Индивидуальное сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
учебно-методический материал по теме

Егорова Галина Викторовна

В материале даются определения таким понятиям, как индивидуальное сопровождение, трудная жизненная ситуация, приводятся отличительные особенности детей "группы риска". Представлен алгоритм действий социального педагога образовательного учреждения и нормативные документы на основе которых проводится работа с семьей "группы риска" и подростком. Даются рекомендации по составлению социального портрета школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnoe_soprovozhdenie_detey.02.11.2014.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Для начала дадим определения некоторым понятиям:

Индивидуальное сопровождение – это система, взаимоувязанных  по целям, времени, задачам и согласованных действий всех специалистов, направленных на оказание  всесторонней помощи  ребенку, его родителям, педагогам в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения, а так же направленных на всестороннее развитие задатков, способностей ребенка.   Сопровождение – это не единовременная помощь, а  долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

Под трудной жизненной ситуацией  понимается обстоятельство или их совокупность, объективно нарушающие или способные нарушить нормальные условия жизнедеятельности ребенка, привести в положение, представляющее опасность для жизни или здоровья, последствия которого он не может преодолеть самостоятельно, и требующее, на основе определения предоставления социального обслуживания.

        Основная отличительная особенность детей «группы риска» заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное общеобразовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закреплённые Конвенцией ООН о правах ребёнка и другими законодательными актами, - право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребёнка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

Семейное неблагополучие – главная причина попадания детей в группу риска. Оно порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.

Для решения проблемы конкретного ребенка и перевода его из «группы   риска» в группу «норма», необходима организация  индивидуального   психологического сопровождения семей и детей «группы риска».

Алгоритм действий социального педагога образовательного учреждения:

  1.   Сбор информации о социальном неблагополучии детей, обучающихся в образовательном учреждении (заполнение социальных портретов классов и школы, анкетирование учителей начальных классов по раннему выявлению социального неблагополучия детей).

Составление социального портрета школы

Социальный портрет школы

№п/п

Категория учащихся

Количество

1

Кол-во учащихся школы

750

2

Учащиеся из малообеспеченных семей

38

3

Опекаемые дети

6

4

Дети - инвалиды

11

5

Учащиеся, состоящие на внутришкольном контроле

19

6

Учащиеся, уклоняющиеся от обучения

0

7

Учащиеся, состоящие на учете в ОДН

0

8

Учащиеся, получающие пенсию по потере кормильца

32

9

Учащиеся из многодетных семей

60

 2.   Изучение  социально-педагогических особенностей личности ребенка, его микросреды (посещение семей на дому, индивидуальные беседы с ребенком и родителями, работа с психологами ЦПМСС, в том числе приемы на базе школы, облегчающие работу с родителями, а также направления к психоневрологу, дефектологу, логопеду и т.д.)
3.    Составление индивидуальной карты сопровождения ребенка по оказанию социально-педагогической помощи и поддержки (контроль посещаемости занятий, успеваемостью, организация занятости детей во внеурочное время, индивидуальное трудоустройство, работа  по смене  образовательного маршрута, работа с психологами ЦПМСС, проведение психолого-педагогических консилиумов и т.д.)
 4. Взаимодействия со всеми субъектами профилактики,  при
необходимости привлечение соответствующих служб для работы с                                  ребенком (органы опеки и попечительства, КЦСОН, ОДН, КДН и др.)
  5.    При необходимости подготовка и направление материала в КДН, личное участие в заседании КДН - представление интересов детей, вынесение вопроса о снятии с внутришкольного учета на педагогических советах.
6. Анализ социальной адаптации обучающихся и отчет по результатам профилактической работы на педагогическом совете.
7.   По необходимости внесение предложения по устройству ребенка в социальную гостиницу, воспитательный дом и подготовка документов на лишение  родителей родительских прав.

Работа с семьей ««группы риска»» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов:

Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014)

"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 05.05.2014)

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.)

Термины

Дети «группы риска» – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Зона риска - условия жизни, опасные для ребенка. Зона социального риска — бесконтрольность со стороны взрослых, отсутствие надлежащей системы обучения, воспитания и развития ребенка.

Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

Неблагополучная семья - педагогически несостоятельная, уклоняющаяся от выполнения родительского долга семья, в которой родители злоупотребляют правами, самовольно отказываясь от обязательств, наложенных на них государством и обществом. Основными особенностями неблагополучной семьи являются низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами. Также возможно наличие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении), как социально-экономическое неблагополучие; аморальный образ жизни; зависимость от алкоголя и психоактивных веществ; деформированность общечеловеческих ценностных ориентаций; неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей; жестокое отношение к детям; пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т. п.

Сопровождение семьи - социально-педагогическое сопровождение семьи, находящейся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, оказание эффективной помощи детям специалистами системы образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

В статье представлена актуальность данной проблемы, опыт работы нашего образовательного учреждения по данному вопросу...

РОЛЬ школьного психолога в сопровождении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социально-экономический кризис 1990-х годов  в нашей стране повлек за собой ухудшение условий жизни основной массы российских семей, увеличение числа разводов супругов, что наиболее драматично ск...

Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации...

Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Основные понятия и термины по теме социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшизся в трудной жизненной ситуаии...

Программа "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Программа носит профилактический характер, предназначена для социально-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Цель программы социально педагогическо...

Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении

Понятие трудной жизненной ситуации и социально опасного положения.Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.Диагностический этап работы. Рекомендуемые диагностические методики для рабо...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, находящегося в трудной жизненной ситуации или в кризисном состоянии

Психолого-педагогическое сопровожение обучающегося направлено на выявление проблем и ресурсов для определения стратегий помощи в рамках комплексного сопровождения....