Методическая разработка «Особенности речевой подготовки участников разновозрастного эстрадного вокального коллектива»
методическая разработка на тему

Особенности и значение речевой подготовки на зянятиях эстрадным вокалом для обучающихся разных возрастных категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrab.no2_.docx47.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Зеленоградский дворец творчества детей и молодёжи

Методическая разработка

на тему

«Особенности речевой подготовки участников разновозрастного эстрадного вокального коллектива»

Автор: педагог дополнительного образования

Климась Александра Сергеевна

Москва - 2012


В настоящее время эстрадный вокальный коллектив занимает особое место в области культуры, искусства и общественного сознания. Наряду с этим музыкальное искусство эстрады,  обусловленное связью с жизнью и острой социальной направленностью,  является неотъемлемой частью художественной культуры и сильнейшим способом воздействия на широкие массы людей.  Мощность и диапазон ее влияния приобретает ключевое значение. Этому способствует усиленное развитие средств массовой информации и усовершенствование телекоммуникационных технологий.  Популярность эстрады обуславливает необходимость откликаться на эстетические потребности различных групп населения по возрастному, образовательному, социальному, национальному составу.

Эстрадному искусству, как одному из самых массовых видов, принадлежит важная роль в формировании духовного облика человека, так как вся страна является огромной аудиторией для эстрадных артистов: «…по своей живости, по возможности отвечать немедленно на злободневные события, по своей политической заостренности эстрада имеет большие преимущества перед театром, кино, серьезной литературой, поскольку последняя требует большего времени для подготовки своей продукции, по основной своей форме значительно тяжеловеснее легкокрылой и жалящей, как оса, эстрадной песенки или куплетной хроники».[1]

В связи с этим в последние десятилетия наблюдается особый интерес ученых, исследователей к данному виду искусства, к началу возникновения, истории развития, вопросам теории и терминологии, к определению занимающего положения  этого вида искусства в художественной культуре России как целостном мире искусств. 

Искусство эстрады представляет собой обширный слой музыки, который к настоящему времени принято рассматривать, с одной стороны, как часть массовой культуры, с другой стороны, как явление музыкального искусства. Понятия массовой музыкальной культуры,  элитарного музыкального искусства в этом направлении музыки настолько взаимосвязаны, что в отдельных случаях составляет трудность провести между ними границу. Элитарная и массовая культура оказывают большое значение на предпочтения общества.  

Одни и те же виды искусства могут принадлежать к  высокой и массовой культуре. Например классическая музыка – к высокой культуре, а популярная музыка – к  массовой культуре, фильмы Ф. Феллини – к высокой культуре, а фильмы в жанре боевика -  к массовой культуре, картины П. Пикассо – к  высокой культуре, а лубок -  к массовой культуре. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре. Подобное происходит с известными произведениями искусства. Например,  органная месса И.С. Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то невольно относится к типу массовой культуры, при этом не теряя своей принадлежности к высокой культуре. Большое количество инструментовок  произведений  И.С. Баха в стиле легкой музыки, рока или джаза вовсе не компрометируют высокую культуру.

Элитарная, или как еще ее называют высокая культура, создается  профессиональными  творцами. Она в себя включает классическую музыку, литературу и изящное искусство. Высокая культура, например, живопись П. Пикассо или музыка А. Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека.  Поэтому она на десятилетия опережает степень оценки восприятия средне-образованного человека. Если уровень образования населения возрастает,  круг потребителей высокой культуры расширяется. Среда ее потребителей - это высокообразованная часть общества.

        Таким образом, элитарная культура создается образованной частью общества ,как правило, на пути своего рождения носит испытательный или прогрессивный характер. В нем применяются  художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями общества многие годы спустя. Порой полвека требуется  образцам высшей художественной культуры, чтобы опередить свое время.

