Методическая разработка «Сущность понятия "Речевая подготовка""
методическая разработка на тему

Раскрывается понятие "речевая подготовка", её особенности и значение на занятиях эстрадным вокалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrab.no4_.docx66.24 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Зеленоградский дворец творчества детей и молодёжи

Методическая разработка

на тему

«Сущность понятия

«речевая подготовка» »

Автор: педагог дополнительного образования

Климась Александра Сергеевна

Москва - 2013

Сущность понятия «речевая подготовка»

Понятие «речевая подготовка» достаточно широко изучено в рамках лингводидактики. К его исследованию обращались многие ученые, в том числе  Т.В. Ахутина[1], Р.М. Боскис[2], Н.И. Жинкин,[3] Н.С. Кубрякова,[4] А. Богуш[5], Ф. Сохин[6].  Как отмечает в своих исследования Н.С. Кубрякова понятие «речевая подготовка» используется в двух значениях:

  • обще речевая подготовка - развитие навыков устной речи, навыков использования единиц языка для мышления, общения;

- изучение языка, первоначальное осознание ее знаковой системы, формирование основ специальных умений в области чтения, письма, анализ языковых явлений.

Как отмечает А. Богуш, речевая подготовка детей, характеризуется «овладением речевыми навыками, совершенствованием коммуникативных форм и функций речевой действительности, формированием ее осознания».

Без речевого общения, считает Ф. Сохин, невозможно полноценное развитие ребенка, поэтому «задача обучения родному языку, развития речи выступает как один из ведущих во всестороннем развитии дошкольника. Следовательно, его решение во многом способствует подготовке детей к обучению в школе ». По словам Ф. Сохина, задачи речевого общения состоит из ряда специальных частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте. Ученый определил первоначальный смысл обучения, умений и навыков, который должен приобрести ребенок из каждого раздела программы. Подготовка ребенка-дошкольника к школе, подчеркивает автор, выдвигает новую задачу в обучении речи: «... формирование сознательного лингвистического отношение к языку, речи как особая действительность и ее элементы, стали предметом осознания ребенка, его сознательной деятельности». Речевая подготовка предусматривает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций речевой деятельности, а также формирование осознания речевой действительности, можно назвать «лингвистическим развитием ребенка».

Ф. Сохин отмечает, что осознание речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, выделение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в дошкольном учреждении и таким образом решают проблему подготовки ребенка к школе с точки зрения ее речевого развития.

Анализ этих работ позволил  обосновать  позицию в понимании понятия «речевая подготовка»,  применяя его к участникам разновозрастного эстрадного вокального коллектива. Вслед за учеными мы под «речевой подготовкой»  понимаем целенаправленный, мотивированный, предметный  (содержательный) процесс сформированности  рече-голосовых навыков, направленные на удовлетворения  вокально-технических задач.

Современная театральная педагогика, прежде всего педагоги по сценической речи, уделяют особое внимание речевой подготовки вокалистов. За последние десятилетия сформировались педагогические подходы в театральных вузах как в России, так и зарубежья.  «Крупными педагогами по речевой постановки голоса в предоктябрьский период и в советское время были С. Волконский, О. Лобанова, А. Сережников и профессор, основатель  кафедры сценической речи ГИТИСА им. А.В. Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства) Е.Ф. Саричева».[7] Она уделяла много внимания методике воспитания речевого голоса, предупреждению его преждевременной изношенности, потери, имеющие также большое значение для участника эстрадного вокального коллектива. Вокальное искусство тесно соприкасается с процессом речевого голосообразования. Педагог, воспитывающий речевой голос, должен хорошо разбираться в механизме речи и его анатомо-физиологических особенностях, которые учитываются при обучении вокальному искусству участника эстрадного вокального коллектива.

Речевая подготовка включает в себя два основных компонента: произношение членораздельной речи и ее управление и регулирование. Произношение звуков речи обеспечивается деятельностью голосовых складок, органами артикуляции. В регулировании и управлении звуковой речью принимают участие различные отделы головного мозга; важное значение имеют слуховой и двигательный анализаторы, так как под их контролем осуществляется управление и регулирование речью. Основные закономерности речевого голосообразования определены в работах доктора педагогических наук профессора Н.И. Жинкина, а также певческого голосообразования у профессиональных певцов разработаны в трудах доктора искусствоведения профессора Л.Б. Дмитриева. Огромное значение имеют исследования французского ученого и певца Р. Юссона.

«Работы Р. Юссона значительно продвинули знания в речевом голосообразовании. Большой вклад в развитие науки о речевой подготовки внесли профессора В.П. Морозов и М.С Грачева (Россия), профессор М. Земан (Чехо-Словакия), профессор-фониатр А. Митринович-Можжиевская (Польша). «Созданное русскими учеными И.И. Павловым материалистическое учение о физиологии помогает понять процессы голосообразования, так как никакое воспитание навыков невозможно без учета нервной деятельности человека»[8]. Согласно современным научным данным, речевой аппарат условно делится на два основных отдела – центральный и периферический»[9].

Центральный отдел – это головной мозг и его проводящие пути: отдел управления и регулирования звуковой речью. К периферическому отделу относятся три взаимосвязанные системы.

- генераторная система, то есть аппарат, образующий голос, голосовые складки (одно звено системы) , щели и затворы в полости рта (другое звено системы).

