Методическая разработка "Особенности постановочной работы в детском хореографическом коллективе. Методические рекомендации преподавателям."
методическая разработка по теме

В данной работе можно ознакомиться с возрастными  физиологическими и психологическими особенностями детей разного возраста, методами работы, принципами выбора музыкального материала и тематики хореографических постановок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Физиологические и психологические особенности развития детей младшего и среднего школьных возрастов.

        Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей 7-12 лет, т.е. детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.

Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.

Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.

Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолго удерживается в памяти.

Учебная деятельность формируется у ребенка от 6 до 10 лет. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения. Особенно интенсивно, по мнению Л.С. Выготского, у ребенка в младшем школьном возрасте развивается мышление. Мышление младшего школьника, формируется в процессе обучения, и становится более связанным, последовательным, логическим.

Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества. Вот почему в этом возрасте мало эффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте.

Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием.

Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению.

Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его также достаточно развита – легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами.

Относительно хорошо развита у ребенка наглядно образная память. Но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она правильна, выразительна.

Формируются и элементарные личностные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности.

Огромное значение для формирования личности ребенка в возрасте 7-9 лет имеет коллектив, который формирует социальную направленность школьника. Особенно к концу младшего школьного возраста, ребенок стремиться к обществу других детей, интересуется делами класса, членом которого сам является. Особое значение для него начинает приобретать мнение сверстников. Школьники хотят занять свое место в классе, завоевать авторитет и уважение товарищей. Младшие школьники добросовестно относятся к учебе, добиваясь звания отличника, которое даст им право на авторитет и уважение со стороны одноклассников.

В младшем школьном возрасте можно успешно совершенствовать речь ребенка и на основе его любознательности пробудить познавательный интерес к учебной деятельности. Пластичность природного механизма усвоения речи позволяет младшим школьникам легко овладевать также и вторым языком. Способность к развитию в полной мере реализуется ребенком в первые 8 – 10 лет его жизни.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Средний школьный возраст (10-15 лет) – это переход от детства к юности, который можно охарактеризовать как возраст глубокой перестройки организма ребенка и общего подъема жизнедеятельности.

Школьники постарше переживают определенные физиологические изменения, перестройку нервной системы и гормональные взрывы: все это довольно таки определенным образом сказывается на состоянии психики ребенка, которая имеет свои особенности.

Особенности развития среднего школьного возраста состоят в том, что завершается формирование скелета и скелетной мускулатуры ребенка, пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой, легочной и иммунной системы. Физиологические особенности среднего школьного возраста способствуют изменению нервно-психической сферы ребенка. Именно в этом возрасте у школьника происходит окончательное формирование интеллекта, совершенствуется способность к абстрактному мышлению, усложняются процессы в психической сфере, более совершенной становится деятельность вегетативной нервной системы.

Физиологические особенности среднего школьного возраста заключаются в половом созревании, которое начинается у девочек в 11 лет, а у мальчиков – в 12-13. Половое созревание не только серьезно меняет жизнедеятельность организма, но и нарушает внутреннее равновесие, вызывая новые переживания.

Характерной чертой детей среднего школьного возраста можно назвать их специфическую избирательность. Но все же они еще способны на непроизвольное переключение внимания благодаря легкой возбудимости. Организация учебно-воспитательного процесса должна быть таковой, чтобы у подростков не было желания (а также времени или возможности) переключать свое внимание на посторонние дела.

Особенности детей среднего школьного возраста состоят в том, что меняется восприятие подростка по сравнению с восприятием младшего школьника. Оно становится более целенаправленным, организованным и планомерным.

Характерной чертой ребенка данного возраста можно назвать его специфическую селективность: интересные дела или интересные уроки являются очень увлекательными для ребят, поэтому теперь они могут довольно долго сосредотачиваться на чём-то одном. Но в то же время все еще имеет место быть непроизвольное переключение внимания, к которому приводят интерес к яркому и необычному и легкая возбудимость. Организация процесса учебы и воспитания должна быть таковой, чтобы у подростка не было возможности, времени или желания отвлекаться от учебного процесса на посторонние дела.

По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении, подростки вспыльчивы, резки, самоконтроль недостаточно развит.

В самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком; возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними.

Итак, с одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. Но было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Подростковый возраст отличается и массой положительных факторов:

- возрастает самостоятельность ребенка;

- более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми;

- значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности;

- развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д.

Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Необходимо также отметить, что в данный период дети среднего школьного возраста гораздо острее воспринимает происходящее вокруг него, гораздо большее влияние на школьника оказывают не педагоги и родители, а общество.

Несмотря на то, что данный период развития характеризуется как кризисный, сам кризис может протекать по-разному. Характер и содержание кризиса обусловлены тем, насколько остры противоречия, определяющие социальную ситуацию развития подростка. Если они смягчаются посредством предупредительных действий учителей, родителей и других взрослых, подросток и сами родители могут и не заметить никакого кризиса.

Поэтому занятия хореографией в младшем и среднем школьном возрастах являются одним из способов сохранения и укрепления здоровья детей через занятия танцами. Эти занятия позволяют раскрыть их индивидуальные творческие способности, привить навыки концертных выступлений, способствуют положительной самооценке. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением.  