А вот в массовой культуре все обстоит иначе. Она охватывает  разнообразные явления культуры, получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным развитием средств массовой коммуникации. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк: от скромного китча (мелодрама, комикс, эстрадный шлягер) до сложных, содержательных форм (детектив, определенные виды рок-музыки, поп-арт). Эстетика массовой культуры постоянно балансирует  между заурядным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным. Развитие массовой культуры отвечает ожиданиям  и  потребностям массовой аудитории в досуге, развлечении, общении, эмоциональной компенсации или разрядке. Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная. Она не выражает утонченных вкусов или духовных поисков народа, но у нее самая широкая аудитория и она является авторской.

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить  индустрию развлекательного досуга, включающую в себя массовую художественную культуру, массовые постановочно-зрелищные представления, структуры по проведению организованного развлекательного досуга. Массовая культура удовлетворяет незамедлительные запросы людей, отвечает на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. Ярким примером массовой культуры является эстрадная музыка.  Она представляет собой вид развлекательного музыкального искусства, обращенного к  широкой  аудитории, понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Понятие «эстрада» происходит от латинского  слова «strata» что означает «помост», «возвышенная площадка». Этот смысл сохранился и в наши дни, но по-видимому, что не единственный. В словаре В.И. Даля[2] это только помост, возвышенная площадка, например, для музыки. В словаре Д.Н. Ушакова[3] дано и другое значение этого слова: «искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене».

В работах ученого и практика Е.М. Кузнецова,[4] изучавшего историю,  теорию эстрады и цирка, дано наиболее емкое определение эстрадного искусства: «Эстрадное искусство объединяет разнообразные жанровые разновидности, общность которых заключается в легкой приспособляемости к различным условиям публичной демонстрации, в кратковременности действия, в концентрированности его художественных выразительных средств, содействующей яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, а в области жанров, связанных с живым словом, - в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры и публицистики».

Рассматривая все многообразие форм и жанров эстрады, следует подразделить их на три группы:

- концертная эстрада объединяет все виды выступлений в эстрадных концертах;

- театральная эстрада проявляет себя  в виде камерных спектаклей театров миниатюр. Свободное монтажное соединение малых форм, отделилось от различных видов художественного творчества и стало иметь возможность существовать самостоятельно, что привело к возникновению многообразного искусства варьете. Искусство варьете тесно связано с театром, цирком, но в отличие от театра оно не нуждается в организованном драматическом действии. Условность сюжета, отсутствие сквозного развития действия характерны и для большого представления ревю (жанр, синтезирующий элементы кабаре, балета и варьете). Отдельные части ревю связаны общей исполнительской и коллективной идеей. В спектакле ревю доминирует музыка, пение, танец, которые показывают в мюзик-холлах, располагающих многочисленным исполнительским составом и первоклассной сценической техникой;

-  праздничная эстрада в наши дни чаще всего отождествляется с народными гуляниями и праздниками на открытом воздухе. Сюда же, следует отнести и праздники, насыщенные спортивными и концертными номерами, выступления в условиях кафе и ресторанов, а также праздничные театрализованные концерты на телевидении и радио.

Таким образом, музыкальная эстрада включила в себя разные жанры легкой музыки: песни, отрывки из мюзиклов, оперетт,  варьете в эстрадной обработке инструментальных произведений. Эстрадное искусство прошло долгий путь, и сегодня мы можем наблюдать этот жанр уже в другом виде и исполнении, что говорит о том, что его развитие не стоит на месте. Сегодня в качестве общего понятия, объединяющего все разновидности искусства легко воспринимаемых жанров, следует принять понятие «эстрадное искусство» (или сокращенно эстрада), которое в течение ста лет употребляется в отечественном искусствознании.

