Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении
учебно-методический материал по психологии

Белявская Юлия Анатольевна
  1. Понятие трудной жизненной ситуации и социально опасного положения.
  2. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  3. Диагностический этап работы. Рекомендуемые диагностические методики для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.
  4. Методы и приемы консультативной и коррекционной работы психолога с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, их окружением.
  5. Программы по профилактике девиантного поведения и поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении. Педагог-психолог Белявская Ю.А .

Слайд 2

Трудная жизненная ситуация для несовершеннолетнего ситуация, субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи специалистов для решения своей проблемы с итуация, которая определяется трудной жизненной ситуацией семьи

Слайд 3

Социально-опасном полож ении: I . Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. II. Диагностика. III. Коррекция. IV. Вторичная профилактика. Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и

Слайд 4

I. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Функции школьного психолога в Совете профилактики: проведение психологической диагностики возможных причин девиантного поведения; участие в составлении плана коррекционной работы и реализация части мероприятий; информирование Совета о результативности проведённых мероприятий ; проведение профилактической работы.

Слайд 5

II. Диагностика. Рекомендуемые методики диагностика личностных особенностей ребенка для психолога Предмет диагностики Возраст Методика Агрессивность Младший школьный возраст Средний школьный возраст Старший школьный возраст Проективная методика «Кактус», «Крокодилы» Рисунок «Несуществующее животное» Тест «Руки» Венгера Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки , Тест Розенцвейга Тревожность, страхи Младший школьный возраст Средний школьный возраст Старший школьный возраст Тест Люшера , Рисунок «Несуществующее животное», Тест детской апперцепции Тест Люшера , Тест «Автопортрет» Тест «Дом. Дерево. Человек » Уровень самооценки Младший школьный возраст Средний школьный возраст Методика диагностики самооценки Дембо -Рубинштейн (мод. А.М. Прихожан). Методика диагностики самооценки Дембо -Рубинштейн модифтикация А.М.Прихожан (А.М. Прихожан, 2007 ) Диагностика социальной направленности личности (социального характерологического типа). Старший школьный возраст Тест Д. Голанда Применение социально- неодобряемых способов поведения (выявление копинг -стратегий*) Выявление акцентуаций Младший школьный возраст Средний школьный возраст Старший школьный возраст Опросник копинг -стратегий Акцентуации характера (Тест К. Леонгарда ) Методика экспресс- диагностики характерологических особенностей личности

Слайд 6

II. Диагностика . Рекомендуемые проективные методики диагностики ситуации в семье ребенка Предмет диагностик Возраст Методика Модель семейного воспитания Младший школьный возраст Средний школьный Возраст Старший школьный возраст Тест детско-родительских отношений Варга- Столина Социометрия Тест-опросник Анализ семейного воспитания Отношения с сиблингами Младший школьный возраст Средний школьный Возраст Старший школьный возраст Тест Люшера , Рисунок «Несуществующее животное » Тест Люшера Тест детской апперцепции

Слайд 7

II. Диагностика . Рекомендуемые методики диагн остики ситуации ребенка в школе для психолога и педагога Предмет диагностики Возраст Методика Сформированность универсальных учебных действий Младший школьный возраст Средний школьный возраст 1. «Анкета для изучения школьной мотивации» ( Лусканова Н.Г.) 2. Методика диагностики самооценки Дембо -Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан, вариант для младшей школы) 3. Анкета «ОЦЕНИ ПОСТУПОК» (по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой , 2004) 5 . Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий. Отслеживание уровня коммуникативных навыков у учащихся по методике Г.А. Цукерман (экспертная оценка) 6. Определение уровня развития словесно –логического мышления у первоклассников( Переслени Л. И., Чупров Л. Ф.) 7. Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю. Панасюка, 1976) 1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (А.М. Прихожан). 2. Методика диагностики самооценки Дембо -Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан ). 3. Методика оценки воспитанности и воспитуемости (А.К. Маркова) 4. Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова ). 5. Методика диагностики уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (М. Ступницкая ). 6. Групповой интеллектуальный тест. 7. Тест структуры интеллекта Амтхауэра Профориентация Старший школьный возраст Тест Д. Голанда Одаренность, способность к творчеству Младший школьный возраст Средний школьный возраст Методика одаренности по А.И.Савенкову , Анкета «как распознать одаренность» Л.Г.Кузнецова , Л.П. Свеч Методика «Карта интересов» Профессиональное самоопределение Старший школьный возраст Дифференциально-диагностический опросник Е. Климова (тип профессии ) Отношения с учителями, одноклассниками Младший школьный возраст Средний школьный возраст Старший школьный возраст «Социометрия»