Вхождение в мир хореографического искусства при опоре на личностные структуры сознания: критичность, рефлексивность, автономность, субъектность, самоактуализацию, самореализацию позволяет прогнозировать успешность детей в процессе обучения и воспитания.

 Дидактические принципы и методы обучения, используемые при постановочной работе

Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на основе дидактических принципов, а точнее:

Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.

Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого  учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.

Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:

безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;

глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;

создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;

Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

Методы и методические приемы обучения.

В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.

Метод использования слова — универсальный метод обучения, с его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:

рассказ,

беседа,

обсуждение,

объяснение,

словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это метод целостного освоения упражнений, танцевальных композиций, постановок.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.

         Работая с коллективом разновозрастного состава детей, педагог должен уделять большое внимание проблеме воспитания в процессе творчества, в том числе:

  • Единство художественного и педагогического начал в воспитательном процессе; изучение и учет психологической типологии участников детского хореографического коллектива.
  • Выявление структуры педагогического процесса.
  • Психолого-педагогические аспекты руководства детским хореографическим коллективом.
  • Формирование репертуара с учетом физиологических и психологических особенностей учеников детского хореографического коллектива.

Воспитательная работа – составная часть и непременное условие деятельности детского хореографического коллектива. Поэтому танцевально-художественное, нравственное воспитание и развитие творческих способностей, знаний, умений и навыков учеников следует вести с учетом их возрастных возможностей и интересов.

Так, на занятиях в младшей возрастной группе основной задачей педагога будет являться формирование в учениках основ грамотности: правильной постановки корпуса, ног, рук, головы, соблюдение танцевальной осанки в движениях – шаге, беге, подскоке. Одновременно ставится задача ознакомления учеников с элементами музыкальной азбуки. Учащиеся должны практиковаться и в создании определенных образов животных: лисички, кошечки, птички, олени, медведи. Также на занятиях педагог знакомит детей с национальной музыкой и танцем в пределах элементарных движений.

В средней возрастной группе занятия сосредотачиваются на осознании полученных навыков и ознакомлении с элементами классического, бального, народного и современного танца, с основными правилами и закономерностями данного вида хореографии.

 Занятия в старшей возрастной группе предполагают последовательное накопление танцевального опыта, приобретение автоматических навыков.

Для развития личности в целом, а также развития творческих способностей и эффективной адаптации в условиях коллектива наиболее важным является целенаправленное руководство межличностными отношениями в коллективе, представляющими сложную структуру и оказывающими значительное влияние на формирование личностных качеств участников. Нарушение этих требований становится причиной конфликтных ситуаций и конфликтов, своевременное решение которых необходимо для сохранения жизнеспособности коллектива. Устранение данных конфликтов возможно лишь при установлении взаимопонимания в общении учеников друг с другом, в выработке норм поведения, этики взаимоотношений, умение подчинять свои личные интересы общественным. Так, например, обучающиеся старшей возрастной группы оказывают влияние на младших учеников, вводя их в жизнь коллектива, знакомя с уже сложившимися правилами и традициями. В свою очередь средняя группа, освоившись, начинает выступать субъектами воспитания по отношению к старшим ученикам. В связи с этим для укрепления сплоченности и дисциплины, воспитания чувства ответственности инициативы, руководитель может передавать свои полномочия ученикам. Например, старшие ребята могут вести занятия у младших, таким образом выполнять роль не только ведомых, но и ведущих.

Из вышесказанного следует, что разновозрастной состав детей позволяет получить уникальные результаты, которых невозможно добиться, организуя работу в группе ровесников: старшие дети «примеряют» на себя различные роли – воспитателя, учителя, старшего товарища, помощника, - помогая малышам в быту и давая «мастер-классы» на занятиях. Тем самым для них любая деятельность становится социально-значимой; формируется ответственность за свои поступки и развивается самоконтроль («я – пример для малышей»); они быстрее становятся самостоятельными («если я – авторитет для малышей, я должен уметь делать грамотно все сам!»). Т.о. младшие дети легче адаптируются в новой среде, потому что чувствуют внимание и поддержку со стороны старших товарищей.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что важным условием социальной адаптации в условиях хореографического коллектива является сочетание социально-психологических, общепедагогических и художественно-исполнительских составляющих, которые должны обеспечить формирование соответствующего уровня общей культуры и эстетического развития участников коллектива разновозрастного состава детей.

Роль музыки при создании номера в детском хореографическом коллективе

Музыка (с гр. – искусство муз) – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно и убедительно передавать эмоциональные состояния людей. Она выражает и связанные с чувствами идеи обобщенного плана.

Музыка в свою очередь обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на детскую личность. Детские музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития ребенка.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они так же развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а так же помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.

С первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание  с  развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий хореографией в детском коллективе приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

Задачами обучения и воспитания детей на занятиях в хореографическом коллективе с использованием музыки являются:

1. Развитие музыкальности. Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.

2. Развитие музыкального слуха, чувства ритма. Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству. Развитие музыкальной памяти.

3. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с танцевальным искусством.

4. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.

5. Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.

6. Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности. Воспитание выносливости, силы. Формирование правильности осанки, красивой походки.

7. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Обогащение двигательного опыта разнообразными   видами движений.

8. Развитие способностей фантазии и импровизации.

9. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения  выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.

10. Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом ребенке.

Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах (плясовая, полька), увеличивается запас танцевальных движений.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Движения под музыку не только оказывают воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Во время выполнения танцевального движения необходимо считать, помогая уточнить темп и ритм, а закрепление ранее разученных движений может осуществляться сразу под музыку.

Музыкальное сопровождение танцевальных занятий играет не только прикладную роль, но и имеет также важное значение как самостоятельная часть учебного процесса. Подбору музыкальных произведений концертмейстер должен уделять особое серьезное внимание, так как хорошо и правильно подобранный музыкальный материал помогает и способствует развитию эмоциональной и музыкальной выразительности на занятиях хореографии. В процессе рабочих моментов используются также видео- и аудиозаписи, благодаря наглядности и эмоциональному воздействию музыки они способствуют более лучшему, усвоению учебного материала и помогают более ярко представить конечный результат, к которому стремится педагог на своих занятиях.

Музыка создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок ("Волк и семеро козлят на новый лад", "Бременские музыканты" и др.), мюзиклов ("Снежная королева"), музыка из мультфильмов ("Голубой щенок", "Антошка и компания" и др.).

Наиболее благодатным материалом видятся народные песни, особенно хороводные, представляющие большое разнообразие в ритмическом отношении. При их отборе для детей педагоги обращаются к сборникам русских композиторов, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. Лядова и др., в которых данный музыкальный материал был обработан. Используются также детские песни М. П. Мусоргского, Ц. А. Кюи, А. Т. Гречанинова, М. И. Глинки (например, «Песенки моей Антонинушки») и др.

В качестве музыкального сопровождения к танцевальным композициям, по народной традиции, используются народные песни, и поэтому композиции танцев часто имеют куплетную основу. Обращается внимание на метро-ритмическое соответствие движения и музыки и особенно на их эмоциональную созвучность.

В музыкально-танцевальных играх дети часто создают определенный образ и передают в движении разнообразные чувства. Для этого педагогами-хореографами и концертмейстерами разработаны специальные музыкально-ритмические этюды, такие как «Паровозики», «Пингвины», «Котята», «Лягушки» и т.д.

В народных, плясовых и хороводных мелодиях много выразительных возможностей для развития движений. Широко представлена, например, русская народная музыка, разнообразная по своему характеру: напевная, плавная («Сеяли девушки яровой хмель», «Прялица» и др.), легкая, подвижная («Земелюшка-чернозем», «Как на тоненький ледок», «Заинька» и др.), задорная, плясовая («Ах, вы, сени», «Я на горку шла» и др.). Помимо этого, используются народные мелодии: украинские, белорусские, литовские, карельские, венгерские, чешские и др. .

Особое значение в воспитании приобретает детская музыка советских композиторов. Создан новый жанр музыкально-педагогической литературы по ритмике. Композиторами А. Александровым, С. Разореновым, Е. Тиличеевой и другими написаны разнообразные марши: торжественно-праздничные, энергичные, спокойные, раскрывающие возможности этого жанра. Изящные польки, плавные, нежные вальсы, написанные Д. Кабалевским, Ю. Чичковым, В. Агафонниковым, отличаются большими художественными достоинствами.

Музыка для детских танцев, игр, упражнений, созданная композиторами при активной помощи педагогов, приобретает педагогическую направленность и становится активным средством музыкально-ритмического развития ребенка.

Музыка должна отвечать следующим требованиям: быть доступной восприятию ребенка; запись должна быть чистой и четкой, без помех; целесообразно использовать музыкальные произведения размерами 2/4, 4/4 и 3/4; музыкальный темп на протяжении занятия необходимо чередовать (от медленного и умеренного до быстрого).

Первостепенную роль на занятиях играет музыкальное сопровождение, а соответственно, требования, предъявляемые к нему, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия должны быть очень разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения должны быть доступны пониманию детей.

Кроме того, рекомендуется использование не только “живого” аккомпанемента на фортепиано или аккордеоне, но и фонограммных записей в различной аранжировке. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.

При создании репертуара руководителю необходимо помнить, что танец неразрывно связан с музыкой. В тех танцевальных коллективах, в которых к музыке подходят, как неотъемлемой части танца, раскрывается содержание музыки, движения танцоров и музыка составляют единое целое, и в результате, как правило, создаются произведения, имеющие высокую художественную ценность. Естественно, что музыка выразительная, содержательная, а еще всего программная, наиболее приемлема для ее интерпретации в танце, и особенно в танце для детей. Если музыка используется только как метроритмический фон, художественное произведение создать не возможно. Музыка является не только основой создания танцевального номера, но и мощным средством воспитания музыкальности у детей. Но найти интересный музыкальный материал – проблема. Музыкальных произведений специально для хореографических коллективов создается очень мало. Часто музыка своей силой и насыщенностью не соответствует возможностям детского исполнения. Это особенно относится к современной музыке, получается отрицательный эффект, в этом случае музыка живет сама по себе и танец напоминает едва заметный оттиск музыкального ритма.