Наступление «досуговой цивилизации», которая характеризуется изменением соотношений занятости и производства материальных благ в пользу досуга, и развивающейся при этом сферы услуг, способствовало тому, что в современном обществе досуг стал доминирующим «образом жизни». Существует такое понятие как «эстрадность» в жизни. Это сложное диалектическое образование культуры, которое в условиях средств массовой информации находится сегодня практически во всех сферах человеческого бытия: в поведении и мышлении людей, в межличностном общение, в международных переговорах, в моде и в спорте, а также  в зрелищности судебных процессов и научных форумов. Так как эстрада является одним из наиболее социально отзывчивых и мобильных видов искусств, которое  играет большую роль в  жизни общества, и является средством выражения ценностных ориентиров и  культурных запросов  различных слоев общества,  исследование данного факта поможет глубже понять происходящие  духовные процессы в обществе.

Особый интерес  представляют фундаментальные труды Е.Д. Уваровой[5] в области отечественной эстрады, И.А. Богдановой[6]  в изучение творческого процесса в эстрадном искусстве. Научная традиция изучения отечественной эстрады отражена в работах Ю.А. Дмитриева,[7] Г.Б. Зулумяна,[8] М.В. Каманкиной[9] С.И. Савенко[10], Е.Л. Рыбаковай[11],  С.И.Савенко[12].

Обзор отечественной эстрадной музыки XX века  отталкивается от той исторической точки, на которой она возникла как самостоятельное явление культуры. В предреволюционной России музыкальная эстрада в культурном пространстве сосуществовала органично, где эстрадная музыка развивалась в общем русле романсовой лирики  и танцевальной культуры своего времени, отражая ее многообразие и эволюцию.

После революции 1905 года популярностью пользовались танцевальные ритмы, которые проникали в сознание людей с подачи салонных и городских духовых оркестров, предназначавшиеся для исполнения танцевальной музыки. В  студиях и салонах разучивались фокстроты, танго, тустепы, шимми.

После 1917 года ситуация  в стране стала меняться. Идеологическое государство - феномен, еще не до конца осознанный и не до конца изученный. Революция духовно базировалась на идее, которая принудительно культивировалась в обществе, лишая людей права выбора, делая этот выбор за них. Психология человека устроена так, что его сознание сопротивляется тому, что ему навязывают, даже если это делается из самых лучших побуждений. Государство приняло решение, что гражданам страны «нужен» фольклор,  «нужна» классика, «нужна» советская песня. И бессознательно шедевры классической музыки стали восприниматься как часть государственной идеологической машины, направленной на устранение личности, растворение отдельного «я» в едином «мы». 
Следствием этого явилось прогрессирующее сначала подсознательное, а затем осознанное отторжение академической музыки в массовом сознании людей. Таким образом, эстрадное искусство свободно выходит за рамки академического искусства, в нем ярче всего проявляются процессы, происходящие в массовой культуре.

Московский всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1956 году оказался знаменательным событием для всей последующей за ним эпохи развития эстрадной музыки СССР: десятки тысяч молодых людей из всех стран мира впервые за всю историю советского государства в течение двух недель свободно общались и показывали друг другу свои музыкальные сочинения. В преддверии хрущевской оттепели, сопровождающейся заметным ослаблением идеологического давления  во многих областях жизни общества, выяснилось, что, советские люди не все, как один, являются поклонниками военных маршей и строевых песен.   

Эстрадная песня тех лет в эмоциональном отношение была умеренной с  неакцентированным  ритмическим рисунком. Она исполнялась в сопровождении  инструментального ансамбля, состоящего из  контрабаса, рояля, аккордеона, кларнета, редко можно было услышать саксофон, трубу и легкий шелест ударных. Манера пения исполнителей, мужчин или женщин, была опереточная или мелодекламационная. При этом существовала практика, когда голос солиста записывался по звуковому балансу на несколько порядков громче, чем аккомпанемент. Частотные характеристики  записей были очень узкими в силу технической устарелости как звукозаписывающей аппаратуры, так и воспроизводящей.

Характерной чертой того времени было стремление как можно больше разыгрывать текст, делать акценты на важных, с точки зрения авторов, участках текста. Патриотические песни отличались нарочитой марше-образностью, частым хоровым сопровождением. Тематика произведений была крайне ограничена и вместе с тем достаточно определена: «Родина», «новостройка», «война», «любовь», «девчонка из ткацкого городка», «комсомольцы», «природа родного края».  Ритмы, в основном, были фокстротными.