Слайд 8

III. Коррекция. Методы и приемы консультативной и коррекционной работы психолога с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, их окружением. Содержание коррекционной работы психолога. Типы семей Характеризуемые девиантностью родителей Создающие условия безнадзорности детей Создающие условия бытовой неустроенности детей Создающие условия девиантности детей Способствующие социальному разложению детей Направления деятельности Снижение уровня личностной тревожности Формирование осознания собственных эмоций, а также способности к эмпатии , п роявлению толерантного отношения к чувствам других людей . Формирование адекватной самооценки Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка, у правлению негативными эмоциональными проявлениями Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении Технологии Релаксационные техники ; Отреагирование страхов; ролевые игры Терапия воспоминаний; сочинение сказок, историй, лепка эмоций; пантомима; разыгрывание сценок, отражающих различные эмоциональные состояния; ролевые игры Упражнения, направленные на позитивное восприятие образа себя, активизацию самосознания, разработка системы поощрений за имеющиеся и возможные успехи Релаксационные техники; ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля; осознание своего эмоционального состояния через телесные ощущения Работа с наглядным материалом, отражающим проблемные ситуации, использование игр, включающих в себя элементы соперничества и сотрудничества; обсуждение последствий различных поведенческих реакций на ситуацию.

Слайд 9

Методы и приемы консультативной и коррекционной работы психолога с родителями и учителями Родительские собрания Информирование педагогов и родителей об индивидуальных психологических особенностях агрессивного ребенка, правилах поведения с агрессивными детьми. Индивидуальные консультации для родителей Обсуждение возникшей проблемы, принятие компромиссного решения, конструктивного способа его разрешения. Индивидуальные консультации Консультации родитель-ребенок Обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении родителей с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия Консультации ребенок-родитель- учитель Формирование позитивного настроя на совместную работу, выработка этических правил взаимодействия. Выстраивание доверительных отношений. Формирование осознания ребенком состояния защищенности в школе и семье. Консультации родитель -учитель Групповые занятия для учителей Обучение приемам нормализации ПЭС Групповые занятия для родителей

Слайд 10

Методы и приемы консультативной и коррекционной работы психолога с одноклассниками ребенка Родительские собрания Информирование педагогов и родителей об индивидуальных психологических особенностях агрессивного ребенка, о правилах поведения с агрессивными детьми. Индивидуальные консультации для родителей Обсуждение возникшей проблемы, принятие компромиссного решения, конструктивного способа его разрешения. Консультации родитель-ребенок Обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении родителей с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия Консультации ребенок-родитель- учитель Формирование позитивного настроя на совместную работу, выработка этических правил взаимодействия. Выстраивание доверительных отношений. Формирование осознания ребенком состояния защищенности в школе и семье. Консультации родитель -учитель Групповые занятия для учителей Обучение приемам нормализации ПЭС

Слайд 11

IV. Вторичная профилактика. Программы по профилактике девиантного поведения и поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Название программы Цель программы Автор Программа по профилактике девиантного поведения (употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения ) «Я сам творец своей судьбы» Цель: создание условий для социальной, психологической, педагогической, правовой поддержки и реабилитации детей, воспитывающихся в семьях, имеющих проблемных родителей. Митина Светлана Васильевна , Загладкина Марина Борисовна Комплексная реабилитационная программа «Мой выбор – моё решение», 2011г. 1 блок. Социально-психологический. Цель: развитие навыков общения и взаимодействия (обучение эффективному общению; способности справляться с собственными эмоциями; обучение умению сказать «нет»). Количество занятий – 12. 2 блок. Социально-педагогический. Цель : трудовая реабилитации подростков, профилактика ЗОЖ . Митина Светлана Васильевна , Разварина Ирина Николаевна Комплексная реабилитационная программа «Познай самого себя», 2011г. Цель программы: профилактика употребления ПАВ, алкоголя, табака; пропаганда здорового образа жизни. 12 занятий. Митина Светлана Васильевна , Загладкина Марина Борисовна Программа поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2015 г. Цель: формирование навыков совладеющего поведения, обучение подростков эффективным копинг -стратегиям, повышение адаптационного потенциала личности, снижение уровня личностной и ситуативной тревожности, агрессивности, формирование навыков адекватного и безопасного выражения негативных эмоций, снятие напряжения, рефлексии. 16 занятий . Шалагинова Ксения Сергеевна Корниенко Елена Алексеевна Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа для старшеклассников. 2013 г. Цель: создание условий для формирования у старшеклассников готовности к будущему компетентному отцовству и семейной жизни. Для старшеклассников: 10 тем - 16 занятий для старшеклассников. (15-17 лет) Для педагогов: 6 лекционных и 1 коррекционно-развивающее занятие. Для родителей: 6 лекционных и 1 коррекционно-развивающее занятие. Игнатова О.В., Косов А.В.

Слайд 12

Тренинговые занятия «Жизненные навыки» (1-8 классы)

Слайд 13

Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ психологической, профориентационной, социальной поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении «ШАНС»

Анализ внешней среды и образовательной ситуации в посёлке позволил выделить категорию подростков 14-18 лет, состоящих на профилактических учетах комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, находящи...

План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении

План работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении...

План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

План работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положенииМБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»...

План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

План работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положенииМБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»...

План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

План работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положенииМБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, находящегося в трудной жизненной ситуации или в кризисном состоянии

Психолого-педагогическое сопровожение обучающегося направлено на выявление проблем и ресурсов для определения стратегий помощи в рамках комплексного сопровождения....

План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении

План работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положенииМБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»...