Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
статья на тему

Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

      Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.  В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.

В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками. Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит массовую школу и педагогов общего образования перед рядом, пока еще, неразрешимых проблем:

  • как организовать урок в инклюзивном классе,
  • какие использовать формы отчета для ребенка с ОВЗ,
  •  как распределить режим учебной нагрузки для ребенка,
  •  в какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-развивающих занятия
  • и множество других вопросов, на которые нет ответов.

 В январе 2013 года на базе МБОУ Киевской СОШ была открыта экспериментальная площадка по инклюзивному обучению детей с ОВЗ.

Изучив литературу по проблеме инклюзивного обучения, мы пробуем объединить имеющиеся наработки с целью того, чтобы увидеть общую организационно-методическую картину обучения детей с ОВЗ в классе наравне с нормально развивающимися сверстниками.

Внутри учреждения всем ходом инклюзивного образования руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он же осуществляет необходимые изменения образовательных маршрутов школьников, если в этом возникает необходимость. Члены консилиума рекомендуют прохождение дополнительной диагностики (при ее необходимости или для уточнения индивидуального образовательного маршрута), посещение дополнительных занятий, контролируют результативность обучения и психолого-медико-педагогического сопровождения.

Классы инклюзивного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга. Так, например в 8 классе двое детей с ОВЗ- 1 с ЛУО, 1 – с ЗПР; в 9 классе 5 детей – 1 ДЦП, 1- инвалид по заболеванию, 2- с ЛУО, 1 – с УУО.

 В данной ситуации учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, правильно относится к имеющимся между детьми различиям. Только принимая ребенка как личность, можно воспитать и развить в нем положительные личностные качества.

Для успешной реализации модели инклюзивного обучения  стараемся  создать в школе атмосферу толерантности и доброжелательности. Большая ответственность в связи с этим ложится на классного руководителя. Он должен ввести ребенка с ОВЗ в класс так, чтобы его воспринимали "на равных", не слишком заостряли внимание на недостатках и, тем более, не жалели. Огромное значение имеет также проведение предварительной работы с обучающимися на классных часах и психологических тренингах, целью которых является формирование у них уважительного и терпимого отношения друг к другу.

В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося.

Педагогами  используются следующие методические приемы:

  • - Поэтапное разъяснение заданий.
  • - Последовательное выполнение заданий.
  • - Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
  • - Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
  • - Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

  • - Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
  • - Чередование занятий и физкультурных пауз.
  • - Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
  • - Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
  • - Работа на компьютерном тренажере.
  • - Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
  • - Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
  • - Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
  • - Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

  • - Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
  • - Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
  • - Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
  • - Оценка переделанных работ.
  • - Использование системы оценок достижений учащихся.

Инклюзивное образование – включение детей с ОВЗ в детское сообщество.

Над этим  работать должен  весь коллектив, включая тех персонал.!!!

Как это делать?

1.Ежедневно  стараться вселять уверенность.

«Относись к ребёнку как к лучшему гостю…»

2. Работать  над осанкой своих детей.

3. Ежедневно, на каждом уроке не меньше 3 ситуаций УСПЕХА!.( кивок, похвала, найти то, за что можно похвалить)

4. Круговое расположение учебных мест в классе.

5.Подбор стимулирующего раздаточного материала.

6.Сотрудничество не только по линии «взрослый – ребёнок», но и «ребёнок – ребёнок».

7.Поддержка взаимного уважения, возможность учиться друг от друга, возможность помочь себе и другим…

8. Оценивается не результат учебной деятельности, а оценка качества самой работы.

принципы:

1.Принятие ребёнка не зависимо от диагноза и его уровня психофизического развития.

2. Не делать быстрых выводов;

3. Принцип позитивности;

4. Принцип – идти от интересов ребёнка;

5. Индивидуальный подход;

6. Творческий подход (полная импровизация).

Мы должны   научить своих детей смело смотреть вперёд, ощущать свою значимость в мире…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

В статье представлена актуальность данной проблемы, опыт работы нашего образовательного учреждения по данному вопросу...

Социальная защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В материале рассматриваются определения "социальная защита", " трудная жизненная ситуация" и раскрывются пути социально-педагогической помощи семье и ребенку....

Индивидуальное сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

В материале даются определения таким понятиям, как индивидуальное сопровождение, трудная жизненная ситуация, приводятся отличительные особенности детей "группы риска". Представлен алгоритм действий со...

Предупреждение социального исключения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

В статье рассказывается об опыте работы школы по предупреждению социального исключения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации....

Доклад «Дополнительное образование для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»

доклад на РМО для педагогов дополнительного образования о трудовом воспитании детей детского дома....

РОЛЬ школьного психолога в сопровождении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социально-экономический кризис 1990-х годов  в нашей стране повлек за собой ухудшение условий жизни основной массы российских семей, увеличение числа разводов супругов, что наиболее драматично ск...

Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...