Задача руководителя хореографического коллектива- способствовать тому, чтобы в человеке развивалось творческое начало, эстетическое чувство. Хореографические коллективы, и любительские, и профессиональные, должны стать для зрителя и зрелищем, и воспитателем. Они должны реализовывать потребность в самовыражении, развитии индивидуальности и творческой фантазии их участников.

Ознакомившись с источниками формирования репертуара, основными направлениями хореографии можно выделить следующие основные принципы формирования репертуара хореографического коллектива, где основными участниками являются дети младшего, среднего и старшего школьного возраста:

  • Соответствие выбранного репертуара профилю хореографического коллектива;
  • Учет исполнительских возможностей участников коллектива;
  • Использование различных жанров, видов и форм танца при постановке хореографических произведений (танец- действие, танец- переживание, психологический танец).
  • При выборе музыкального материала исходить из возможности его воплощения в танцевальных образах, соответствующих возрастным возможностям детей. Учитывать необходимость приобщения учащихся к разнообразной музыке, воспитывающей хороший вкус;
  • Учитывать учебно-тренировочные цели. При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом.

Итак, можно сделать вывод, что танец – это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения  выражают музыкальный образ.
На хореографических занятиях в детском коллективе у ребят развивается музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей танца является психологическое раскрепощение ребенка. Также на занятиях совершенствуются коммуникативные навыки, и обогащается эмоциональная сфера детей.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки. Именно этот опыт и умения помогают ребятам в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности. Это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике,
а так же занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.

  Методические рекомендации по выбору тем для постановочной работы

Методика работы над постановкой включает в себя предварительную подготовку. Подготовительная работа содержит несколько этапов:

1. Выбор темы с учетом ее воспитательного значения для детей.

Определяя тему важно провести большую работу по сбору соответствующего материала, а также консультации у работников танцевального искусства.

2. Составление понятного, близкого детям и доступного для их исполнения сценария.

3. Подбор музыкального произведения, отвечающего содержанию танцевальной постановки, а также при разработке отдельных эпизодов сценария, дающего возможность увязать действие и движение с музыкой.

Музыка помогает раскрыть содержание и образы танца. Поэтому необходимым требованием является художественность музыки и ее доступность для детей данного возраста.

В качестве музыкального сопровождения национальных танцев следует брать подлинные народные мелодии. И отдавать предпочтение тем обработкам, в которых народный характер бережно сохранен.

Для создания крупной хореографической постановки нужно по возможности пользоваться музыкой одного композитора, в крайнем случае, брать музыку композиторов, близких по стилю.

4. Предварительный отбор выразительных средств (движения, которые войдут в постановку) и форма постановки (примерная наметка рисунка) составляют следующий этап работы. Однако на практических занятиях с детьми иногда приходится заменять одни движения другими или менять рисунок танца, потому что почти невозможно в предварительной работе установить точную форму танца – она устанавливается окончательно лишь в процессе работы с данным коллективом.

5. Наметить краткую, содержательную, понятную и интересную беседу о содержании намеченной танцевальной постановки, о характере образов в ней отраженных, о взаимоотношении действующих лиц и т.д. Беседа, предшествующая постановке, должна быть живой и занимательной, чтобы у детей создалась яркая картина действия, развертывающегося в постановке.

6. Продумать оформление хореографической постановки. Сценический костюм в этом плане имеет большое значение, так как он содействует яркому донесению до зрителя танцевального замысла. Костюм воспитывает художественный вкус ребенка, поэтому нужно внимательно отнестись к его соответствию образу, к его краскам, изяществу, легкости и т.д. Костюм для народного танца, должен сохранять основные черты народного костюма и в то же время соответствовать возрасту. 

Рассмотрим методические приемы для развития музыкальности и эмоциональной выразительности на занятиях хореографии:

  • выразительное исполнение музыкального материала;
  • художественное и словесное вступление перед слушанием музыки;
  • образное сравнение и объяснение с музыкальным персонажем поможет правильно и выразительно его выполнить;
  • музыкальные игры помогают ребенку, научиться владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с движениями других детей;
  • музыкально - ритмические упражнения учат детей ориентироваться в пространстве, закрепляет основные виды движений, способствует освоению основных элементов танцев.

Постановочная работа определяется педагогом в зависимости от пройденного объёма программы и подготовленности участников группы, а также наличие у педагога интересного танцевального и музыкального материала. В зависимости от этих факторов репертуар коллектива может быть разнообразным.

Музыкальный материал соответствует эмоциональной возрастной реакции детей на музыку, характер музыки – жизнерадостный, возможны различные обработки детских песен и народной музыки в эстрадном варианте. Музыкальный материал: классическая, эстрадная, народная музыка, современная обработка народной музыки, возможно обращение к различным музыкальным размерам.