Молодежь негласно, а затем не стесняясь отдавала предпочтения в пользу новой для нее музыки – рок-н-ролла.  Представители власти понимали, что модные в то время танцевальные жанры не были созданы в стране, но сопротивляться их влиянию было крайне для них тяжело.   Западные музыкальные направления такие как румба, ча-ча-ча, буги-вуги, рок-н-ролл звучали как символы того времени. Партия приняла решение осудить  эти явления. Именно в этот период на эстраде было поставлено идеологическое клеймо - «легкая музыка», в значении «доступная», «пустая», то есть недостойная изучения.

В этом отношении  радио было более либеральным. Западная «легкая музыка» звучала преимущественно через радиоэфир. Полное подавление коротковолнового эфира не избавляло страну от активного проникновения этой музыки. Черный рынок являлся главным местом, где можно было приобрести пластинки Элвиса Пресли, Чака Берри, Чебчеккера, джазовую музыку и прочее. Большую ценность представляли переписанные на рентген пленки рок-н-роллы и буги-вуги. Именно в это период через западные радиостанции отечественные слушатели познакомились с английской  группой «Beatls».  

«Великолепная четверка» как их еще называли определили пути развития рок-музыки и за ее пределами Великобритании. В своем стремлении осмыслить и понять окружающий мир, выйти за пределы легкожанровости и контркультурных приоритетов, рок-музыка во многом повторяла путь джаза, как тот, в свою очередь, повторял историю многих европейских жанров народной и бытовой музыки в их приобщении к «высокому» искусству». «Beatls» принесли с собой новую философию. В их песнях был тот высокий уровень обобщения, который позволил им стать духовными гимнами своего поколения. Они предстали для человечества, надломленного переворотами XX века, олицетворением  правды, мудрости, духовности, благодаря покоряющему гуманизму их творчества.

«Зарождение рок-музыки связано с таким музыкальным жанром как блюз.  Именно блюз сыграл огромное значение в появлении  первых рок-жанров,  таких как рок-н-ролл и рока-билли. Первые под жанры рок-музыки возникли в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени, в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время существования рок-музыки были предприняты попытки соединить ее со всеми возможными видами музыки: с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 1960-х годов и более поздний симфо-металл), с латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 1960-х годов), с индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 1960-х годов) с джазом (джаз-рок, появляется в конце 1960-х годов – в начале 1970-х годов).

В 1960-1970-х годах появляются крупнейшие под жанры рок-музыки (хард-рок, панк-рок, рок-авангард), брутальные под жанры  металла (дэт-металл, блэк-металл), а также в 1990-х годах получил широкое развитие жанр гранж.»[13]

Главной особенностью рок-музыки является ритм. Он выступает как движущая сила музыкальной композиции, является главным компонентом музыкальной ткани. Необходимость создания ровного монотонного драйва привела к изменениям партий большого и малого барабанов и изменению самого звука ударных инструментов. Большой барабан акцентирует сильные доли, малый барабан – слабые доли; ровные восьмые ноты исполняются на хай-хэте и тарелках. Инструментальная басовая партия исполняется на бас-гитаре. Однако такие группы, как Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath, ввели в обиход особые собственные приемы, один из которых состоит в том, что бас-гитара играет не аккомпанемент, а мелодическую партию; вместе с ней ту же мелодию в унисон играют гитары в низком регистре. Контрапунктом к этой мелодии является вокальная партия, то есть сама песня. Это полифонический принцип, в котором отсутствует гомофонно-гармоническая склад фактуры.

В 1960-е  годы произошел ряд изменений. Структура «куплет-припев» постепенно усложнялась, произошел переход к многочастной форме, инструментальная музыка и импровизационные эпизоды стали играть огромную роль. Серьезная тематика произведений требовала использования различных  музыкальных нюансов и динамических контрастов, мастерство техники - исполнения на музыкальных инструментов, смены темпа и характера ритма в рамках одной музыкальной композиции, заимствованные из симфонической музыки. В отдельных рок-композициях появились размеры, характерные для кельтской и славянской народной музыки  5/4, а также переменный размер 7/4. Общая картина звучащего создавалась необычная, строго организованная, внутри которой за счет слагаемых многих элементов бился полиметрический и поли-ритмический пульс, что создавало ощущение внутреннего раскачивания. Вокальная партия  была изложена интервалами или аккордами. Голоса звучали высокие и хриплые. Сочетание со специфической ритмикой, инструментовкой, вокалом и эстетикой, а также импровизационностью на протяжении исполняемого произведения, рождает особое  музыкальное, философское, эстетическое явление эстрадного искусства.

  Рок периода своего расцвета, по словам Козлова А. : «…явился в таком разнообразии стилей и форм, какое, пожалуй, не наблюдалось ни в одном из видов музыкальной культуры, включая и такое широко распространенное явление, как джаз. Этому способствовали, с одной стороны, свобода от академических условностей, с другой - открытость по отношению ко всем традиционным и современным видам искусства».[14]

С середины 1960-х годов начался активный процесс тайного изучения и прямого копирования этой культуры. В стране не было электрогитар и аппаратуры. Необходимо учесть, что в те времена в стране не было ни одного среднего, а тем более, высшего учебного заведения, готовившего музыкантов так называемого «легкого жанра».  Однако в учебной среде различных институтов всегда была группа инициативных людей, со знаниями музыкальной грамоты, которая  по слуху перенимала различные приемы игры и репертуар с магнитофонных пленок. Именно поэтому с самого начала эта музыка стала бытовать и развиваться вне нот, как исключительно «слуховая».

Ближе к концу 1960-х годов появляются  первые советские бит-группы такие как  «Соколы», «Аргонавты», «Орфей», «Атланты», «Скоморохи», «Красные дьяволята» ( понятие «бит» от английского слова  Beat - удар, ударять). Они выступали на танцевальных вечерах, в стенах института или общежития. Репертуар в большей степени был на английском языке из известных групп (Beatles, Rolling Stones, Animales, Who), и совсем немного было композиций на русском. Манера исполнения копировалась полностью.   Именно тогда зародился непрекращающийся до сих пор поток копирования исполнительских манер с западных образцов. Первые советские вокально-инструментальные ансамбли «Веселые ребята», напоминали своим звучанием: Beatles, группа «Аквариум» напоминала звучание  Боба Дилана.
Подражание было вынужденным, как и  реакция на отсутствие традиций, информации, инструментов и свободы исполнения.

Таким образом, мы пришли к выводу, что в России городская эстрада  XX века характеризуется зависимостью от той аудитории, на которую она ориентируется. Эстрада является видом и одновременно жанром искусства. Можно утверждать, что концертные формы эстрады - это часть концертного творчества, наиболее легко воспринимаемая, обладающая броской формой, во многом развлекательная, которая ответвляется от общей массы не на родовом, а только на жанровом уровне. И все же, можно сделать вывод о том, что термин «эстрада» в начале XX века употреблялся еще чисто функционально: как «эстрадный репертуар», или «эстрадное пение» то есть не только как определение площадки, где происходит действие, но и как элемент музыкально развлекательного зрелища.

 «Важным явлением советской музыкальной культуры является  вокально-инструментальные ансамбли. В период 1960-х — 1970-х, годов начала 1980-х годов они были чрезвычайно популярны, особенно у молодежи. Наиболее известные ансамбли такие как «Веселые ребята», «Самоцветы», «Земляне», «Песняры», «Цветы»,  «Поющие гитары», «Синяя птица», «Лейся, песня». Они опирались в своем творчестве на славянскую ладово-интонационную палитру и создавали творчески обогатив родную музыкальную подлинно национальную культуру». [15]

Участники эстрадного вокального коллектива должны обладать комплексом способностей и навыков, позволяющих продуктивно воплощать  оригинальные, гибкие идеи в творческой самореализации в вокальной деятельности. Огромную роль в вокальной деятельности играет вокальная миниатюра,  которая получила широкое распространение в концертной практике. Как особый вид искусства, вокальная миниатюра обладает своей спецификой; отражение действительности, характеров, событий, конфликтов.

