Методическая разработка «Особенности подготовки к спортивной эстафете по легкой атлетике»
методическая разработка по физкультуре на тему

Магданов Сергей Николаевич

Методическая разработка «Особенности подготовки к спортивной эстафете по легкой атлетике» (Из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая  разработка

«Особенности подготовки к спортивной эстафете по легкой атлетике»

(из опыта работы Магданова С.Н.)

Легкую атлетику недаром называют королевой спорта. Она является одним из основных средств физического воспитания подрастающего поколения.

Легкая атлетика вообще и легкоатлетическая эстафета в частности были введены  в программу Олимпийских игр в 1908 г.

Само слово "эстафета" французского происхождения. Связано оно со скорой конной почтой (посылкой нарочных гонцов). В наши дни это отдельный зрелищный вид спорта, пользующийся огромной популярностью. Эстафета является составной частью программы соревнований спортсменов-профессионалов в плавании, биатлоне, конькобежном спорте и спортивном ориентировании.

Легкоатлетическая эстафета — захватывающее зрелище и вызывает настоящий шквал эмоций у участников и многочисленных зрителей. кубок Главы города,  на кубок Президента РС (Я), которые традиционно проводятся осенью и  эстафета на призы газеты «Якутия»  весной, посвященная  Дню Победы.

Соревнования организуются с целью патриотического воспитания и широкого приобщения подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом, популяризации легкой атлетики и массового спорта, повышения спортивного мастерства,  выявления сильнейших команд учебных заведений.

Легкоатлетическая эстафета - отличное средство укрепления командного духа и сплочения спортсменов. Любой, кто хоть однажды участвовал в ней (например, на школьных уроках физкультуры), навсегда запомнит непередаваемое чувство бурлящего адреналина.

В течение всего учебного года провожу  целенаправленную  подготовку учащихся  на уроках, посвященных легкой атлетике.  И все же для успешного выступления в спортивных соревнованиях одних уроков мало, поэтому активно вовлекаю  учащихся   в секцию  лёгкой атлетики, которой я руковожу.

Спортивная эстафета невозможна без активного участия учителя, главной задачей которого для обеспечения успеха служит правильный подбор участников в эстафетную команду. Соответственно  я провожу кропотливую работу по отбору, набору в секцию  и начальной подготовке юных спортсменов.  Очень важно вовремя заметить, не упустить время  и начать первичную легкоатлетическую  подготовку.  Для этого тестирую  учащихся по заранее подготовленным программам ежегодного мониторинга по  возрастным группам.  Выбирая спортсменов для участия в соревнованиях, я учитываю личные показатели каждого из них, добиваюсь согласованности бегунов между собой, хорошей отработки техники при передаче палочки и наличие командного духа.

Большой интерес  для всех  жителей, школ, особенно учителей физической культуры города представляют  ежегодная традиционная  легкоатлетическая  эстафета на призы газеты  « Якутия» из 14 этапов, которая  проводится 9мая на  улицах города, также  президентская л/а эстафета и на призы Главы города Якутск  из 11 этапов, которые проводятся ежегодно в начале учебного года на стадионе.  Эстафеты являются смешанными, этапы варьируются от 100м до 1100м

На секциях по легкой атлетике  для развития быстроты и оптимальной техники бега  включаю в тренировки упражнения для бегунов на средние и длинные дистанции:

1.Традиционный бег с высоким подниманием бедра

2. (На его основе) семенящий бег, который используется фактически как упражнение для развития темпа движений. Внимание здесь акцентируется не на расслаблении, как это обычно делается, а на темпе и на том, чтобы встреча ногой дорожки обязательно была под тазом (чтобы реакция опоры срабатывала точно в таз)

3. Бег с высоким подниманием бедра, переходящий в семенящий бег, затем опять на высокое поднимание бедра и т.д. Главное в этом упражнении — научиться переключаться, так как по дистанции (даже если это 60 м) невозможно постоянно бежать с максимальной скоростью

4.Бег на прямых ногах. Идея, как и везде, — передний шаг, опора «под тазом» и амортизация стопой

5. Бег прыжками с акцентом на быстрый вынос ноги, быструю встречу дорожки, быструю подборку с опоры, а не на отталкивание, как это делают многие, По ритму — это бег, но прыжками

6. Бег с акцентом на одну ногу, не обращая внимания на другую. Выполняется на отрезке 60 м со сменой ног после половины дистанции. Это упражнение рассматривается и как работа на технику и на скорость в нестандартных условиях

         

      Также в тренировки  включаю упражнения для развития быстроты движений спринтера.

Вид заданий

Дозировка

Методические указания

Бег в упоре с максимальной частотой шагов (на месте)

3—5 раз х 3—4с

Быстро, еще быстрее, «очень быстро», «как можно быстрее». Следить, чтобы бегуны не приседали, не опускали голову, не делали судорожных движений

Быстрые движения руками на месте, как в беге

3—5 раз х 3—4с

Те же

Бег на месте без упора с максимальной частотой

2—3 раза х 4—5с

Движение не должно переходить в судорожное топтание. Внимание на ритм

Бег с максимальной частотой, укороченными шагами, по меткам

2 х 10 м, 3—4 серии. Отдых между пробежками 2 мин, между сериями —

3—4 мин

Следить за осанкой, работой рук, постановкой ноги на грунт

Бег с максимальной частотой через набивные мячи

12—15 мячей х 6 — 8 раз. Паузы отдыха 1,5 — 2 мин

Не отклоняться назад. Бежать высоко

Продвижение вперед с высоким подниманием бедра, с максимальной частотой

 3раза 10—15 м. Паузы отдыха — 1,5—2 мин

После окончания упражнения переходить в свободный бег 10 — 15 м

Подвижные игры

12—13 повторений

Сигнал дается при различных и. п.: стоя лицом, спиной друг к другу; лежа, выполняя прыжки и т. д.

Бег по лестнице с максимальной частотой

4—6 раз х 20 —30 ступенек, отдых 2 — 3 мин

Не делать судорожных движений

Повторное пробегание 8—10 м с ходу на максимальной скорости через 30 м легкого бега

(2—3 раза х 8—10 м), 2—3 серии, между сериями отдых 3 мин

Не сжимать челюсти, не сжимать пальцы в кулак

Включение в бег на максимальной скорости по сигналу

Быстрый бег 5 — 6 м, затем бег трусцой, 3—4 повторения

Включаться в бег на максимальной скорости, расслабляться в беге трусцой

Разнообразные эстафеты с элементами быстрого бега, прыжков

Пауза отдыха между пробежками 3 мин

Не терять контроль в беге и во время передачи эстафетной палочки

Еще одним обязательным элементом комплексной тренировки бегунов  является их силовая подготовка, без совершенствования которой невозможен красивый «летящий» бег. Для этого постоянно применяю  на тренировках, особенно в подготовительном периоде: бег по лестницам, бег с утяжелением, общеразвивающие, прыжковые, силовые упражнения,  многоскоки, кроссовую подготовку.

В течение всего подготовительного периода  готовлю учеников к соревнованиям не только самим процессом тренировки, но и соответствующим психологическим настроем.  Я  внушаю, что  не нужно надеяться на низкие результаты своих противников: наоборот, задолго до соревнования,  надо быть готовым к тому, что они могут  добиться очень больших успехов.  Также   что  нельзя и переоценивать противника, заранее мирясь с поражением; не следует проявлять злобу к противнику; начинать состязание с чувством собственного превосходства, даже при слабом противнике,  что победу способна дать лишь слаженная работа всех участников легкоатлетической эстафеты. И, конечно, не вешать себе медаль на грудь, еще не завоевав ее.                    

Достижению высоких спортивных результатов способствует понимание учеником того, что его организм обладает  большими потенциальными силами и возможностями проявлять чудеса силы, быстроты, ловкости, выносливости, что многое зависит лишь от него самого.

Показательным итогом  качественной работы  служит конкретный результат в спортивных соревнованиях по легкой атлетике:

2012г. 9 мая -        4место в л/а эстафете, посвященной дню Победы

2012г. сентябрь -  2место в л/а эстафете  на кубок Главы города

2013г. 9 мая -        2место в л/а эстафете, посвященной дню Победы

2013г. сентябрь -  1место в л/а эстафете  на кубок Главы города

2014г. 9 мая -         2место в л/а эстафете, посвященной дню Победы

2014г. сентябрь -   4место в л/а эстафете  на кубок Главы города

2015г. 9 мая -         4место в л/а эстафете, посвященной дню Победы

2015г. сентябрь -   2место в л/а эстафете  на кубок Главы города

2016г. 9 мая -         2место в л/а эстафете, посвященной дню Победы

2016г. сентябрь -   2место в л/а эстафете  на кубок Главы города

2017г. 9 мая -         4место в л/а эстафете, посвященной дню Победы

2017г. сентябрь -   3место в л/а эстафете  на кубок Главы города


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию спортивной подготовки. Вид спорта легкая атлетика.

Рабочая программа по дополнительному образованию спортивной  подготовки. Вид спорта легкая атлетика. Программа составлена в соответствии с примерной программой спортивной подготовки для детей де...

Программа спортивной секции по легкой атлетике

Программа по легкой атлетике разработана для учащихся 1-4 классов. Может быть полезна учителям физической культуры и организаторам спортивной работы...

Программа спортивной подготовки по легкой атлетике для возраста 9 - 17 лет

Предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей и тренеров - преподавателей...

Спортивной секция по легкой атлетике

Рабочая программа составлена для учащихся 5 -9 классов. Направлена на подготовку детей к спортивным соревнованиям по легкой атлетике....

Доклад на тему: "Особенности развития физических качеств на уроках легкой атлетики".

Основные задачи раздела:Легкая атлетики":обучение школьников жизненно важным навыкам и умениям,развитие основных двигательных качеств,состовляющих основу ОФП учащихся....

Рабочая программа спортивной подготовки по легкой атлетике

   Учебная программа по легкой атлетике для МУ ДО «ДЮСШ Агинского района» при Южно-Аргалейской СОШ составлена на основе Примерной программе по легкой атлетике, нормативных...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Легкая атлетика» для учащихся 7 - 8 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности«Легкая атлетика»для  учащихся 7 - 8 класса...