- резонаторная система, то есть аппарат звукопроизносящий, или артикуляционный ротовой резонатор (одно звено системы), носоглоточный резонатор (другое звено системы).

- энергетическая система, то есть, аппарат, образующий дыхание

(мышцы грудной клетки и диафрагмы) и механизм рефлекторной перистальтики трахеи и бронхов.

Основным методическим приемом по речевой подготовки является принцип комплексного развития всех систем речевого аппарата и их деятельности в тесной взаимосвязи друг с другом. Педагог должен создать совокупность координированных действий дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов под влиянием волевых импульсов, поступающих из центрального аппарата речи – головного мозга – под влиянием-контролем речевого слуха.

К физиологическим свойствам речевого голоса относятся: сила голоса, которая регулируется произвольно и зависит от напряжения выдыхаемого воздуха и силы смыкания голосовых складок; высота голоса, управляемая не только напряжением голосовых складок, но и частотой импульсов, полученных из головного мозга; тембр голоса, который связан с анатомическим устройством речевого аппарата и умением пользоваться резонирующими полостями; диапазон, зависящий от координированной работы всего речевого аппарата.

Таким образом, анализ речевых аспектов, позволяет нам выделить ряд умений, свидетельствовавших о сформированности голосового        аппарата.

В области дыхания – одного из самых важных элементов для воспитания участников разновозрастного эстрадного вокального коллектива. Правильное дыхание  предохраняет речевой голос от переутомления, преждевременного изнашивания и позволяет надолго сохранить его качества. По словам польского профессора-фониатра А. Митринович-Моджеевская, «…значение дыхания во время фонации заключается в том, что выдыхаемый воздух, собирающийся под закрытой голосовой щелью, производит давление на многочисленные окончания чувствительных нервов, подходящих к слизистой оболочке подскладочного пространства. Подскладочное пространство является рецептором для рефлексов, обусловливающих функцию голосового аппарата…».[10]

По данным Р. Юссона[11], дыхание играет большую роль в образовании звука, так как от величины подскладочного давления зависит амплитуда колебания голосовых складок. Кроме того, дыхание поднимает тонус внутренних мышц гортани, определяя интенсивность речевого голоса, и в какой-то мере – его тембр.

Таким образом,  мы пришли к выводу, что правильное воспитание навыков и рациональное использование речевого дыхания способствуют физическому развитию голосового  аппарата, снимают утомление как общее, так и голосовое. Умение пользоваться дыханием обогащает речевой и певческий голос и благотворно действует на здоровье учащегося. Дыхание помогает придать голосу яркость, легкость, высоту, плотность, округлость, полетность, владение регистрами. При дыхании во время речи к функции газообмена присоединяется голосовая деятельность, то есть вовлекаются голосовой и артикуляционный аппараты. Такое дыхание в речевой подготовки называется фонационным (речевым), то есть дыхание, участвующим в голосообрзовании.

Заслуживает большого внимания концепция рефлекторной деятельности дыхания и речевого голоса, которая изучалась учеными. Согласно этой концепции, в физиологии дыхательного аппарата большую роль играют бронхиальные (гладкие) мышцы, регулирующие внутрибронхиальное дыхание, и на работу которых косвенным путем влияет звуковая волна. Соотношение работы голосовых складок и работы внутрибронхиального дыхания в речевом голосообразовании имеет большое значение. В зависимости от того, какая группа мышц преобладает в акте дыхания во время речи, определяют тот или иной тип дыхания:

  • грудное дыхание, при котором вдох происходит за счет расширения верхней части грудной клетки;
  • ключичное дыхание, при котором во время вдоха грудная клетка расширяется в сторону плеч;
  • нижнереберное дыхание, при котором во время вдоха расширяются в стороны нижние ребра;
  • брюшное дыхание, при котором грудная полость увеличивается при участии диафрагмы;

Большинство исследователей доказало, что изолированный тип дыхания практически не встречается (Л.Д. Работнов[12], В.П. Фролов,[13] И.И. Левидов,[14] Ф.Ф. Заседателев[15]), так как в любом типе дыхания принимают участие в большей или в меньшей степени все части дыхательного аппарата, работа которых регулируется центральной нервной системой.  Однако преобладание работы одной группы мышц над другой в дыхательном аппарате ведет к недостаткам речевого голоса и замедляет работу по его воспитанию.

В настоящее время принято различать два типа дыхания: грудное и брюшное. При грудном дыхании движения совершаются в верхнем и среднем отделах грудной клетки. Вдох напряженный, поднимаются плечи, участие диафрагмы в процессе дыхания слабое, нагрузка во время вдоха ведет к перебору воздуха, а при выдыхании – к недостаточной активизации мышц брюшного пресса и быстрому утомлению голоса.

При брюшном дыхании дыхательное движение совершаются в нижнем отделе грудной клетки, при этом активно опускается диафрагма во время вдоха. Положительная сторона этого вида дыхания в том, что во время вдоха заполняется нижняя, более обширная часть легких. Отрицательная сторона – ограниченность выдоха, его не динамичность и затруднение пользования им во время движения. Пассивность средних и верхних отделов грудной клетки сказывается на качественной стороне звука в сторону его ухудшения. Во время воспитание навыков правильного дыхания следует сразу обучать участников эстрадного вокального коллектива полному смешанно-диафрагматическому дыханию.