В эстраде она решается как сценическая «игровая» миниатюра при помощи света, костюма, пластики, мизансцен, актерского мастерства.

Актерское воспитание является одним из важнейших принципов, лежащих в основе профессионального воспитания вокалиста. В вокальном искусстве нельзя обойтись без воспроизведения мимики, жестов, поз, движений человека, без изображения его действий, обладающих зрительной наглядностью. В этом отношении театральное искусство тесно переплетается с вокальным искусством. Наша жизнь наполнена непрерывными яркими событиями, которые связаны между собой. Если взять любую часть нашей жизни, то мы увидим, что в ней одно событие вызывает другое, в этом  и есть процесс движения. Такое движение есть закон реальной жизни. Следовательно, событие должно стать законом и частью сценической жизни. Прежде чем создавать сценический образ, вокалист должен сосредоточиться и обдумать свои действия. Лишь тогда его действия станут обоснованными. Действия вокалиста на сцене должны быть четкими и понятными, заражать энергией и вызывать положительные эмоции у зрителя. Участник  разновозрастного эстрадного вокального коллектива должен чувствовать свою ответственность перед зрителем, перед своим коллективом, перед автором вокального произведения, перед партнером и перед самим собой. Для создания сценического образа участник разновозрастного эстрадного вокального коллектива должен обладать такими качествами, как отзывчивость, артистичность, эмоциональная раскрепощенность, правдивость, прямота, принципиальность,  моральная ответственность за себя, чувство долга. Все эти качества имеют сильное художественное влияние на большую аудиторию зрителей одновременно.  Актерское мастерство помогает преодолеть чувство эгоизма, содействовать своим творчеством и поведением укреплению сплоченности и единства коллектива, а также владеть вдохновением и уметь вызывать его.

Вокальное искусство тесным образом связано с таким сложным жанром как драма. Драма в процессе сценического воплощения приобретает новое эстетическое качество. В вокальном исполнении драматизация становится задачей, требующей воплощение через сценический  образ, который вступает в непосредственное соприкосновение со зрителями, подчиняясь специфическим законам  вокального искусства. Важную роль здесь играет  искренняя вера участника эстрадного вокального коллектива в предлагаемые обстоятельства.  

Задача актерского мастерства помочь вокалисту  заставить зрителя испытать длительное воздействие от исполненного произведения, от тех впечатлений, которые получил зритель  и которые оказали на него огромное воздействие, а также увлечь сценическим образом зрителя и через образ провести к идее произведения. Вокальная миниатюра достигает своей эстетической цели только в том случае, если то, что она показывает зрителям, для них важно, если сценический образ, изображаемый  на сцене, волнует их. В таких случаях вокальная миниатюра выступает как познавательная и воспитательная сила.

Таким образом, сущностью музыкально-творческой деятельности участников музыкальных эстрадных любительских коллективов является процесс создания объективно нового материала в сфере эстрадного творчества, основанного на активизации способности создавать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных видов деятельности.

Структура музыкально-творческих способностей участников  разновозрастного эстрадного вокального коллектива включает в себя  инструментальные способности, способности к импровизации, композиции, речевой подготовки. Речь является важнейшим средством вокального искусства. Слово подчиняется законам сценического действия. Связанное с особенностями стиля и жанра вокального исполнения, оно выполняет различные художественные функции. В одних случаях вокальное исполнении  превращает речь в средство бытовой характеристики персонажа, в других  случаях ставит сложную задачу перед вокалистом, раскрыть через словесную ткань роли острейшие конфликты сознания и психологии героя. Вокальная речь персонажа может быть адресована зрителю, обращена к партнеру, или иметь характер «внутреннего» монолога  то есть размышления наедине с собой и как бы про себя.

