Технология организации постановочной работы в детском хореографическом коллективе: музыкально-хореографическая сказка "Волк и семеро козлят на новый лад"
проект по теме

Шамко Людмила Федоровна

Публикация посвящена особенностям работы педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе на базе общеобразовательной  кадетской школы. Подробно раскрывается технология  постановочной работы музыкально-хореографического мини-спектакля.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4»

Технология организации постановочной работы в детском хореографическом коллективе:

музыкально-хореографическая сказка

«Волк и семеро козлят на новый лад»

Автор: Шамко Л.Ф., преподаватель хореографии, руководитель хореографического коллектива.

Аннотация: особенности работы педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе на базе общеобразовательной  кадетской школы. Подробно раскрывается технология  постановочной работы музыкально-хореографического мини-спектакля.

г. Нефтеюганск, 2013

Паспорт проекта

Информация об авторе

Шамко Людмила Федоровна, преподаватель хореографии, руководитель детского хореографического коллектива МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска.

Какую проблему решает проект

Необходимость введения  в репертуар хореографического коллектива игровых номеров и сюжетных миниатюр, способствующих развитию исполнительской выразительности и творческой самореализации обучающихся.

Цель проекта

Усовершенствование исполнительского творчества обучающихся, используя возможности  музыкально-хореографического спектакля на музыку А. Рыбникова «Волк и семеро козлят на новый лад».

Организатор

МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска.

Целевая аудитория проекта

Обучающиеся младшего и среднего школьного возраста хореографического коллектива   МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска.

Основные мероприятия

Премьера хореографической сказки «Волк и семеро козлят на новы лад», выступления в рамках традиционных школьных мероприятий, показ хореографической сказки в учреждениях дошкольного образования.

Период реализации

2013 -2014 учебный год.

Итог (ожидаемый результат)

Репертуар хореографического коллектива пополнен  музыкально-хореографической сказкой. Постановка обладает огромным  учебно-воспитательным потенциалом для развития творческих способностей  обучающихся и способствует их творческой самореализации.

В перспективе ожидается  проверка жизненности постановки, ее творческой ценности, что определит ее судьбу в репертуаре данного хореографического коллектива.

Актуальность

Процесс учебно-воспитательной работы в хореографическом коллективе общеобразовательной школы, прежде всего, ориентирован не на подготовку профессиональных исполнителей, а на эстетическое воспитание средствами танца.  Обучение должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков, чем в специализированных учреждениях (школах искусств, хореографических школах).  Поэтому учебно-воспитательный процесс имеет свои специфические черты:

- значительно меньше объем изучаемого материала по предметам хореографического цикла;

- ниже уровень требований к способностям и физическим данным обучающихся (хотя наличие определенных способностей к танцу и здесь обязательно);

- значительно меньше недельная нагрузка на обучающихся;

- более дифференцированный подход, к различным группам обучающихся, требующий гибкого варьирования в подаче изучаемого материала, его отбора с учетом возможностей каждого конкретного класса.

В связи с этим, педагог-балетмейстер работая в детском хореографическом коллективе общеобразовательных школ должен учитывать тот факт, что  у обучающихся, как правило, нет в дальнейшем перспективы профессионального исполнительства, и они должны максимально реализовать свои творческие задатки и способности в самом процессе обучения, во время пребывания в школе. Таким образом, используя хореографию как действенное средство воспитания, важно выработать у обучающихся не только комплекс практических навыков и умений, но и воспитать у них сумму качеств, главное из которых – развитое творческое начало.  Учитывая особенности учебно-воспитательного процесса в хореографическом коллективе общеобразовательной школы, следует отметить, что наиболее действенным средством воспитания творческих способностей является  репертуар коллектива, постановочная и репетиционная работа над ним. Стабильность репертуара создает наглядную перспективу роста и движения коллектива. Сохранение полноценных, прошедших испытание временем постановок, с непрерывной работой над новыми номерами,   имеет огромное значение для сплочения коллектива, развития в нем творческой атмосферы и стремления к активным занятиям.