Выбор тематики постановок основывается на возрастных особенностях детей. Для учащихся 1-2 года обучения постановочная работа строится, главным образом, на элементах игры или несложном сюжете. В основе ее простое, но интересное, увлекательное содержание танца. Танцевальные движения носят вспомогательный характер. Главное - приучить детей к непосредственности и выразительности, четкости исполнения, а также к нахождению на сцене. При этом у них вырабатывается важное качество - их движения становятся средством создания танцевального образа, раскрытия содержания постановки. Могут быть представлены следующие темы: животные (бабочки, цыплята, котята и т. д.), природа (дождик, солнечные лучики, цветы, радуга и т.д.), школа, детские песенки (иллюстрации).

При работе в детском коллективе нужно помнить, что на каждом возрастном этапе педагог формирует набор танцевальных движений и сочетает темы и сюжеты танцевальных номеров, соответствующие интересам учащихся, не «овзросляя» детский репертуар и  не давая подросткам слишком детские темы. В противном случае мы рискуем не только не достичь поставленных учебных и воспитательных  задач, но и сформировать дурной вкус как у танцующих, так и у зрителей.

Для учащихся 2-3 года обучения задачи несколько усложняются. Тематика постановочной работы более разнообразна. Хорошо воспринимается детьми полька, подвижные, динамичные танцевальные номера, а также несложные сюжетные постановки. Можно предложить инсценировки песен с несложными связками на основе современной хореографии, которые также, по возможности, строятся в виде сценок. Подбор танцевальных номеров напрямую зависит от возраста детей, от их физической подготовки, состава группы, от их интересов, подбора музыкального материала и, конечно, фантазии руководителя.

Тематика постановок для учащихся 10-13 лет (3-6 год обучения) несколько видоизменяется в сторону большей серьезности, значительности, как по содержанию, так и по технике, музыкальный материал на данном этапе ритмически более сложен и разнообразен. Мальчики этого возраста приобретают черты мужественности и силы, девочки – плавность, мягкость, женственность, но в тоже время остается четкость и подтянутость. Концертные номера ставятся на основе не только народной  хореографии, но и на современном материале.

Тематика постановочной работы с учащимися 3-6 года обучения существенно отличается от работы с младшими ребятами. Дети данного возраста наиболее активны на занятиях и еще не утеряли той детской непосредственности, которая так выгодно отличает их от подростков. Однако, они уже приобрели много знаний, у них развивается чувство коллективизма. Им физически легче осваивать технику танца, а активность на занятиях даст возможность творчески участвовать в постановочной работе.

Работа балетмейстера с учащимися данного возраста требует большого творческого багажа, изобретательности и глубокого знания детской психологии. Можно сделать упор на народно-сценический танец и стилизованный народный танец, а также несложные музыкально-пластические композиции. При всей трудности работы они приносят огромную пользу и удовлетворение участникам постановки.

 Репертуар детского хореографического коллектива для учащихся школьного младшего и среднего возраста

Главное в деятельности хореографического коллектива создание репертуара. От него зависит организационная, учебная и воспитательная работа в коллективе.

                Репертуар – слово французского происхождения и означает подбор пьес, музыкальных, хореографических, литературных произведений, идущих в каком- либо театре  или коллективе за определенный промежуток времени. Он, этот репертуар, может рассказать об очень многом.

                Репертуарная политика, обусловленная социальными и педагогическими требованиями, педагогическим руководством в сочетании с высокой творческой и общественной активностью участников коллектива, предопределяет учебно-воспитательную, концертно-исполнительскую и общественную деятельность коллектива, способствует созданию условий формирования всесторонне развитой личности. Поэтому основу репертуара должны составлять высокохудожественные произведения, отражающие высокие качества человека. Работа над ними дает возможность проникнуть в сущность, содержание танца, осмыслить и освоить комплекс нравственных и эстетических проблем, нашедших свое художественное воплощение.

                Вопросы репертуара художественных объединений в той или иной степени поднимали многие исследователи. Главные проблемы – взаимосвязь репертуара с учебно-воспитательной работой в коллективе и уровнем его развития; тематическая направленность репертуара и положительное отношение к нему участников, разнообразие и многообразие; соответствие репертуара ближним и дальним целям творческой деятельности коллектива, создание оригинальных произведений с целью развития творческой активности участников.

                Постановочная работа как бы подводит итог всей деятельности коллектива, показывая, насколько хорошо она организована, верна ли ее методика. В процессе постановок расширяется кругозор участников, происходит овладение танцевальной культурой.

                Подбирая репертуар для будущих концертов, смотров, надо предусмотреть, обогатит ли данный танец, данная композиция художественно и технически участников коллективов, вызовет ли у них интерес к творчеству, будет ли способствовать развитию творческого начала у зрителей.

                Довольно часто еще четкой ориентации в работе коллективов нет, поэтому и репертуар носит случайный характер. Формирование репертуара, в конечном счете зависит от руководителя коллектива. Он – та личность, вокруг которой концентрируется на больший или меньший срок интересы участников коллектива. Он фактически творец коллектива, поэтому он должен быть одаренным педагогом и увлечь учащихся в мир познания танца, умело организуя учебный и творческий процесс, жизнь коллектива, как микросреды на каждом этапе развития. Формирование репертуара определяет всю учебно-тренировочную деятельность коллектива. Едва ли не самый главный аспект в вопросе репертуара – его воспитательная роль и для исполнителей, и для зрителей.