Таким образом, мы пришли к выводу, что в процессе дыхания принимают участие грудная клетка, диафрагма и мышцы брюшного пресса. Воспитание правильных навыков полного дыхания при занятиях речевой подготовкой является обязательным звеном в цепи упражнений для приобретения профессиональных качеств и здоровья. Выделим  основные критериальные признаки сформированности дыхания:

1) владение полным смешанно-диафрагматическим дыханием;

Полное смешанно-диафрагматическое дыхание характеризуется расширение грудной клетки в продольном, поперечном и передне-заднем направлениях. Оно выгодно отличается от любого изолированного типа дыхания работой дыхательной мускулатуры и ставит в наиболее естественные условия одновременную деятельность мышц грудной клетки и брюшного пресса. Особое значение при постановке полного дыхания следует придавать работе мышц брюшного пресса. Организованная их работа при вдохе и выдохе предупреждает перебор воздуха и обеспечивает прочную опору и плавность выдоха, что является важным для участников эстрадного вокального коллектива.                                                                                В процессе речевой подготовки участники эстрадного вокального коллектива должны стремиться к достижению совершенствования дыхания которое бы:

  • выявляло в речевом голосе все лучшие его качества;
  • было ритмичным;
  • способствовало четкому произнесению звуков, слов и фраз;
  • не вызывало одышки во время движения;
  • не вело к перегрузке легких воздухом и положительно сказывалось на речевом голосообразовании;

-  объединяло работу всей дыхательной мускулатуры;

  • освобождало дыхательный аппарат от лишних напряжений;
  • способствовало профилактике голосовых заболеваний.    

                   Таким образом, мы пришли к выводу, что полное смешанно-диафрагматическое дыхание при  активизации мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха отвечает всем этим требованиям.  Следующим критериальным признаком сформированности навыков дыхания является:  

2) правильное владение механизмом вдоха и выдоха;        

Большое значение в процессе выработке навыков правильного дыхания имеет механизм правильного вдоха через нос. Для дыхательных путей нос является защитным фильтром. Когда участник эстрадного вокального коллектива дышит носом, в легкие попадает в десять раз меньше микробов. Поэтому кто дышит через рот, чаще болеют ангиной, катаром верхних дыхательных путей, бронхиальной астмой. Постоянный вдох через рот нарушает вентиляцию среднего уха, которое сообщается с носоглоткой и может ухудшить слух, а также вызывает в носовой полости черепа нарушение кровообращения и может повыситься внутричерепное давление. Неумение пользоваться вдохом через нос вызывает хронический насморк, гайморит, воспаление верхнечелюстных пазух. Недостатки вдоха через рот, при выключенном носовом дыхании, могут сказываться на качественной стороне речевого звука. Звук приобретает гнусавый характер, произношение сонорных согласных «М», «Н», «Л», «Р» нарушается, не ощущается концентрация звука в верхнем резонаторном пространстве, дезорганизуется работа частей артикуляции.

Для осуществления правильного вдоха необходимо сначала слегка подтянуть внутрь и вверх нижнебрюшные мышцы живота, после чего сделать легкий, бесшумный вдох носом. При этом нижняя часть грудной клетки слегка расширяется в сторону, а верхняя часть живота слегка выдвигается вперед.

Таким образом,  мы пришли к выводу, что правильный вдох определяется тем, что диафрагма не делает резких движений в момент вдоха, происходит небольшое расширение грудной клетки в нижней части при заранее подтянутых вверх и внутрь нижнебрюшных мышцах живота.                 

Правильному вдоху должна соответствовать вторая фаза – правильный выдох. Выдох характеризуется медленным выдыханием и осуществляется при условии сохранения устойчивого положения дыхательного пояса и ощущения легкого давления со стороны нижнебрюшных мышц внутрь и вверх (на губах ощущается теплый выдыхаемый воздух).

Таким образом,  мы пришли к выводу, что правильный произведенный выдох должен: происходить без толчков, ровной длительной струей; производиться с одинаковой легкостью в различных положениях тела; сочетаться с работой артикуляционной установки звука. Также о сформированности навыков правильного дыхания свидетельствует:

  1. правильное владение опорой дыхания;

                           Является важным положением активизированной работы мышц брюшного пресса и сохранение вдыхательной установки во время дыхания. В опоре дыхания принимают межреберные и поясничные мышцы, они помогают сохранить вдыхательную установку, помогают регулировать длинный выдох. Опора дыхания связана со следующими компонентами:

  • опора корпуса (правильная осанка);
  • напряжение мышц брюшного пресса (нижнебрюшных мышц);
  • свобода в области ротоглоточной полости;
  • свобода в области грудной клетки и ощущением грудного резонирования во время звучания;

Таким образом, мы пришли к выводу, что опора дыхания имеет большое влияние на качество речевого голоса, его устойчивости, звучности, глубины. Если участники эстрадного вокального коллектива не владеют опорой дыхания, то качество речевого звука резко ухудшается, звучание по силе речевого голоса становится слабым, глухим и  невыразительным.