Огромное значение в творчестве детского хореографического коллектива имеет репертуар. Статус кадетской школы предъявляет определенные требования к  репертуару школьного хореографического коллектива. Репертуар детского коллектива кадетской школы  на данный момент стабилен. Имеются постановки, которые наиболее полно отражают лицо коллектива, постановки, востребованные не только на школьных мероприятиях, но и на  городских.  Не смотря на стабильность и значимость  репертуара, назрела необходимость в создании номеров, способствующих развитию, главным образом, исполнительской выразительности и творческой активности обучающихся.  Таким образом, необходимо пополнить репертуар, так называемыми, игровыми номерами или сюжетными хореографическими миниатюрами, в которых интересное увлекательное содержание танца, располагает  обучающихся  к творческой деятельности.  В рамках данного проекта осуществляется постановка музыкально-хореографической сказки «Волк и семеро козлят на новый лад», в данном случае в воспитательных целях используется художественный потенциал хореографического мини-спектакля.

Крупная постановка не есть  самоцель, продиктованная стремлением поразить зрителя,  репетиционный этап в создании такой постановки должен способствовать физическому развитию ребенка и влиять на его эстетическое воспитание. Итог такой работы обеспечивает выход обучающихся на  новый уровень развития исполнительского мастерства, способствует их самореализации.

Педагогическая целесообразность

Работа педагога-балетмейстера, как и всякая другая в области искусства, требует от него творческого отношения не только к специальным вопросам, но и вдумчивого подхода к изучению эстетического и воспитательного воздействия, как на зрителя, так и на исполнителя. Важнейшей задачей работы педагога-балетмейстера с детьми является создание дружного целеустремленного коллектива. Настоящий детский коллектив, как и всякий другой, рождается в процессе совместного труда, появления у отдельных его участников общих интересов.

Очень благодатна в этом отношении постановочная работа. Дети любят ее, относятся к ней с большим интересом, становятся активными, непринужденно фантазируют, словом, работают с огромным увлечением и отдачей.  

Включая ту или иную постановку в репертуар, балетмейстер должен детально исследовать ее с разных сторон: с точки зрения ее актуальности темы, ее воспитательного значения, творческого интереса, который она может представлять для коллектива, и возможности развития мастерства участников.  Таким образом, оценив  возможности и потенциал музыкально-хореографической сказки «Волк и семеро козлят на новый лад», следует отметить ее творческую ценность и учебно-воспитательный потенциал  для исполнителей.

Педагогическая целесообразность данного проекта  основывается на принципах  взаимосвязи обучения и развития;  взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию   творческой активности детей, дает  детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности.  Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия.

Цель проекта: усовершенствование исполнительского творчества обучающихся, используя возможности  музыкально-хореографического спектакля на музыку А. Рыбникова «Волк и семеро козлят на новый лад».

Задачи:

  1. сформировать танцевальные знания, умения и навыки через овладение танцевальной лексикой хореографического мини-спектакля;
  2. способствовать формированию чувства сопереживания, способности к продуктивному творческому общению и сотрудничеству;
  3. дать возможность обучающимся самостоятельно фантазировать и работать над образностью роли;
  4. научить обучающихся переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений;
  5. воспитывать музыкальный вкус и любовь  к искусству танца.

Цель и задачи проекта реализуются по средствам постановочно-репетиционной деятельности, направленной на создание музыкально-хореографической сказки «Волк и семеро козлят на новый лад».

Особенности постановочной деятельности

1. Выбор музыки для хореографической сказки. Особое внимание следует уделять музыке танцевального произведения. Значение музыки в работе с детьми велико. Первое требование предъявляемое к «детской музыке», доступность и простота.  Если музыка танцевального произведения сложна  для исполнителей, то дети быстро охладевают к постановке. И наоборот, простая, доступная музыка будит их фантазию, увлекает, помогает преодолевать трудности. Танцевальность, образность, ясная мелодия, четкий ритмический рисунок, яркие гармонии – необходимое качество музыки для детей. Все эти качества ярко выражены в музыкальной сказке Алексея Рыбникова «Волк и семеро козлят на новый лад»,  в которой все герои  общаются  песнями, написанными Юрием Энтиным.

2. Работа над танцевальной речью. Под танцевальной речью подразумевается совокупность неких начал, являющихся языком танцевального искусства, способных нести в себе определенную художественно-образную информацию. Основными такими началами являются: традиционное танцевальное движение, рисунок танца, характер персонажа. Они, соединяясь в различных сочетаниях, взаимно дополняя друг друга, создают танцевальную речь, «текст» танца.

  • Танцевальное движение насыщено художественно-образной информацией. Танцевальные движения для музыкально-хореографической сказки, были отобраны в соответствии с музыкальными образами главных героев, с их эмоциональными состояниями и спецификой диалогов между героями.
  • Рисунок танца организует движения исполнителей, и в тоже время оказывает на зрителя определенное психологическое воздействие.  Рисунок массового танца несет в себе определенную образную информацию, указывает на характер отношений, проживаемых танцующими актерами. Данная особенность рисунка танца была учтена  в постановке массовых танцев сказки (в танцевальных сценах с козлятами, где необходимо показать их дружбу и сплоченность, а также в финальной сцене сказки, которая объединяет всех персонажей сказки в едином творческом порыве). Рисунок сольного танца также несет в себе информационную значимость. Именно перемещения танцовщика, передвижения выражают тончайшие оттенки настроений персонажа. Данная особенность рисунка сольного танца также была учтена в создании танцевальных партий козы и волка.
  • Характер персонажа. Характер переводится с греческого языка как главная черта, признак, особенность. Здесь необходимо учитывать тот факт, что от 60% до 80% информации, исходящей от человека, проявляется не в словах, а в его наружности, манере поведения, в его жестах, мимике, пластике, в выражении лица и тела.  Именно эта особенность  повлияла на выбор исполнителей музыкально-хореографической сказки.

Особенности репетиционного процесса

Ни одна хореографическая постановка не возможно без предварительных репетиций. Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне его творческой деятельности, общей эстетической направленности, и характере исполнительских принципов. Репетицию можно представить как сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определенный уровень подготовки  исполнителей. Художественный руководитель детского хореографического коллектива вынужден постоянно  искать такие приемы и методы работы с коллективом на репетиции, которые позволили бы успешно решать стоящие перед ним в тот или иной период времени творческие и воспитательные задачи.

Организуя репетиционный процесс, педагог должен заинтересовать обучающихся своей работой, подчинить коллектив своей воле, не навязывая ее, а увлекая интересными творческими заданиями. В процессе работы необходимо развивать у детей сознательное отношение к выполняемым заданиям. Педагог-балетмейстер должен добиваться от участников точного понимания своих действий как чисто сценических, так и танцевальных. Ставя перед исполнителем-ребенком ту или иную сценическую задачу, нужно стремиться возбудить его фантазию, добиваясь путем увлекательного рассказа, яркого показа, этюдной работы сознательного сценического поведения и активного отношения к своему творчеству. Пробуждая в ребенке творческую активность, следует очень тонко, с большим педагогическим тактом направлять его в правильное русло. Заинтересованность, творческую активность следует развивать, не только  работая с детьми  над ролью, но и дорабатывая уровень   исполнения  хореографической лексики.

Указанный выше методические рекомендации к репетиционному процессу легли в основу репетиций над хореографической сказкой «Волк и семеро козлят на новый лад». Постановочная и репетиционная работа строится главным образом на элементах игры. Танцевальные движения носят вспомогательный характер, они являются не самоцелью, а средством выражения не сложной сюжетной канвы. Большое внимание уделяется игровым элементам, созданию хореографических образов. В связи с этим,  в процессе работы над сказкой у обучающихся вырабатывается важное качество – их движения становятся средством создания танцевального образа, раскрытия содержания постановки.  

Этапы реализации

  1. сентябрь 2013г. -  планирование и теоретическое обоснование проекта.
  2. октябрь 2013г. – выбор и балетмейстерский анализ музыкального материала к хореографической сказке, постановочная работа.
  3. ноябрь-декабрь 2013г. – выбор исполнителей (для большего  охвата обучающихся в данном проекте  было сформировано два состава исполнителей), разучивание хореографического текста, закрепление выученного материала, работа над костюмами и декорациями;
  4. январь-февраль 2014г.- организация репетиционного процесса: работа над сценами хореографической сказки,  над образами главных героев, сводные репетиции;
  5. март 2014г. – организация премьеры музыкально-хореографической сказки «Волк и семеро козлят» в рамках поздравительного концерта для учителей, приуроченного ко дню 8 марта. Организация показа сказки для обучающихся младшего школьного возраста.
  6.  март-май 2014г. – сценическая практика. Выступления в рамках школьных мероприятий «День открытых дверей для будущих первоклассников», «Концерт для жителей микрорайона и выпускников школы». Показ сказки в детских садах города.

Значимость проекта

Специфика творческой хореографической деятельности, реализуемой в хореографических проектах, определяется ее многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. В частности, А.Н. Брусницына раскрывает значение хореографии в развитии танцевальной культуры школьников: «влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, дает толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию».