                Репертуар хореографического коллектива, прежде всего, зависит от его профиля. Классификация хореографических коллективов строится на основе ряда признаков: возрастных, жанровых – и зависит от специфики учебно-тренировочной деятельности, ее целей и задач. При всем многообразии в хореографическом исполнительском искусстве сложились довольно четкие типы коллективов, подразделяющиеся по следующим признакам:

  • Возрастным: детские (дошкольные, школьные), юношеские и взрослые смешанные;
  • Организационным: кружок, студия, ансамбль, театр (редко встречается);
  • Тематически - репертуарным: народного танца (одного народа, разных народов), классического, бального, эстрадного, спортивного.

Репертуар – это продукт творческой деятельности. При его подборе существует продуктивный и репродуктивный подход, поэтому репертуар коллектива может складываться на основе нескольких источников.

Первый источник – заимствование репертуара профессиональных ансамблей танца. Это один из самых распространенных и самых противоречивых источников пополнения репертуара. Созданные большими мастерами хореографии, сценические композиции профессиональных коллективов отличаются художественной законченностью и, безусловно, могут служить образцами, осваивая которые танцоры- любители обретают исполнительскую культуру, технические навыки, знание законов сценического хореографического искусства. Однако не всякое хореографическое произведение, перенесенное из профессионального в любительский коллектив, может быть под силу его исполнителям. Балетмейстеру следует, прежде всего, достаточно точно оценить исполнительские возможности участников любительского коллектива, свои качества репетитора, количество репетиционного времени и ряд других аспектов с тем, чтобы предлагаемый к постановке номер не потерял своей художественной значимости в результате такого переноса.

Видеоматериал как источник формирования репертуара используется сегодня достаточно широко. Творчество других балетмейстеров может не только дать руководителю возможность использовать готовые хореографические произведения для пополнения репертуара своего коллектива (с сохранением авторства), но и вдохновить на постановку собственного сочинения, основанного на впечатлении от просмотренного видеоматериала. Заимствование репертуара профессиональных ансамблей и использование видеоматериала являются репродуктивным подходом к формированию репертуара.

Второй источник – творческая фантазия хореографа, где руководитель коллектива является, несомненно, главным источником формирования репертуара, создает самобытное, неповторимое лицо творческого коллектива. Это и есть продуктивный подход в формировании репертуара хореографического коллектива.

Сначала изучаются основные движения конкретного танца, затем происходит непосредственно постановка танца, объясняется тема, идея и сюжет танца (если он есть), характер, с которым нужно исполнять данный танец, разводится рисунок, движения сочетаются в различных комбинациях.

После того, как дети выучили какую-либо значительную часть танца, происходит его отработка (указываются недочёты в исполнении и их исправление). Такая отработка происходит на протяжении выучивания всей танцевальной композиции, после полного её выучивания и по мере забывания и занимает большую часть времени, чем сама постановка.

Таким образом, тематика постановочной работы весьма обширна, разнообразна и открывает большие творческие перспективы, как для постановщика, так и для исполнителей. Эта тематика определяет и репертуар танцевального коллектива.

Репертуар детского коллектива должен быть более или менее стабильным, следует сохранять постановки, наиболее полно отражающие лицо коллектива, творчески интересные, яркие по мысли и ее сценическому воплощению. Стабильность репертуара создает наглядную перспективу роста и движения коллектива. Младшие участники видят на примере старших, каких результатов они могут добиться, к чему они могут прийти через некоторое время. Подобная «наглядная агитация» имеет огромное значение для сплочения коллектива, развития в нем творческой атмосферы и стремления к активным занятиям. Кроме того, последовательное по степени сложности исполнение танцев порождает хорошее, здоровое соревнование между участниками.

Сохранение полноценных, прошедших испытание временем постановок, с непрерывной работой над новыми номерами и составляет основу репертуара коллектива.

Итак, можно сделать вывод, что занятия в детском хореографическом коллективе помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку.

Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. В младшем школьном возрасте формируются отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за успехи других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Воспитание школьников в духе дружбы между народами, уважение к людям всех национальностей – одна из задач воспитания подрастающего поколения.

        Рассмотрим, как целесообразнее проводить постановочную работу с детьми младшего и среднего школьного возраста, учитывая их возрастные особенности. В работе с детьми младшего школьного возраста первые танцевальные постановки должны носить учебный и воспитательный характер и являться одним из способов закрепления навыков и знаний в интересной для детей форме. В течение года следует подготовить одну, две постановки.

Для детей младшего школьного возраста, занимающихся в хореографическом коллективе, одной из первых трудностей является правильная ориентировка в пространстве.

Как при обучении рисованию детей учат правильно держать карандаш, бумагу, учат правильно проводить линии, составлять орнамент, так и в танцевальных занятиях нужно объяснить детям и научить их как правильно держаться, правильно двигаться, ориентироваться в пространстве, двигаться по определенной площадке в определенном рисунке (круг, прямые линии) запоминать изменение рисунка, переходить из одного движения в другое. Задачи эти решаются в первых танцевальных постановках детей младшего школьного возраста.

