Творческое взаимодействие хорового коллектива и педагога концертмейстера.
проект на тему

Ахметова Марина Валерьевна

о взаимодействии хорового коллектива и концертмейстера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc196.52 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение «Образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» города Радужный

Педагогический проект

Творческое взаимодействие хорового коллектива и педагога концертмейстера.

Автор проекта:

 педагог  первой квалификационной категории

М.В.Ахметова

Радужный  2013

  1. Актуальность

Проект разработан и реализован в Автономном учреждении «Образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств» города Радужный. Проект направлен на развитие  музыкальной культуры детей младшего школьного возраста. Проект реализован в рамках отделения музыкального искусства.

Хоровое пение на протяжении столетий было наиболее действенным видом массового музицирования. Передовые русские музыканты видели в пропаганде хорового пения основное средство эстетического воспитания и просвещения народа. Замечательной традицией отечественной хоровой культуры было пение с детских лет в хорах.  

В процессе хорового пения происходит интенсивное развитие ребенка, обеспечиваются разностороннее становление музыкально - творческих и личностных способностей. Музыкально-хоровая деятельность имеет целый ряд специфических особенностей, благоприятствующих массовому охвату детей, приобщению их к культуре и искусству, коллективному и индивидуальному творчеству. Дело в том, что первым и наиболее доступным источником музицирования для детей является – голос.

        Обучение хоровому пению должно быть направлено не только на развитие певческого голоса детей, но и на решение задач воспитания и общего развития ребенка. Пение – основной вид музыкальной деятельности, в которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни,  к музыке, к познанию красоты и законов музыкального искусства, обогащаются  переживания ребенка, активно формируются музыкальные способности.  Конечно, мало только петь, но певческая деятельность является стержнем всей работы по музыкальному воспитанию.                                                        Знакомство ребенка с «живой» музыкой, только что начинающего заниматься хоровым пением, обычно начинается через исполнителя этой музыки, человека, сидящего за музыкальным инструментом. Звуки музыки, извлекаемые концертмейстером из различных музыкальных инструментов, зачастую слышатся некоторыми детьми «вживую» впервые в своей жизни. Поэтому, очень важно, что бы дети услышали в разучиваемых ими музыкальных произведениях не только звуки инструмента, но и увидели образы, краски, ощутили настроения, прислушались к своим эмоциям. В последующем, при исполнении какого-либо произведения, они смогут выразить их посредством пения, передадут свои чувства слушателям. Научить ребенка такому исполнению любого музыкального произведения должны педагоги  музыканты, хормейстер, а так же и концертмейстер, поскольку именно он непосредственно создает музыкальное сопровождение и от его умения, настроения зависит восприятие этой музыки ребенком.            

             Концертмейстер хора – пианист, аккомпанирующий детскому хоровому коллективу на репетициях и концертах, осуществляющихся под руководством хормейстера, а также, при необходимости, помогающий группам хора разучивать партии в процессе работы над произведением.  

    Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах. Концертмейстер не должен упускать случая практически соприкоснуться  с различными жанрами исполнительского искусства, стараясь расширить свой опыт и понять особенности каждого вида исполнительства. Любой опыт не пропадет даром; даже если впоследствии определится узкая сфера аккомпаниаторской деятельности, в избранной области всегда будут встречаться в какой-то мере элементы других жанров.  

              Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а  одним из участников музыкального действия, причем, участником второплановым. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик.

     Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к хору – главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования),  ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.

Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении.    

  Мобильность,  быстрота и активность реакции также очень важны  для профессиональной деятельности концертмейстера.

Деятельность концертмейстера  включает в себя: разучивание хоровых партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

 Исходя из общих профессиональных требований,  концертмейстер должен:

  • профессионально владеть техникой игры на музыкальном инструменте;
  • уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности,  транспонировать в пределах терции текст средней трудности;
  • знать основные дирижерские жесты и приемы;
  • подбирать совместно с педагогом - хормейстером соответствующий музыкальный материал;
  • обеспечить  профессиональное и высокохудожественное исполнение музыкального материала на учебных занятиях, концертах, конкурсах и фестивалях;
  • способствовать развитию эмоционально – творческих задатков обучающихся, воспитывать их эстетический вкус;
  • разрабатывать совместно с педагогом – хормейстером тематические планы и программы;
  • участвовать в решении образовательных и воспитательных задач, стоящих перед обучающимися хорового отделения.  

          Актуальность проекта состоит в том, что творческое взаимодействие хорового коллектива и педагога концертмейстера,  является основой для развития музыкальной культуры, формирования яркого профессионального и высокохудожественного исполнения музыкального материала на концертах у детей младшего школьного возраста.  Правильная подача концертмейстером музыкального материала, его заинтересованность в разучивании конкретного произведения, доступность помогают выявить у ребенка скрытые творческие возможности, развить интерес к хоровому искусству.

В проекте принимали участие 16 обучающихся 7-9 лет. Проект реализуется через учебные занятия. Занятия с обучающимися   проводились в групповой форме. Срок реализации проекта сентябрь 2012 г. –  апрель  2013г.

Цель проекта –  сформировать основы  музыкальной культуры  у  обучающихся младших классов   на занятиях    хорового  пения  через  совместное взаимодействие хорового коллектива и педагога концертмейстера.

Следуя этой цели, необходимо выделить основные задачи:

Воспитательные

  • привить интерес к  хоровому  творчеству, приобщить к активной деятельности в области  хорового исполнительского искусства;
  • воспитать культуру сценического поведения;
  • воспитать музыкально-отзывчивую личность ребенка, чуткое отношение к исполняемой музыке;
  • воспитать дисциплинированность, ответственность;
  • воспитать доброжелательность в общении со сверстниками и педагогом концертмейстером.

Развивающие

  • развить творческий потенциал обучающихся в области хорового пения;
  • развить эмоциональную сферу обучающихся, через знакомство и осознание различных по характеру музыкальных произведений;
  • развить гармонический слух;
  • развить метроритмические навыки;
  • расширить кругозор обучающихся  через знакомство с музыкальными произведениями различных художественных стилей и эпох;
  • развить коммуникативные навыки и  умение работать  в коллективе.

Обучающие

Обучить:

  • навыкам  работы над одноголосными и двухголосными партитурами;
  • основам музыкальной грамотности;
  • навыкам исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива;
  • навыкам правильного прочтения текста (штрихи, оттенки, средства музыкальной выразительности);
  • ритмической точности в исполнении хоровых партитур,  способности чувствовать ритмическую пульсацию;
  • навыкам коллективного хорового исполнительского творчества, отражающим взаимоотношения между концертмейстером и хоровым коллективом;
  • сформировать музыкально – образные представления.

Здоровьесберегающие:

  • развить позитивное отношение к занятиям, уверенность в своих силах;
  • создать атмосферу доверительного общения, сотворчества, сотрудничества, сопереживания.
  • сохранить физическое здоровье  ребёнка (общий жизненный тонус, бодрое жизнерадостное  настроение).

Мотивационные:

  • сформировать потребность  в музыкально – исполнительской деятельности, как деятельности по самовыражению через музыку;
  • сформировать  устойчивый  интерес  к музыкальному искусству.

 

  1. Содержание проекта

1 этап – подготовительный (начальный)  сентябрь 2012г.  

Прослушивание обучающихся,  психoлогo – педагoгическая диагностика индивидуальных особенностей детей с целью выявления:

- желания заниматься пением;

- эмоциональной отзывчивoсти на музыку и словo;

- наличие музыкального слуха, чистоты интонирoвания;

- уровня развития музыкальной памяти (умение запoмнить и повторить небольшие - мелодические обороты в диапазоне первoй октавы);

- организационные мероприятия (создание групп, сoставление расписания занятий, знакомство с детьми и педагoгами и т.д.).  

2 этап – основной, практический. Октябрь 2012г. – март 2013г.  

Формирование основных музыкальных навыков:

Слуховые навыки:  не все дети умеют воспроизводить услышанную мелодию. Слушая хoрмейстера, подкрепленного игрой концертмейстера, на занятиях прежде всего необходимо добиваться унисонного звучания. На этoм же этапе ребенку разъясняется понятие ладового звучания (мажор, минoр). Даются понятия звуковысотности, направления  мелодии, фразировки,  штрихов, динамики, характера музыки.

Исполняя некоторые хоровые произведения с концертмейстером, хорист слышит одновременно массу звуков, тем более, что довольно часто хоровая партия и партия фортепиано не совпадают: ни мелодически, ни гармонически. В этом случае перед ребенком стоит очень сложная задача: слушать фортепианную партию и при этом очень четко, грамотно, уверенно исполнять свою партию. Это развивает гармонический слух обучающихся, и  в будущем   позволит  им   безбoлезненно вступить  на следующую ступеньку своего развития - исполнение многoголосных произведений с аккомпанементом и без него.  

В развитии метроритмических навыков обучающихся решающую роль играет концертмейстер, показывающий ребенку точный ритмический рисунок исполняемого произведения, позволяет своей игрой ощутить ритмическую пульсацию. Однoвременно с этим дети  получают представление о размерах, о длительностях нoт, особенностях ритмических рисунков,  пунктирах, паузах и т.д.

Формирование навыков ансамблевого исполнительства включает развитие умения слушать и слышать не только себя, но и окружающих, а также  партию аккомпанемента во время исполнения хорового произведения. Только слаженное звучание хора и партии фортепиано способно качественно воспроизвести музыкально-художественный образ.

Исполнительские навыки у обучающихся приобретаются регулярными и систематическими занятиями. С помощью концертмейстера, исполняющего фортепианные партии, у  ребенка формируется музыкально - образные представления, воспитываются лучшие человеческие чувства, эмоции. Вокально - хоровая музыка связана с поэтическим текстом, что помогает ему лучше представлять общее настроение, чувства, характер исполняемого произведения.  

Работа над развитием художественного  вкуса  ведется на протяжении всего обучения.  На начальном этапе эта работа связана с введением  в репертуар несложных образцов классической музыки русских и зарубежных композиторов, народной детской музыки, песен современных авторов. Педагог акцентирует внимание обучающихся на выразительности, правильном формировании звука, разъясняет способы исполнения. При этом расширяет кругозор обучающихся,  учит понимать высокохудожественные образцы музыкального искусства.

Выразительность исполнения  достигается развитием дикции, артикуляции, точностью исполнения штрихов, правильной подачей динамики исполняемого произведения.

Работа с партитурой  связана с регулярным изучением с педагогом и самостоятельно ребенок добивается беглогo и грамотного чтения партитуры (ноты, размер, штрихи, длительности нот, тональность, динамика, темп).

 3 этап - завершающий. Апрель 2013г. Настоящий этап представляет собой проведение итогов обучения.

Отчетный концерт - ребенок показывает своё умение слаженногo исполнения хоровых произведений на сцене в присутствии зрителей, умение сконцентрировать свое внимание на руководителе хора, четко выполнять его указания, во время выступления  выражает свою эмоциональность, уверенность, артистизм. 

  

  1. Методическое обеспечение проекта

В реализации проекта были использованы следующие методы обучения:

Словесный  (объяснение, разбор, анализ музыкального материала).

Наглядный  (показ, демонстрация отдельных частей, и всего произведения).

Практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия).

Прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов (для повышения общего уровня развития обучающихся).

Индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом возрастных особенностей работоспособности, работоспособности и уровня подготовки.

Работа концертмейстера с хоровым коллективом значительно отличается от занятий с вокалистами, солистами-инструменталистами и имеет свои специфические особенности. Профессиональный концертмейстер, аккомпанируя хору, всегда должен помнить о голосовой, певческой природе хорового звука, и даже исполняя произведения, где присутствуют оттенки мощного «форте», никогда не переходить на форсирование звука. Наоборот, опытный концертмейстер всегда стремиться преодолеть ударную молоточковую природу своего инструмента, подражая хоровому звучанию.

Одним из важнейших начальных этапов обучения хоровому пению детей является подбор произведения с облегченной фактурой, то есть с обязательной хоровой партией и с минимальным присутствием сложных «уходов» от основной темы. Учитывая неточность  детского интонирования на данном этапе обучения, возникает необходимость дублирования основной мелодии, которая зачастую не выписана в тексте сопровождения. Концертмейстеру необходимо адаптировать  трехстрочное изложение нотного текста  для двуручного исполнения, не теряя целостности характера произведения.  С приобретением опыта исполнения хоровых произведений ребенок становится восприимчивым к более сложной подаче музыкального материала. Он становится способен слышать подголоски мелодии, полифоническое звучание аккомпанемента. Ребенок уже может слышать своего «соседа», почувствовать роль своего голоса во время исполнении песни.

Концертмейстер в процессе работы должен овладеть навыками общения с младшим и старшим детскими хоровыми коллективами. Он должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие приемы, как цепное дыхание, активная дикция и др.

Концертмейстеру необходимо постоянно следить за жестами дирижера во время исполнения, поэтому он обязан знать основы дирижерской техники (понятие «ауфтакта», «точки», «снятие звука», жесты, изображающие штрихи и оттенки, дирижерские сетки соответствующие простым и сложным размерам). В целом это называется способностью концертмейстера понимать дирижерские жесты и намерения. Нужно помнить также, что показ оттенков, штрихов и других выразительных средств во многом зависит от индивидуальности хормейстера.  

На занятиях хора концертмейстеру иногда по просьбе хормейстера нужно показывать звучание отдельных фрагментов музыки, проигрывая все или отдельные голоса хоровой партитуры. Здесь не обойтись без навыков беглого чтения с листа, умения совместить хоровую партитуру с аккомпанементом в исполняемом произведении. Благодаря владению данными навыками, концертмейстер добивается выразительности, создавая образец исполнения для участников хора. При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать детей. Ему следует точно передавать авторский музыкальный текст, создавать целостный художественный образ, при этом важно взять нужный темп, верно, распределить кульминации, агогику и др. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.) Это поможет хористам точнее понять сущность нового произведения.

Также необходимо единство внутренней ритмической пульсации хормейстера и концертмейстера. Эти два человека должны существовать в одном ритмическом измерении. На уроке хора концертмейстер должен осуществлять постоянный контроль над ритмической точностью в музыкальных произведениях (особенно на этапах разучивания), опираясь при этом на партию аккомпанемента. На каждом занятии концертмейстер должен быть помощником и соратником хормейстера.

Если дирижер непосредственно работает над хоровой партитурой, приемами звукоизвлечения, вертикалью, дыханием и фразировкой, концертмейстер, помогая ему во всех деталях, всегда несет ответственность за передачу настроения исполняемого произведения. Часто случается, что партия фортепиано призвана передать настроение музыки еще до того, как вступил голос. То же относится и к фортепианным интерлюдиям и постлюдиям, которые как бы «договаривают» то, что недосказано в стихах и мелодии голоса. Здесь необходимо умение играть свободно, выразительно, не торопясь, гибко, т.е. умение пользоваться rubato, строго контролируя при этом темп и ритм.

Концертмейстер должен уметь держать установленный на репетициях темп каждого из исполняемых произведений, помнить, какой темп наиболее удобен для хористов, уметь при необходимости легко переключаться на новый темп, помогая дирижеру и ведя за собой хор, обладать твердым чувством ритма.

Пианисту необходимо постоянно следить за жестами дирижера, поэтому он обязан знать основы дирижерской техники и уметь играть «по руке» дирижера. Важным моментом в работе концертмейстера является умение трансформировать звучание музыки в зависимости от жестов дирижера, порой даже наперекор логике исполнения произведения.  

   Так, в процессе распевания  музыкальное оформление распевок и упражнений полностью предоставляется педагогу – концертмейстеру. Таким образом,  у хормейстера появляется больше возможностей следить за техникой и качеством исполнения  обучающихся, а концертмейстер, в свою очередь, помогает делать учебное занятие более ярким и насыщенным посредством творческой аранжировки вокально-хоровых произведений. Умение оказать помощь дирижеру в распевании участников хора, владение  различными видами упражнений  способствует формированию вокально-хоровых навыков обучающихся, задавая четкий ритм работы. Понятно, что не только от дирижера, но от профессионализма аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений для распевания хора.

  Помощь хормейстеру начинается уже с распевания (к примеру, попевка «Горошина») хора под придуманный концертмейстером аккомпанемент различными штрихами - legato, staccato, marcato, creshendo, diminuendo. В этом случае обучающиеся, слушая концертмейстера, определяют штрих исполнения ими распевки.  Особенно важна помощь концертмейстера  при показе самого простейшего вида двухголосия – канона, всех его трех видов  – дикционного, ритмического, мелодического (например, русская народная песня «Куры, гуси, да индюшки»).  Исполняя тему или подголосок к теме, концертмейстер помогает хормейстеру изучать с обучающимися двухголосие.

 В некоторых распевках, используя приемы варьирования темы, изменения штрихов в аккомпанементе, "сбивая" с главной темы, концертмейстер обучает детей прочно держать свою партию, слушать себя и соседа, оценивать звучание в целом.

            Довольно значительна роль концертмейстера и при разучивании песен. Так, в  песне как «Зимний вальс» музыка и слова Ю.Забутова, концертмейстер помогает хористам точно удерживать мелодию песни, дублируя её в аккомпанементе. В песне «Летом на лугу» музыка Н.Смирновой, слова Н.Майер, концертмейстер в своём вступлении задаёт темп и динамику исполнения хора. При исполнении песни «Милый мой дом» музыка М.Еремеевой, слова С.Еремеева, задача концертмейстера подчеркнуть характер произведения, помочь перестроиться при смене лада минора на мажор путем изменения тональности, темпа, которые влекут изменение штриха. Особенность данного произведения в исполнении этой песни хором и солистом при соответствующей смене концертмейстером.

                Участвуя в данном проекте, концертмейстер с помощью хормейстера старается создать на занятиях эмоционально насыщенную обстановку. Во время разучивания и исполнения артикуляционной гимнастики    концертмейстеру необходимо создавать яркие музыкальные иллюстрации,  будь то подобранные миниатюры или же импровизационные зарисовки соответствующего характера и движения. На данном этапе обучающимся даются понятия звуковысотности, тембральной окраски звука, ладовой принадлежности мелодии, фразировке, штрихах, динамике, характере музыки. Роль концертмейстера состоит в  точной передаче музыкальных образов исполняемых произведений, для этого используются богатые средства выразительности, тонкие звуковые градации, колористическая многогранность музыкальной палитры.

                Неотъемлемым качеством хорошего концертмейстера является, прежде всего, умение слушать и слышать. Взаимопонимание и согласие лежат в основе создания единого плана интерпретации музыкального произведения, поэтому необходимо чутко реагировать на все указания хормейстера, чувствовать настроение хорового коллектива, проникаясь его задачами и трудностями.  

Поэтому получается, что творческий союз хор - фортепиано это правильный звуковой баланс между вокальной и инструментальной партией. Концертмейстер  должен всегда слышать вокальную партию сквозь звучание своего инструмента и также воспитывать у хористов внимательное отношение к фортепианному сопровождению как важнейшему фактору создания художественного образа произведения.

  1. Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта у обучающихся появился интерес хоровому творчеству,  как во время репетиционных занятий, так и в моменты выступлений на сцене. Дети получили четкое представление о сценическом поведении, научились спокойно и с внутренним достоинством вести себя на сцене во время концерта, чувствовать себя уверенно в присутствии зрителей.  Во время хоровых репетиций научились понимать требования педагога и концертмейстера, правильно выполнять их указания, быть дисциплинированными, ответственно относиться к общему делу, доброжелательно общаться со сверстниками и педагогами.

Обучающиеся приобрели навыки  пения  в унисон,  научились правильно тембрально сливаться с другими участниками хора, и в то же время слышать и оценивать своё звучание. Началось активное развитие метроритмических представлений, гармонического слуха, (обучающиеся  научились исполнять песни без дублирования мелодии в аккомпанементе,  исполнять каноны).  При помощи концертмейстера  обучающиеся ритмически точно воспроизводили хоровую партитуру, научились чувствовать ритмическую пульсацию. 

На занятиях в хоровом классе обучающиеся получили основы музыкальной грамоты, основы работы над одноголосными хоровыми партитурами. Научились точному  прочтению текста с выполнением средств музыкальной выразительности  (штрихи, динамика, темп и т.д.).

Расширился кругозор, обучающиеся освоили большое количество произведений, научились понимать  их внутреннее строение (форму),  познакомились с  музыкальной  терминологией, узнали авторов музыки и слов, исполняемых произведений, название и звучание основных музыкальных инструментов.

В процессе изучения различных вокально – хоровых произведений  дети стали более отзывчивы на разнообразные музыкальные образы, произошло развитие эмоциональной сферы обучающихся, сформировались музыкально - образные представления.

Обучающиеся стали понимать значимость роли концертмейстера при разучивании и исполнении песен. Они могут уловить тональность исполняемого произведения по вступлению и, даже, по первым нотам. Они стали понимать характер, динамику, соблюдать темп, данный концертмейстером, улавливать баланс звучания музыкального инструмента и хора.

             Итак, в результате реализации данного проекта, произошло успешное формирование музыкальной культуры у обучающихся; развитие навыков пения, развитие музыкального слуха и голоса, качеств, необходимых хористу: чувство ансамбля, умение слышать хор в целом и себя в хоре.

           Мы в праве надеяться, что к концу обучения, из неуверенных в себе, незнакомых с музыкой и элементарными правилами хорового пения детей, получились  любящие искусство пения, музыкально грамотные, уверенные в себе, уважающие педагогов и своих товарищей настоящие хористы. Результат деятельности педагогов  по достоинству оценили  слушатели - родители, друзья и близкие, побывав на выступлении хора. Важно не забывать о разностороннем развитии ребенка, уделять внимание его здоровью, развивать любые положительные качества, т.к. главное - это не только научить ребенка петь, но и помочь ему стать уверенным, жизнерадостным, творческим человеком.            

           Из всего вышесказанного видно, что задачи концертмейстера очень сложны и разнообразны. Концертмейстер – первый помощник педагога , друг и наставник хорового коллектива.

           Концертмейстеру важно всегда быть в подтянутом творческом состоянии, не играть недоученные произведения, благожелательно  и добросовестно заниматься с  учениками , ибо бездушные и формальные занятия приводят к аналогичному отношению детей к этим занятиям.

Являясь помощником педагога, концертмейстер не только учит с хором репертуар, но и в значительной мере помогает учащимся усваивать указания преподавателя. Чем больше работает концертмейстер в классе одного педагога, тем прочнее взаимопонимание между ними и даже «рабочая терминология» у них становится общей.

          Во времена концертных выступлений хора концертмейстер должен быть особенно внимателен и чуток. Учащиеся  от волнения могут забыть темп, не вовремя вступить, «сползти» с тональности. Концертмейстер должен компенсировать, если это необходимо, темп, а часто настроение и характер, а в случае надобности незаметно подыграть мелодию. Но все эти сугубо профессиональные задачи, требующие большого внимания и сосредоточенности, никоим образом не должны  помешать  самому  пианисту  творчески  участвовать  в процессе исполнения. Он должен быть спокоен и собран, передавать свою уверенность и настроение партнерам.

          Стать  хорошим хоровым концертмейстером может лишь тот, кто понимает всю сложность и многообразие этой профессии и по-настоящему любит хоровое искусство.

               

                                                  Литература

 1.  Абелин.ЛМ. Как организовать детский хор. - Работа с детским хором. Сборник статей под ред. В.Г.Соколова. М.,"Музыка."1981.
          2. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения.1961.

3.  Кубанцева Е.И. Концертмейстерство - музыкально-творческая деятельность. Музыка в школе. 2001.- №2.

4.  Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста - концертмейстера. Музыка в школе. 2001. - №4.

5.  Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. О работе концертмейстера. М.: Музыка, 1974.

6.   Шендерович Е.М.  В концертмейстерском классе:  Размышления педагога. - М.: Музыка, 1996.

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Особенности взаимодействия концертмейстера, учащегося и пеподавателя в вокальном и хоровом коллективах"

В данной методической разработке представлены общие характеристики профессиональной деятельности концертмейстера и педагога,  а также рассматривается аспект взаимодействия концертмейстра, педагог...

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ"

В данной работе рассматривается ряд вопросов концертмейстерской деятельности, а именно: основные способности ,умения и навыки , необходимые концертмейстеру, а также специфические особенности работы пи...

Особенности работы концертмейстера на занятиях с хоровым коллективом.

В данной статье затронуты основные аспекты работы пианиста-концертмейстера с хоровым коллективом....

Особенности работы концертмейстера на занятиях с хоровым коллективом.

Статья о деятельности концертмейстера - пианиста, о важной роли его работы, о ряде качеств и умений разного характера, необходимого высокопрофессиональному и грамотному концертмейстеру....

Методическая разработка«Специфика работы концертмейстера с хоровыми коллективами»

Работа концертмейстера с хоровым коллективом значительно отличается от занятий с вокалистами, солистами-инструменталистами и имеет свои специфические особенности....

О некоторых особенностях работы концертмейстера с солистами-вокалистами и учебными хоровыми коллективами.

В данной  статье освещаются  частные аспекты работы  концертмейстера.  Материал  может  быть полезен коллегам в качестве  ознакомления  с изложеннным  мнен...

Методический доклад: «Работа и творческое взаимодействие концертмейстера с педагогом-инструменталистом и учеником. Самостоятельная работа концертмейстера.»

Концертмейстеру принадлежит очень важная роль в образовательном процессе - будить творческую фантазию ученика, создавая своим исполнением качественную художественную среду для создания музыкально- худ...