищенными и психологически готовыми к взрослой жизни.

Меня волнует судьба наших воспитанников. Легко понять, отчего у наших детей чаще, чем у других, возникают проблемы выбора дальнейшего рода занятий. И это притом, что ребенку – сироте в большей степени, нежели другим, приходится рассчитывать на свои собственные силы. Вывод прост: насколько серьезно и основательно мы подойдем к этому вопросу, настолько лучше будут ориентироваться наши выпускники  в самостоятельной жизни. Другими словами, они будут к ней подготовлены.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Посредством общения с искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Оно не только оказывается благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.

Познавая красоту декоративно-прикладного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Создаются условия для развития образных представлений, мышления, воображения. Все это вызывает у обучающихся стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы декоративно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность. Формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам декоративно-прикладного искусства. У обучающихся формируются разнообразные  художественные и интеллектуальные способности.

Занятия по декоративно-прикладному творчеству развивает у обучающихся наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического воспитания. Развивает навыки рисования, лепки, шитья. Поскольку большинство видов декоративно-прикладного творчества предполагает кропотливый труд способствует развитию мелкой моторики и когнитивных способностей детей. Благодаря декоративно-прикладному творчеству, у воспитанников улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате занятия способствуют общему повышению успеваемости в школе и достижению успеха во взрослой жизни.

Осваивая декоративно-прикладное творчество, дети в первую очередь учатся самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль.

На занятиях по декоративно-прикладному творчеству у обучающихся пробуждается вера в свои творческие способности, в неповторимость своей индивидуальности, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятии, использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогает педагогу создать условия для вхождения детей в необычный мир искусства, приобщения к художественной культуре.

На базе нашего детского дома функционирует кружок по декоративно-прикладному творчеству «Город мастеров» , руководителем которого являюсь я. И хочется отметить, что дети посещающие данный кружок принимают активное участие в различных конкурсах. Неоднократно занимали призовые места на районном уровне. В областных конкурсах работы наших детей тоже были отмечены грамотами. Ежегодно участвуем в таких конкурсах как:

  - Новогодний серпантин;

  - Дети, Творчество, Родина;

  - Детство без границ;

  - В кругу друзей;

  - Творчество: традиции и современность;

  - Арт-Деко.

    Участие и победа в различных конкурсах делают наших детей увереннее, и это им помогает в дальнейшей самостоятельной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

В статье представлена актуальность данной проблемы, опыт работы нашего образовательного учреждения по данному вопросу...

Социальная защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В материале рассматриваются определения "социальная защита", " трудная жизненная ситуация" и раскрывются пути социально-педагогической помощи семье и ребенку....

Индивидуальное сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

В материале даются определения таким понятиям, как индивидуальное сопровождение, трудная жизненная ситуация, приводятся отличительные особенности детей "группы риска". Представлен алгоритм действий со...

Предупреждение социального исключения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

В статье рассказывается об опыте работы школы по предупреждению социального исключения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации....

РОЛЬ школьного психолога в сопровождении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социально-экономический кризис 1990-х годов  в нашей стране повлек за собой ухудшение условий жизни основной массы российских семей, увеличение числа разводов супругов, что наиболее драматично ск...

Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...

Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации...