Методическая разработка "Особенности взаимодействия концертмейстера, учащегося и пеподавателя в вокальном и хоровом коллективах"
методическая разработка на тему

Левченко Людмила Евгеньевна

В данной методической разработке представлены общие характеристики профессиональной деятельности концертмейстера и педагога,  а также рассматривается аспект взаимодействия концертмейстра, педагога и учащегося во время занятий вокального исполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gosudarstvennoe_byutzhetnoe_uchrezhdenie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования ДДТ «Юность»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Тема: «Особенности взаимодействия концертмейстера, учащегося и преподавателя в вокальном и хоровом коллективах»

Автор:

Педагог дополнительного образования

Левченко Людмила Евгеньевна

 

Введение

Задача музыкального воспитания в дополнительном образовании детей состоит в том, чтобы посредством синтетической формы бытования музыкального искусства приобщить подрастающее поколение к музыкальной деятельности, сформировать представление о выразительной интонационной природе музыкального искусства через непосредственное «проживание» музыкальных образов. Наряду с развитием музыкально- познавательной деятельности учащихся в рамках дополнительного образования, осуществляется и воспитательный процесс формирования любви к музыке вообще.

          Музыкально-познавательная деятельность – это процесс постижения специфической области художественного отражения деятельности человеком, какой является музыкальное искусство, включающий различные способы и средства познания, с помощью

которого осуществляется музыкально-эстетическое развитие личности. Такого рода деятельность невозможна без профессиональной помощи музыкальных педагогов и концертмейстеров, а также тесного взаимодействия обучающегося, концертмейстера и преподавателя на протяжении всего периода обучения.

                     В рамках данной методической разработки я попытаюсь охарактеризовать особенности взаимодействия концертмейстера, педагога и учащегося в вокальном и хоровом коллективах.

                      

            Общая характеристика профессиональной деятельности концертмейстера и педагога

       

                    Концертмейстер и аккомпаниатор – самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе – по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические вузы.

Взаимодействие концертмейстера, педагога и учащегося во время занятий вокального исполнения.

Задачи обучения сольному пению состоят не только в том, чтобы развит вокальные данные учащегося, но и научить его использовать пение в качестве действенного средства создания сценического и музыкального образа. Для наиболее эффективного ведения вокальных занятий педагог сольного пения и концертмейстер, начиная с первых уроков, обязательно выявляют ряд индивидуальных особенностей каждого учащегося:

- вокальные данные;

- музыкальный слух;

- музыкальная память и ритм;

- эмоциональная восприимчивость;

- правильность произношения и четкость дикции.

На основе вышеперечисленных данных составляются индивидуальные методические разработки, а также строится вся дальнейшая педагогическая работа с учащимся по основам вокального пения. Педагог сразу же обращает внимание на четкость слова и правильность произношения.

Совместно с концертмейстером педагог по вокалу подбирает вокальные произведения, учитывая пожелания учащегося, и, при необходимости, транспонирует их в соответствии с диапазоном певческого голоса. Обучение, как правило, начинается с разучивания несложных народных песен, романсов и песен из теле - и кинофильмов, мелодическая линия которых проста, напевна, наиболее доступна учащимся.

            В дальнейшем требования к певческо-исполнительским навыкам, к выразительности звуковедения, совершенствованию вокально-технических приемов существенно повышаются. Для этой цели педагог в тесном взаимодействии с концертмейстером подбирает и совершенствует репертуар вокального исполнения, все время его усложняя.

             В особенности работы пианиста-концертмейстера вокального класса, помимо аккомпанирования певцам на концертах, входит помощь учащимся в подготовке нового репертуара. В этом плане функции концертмейстера носят в значительной мере педагогический характер. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо фортепианной подготовки и аккомпаниаторского опыта, ряда специфических знаний и навыков, и в первую очередь умения корректировать певца, как в отношении точности интонирования, так и многих других качеств исполнительства.

              При этом резко повышается роль внутреннего слуха в концертмейстерской работе. «Мысленное представление интонации уконцертмейстера должно быть очень прочным, чтобы получит значение незыблемого критерия звучания певца при его ошибках в интонировании» - справедливо отмечает Н. Крюков. Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст, ведь эмоциональный строй и образное содержание вокального сочинения раскрываются не только через музыку, но и через слово.

Разучивая с учащимся программное произведение, концертмейстер наблюдает за выполнением певцом указаний его педагога по вокалу. Он должен следить за точностью воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами, особенностями певческого дыхания и т.д.

                Занятия строятся по разному, в зависимости о способностей учащегося, строения певческого аппарата. Если ученик не пел в этот день, то полезно его распеть несколькими упражнениями, которые давал в классе педагог и которые всегда знает концертмейстер. Можно спеть несколько вокализов или совместить и то, и другое. Иногда работу над произведением на занятии начинают по отдельным кускам, но часто бывает целесообразно сначала дать возможность ученику исполнить все произведение целиком (независимо от того, как его споет), после чего указать ему на главные ошибки, добиться их устранения, а затем снова повторить целиком уже в исправленном виде.

                Таким образом, на основании всего вышеизложенного следует сделать вывод о том, что профессиональная деятельность педагога и концертмейстера должна осуществляться в тесном контакте и взаимодействии друг с другом индивидуальных особенностей вокальных и музыкальных данных каждого учащегося, именно в этом проявляется тесная взаимосвязь всех субъектов данного образовательного процесса. В этом же залог успеха всей педагогической деятельности по обучению вокальному исполнению.