Речевая подготовка является одним из важнейших элементов в обучении участников эстрадного вокального коллектива, которая неразрывно связана с вокальным мастерством. Голос участника разновозрастного эстрадного вокального коллектива – явление сложное.  Он связан не только с работой определенных мышц, но и со всеми психофизическими особенностями человека. Голос каждого участника индивидуален – нет абсолютно одинаковых голосов, могут лишь быть похожие, несмотря на сходство в анатомическом строении и физиологии фонации.

Под понятием речевой голос подразумевается  сложное явление, которое объединяет звуки, исходящие из ротоглоточной полости участника, независимо от того предназначаются ли они для выражения мысли и чувства или появляются в результате неосознанных рефлекторных мышечных движений, таких как стон, смех, крик и даже звучный кашель.

Процесс речевого выражения (видения, словесное действие, подтекст, внутренний монолог) помогает гармонично сочетать литературно-художественный и музыкальный материалы, а также умение соединять в исполнении музыкальный и словесный образы и полноценно выражать на сцене его художественное содержание;

Специфика вокального мастерства состоит в том, что для его реализации в равной степени важны как музыкальный  материал, так и словесный. Голосовой аппарат является рабочим органом для участников эстрадного вокального коллектива. Расстройство голосовой функции значительно затрудняют выполнение ими вокально-технических задач. Участники разновозрастного эстрадного вокального коллектива в большей степени подвержены расстройствам голоса, которые на первом этапе своей музыкальной деятельности не владеют правильными навыками голосоподачи и, как следствие этого перенапряжение голосового аппарата. Это является распространенной причиной возникновения нарушений вокального аппарата, которые могут повлечь за собой профессиональную нетрудоспособность. При неумелом использовании аппарата фонации, пренебрежении основными требованиями гигиены голос становится слабым, изменяется диапазон, могут появиться затруднения дыхания,  чувство дискомфорта в гортани.  При длительной голосовой нагрузке в гортани часто возникают стойкие изменения. Результаты исследований  ученых Ю. Ковнера,[16] С. Комякова[17]  В. Кантаровича[18] показали, что причины, вызывающие заболевания голосового аппарата у певцов, имеют ряд особенностей. Это обусловлено спецификой сценической деятельности:

- повышенная нервно-эмоциональная нагрузка;

- психохарактерологические особенности личности;

- проблемы с организацией режима работы и отдыха и условностями   эстрадного вокального жанра.

Таким образом, мы пришли к выводу, что в эстрадном вокальном коллективе пристальное внимание уделяется законом речевой подготовки. Потому что человеческий голос это его естественное звучание. «Красота» голоса – это, прежде всего, его неповторимый, индивидуальный тембр. Независимо от того низкий он или высокий. Каждый участник разновозрастного эстрадного вокального коллектива обладает своим ему одному присущим тембром голоса, и задача педагога – развить, укрепить, улучшить его.

Весь процесс речевой подготовки требует времени, последовательности, приемов обучения, сознательного отношения и большой самостоятельной работы, закрепляющей то, что было найдено на занятиях с педагогом. Разумное, бережное отношение к голосу в процессе вокальной деятельности обеспечивает успешное прохождение материала и освоение всего необходимого для профессии певца. Владение голосом предполагает не только умение находить точное, верное звучание, но и умение закреплять и совершенствовать найденное. Любое исполнение отдельных элементов может быть техническим и в то же время художественным. К чистоте и точности исполнения всегда присоединяется личное отношение участника разновозрастного эстрадного вокального коллектива, свое «прочтение». Речевая подготовка определяет его способность воспринимать, улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка.


[1] Луначарский А. В. Об эстраде. – «Радиослушатель», 1930, № 13.