Перед началом разучивания танца дети знакомятся с музыкой. Им рассказывается, каким композитором написана музыка и как она называется. Следует обратить внимание детей на общий характер этой музыки, на различное звучание ее частей, акценты, и на то, что в соответствии с изменениями в характере музыки должны меняться движения в танце. Это помогает детям понять, что построение танца должно быть органически связано с музыкой.

Учитывая неустойчивость внимания детей этого возраста, танец лучше разучивать небольшими частями, добиваясь точности исполнения движения, привлекая внимание детей к музыкальному сопровождению. По усвоении детьми первых частей танца можно переходить к последующим, постоянно возвращаясь к повторению разученного ранее. Относительно разнообразный рисунок танца очень полезен детям – он требует внимательного отношения к перестроениям. В процессе разучивания постановки детям нужно неоднократно указывать, что в танце при сохранении точности движений необходимо запоминать их последовательность и переход от одного движения к другому. Детям предлагается строго выдерживать рисунок танца; они должны понять, что малейшее отступление от рисунка искажает танец. Рисунок танца уподобляется рисунку на бумаге. Эта аналогия понятна и доступна детям.

В качестве примера  учебной постановки можно взять танец «Цыплята», исполняется учащимися 7-8 лет, 2-й год обучения. Танец состоит из несложных движений, которые разучиваются детьми на занятиях. В состав танцевальных элементов вошли: приставные шаги с приседанием, подскоки, прыжки, легкий бег. Детям поясняется, что разученные ими на занятиях отдельные движения до сих пор исполнялись каждым в отдельности, а теперь, в общем танце, эти движения должны быть согласованы с движениями других участников танца.

В качестве музыкального материала для этой композиции предлагается использовать музыку эстонского танца «Полька через ножку» в исполнении оркестра Государственного академического ансамбля  народного танца им. И. Моисеева, которая отличается легкостью, жизнерадостностью, и в то же время состоит из контрастных, ярких частей. Основа танцевальной постановки в данном случае - несложный сюжет: ранним утром цыплята просыпаются, делают зарядку, начинают искать червячков ...и тут сюрприз - невылупившееся яйцо. Маленькие цыплята очень любопытны, они окружают неизвестный предмет и …из яйца вылупляется еще один цыпленок. Сразу видно, что он хорошо выспался в своем домике, набрался сил и готов к приключениям. Но настало время кушать, а цыпленок не умеет о себе позаботиться. Самый старший  цыпленок помогает маленькой сестренке, и проводит урок, как надо искать червячков. Урок  не прошел даром, младший цыпленок находит червячка первым и со всеми делится.

Также необходимо сказать о том, что используется инвентарь: «яйцо», из которого вылупляется последним самый бойкий и шустрый цыпленок и красная ленточка, изображающая червячка. Такие постановки, как танец «Цыплята», решающие учебные и воспитательные задачи, дают положительные результаты в развитии ребенка и облегчают дальнейшие занятия с детьми.

Составляя учебный план и подбирая репертуар танцев для разучивания с детьми этого возраста необходимо также учитывать возможности детей и их физическое развитие. Чтобы не исказить подлинный характер танца, не снизить художественность исполнения, при выборе необходимо учитывать: содержание танца, доступность танцевальных движений, посильную физическую нагрузку (темп выбранного танца, его продолжительность и т.д.)

Для детей 9-10 лет, 3-й год обучения автор данной дипломной работы предлагает  выучить с детьми танцевальную постановку «Кантри». Номер представляет собой зажигательный танец ковбоев - легкий, беззаботный шутливый, очень близкий детям по духу и настроению. В то же время, темпоритм, техническая сторона исполнения усложнены, включаются акробатические элементы, танец достаточно динамичен.  Педагог также уделяет большое внимание деталям, отработке каждого элемента, своеобразной манере исполнения. Комбинации имеют несложную структуру, но когда они исполняются четко, синхронно, создается единая, полноценная картина. Нельзя не отметить энергичную, ритмичную музыку, под которую дети радостно танцуют с улыбками «до ушей». В танец включены игровые элементы - некое соревнование между танцующими, что добавляет детям азарта и «горящих глаз», а ведь для детей очень важно - быть заинтересованными.

Следующей возрастной категорией являются учащиеся 10-13 лет. Дети среднего школьного возраста обычно составляют основное ядро хореографических коллективов.

Стремление этих детей к занятиям объясняется их возрастными особенностями. Они отличаются большей активностью и восприимчивостью, им свойственно стремление действовать и выполнять какие-то задания. Их привлекает участие в общей со своими сверстниками, живой и интересной творческой работе. Занятия в хореографическом коллективе пользуется у них большой любовью. На занятиях получает удовлетворение их потребность в движении и живой деятельности, проявляется свойственная детям этого возраста жизнерадостность.

Физически они значительно развитее и сильнее детей младшего школьного возраста, им легче дается разучивание разнообразных танцевальных движений. Они занимаются с увлечением и настойчивостью. В занятиях дети находят удовлетворение своих индивидуальных интересов, так как весь процесс учебной и постановочной работы позволяет им творчески участвовать в создании танца.

С детьми среднего школьного возраста занятия  проводятся достаточно углубленно. К ним можно предъявить большую требовательность к точности выполнения движений и достигать сознательного отношения детей ко всему проходимому учебному материалу. Внимание у детей этого возраста достаточно устойчиво, восприимчивость более организованна, чем у младших школьников, они способны к более настойчивой работе над каждым заданием. Горячее желание детей научиться танцевать, их устремленность к достижению намеченных целей создают на занятиях атмосферу делового и серьезного настроения.

В содержание занятий с детьми среднего школьного возраста входят все те же разделы, которые включены в программу занятий с детьми младшего школьного возраста. В значительной мере изменяется степень сложности учебного материала и дозировка физической и умственной нагрузки. Кроме того, отдельные разделы получают иное значение, чем в работе с детьми младшей группы.

Значительно расширяется объем работы над тренировочными классическими упражнениями. Дети изучают их и у станка, и на середине. Упражнения даются в более сложной форме, потому что в этом возрасте дети способны к координированию одновременных движений рук, ног, головы, корпуса. Показываемые им движения они исполняют точно и отчетливо.

Большое значение приобретает работа над развитием творческих способностей детей. Дети этого возраста отличаются впечатлительностью и наблюдательностью, они с большой активностью относятся к созданию танцевального образа, в своей работе обнаруживают большую творческую изобретательность, фантазию, юмор.

Постановочная работа «Кумушки», разучивается с учащимися 10-12 лет, 4-5 год обучения. Танец  разучивается на основе русского материала. Тематика танца - пляска с  элементами шуточной  сюжетной линии. Движенческая лексика достаточно разнообразна, включены различные переменные шаги, дробные выстукивания, «молоточки», несложные вращения и т.п..Рисунок танца разнообразен, но не перегружен перестроениями. Учащиеся с удовольствием включаются в постановочную работу, на репетициях прослеживается творческий подход и заинтересованность.

Любопытные кумушки-подружки постепенно собираются, чтобы обсудить последние новости-сплетни. С помощью определенных движений и переходов по сценической площадке, становится понятно, что все, что можно было узнать - со всего света, кумушки друг другу рассказали.  Танец постепенно из медленной части переходит в пляску, которая выражает весь характер и суть этих веселых, беззаботных кумушек. Но вот все темы для пересудов исчерпаны, в финале танцующие как бы обращаются к зрительному залу за новостями. Танцевальный номер «Кумушки» хорошо воспринимается зрителями за счет нарастания динамики, колоритной народной музыки, исполнительского мастерства и актерской игры танцующих.

В группах данной возрастной категории  впервые вводятся тренировочные упражнения народного танца, точно так же проходимые и у станка, и на середине. При разучивании элементов народного танца необходимо провести беседу о стиле и характере движений народного танца, связывая их с особенностями жизни, быта, истории данной национальности. Разумеется, сведения, сообщаемые детям, должны быть согласованы с их общим развитием и знаниями, которыми обладают учащиеся данного класса. Детей нужно познакомить также с музыкой и песнями народа, танец которого они изучают, с национальными костюмами и орнаментом.

 Одной из подобных постановок является  итальянский народный танец «Тарантелла». Учащимся предлагается самим подготовить небольшую информационную справку по данному материалу, организуется просмотр DVD-фильма с несколькими вариантами исполнения танца.  Детей приводят в восторг яркие костюмы танцующих, быстрый стремительный темп, а также наличие тамбурина и кастаньет. Это еще один из важных этапов в постановочной  и исполнительской деятельности – работа с предметом. Вначале отрабатываются отдельные движения, педагог уделяет больше внимания на четкость, музыкальность и манеру исполнения.  

Тарантелла — очень быстрый и зажигательный танец, построенный на мелких прыжках и подскоках, танцуется с нарастающей быстротой темпа, а соответственно и движений. Исполняется в музыкальном размере 6/8. В танцевальную постановку уже включаются  сольные или парные танцевальные  комбинации. Танец «Тарантелла» неизменно популярен в детских хореографических коллективах.

Проделанная постановочная работа в группах младшего и среднего школьного возраста помогает выявлению определенных методов и средств, позволяющих достичь хороших результатов как в отношении воспитательного воздействия на детей, так и в отношении художественного качества разучиваемых постановок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология организации постановочной работы в детском хореографическом коллективе: музыкально-хореографическая сказка "Волк и семеро козлят на новый лад"

Публикация посвящена особенностям работы педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе на базе общеобразовательной  кадетской школы. Подробно раскрывается технология  пос...

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Разработка содержит методические и практические рекомендации, как организовать образовательный процесс в хореографическом коллективе с целью развития творческого потенциала младших школьников средства...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Использование бальных танцев советского периода в работе с детским хореографическим коллективом

quot;Люди от танцев должны получать радость. Они должны радоваться, что они танцуют" , - С. Попов....

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...