В процессе работы над произведением нельзя отделять работу над точным воспроизведением нотного текста от проникновения в сущность музыкального образа. Руководствуясь принципом индивидуального похода к каждому исполнителю, нельзя обозначить единый план ведения занятия, одинаково пригодный для всех учащихся. Как педагог, так и пианист должен помнить, как ученик пел в классе на прошлом уроке у педагога, как прошел предыдущий урок у концертмейстера и исходя из этого, продумать заранее, над именно лучше поработать на следующем занятии. В случае прихода на занятие ученика в утомленном или не совсем здоровом состоянии, понадобиться на ходу менять задачу, выбирая направления, не требующие большой вокальной нагрузки.

Сотрудничество концертмейстера, педагога и учащихся во время занятий хорового пения.

Работа концертмейстера и музыкального педагога с хором значительно отличается от занятий с вокалистами. Как педагог-дирижер, так и пианист должен овладеть навыками общения с хоровым коллективом. Концертмейстеру необходимо уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, и педагог и пианист должны понимать такие приемы как цепное дыхание, вибрато, выразительная дикция и др. именно концертмейстер помогает педагогу в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а также способствует формированию вокально-хоровых навыков, задавая четкий ритм работы. Подчеркнем, что не только от дирижера (педагога), но и от профессионализма аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений для распевания хора.

Пианисту необходимо следить за жестами педагога, поэтому он обязан знать основы дирижерской техники и уметь играть «по руке» дирижера. Важным моментом в работе концертмейстера является умение трансформировать звучание музыки в зависимости от жестов преподавателя хорового пения, порой даже наперекор логике исполнения произведения.

                На занятиях хора концертмейстеру (на этапах разучивания репертуара) иногда нужно показывать звучание фрагментов музыки, проигрывая все или отдельные голоса хоровой партитуры. Здесь не обойтись без навыков беглого чтения хоровой партитуры с листа, а также без умения совместить хоровую партитуру с аккомпанементом в исполняемом произведении. В процессе такой игры следует добиваться выразительности, создавая образец исполнения для участников хора. Через показ на инструменте аккомпаниатор обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку, ритм.

                 Музыкальные образы, которые слышат концертмейстер и преподаватель внутренним слухом, они в какой-то степени делают видимыми. Неверное движение головы или любой другой необоснованный жест, как педагога, так и аккомпаниатора, может вызвать ошибку в звучании хора: неверное вступление голосов, ошибочный динамический нюанс, неточное взятие дыхания, ритмическое колебание и др. Строгость и выразительность движений преподавателя и пианиста во время исполнения влияет и на восприятие слушателей зала, в котором выступает хоровой коллектив во время концерта.

                Деятельность преподавателя и концертмейстера в обучении хорового коллектива требует от них хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. От педагогического коллектива требуется слаженность действий, гармоничное и практически синхронное восприятие музыкального произведения.

Таким образом, успешная деятельность педагога-дирижера и концертмейстера невозможна без постоянного тесного контакта ивзаимодействия друг с другом. Они сами, как бы, представляют дуэт исполнения музыкально-педагогического воздействия на хор. И, конечно же, этот дуэт не может быть успешным без включения в него третьего компонента – строгого учета музыкальных способностей детского хорового коллектива, степени сплоченности хора и перспектив его дальнейшего развития. Так что, правильнее было бы говорить музыкальном трио.

                 

Заключение.

             Работа педагога и концертмейстера в сфере дополнительного музыкального образования заключает в себе и чисто творческую, и педагогическую деятельность.

            Мастерство музыкального педагога и концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от педагогического состава не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке на фортепиано.

             Для педагога вокально-хоровой студий концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник.

              Для учащегося –  концертмейстер и педагог – помощники и друзья, наставники и тренеры. Право на такую роль может иметь далеко не каждый педагог и пианист – оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами и хором в собственном музыкальном совершенствовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое взаимодействие хорового коллектива и педагога концертмейстера.

о взаимодействии хорового коллектива и концертмейстера....

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ"

В данной работе рассматривается ряд вопросов концертмейстерской деятельности, а именно: основные способности ,умения и навыки , необходимые концертмейстеру, а также специфические особенности работы пи...

Методическая разработка для учащихся младших классов на занятиях по хоровому классу «Игровой метод в условиях хоровой репетиции: взаимодействие слова и музыки, словотворчество»

      Проблема выразительности в произношении слов в детском хоре и общей эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы хоровых произведений, является важным моментом в вокаль...

Особенности работы концертмейстера на занятиях с хоровым коллективом.

В данной статье затронуты основные аспекты работы пианиста-концертмейстера с хоровым коллективом....

Особенности работы концертмейстера на занятиях с хоровым коллективом.

Статья о деятельности концертмейстера - пианиста, о важной роли его работы, о ряде качеств и умений разного характера, необходимого высокопрофессиональному и грамотному концертмейстеру....

Методическая разработка«Специфика работы концертмейстера с хоровыми коллективами»

Работа концертмейстера с хоровым коллективом значительно отличается от занятий с вокалистами, солистами-инструменталистами и имеет свои специфические особенности....