[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : избранные статьи : совмещенная редакция изданий В. И. И. Даля А. Бодуэна де Куртенэ / В. И. Даль - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 с.

[3] Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. Москва : Альта-Принт : Дом. XXI век, 2008. - 510, [1] с.

[4] Кузнецов Е. М. Из прошлого русской эстрады. М., 1958

[5] Уварова Е.Д. Эстрадный театр : миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917- 1945 гг.): автореф. дис. . д-ра искусствоведения : 17.00.02/ Е.Д. Уварова ; ВНИИ искусствоведения. М., 1984.-48 с.

[6] Богданова А.В. Музыкальная культура в Советской политической системе 1950- 1980-х гг. : историко-культурологический аспект исследования : автореф. дис. д-ра культурологических наук : 24.00.02/ Богданова А.В. ; Моск. пед. гос. ун-т. М., 1999. - 36 с.

[7] Дмитриев Ю.А. Искусство советской эстрады / Ю. Дмитриев. -М. : Мол. гвардия, 1962. 127 с.

[8] Зулумян Г.Б. Формирование музыкальной культуры молодежи / Г.Б. Зулумян, В.Н.Соловьев, В.И.Шульгин// Социол. исследования.-1983,-№4.-С. 120-125.

[9] Каманкина М.В. Музыкальный досуг молодежи в свете современных задач идеологической работы // Литература и искусство в идейно-политическом воспитании советского народа. М., 1986. - С. 117-130.

[10]Савенко С.И. О новых пределах музыки XX века / С.И. Савен-ко // Переходные процессы в русской художественной культуре : Новое и Новейшее время. М., 2003. - С. 366 -379.

[11]Рыбакова E.JI. Становление и развитие профессионального образования по специальности «Музыкальное искусство эстрады» / Е.Л. Рыбакова. 2-е изд., доп. - СПб.: СПбГУКИ, 2002. - 48 с 

[12] Савенко С.И. О новых пределах музыки XX века / С.И. Савен-ко // Переходные процессы в русской художественной культуре : Новое и Новейшее время. М., 2003. - С. 366 -379.

[13] Рок-музыка? Субкультура? Стиль жизни? Обсуждение за «круглым столом» редакции // Социол. исследования. 1987. - № 6. - С. 29-51.

[14] Козлов А. Рок: истоки и развитие. М, 1998.

[15] Яшкин В.К. Вокально-инструментальные ансамбли/ В.К. Яшкин. М.: Знание, 1980. - 47 с.

[16] Ковнер Ю. Профилактика и лечение некоторых  болезней голосового аппарата. Вильнюс, 1966.

[17] Комяков С. Лечение несмыкания голосовых складок у певцов. Киев, 1976, №6

[18] Кантарович В. Гигиена голоса. М.: Музгиз, 1964.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Авторский подход к речевой подготовке у участников разновозрастного эстрадного вокального коллектива»

Авторские приёмы и методы педагога Климась А.С. в речевой подготовке на занятиях эстрадным вокалом....

Методическая разработка "Особенности постановочной работы в детском хореографическом коллективе. Методические рекомендации преподавателям."

В данной работе можно ознакомиться с возрастными  физиологическими и психологическими особенностями детей разного возраста, методами работы, принципами выбора музыкального материала и тематики хо...

Методическая разработка "Особенности взаимодействия концертмейстера, учащегося и пеподавателя в вокальном и хоровом коллективах"

В данной методической разработке представлены общие характеристики профессиональной деятельности концертмейстера и педагога,  а также рассматривается аспект взаимодействия концертмейстра, педагог...

Методическая разработка «Особенности подготовки к спортивной эстафете по легкой атлетике»

Методическая разработка «Особенности подготовки к спортивной эстафете по легкой атлетике» (Из опыта работы)...

Методическая разработка : «Особенности организации и методика проведения учебно- тренировочного занятия по футболу. Техническая и тактическая подготовка.»

Футбол – одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья молодежи. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания. Коллектив...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...