О сформированности рече-голосовых навыков помимо овладения механизмом правильного дыхания свидетельствует артикуляция и правильный механизм резонирования. Артикуляция является основным компонентом при работе и расположении органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Правильное резонирование дает ощущение концентрации  звуковых волн. К резонаторам (или полостям, способным отразить или концентрировать звуковые волны) относятся: грудная клетка, трахея, бронхи, твердое небо, полость глотки, полость носа с его придаточными полостями, зубы.        В процессе речевого звучания резонаторно-артикуляционные части аппарата находятся в тесной взаимосвязи, подчиняясь задачи воспроизведения необходимого звука, продиктованного слуховым представлением.                                                                        Артикуляционный аппарат характеризуется мышечным чувством, наличием двигательных рецепторов, а импульсы, идущие от этих органов в слуховую и зрительную зоны головного мозга, создают так называемую «обратную связь», благодаря которой невозможно правильное развитие речевого голоса. Связь артикуляции и резонирования  в формировании и воспитании речевого голоса имеет первостепенное значение. Гортань образует звук, который не имеет характера того или иного гласного звучания. Свое оформление и звучание гласный  получает благодаря резонаторно-артикуляционной деятельности. Каждый гласный звук содержит свои, характерные для него, усиленные обертоны, которые называются формантами гласных.        Акустики установили, что тембр речевого голоса зависит от обертонов, которые содержатся  в гласных звуках. Что же касается звонкости речевого звука, то на это свойство тембра влияют высокие обертона.                         

Таким образом,  мы пришли к выводу, что во время работы в процессе речевой подготовки важно учесть, что каждый гласный звук имеет свое индивидуальное звучание и анатомо-физиологические особенности в расположении ротоглоточной полости. Выделим основные критериальные признаки сформированности артикуляции:

1) Владение правильным механизмом внутриглоточной артикуляцией;

Умение правильно координировать работу полости зева или внутриглоточной полости (глотки, мягкого неба, корня языка) сказывается на работе дыхательного аппарата и качественной стороне звука. При правильной  работе внутриглоточной артикуляции активизируются мышцы глотки, мягкого неба, тем самым освобождаются от напряжения язык, нижняя челюсть, губы, голосовые складки.                                         

Следует придавать большое значение правильной работе мышц глотки и мышц мягкого неба во время речевого голосообразования. Мышцы глотки во время своего напряжения рефлекторно способствуют лучшему смыканию голосовых складок. Возбуждение от рецепторов глотки передается в центральную нервную систему, отчего  возбуждаются центры, управляющие голосовыми складками.                        

Таким образом, мы пришли к выводу, что  мягкое небо активно учувствует в голосообразовании. Это, по выражению Р. Юссона, «центральный голосообразующий участок». Голосообразовательная деятельность мягкого неба тесно связана с дыхательной деятельностью эстрадного вокального коллектива. Подвижность полостей мягкого неба, небная занавеска и маленький язычок имеют важное значение при формировании профессионального голоса. Следующим критериальным признаком сформированности навыков артикуляции является:  

2) Владение механизмом внешней артикуляции;

К работе внешней артикуляции следует отнести работу губ, языка (особенно его передней части) и нижней челюсти. Правильная координированная работа внешней артикуляции способствует полноте звука и правильному произношению.                                                        Выработка свободных и целенаправленных движений внешней артикуляции, подчиненных воле участников эстрадного вокального коллектива, снимает мышечные зажимы, регулирует свободное положение гортани во время звучания речевого голоса, способствует ощущению звука в позиции резонаторного в пространства.                        

Правильная работа губ обеспечивает точное произношение и влияет на формирование речевого голоса, а вот не верная их работа (неподвижность или же излишняя суетливость) может замедлить работу в развитии голоса и дикции, мешать формированию правильного речевого звучания. Правильная работа языка обеспечивает четкое произношение, а нижняя челюсть обеспечивает естественную артикуляцию ротовой полости, отчего зависит качественная сторона речевого звука.                                                 

Таким образом, мы пришли к выводу, что правильная активная  но ненапряженная работа внешней артикуляции не должна мешать деятельности внутриглоточной полости, что способствует выявлению лучших качеств речевого голоса. Также о сформированности навыков правильной артикуляции свидетельствует:

3) Владение резонаторами;

Звуки, рожденные на уровне голосовых складок от их взаимодействия с дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними. Большая часть энергии певческого звука уходит на прохождение через окружающие ткани, растрачивается на их сотрясание (вибрацию).  Поэтому, напряжение в гортани блокирует прохождение звука между резонатором горла и грудным резонатором, препятствуя его звучанию. Напряжение корня языка, мягкого неба, лица и шеи мешает свободному использованию носового и головного резонаторов, ограничивая, звучание в среднем и верхнем регистрах. В воздухоносных полостях (в надскладочном и подскладочном пространстве) звуки претерпевают акустические изменения, усиливаются. Поэтому эти полости называются резонаторами.

Различают верхние (головные) и (нижние) грудные резонаторы. Верхние (головные) резонаторы -   все полости, лежащие выше голосовых складок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости и придаточные пазухи (головные резонаторы). Глотка и ротовая полость формируют звуки речи, повышают силу голоса, влияют на его тембр.         

Таким образом, мы пришли к выводу,  что  в результате головного резонирования голос обретает «полетность», собранность, металлический оттенок в звучании голоса. Эти резонаторы являются индикаторами (указателями) правильного голосообразования.                                         Грудное резонирование характеризуется объемным, насыщенным звучанием.  Вибрации в грудном резонаторе влияют на тембр голоса и придают ему особую мягкость и  теплоту. Злоупотребление грудным резонированием отяжеляет звучание и может привести к качанию звука и понижению интонации. Воспринимать такой голос довольно трудно, к нему надо каждый раз привыкать заново.