В рамках данного хореографического проекта обучающиеся  освоили позитивные индивидуально-групповые практики взаимодействия, сотрудничества, сотворчества, освоили эмоционально-коммуникативное пространство хореографического проекта путем овладения хореографической речью, приобрели  опыт креативной, позитивной субъектной самореализации на основе развития потребности и реализации способности проявлять себя как успешно развивающийся коммуникативный субъект.

Включаясь в художественно-творческий процесс, обучающиеся вступают в сложнейшую сферу творческой деятельности – сферу исполнительского искусства, становясь полноправными участниками и создателями мини-спектакля. Такая направленность создает атмосферу духовной наполненности, в которой созревают наиболее благоприятные предпосылки для развития детского творчества, для личностного роста, гармонизации эмоциональной сферы ребенка.

Таким образом, подводя итоги реализации проекта, следует отметить, что цель и задачи проекта были реализована в полной мере, благодаря воспитательному потенциалу  и возможностям хореографического искусства.

Ожидаемые результаты

Дети, по словам известного хореографа Л.Лебедева, «великолепный пластический материал, тонко реагирующий, интуитивно воспринимающий…», а танец является одной из форм самовыражения и передачи своей уникальности. Посредствам музыкально-хореографической сказки  созданы условия, способствующие эмоциональному, духовному и физическому развитию обучающихся.  Репертуар хореографического коллектива пополнен  музыкально-хореографической сказкой. Постановка обладает огромным  учебно-воспитательным потенциалом для развития творческих способностей  обучающихся и способствует их творческой самореализации.  

Развитие креативных способностей обучающихся  в данном хореографическом проекте  позволяет совершенствовать как художественное качество танца, так и процесс самореализации исполнителей. Результат проектной деятельности определяется в  процессе исполнения: от выступления к выступлению можно наблюдать как сформированные способности проявляются в музыкальности, умении сознательно и творчески увлеченно воспринимать тему – мелодию и художественно воплощать ее в танце.  Музыкальность реализуется в умении эмоционально передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из содержания музыки, композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т. д.). Приобретенные навыки  позволяют участникам проекта со сцены установить контакт со зрителем, заинтересовывать его своим танцем, создавать атмосферу эмоционального взаимодействия путем сопереживания, выражать свои чувства в движении, позе, жестах.

В перспективе должна пройти проверка жизненности постановки, ее творческой ценности, что определит ее судьбу в репертуаре данного хореографического коллектива.

Приложение№1

Фоторепортаж постановочно-репетиционной работы над сказкой

Приложение №2

Фоторепортаж премьеры сказки "Волк и семеро козлят на новый лад!

Литература

  1. Захаров Р. Сочинение танца: страницы педагогического опыта. М., 1983.
  2. Богданов Г.Ф. Работа над содержанием хореографического произведения: учебно-методическое пособие.  М., 2006.
  3. Богданов Г.Ф. Работа над танцевальной речью: учебно-методическое пособие. М.,2006.
  4. Брусницына, А.Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход. М., 2008.
  5. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учебное пособие. СПб., 2006.
  6. Телегин, А.А. Композиция и постановка танца: учебное пособие. Самара, 1998.

Интернет сайты

  1. http://terpsihora.net/index.php/uroki/teoriya/43-hor
  2. http://www.horeograf.com/texnika-tanca/teoriya-i-metodika-prepodavaniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка "Волк и семеро козлят" на новый лад

Данный сценарий может использоваться при подготовке новогоднего выступления класса....

Сценарий музыкальной сказки "Волк и семеро козлят на новый лад"

Сценарий музыкальной сказки "Волк и семеро козлят на новый лад". Сценарий основан на мюзикле А.Рыбникова "Волк и семеро козлят" и музыкальном фильме-сказке "Мама". Рассчитан для детей младшего и средн...

Методическая разработка "Особенности постановочной работы в детском хореографическом коллективе. Методические рекомендации преподавателям."

В данной работе можно ознакомиться с возрастными  физиологическими и психологическими особенностями детей разного возраста, методами работы, принципами выбора музыкального материала и тематики хо...

Использование бальных танцев советского периода в работе с детским хореографическим коллективом

quot;Люди от танцев должны получать радость. Они должны радоваться, что они танцуют" , - С. Попов....

Доклад о работе по самообразованию «Организация коллективной жизнедеятельности как основной аспект сплочения детского хореографического коллектива»..

Эта работа может быть использованна педагогами дошкольного образования, школьного, педагогами дополнительного образования....