Таким образом, мы пришли к выводу, что грудное резонирование возможно только при совершенно свободной грудной клетке. Грудь должна быть свободна и неподвижна,  работают только мышцы брюшного пресса. Если грудь начинает подниматься, значит, дыхание перешло из диафрагмального в грудное.

О сформированности рече-голосовых навыков помимо овладения механизмом правильного дыхания и артикуляцией свидетельствует безукоризненная дикция. Безукоризненная дикция характеризуется четкостью и  ясностью в произнесении слов и фраз, безукоризненностью звучания каждого гласного и согласного звука. Чистота дикции помогает участникам эстрадного вокального коллектива выразительно и точно доносить свои мысли до слушателя. Неясность дикции, наличие какого-либо недостатка (картавость или шепелявость) отвлекает внимание слушателя от содержания произведения. Но существуют недостатки речи, которые являются следствием неверной артикуляции, усвоенной с детства, небрежного отношения к речи в семье, в школе. Наиболее распространенный недостаток — вялая, неразборчивая речь. Губы при этом неподвижны. Зубы почти сжаты, нижняя челюсть плохо опускается.

Четкость произношения гласных и согласных  звуков зависит от правильного устройства всех частей речевого аппарата и от правильной артикуляции. Так, звучание зависит от подвижности мягкого неба, которое при произнесении гласных и большинства согласных звуков закрывает проход в нос; при малоподвижном мягком небе речь характеризуется неприятным, гнусавым оттенком.

Большое значение для артиста имеют зубы (за ними надо тщательно следить). Особенно важен правильный прикус – сближение верхней и нижней челюстей, осуществляемое благодаря подвижности нижней челюсти. Слишком выдвинутая верхняя или нижняя челюсть, криво поставленные зубы образуют неверный прикус и порождают неправильное произнесение шипящих звуков «ш, ж, щ», свистящих звуков «с, з» и аффрикат «ц, ч».        Неповоротливый, толстый язык мешает правильному образованию многих звуков. Короткая уздечка под языком не позволяет кончику языка подняться к твердому небу и к корням верхних передних зубов, что мешает правильному образованию звуков «р, ш, ж, ч».                                                При наличии недостатков дикции в речи систематические занятия речевой подготовкой и самоконтроль дают хорошие результаты. Залогом успеха является выработанная привычка к четкой дикции и артикуляции, каждого согласного и гласного звука, как того требует природа данного языка.                                                                 

Артикуляция согласных звуков требует особого внимания. Если при произнесении гласных струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через ротовую полость, то при формировании согласных струя выдыхаемого воздуха встречает на своем пути разнообразные преграды, и произнесение согласных требует четкой и тонкой работы артикуляционных органов. Классификация согласных определяется следующими признаками:

- способ образования;

- место образования;

- звонкость — глухость;

- твердость — мягкость;

По способу образования согласные делятся на две группы: смычные и щелевые (фрикативные). У щелевых звуков — неполное смыкание, остается щель, через которую просачивается воздух. Также щелевые делятся на серединные и боковые. У смычных согласных возникает полное смыкание, которое с шумом преодолевается воздушной  струей. Это — взрывные, слитные, носовые, щелчковые, взрывно-боковые, дрожащие.

По месту образования согласные делятся на: губно-губные и губно-зубные; переднеязычные зубные и  переднеязычные передненебные; среднеязычные и средненебные; заднеязычные и задненебные.        

Мягкие согласные— передняя часть языка приподнимается к твердому небу.

Твердые согласные — задняя часть языка приподнимается к мягкому небу. Йот (й) — не твердый и не мягкий, это средненебный согласный. Также согласные делятся на звонкие и глухие звуки. Глухие согласные произносятся без участия голоса, только одним шумом. Шум может возникать в результате трения воздушной струи о стенки щели, которая создает преграду; так образуются щелевые, или фрикативные, глухие согласные. Или шум создается в результате того, что воздушная струя мгновенно разрывает преграду; так образуются смычные, глухие.

Звонкие согласные, образуемые не только шумом, но и голосом, также могут быть щелевыми либо смычными. Кроме того, звонкие согласные делятся на шумные и сонорные. В образовании шумных звонких  шум преобладает над голосом (тоном); в образовании сонорных голос (тон) преобладает над шумом.                                        

Все согласные звуки, за исключением «м» и «н», требуют активной работы мягкого неба, которое закрывает проход в носовую полость. Это очень важно, так как иначе звуки будут иметь неприятное, гнусавое звучание. Ясность, внятность речи прежде всего зависит от четкого произношения согласных, в то время как мелодика речи определяется главным образом произнесением гласных.                         

Артикуляционные движения, необходимые для последующего звука, начинаются уже на предыдущем звуке. Предыдущий как бы подготавливается к произнесению последующего. В то же время и последующие звуки явственно влияют на предыдущие. Это мы знаем, например, из закона оглушения-озвончения или смягчения предыдущего согласного под влиянием последующего.                                                                

Таким образом, мы пришли к выводу, что звуки речи взаимно влияют друг на друга. В связи с этим обращаем ваше внимание на то, что при произнесении ударного слога губы принимают форму гласного этого слога. Слог — согласный вместе с гласным — составляет одно целое. Так же, как в работе над гласными звуками, мы соединяем работу по дикции с освоением норм литературного произношения. Тренируя согласные звуки на словах мы обращаем внимание не только на ударный слог, но и на произношение гласных в безударном положении.         Прежде чем начать тренировку произношения гласных и согласных звуков, полезно каждый раз проводить подготовительные упражнения для губ и языка.        Прежде всего участникам эстрадного вокального  надо с помощью педагога осознать причины недостатков своей речи и научиться сознательно исправлять эти недостатки.

По словам К. С. Станиславского, «произношение на сцене — искусство не менее трудное, чем пение, требующее большой подготовки и техники, доходящей до виртуозности». Выделим основные критериальные признаки сформированности согласных звуков:

  1. владение произношением щелевых, серединных,  губно—зубных   согласных «ф, ф'» — «в, в'»; «ф, ф'»—глухие, «в, в'»— звонкие.

При артикуляции твердых согласных «ф» и «в» верхняя губа оттянута вверх, верхние зубы обнажены и касаются середины нижней губы. Между губой и зубами образуется щель, через которую производится струя выдыхаемого воздуха. На мягких согласных «ф'» и «в'» спинка языка поднимается к твердому небу.  На звонких согласных «в», «в'»  голосовые связки сомкнуты и вибрируют, на глухих согласных «ф», «ф'» не работают. Небная занавеска поднята.

  1. владение произношением щелевых, переднеязычных, зубных согласных «с, с'»  — «з, з'»: «с, с'» - глухие,  «з, з'» - заонкие.

При артикуляции твердых согласных «с», «з» зубы обнажены, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка слегка выгнута, боковые края языка изнутри прижаты к верхним коренным зубам, поэтому в середине языка образуется желобок. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, воздух проходит по этому желобку, создавая трением шум; в звонком согласном «з» к шуму добавляется голос.        При произнесении мягких согласных «с'», «з'» артикуляция такая же, что и при твердых согласных, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому небу. При звуках «з, з'» голосовые связки сомкнуты и вибрируют, небная занавеска поднята.

  1. владение произношением щелевых, переднеязычных, передненебных  согласных «ш – ж»: «ш» – глухой, «ж» – звонкий.

При артикуляции согласных «ш», «ж» губы чуть выдвинуты вперед, кончик языка находится за верхними альвеолами, приближается к твердому небу. Боковые края языка прижаты к альвеолам верхних коренных зубов. Струя выдыхаемого воздуха  производится через щель, образуемую языком и твердым небом. Глухой согласный «ш» образуется только шумом, без участия голоса. При произнесении звонкого согласного «ж» голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Небная занавеска в обоих случаях поднята.

При артикуляции мягкого «щ» спинка поднимается к твердому небу, язык напряжен, звук долгий. Губы слегка выдвинуты вперед Голосовые связки не принимают  участия в образовании звука. Небная занавеска поднята.

  1. Владение сонорными согласными «м – м’»; «н – н’»; «л- л’»;

« р -  р’»;

При произнесении твердого и мягкого согласного «м» наиболее активно работают губы, поэтому звук характеризуется как губной. В начале артикуляции губы напряжены и сомкнуты. Воздушная струя разрывает эту преграду. Небная занавеска опущена, струя выдыхаемого воздуха производится через нос, поэтому звук характеризуется как носовой. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Сонорные согласные «н –н’», переднеязычные, зубные, смычные, носовые, звонкие; «н» – твердый, «н’» – мягкий;

На согласном звуке «н» наиболее активно работает язык. Кончик языка прижимается к основаниям верхних зубов. Небная занавеска опущена, струя выдыхаемого воздуха проходит через носовую полость. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Сонорные согласные «л–л’», переднеязычные, передненебные звонкие;   «л» – твердый, «л’» -  мягкий.

При артикуляции «л» зубы обнажены, кончик языка упирается в верхние зубы; спинка языка вместе с краями опускается; корень языка приподнимается к мягкому небу чуть-чуть оттягивается назад. Воздух проходит по бокам языка, поэтому звук характеризуется как боковой. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Небная занавеска поднята.

Сонорные согласные «р – р’», переднеязычные, передненебные, дрожащие, звонкие; «р» – твердый; «р’» – мягкий;

Звук «р» занимает особое положение по способу образования. Этот звук возникает в результате дрожания, вибрации кончика языка: кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, напряжен и колеблется в проходящий воздушной струе. Края языка прижаты к боковым зубам. При мягком согласном «р’» кончик языка также колеблется, дрожит, но он поднимается к твердому небу, уголки губ растягиваются в стороны. При твердом согласном «р» губы раскрыты, но не растянуты. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют как при твердом «р», так и при мягком «р’».

О сформированности рече-голосовых навыков помимо овладения механизмом правильного дыхания, артикуляцией, дикцией свидетельствует также и интонация, которая характеризуется сложным явлением, включающая в себя некоторые акустические компоненты. Это тембр голоса,   сила звучания голоса, метро-ритм речи, темп речи, пауза, логическое ударение. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.

Интонация представляет собой один из важнейших компонентов языка. Вместе с тем она является и неотъемлемой составной частью речевой подготовки участников эстрадного вокального коллектива, представляя собой единство взаимосвязанных компонентов мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра голоса. Речевая интонация передает разнообразную информацию, позволяет опознать говорящего как индивида, судить о его эмоциональном состоянии, об оценке им ситуации, об отношении к сообщаемой и воспринимаемой информации. 

Основным компонентом  речевой интонации принято считать мелодику, или изменение во времени частоты основного тона голоса, воспринимаемое как изменение мелодической высоты. Этот компонент интонации включает в себя: направление изменения высоты тона (повышение и понижение интонации); речевой диапазон, темп речи.

Темп речи принято определять как скорость движения речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Темп играет большую роль в передаче эмоциональной окраски образа в  произведении. Он во многом определяет своеобразие другого параметра речи такого как ритм. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

 Темпо-ритмическая организация в речевой подготовки является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие речи, включая лексико-грамматическое структурирование и артикуляционно-дыхательную деятельность. Характеристика звуковых средств, использующихся в сфере интонации  с точки зрения их физиологической, акустической природы и восприятия приводится в работах исследователей Л.А. Вербицкой,[16] Л.Р. Зиндер,[17] Е.А. Брызгуновой,[18] Н.Д. Светозаровой[19].

Таким образом, мы пришли к выводу, что интонация представляет собой звуковое явление. Она уточняет семантическую сторону речи и  выявляет ее эмоциональное содержание. Интонация объединяет тексты одного жанра и стиля, одновременно противопоставляя их; расчленяет текст на смысловые части и соединяет эти смысловые части в единое целое; определяет степень значимости и информативности различных отрезков текста по отношению к его главной, стержневой мысли; является средством межфразовой связи и выполняет функцию воздействия на слушателя. Выделим основные критериальные признаки сформированности  интонации в речи:

  1. Владение слуховым анализатором;

Большое значение в  работе над интонацией в деятельности речевой системы имеет  слуховой анализатор. Сведения о произносимых словах постоянно фиксируются слуховыми анализаторами и передаются в центральную нервную систему для управления и регуляции. Поэтому первым условием нормального процесса воспитание речевой интонации является хорошая острота слуха. Выделим основные компоненты речевого слуха:

- физический слух, то есть способность воспринимать звучащую речь;

- фонематический слух, то есть способность различать и воспроизводить все звуки речи в соответствии с фонетической системой языка;

- звуковысотный слух, то есть способность различать и воспроизводить мелодику речи, ударение в слове и во фразе, тембровую окраску речевого звука, чувство ритма;

Различные отклонения слуха от нормы сказываются на звучности, выразительности и четкости речи, слуховое восприятие тесно связано с речевой интонацией. Связь между слухом и речью устанавливается посредством слухоречевых центров, которые имеют сложное строение и располагаются у участников эстрадного вокального коллектива в коре головного мозга.  Передача звуков связана с образованием волн, которые переносят звук от его источника к слуховому органу – уху. Сам звук состоит из большого количества похожих колебаний, которые называются периодами. Звук возникает в гортани, его генерирующие импульсы содержат много частот и, проходя через систему резонаторов, формируют более сложные акустические сигналы. Когда импульсы голосовых складок проходят через сложный механизм резонаторов и артикуляции, мы получаем сложные по спектральному составу звуки речи.

Речевой слух в процессе речевой подготовки рассматривается не только как обострение слуховых восприятий, а значительно сложнее. На тесную связь речевого голоса с речевым слухом указывают наши ученые – профессора Н.И. Жинкин и В.П. Морозов. При помощи речевого слуха осуществляется контроль за произносимым текстом, тональное развитие речевого голоса, слуховое восприятие речи, контроль за звучанием своего голоса.

Речевой слух является критерием, определяющим  качество речевого звука, интонационной точности. Наши ученые И.М. Сеченов, К.Д. Ушинский, Н.И. Жинкин, В.П. Морозов давно указывали на теснейшую  связь слуховых и произносительных органов в процессе речи.

Профессор Н.И. Жинкин в своей книге «Механизмы речи» доказал, что «контроль речи производится, прежде всего, «слухом», а мышечный и вибрационный анализаторы – лишь « доносят о том, в каком положении находились органы в момент выполнения подконтрольного звука».

Таким образом, мы пришли к выводу, что общую характеристику слуха можно определить как способность участника эстрадного вокального коллектива при восприятии улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. К профессиональным качествам речевого слуха следует отнести умение различать высоту речевого звука, тембр речевого звука, его звонкость и глухость, силу и легкость, быстроту и замедленность, направление, движение речевого звука в  связи с  ударением в слове, логическим ударением во фразе, мелодичность и тональность речевого звука, а также умение приспосабливаться к тональному ансамблю партнера или, как считают актеры, умение говорить «в партнера». Следующим критериальным признаком о  сформированности интонации свидетельствует:

  1. Владение атакой звука;

Понятие  «атака» звука означает «наступай», «нападай». Атака звука зависит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдоха. Существует три вида атаки звука: твердая, мягкая, придыхательная. При твердой атаке голосовые складки плотно сопротивляются воздуху,   скопившемуся под ним, звук получается твердый, энергичный, часто резкий.

При мягкой атаке голосовые складки смыкаются менее плотно, меньше сопротивляются воздуху, скопившемуся под ними, звук получается мягкий, богатый обертонами. При придыхательной атаке голосовые складки смыкаются неплотно, происходит утечка воздуха и вместе с гласной слышится звук «Х».

Воспитывая и развивая речевой голос, следует придавать большое значение мягкой атаке звука,  но в отдельных случаях для активизации речевого аппарата, в целях борьбы с вялостью смыкания голосовых складок, возможно применение твердой атаки. Придыхательная атака при воспитании речевого голоса  употребляться не должна.

Таким образом, мы пришли к выводу, что атака звука оказывает большое влияние на начало звука и все дальнейшее голосообразование, поэтому умение владеть началом звука, то есть верной атакой его, имеет большое значение в интонировании речевого голоса. Также следующим критериальным признаком о  сформированности интонации свидетельствует:

  1. Владение голосовыми регистрами;

Основное  требование, предъявляемое к речевому голосу – ровность его звучания по всему диапазону. Ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом, называется регистром речевого голоса. Однородное звучание обусловлено работой голосовых складок, которая меняется при переходе из одного регистра в другой.

Таким образом, мы пришли к выводу, что  под регистром речевого голоса понимается ряд однородно звучащих звуков, выполненных единым физиологическим механизмом. В речевом голосе существует следующие регистры:

- грудной или нижний, который состоит из однородных звуков и занимает нижнюю часть регистра речевого голоса. В  грудном нижнем  регистре преобладает грудное резонирование, все звуки этого регистра поэтому называются грудными;

- смешанный, или средний регистр состоит из звуков среднего звучания. В речевом  голосе смешанный регистр относится к центральной его части;

- головной, или верхний, регистр состоит из однородных звуков и занимает верхнюю часть речевого голоса. Все звуки этого регистра называются головными.

Границы регистров у участника эстрадного вокального коллектива разнообразны и во многом зависят от его индивидуальности. При интонировании следует добиться плавного, незаметного перехода из регистра в регистр. Воспитывая речевое звучание, следует обратить внимание на  широту, ровность, интонационное богатство речевого голоса. 

Таким образом, мы пришли к выводу, что речевая подготовка предусматривает укрепление речеголосового аппарата и развитие выразительности голоса. Помогает предотвратить заболевания голосового аппарата и поддерживать его в здоровом состоянии. Весь процесс речевой подготовки требует времени, последовательности, приемов обучения и большой самостоятельно работы, закрепляющей то, что было найдено при занятии с педагогом. Формирование в дальнейшем речевого голоса у детей дошкольного и школьного возраста отличается заметным расширением диапазона, голос становится звонким, хотя в нем еще мало обертонов, диапазон остается ограниченным, преимущественно головного звучания.

Специфика речевой подготовки у участников эстрадного вокального коллектива определяется:

- использованием знаний теории сценической речи, музыкального искусства, физиологии, психологии, акустики, фонетики, педагогики и психологии, лингвистики,

- отбором содержания их обучения сценической речи, направленным на словесный материал; освоением техники речи;

- применением традиционных и специфических методов обучения сценической речи (фонопедический метод, метод развития речевого голоса, метод «речь в движении», метод звуко - и голосообразования);


[1] Ахутина Т.В. Порождение речи : Нейро-лингвист. анализ синтаксиса М. : Изд-во МГУ, 1989. - 213,[2] с.

[2] Боскис Р.М. Дидактический материал по русскому языку. М. : Просвещение, 1983. - 111 с.

[3] Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958

[4]Кубрякова Н.С.  Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. Ин-т языкознания. - М. : Наука, 1991. - 238 с.

[5]Богуш А.М.  Речевая подготовка детей к школе. Киев : Рад. шк., 1984. - 176 с.

[6] Сохин Ф. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников : учеб.-метод. пособие. Воронеж : МОДЭК, 2005 (ФГУП ИПФ Воронеж). - 223 с.

[7] Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург. 1992.

[8] Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Развитие речевого голоса голоса. Екатеринбург. 1992.

[9] Cаричева Е.Ф. Сценическая речь. М., 1955

[10] Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Развитие речевого голоса голоса. Екатеринбург. 1992

[11] Юссон Р. Певческий голос. Физиология Фонации. М., 1960.

[12] Работнов Л.Д. Материалы к физиологии кровообращения, питания и секреции слизистой оболочки носа : Эксперим.

исслед. Москва : Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1914. - 204 с

[13] Фролов В.П. И.И. Павлов и его учение об условных рефлексах. Москва ; Ленинград : Биомедгиз, 1936 

[14] Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. Москва : Искусство, 1939. - 256 с.

[15] Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. Москва : Музгиз, 1935 ("Образ." тип.). - Обл., 102, [2] с.

[16] Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно М. : Высш. шк., 1993. - 143,[1] с.

[17] Зиндер Л.Р. Введение в языкознание : Сб. задач : [Для филол. спец. вузов] М. : Высш. шк., 1987. - 175,[1] с.

[18] Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи : [Для иностранцев, изучающих рус. яз.] М. : Рус. яз., 1983. - 239 с

[19] Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. - 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Подготовка учащихся к ЕГЭ. Выполнение задания В1"

Данная разработка может помочь учителям при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Методическая разработка урока по подготовке к ГИА.

Разработка поможет подготовить девятиклассников к успешной сдаче итоговой аттестации по русскому языку....

методическая разработка урока по подготовке к ГИА в 9 классе

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА...

Методическая разработка «Особенности речевой подготовки участников разновозрастного эстрадного вокального коллектива»

Особенности и значение речевой подготовки на зянятиях эстрадным вокалом для обучающихся разных возрастных категорий....

Пример методической разработки по военной подготовке (ОУВС ВС РФ)

Рекомендую для проведения занятия по Уставам ВС РФ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Основы огневой подготовки» (методические рекомендации для старших воспитателей и воспитателей учебных курсов по подготовки к проведению занятий по дисциплине «Основы огневой подготовки» в системе дополнительного образования)

1.Пояснительная записка. Методическая разработка представляет опыт педагогической деятельности, который может быть использован воспитателями, преподавателями в практической работе образовательног...