Открытый урок по рисунку "Упражнение на проведение прямых линий"
план-конспект урока по теме

Ершова Ильмира Минухановна

Открытый урок для первого класса. " Упражнение на проведение прямых линий". Способствует развитию глазомера. твёрдости руки; фантазии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образование детей

«Нижнеодесская детская школа искусств»

_____________________________________________________________________________

Конспект урока

по рисунку

«Упражнение на проведение прямых линий»

1 «а» класс (4 года обучения)

                                                                            Преподаватель отделения

                                                                            изобразительных  видов искусств

                                                                            Ершова И.М.

                2011 год

03.10.11.

Открытый урок по рисунку

преподавателя Ершовой И.М.

1 «а» класс

          Тема урока: «Упражнение на проведение прямых линий»

 Цели:

-  развивать познавательную активность;

- закреплять навыками работы графическим карандашом.

Задачи:

 - формировать знания о понятии: точка, линия, прямая, отрезок;

 - активизировать мыслительную деятельность;

 - способствовать развитию глазомера;

 - способствовать развитию твёрдости руки;

 - способствовать развитию навыков самоорганизации.

 Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

 Оборудование и материалы:

Для учащихся: планшеты, листы бумаги А4 (можно обои), мягкий графитный  

            карандаш, цветные карандаши (по желанию), ластик.

Для учителя: доска, мел, листы бумаги А3 (можно обои), мягкий графитный  

            карандаш, цветные карандаши.

Этапы урока:

I Организационный этап

  1. Организационный момент - 2 мин.
  2. Сообщение темы, цели, задач урока - 3 мин.

II Основной этап

  1. Объяснение нового материала - 12 мин.
  2. Практическая работа - 20 мин.

III Заключительный этап

  1. Подведение итогов; выставка работ - 8 мин.

Зрительный ряд:

   - изображение точки, линии, отрезка, прямой;

    - этапы работы на формате А3.

I Организационный этап

  1. Организационный момент

Приветствие класса,

Проверка отсутствующих в классе. Запись в классном журнале.

Проверка готовности к уроку.

  Что нам необходимо для работы на уроке?

  Загадки о художественных материалах:

       Вдруг на нём в конце урока

       Появились волны, море,

       Пять медуз, два осьминога,

       Лодка в голубом просторе.

А с утра был бел и чист Ваш

"мольберт" - альбомный...

(лист)

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

(карандаш)

        Вы простым карандашом

Нарисуйте школу, дом,

А цветным карандашом

Свой листок раскрасьте.

Чтоб подправить всё потом,

        Пригодится...

   (ластик)

   2.  Сообщение темы урока: «Упражнение на проведение прямых линий»

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Всем я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я?..

(линейка)

А рисует ли художник по линейке? Конечно, нет!

Сегодня мы будем учиться проводить прямые линии без линейки. Нам в работе помогать будут такие выразительные средства рисования как точка, линия, пятно.

II Основной этап 

3.  Объяснение нового материала.

Что такое точка?

 Вы когда-нибудь задумывались о значении точки?

 А ведь точка - это: 

-  Знак препинания, введенный в 11 веке для обозначения конца  

   предложения.

-  Символ, отделяющий элементы сложной нумерации в списке.

-  Место, где либо (на местности, на карте и т.п.)

-  Элемент многих знаков или букв.

-  В нотной записи значок увеличивающий продолжительность звука в  

   полтора раза.

-  Точка – это длинная прямая линия, если ее многократно продолжить.

-  Точка – это след от карандаша.

Что такое линия?

-  Линия – это черта на плоскости, на какой-нибудь поверхности или в    

    пространстве.

-  Прямая линия (кратчайшее расстояние между двумя точками).

-  Ломаная линия; тонкая линия, жирная линия.  

-  Линии руки (ладонные). 

-  Трамвайная линия, воздушная линия, морские линии.

-  Телеграфная линия, высоковольтные линии.

-  Черта, определяющая направление, предел, уровень чего-нибудь:  

   линия прицела, линия полета снаряда, линия горизонта, береговая  

   линия.

Что такое отрезок?

-  Отрезок – это прямая, ограниченная двумя точками.

-  У отрезка есть начало и конец.

Что такое прямая?

-  Прямая – это одно из основных понятий в геометрии.

-  Прямая не имеет начала и конца.

-  Прямая обладает только длиной (бесконечной) и состоит из  

   бесконечного количества точек.

Что такое пятно?

-  Пятно – это часть какой-либо поверхности, выделяющаяся по цвету, тону.

-  Пятно – это след, оставленный на поверхности чем-либо пачкающим.  

-  Пятно (разговорное) – что-либо позорящее, порочащее или крайне  

   неприятное.

4. Практическая работа

Закрепите лист вертикально, или на планшете под углом, возьмите карандаш в руку так, как мы учились его держать в предыдущем уроке. Расположите на листе точки в любом месте, равномерно заполнив пространство листа в центре. Теперь начинаем проводить линии от точки до точки. Выберите любую приглянувшуюся пару точек и соедините их.

После этого присмотрите следующую точку и вновь соедините. Старайтесь, что бы линии были ровные, начинались и оканчивались ровно в точках. Конечно, с первого раза это вряд ли получиться, даже у художников, если они не рисуют несколько лет, это упражнение получается, после некоторой тренировки.

Самое главное, при выполнении этого упражнения не пользоваться линейкой и не поворачивать лист. Наша задача заключается в том, чтобы научить руку выполнять то, что вы ей «приказываете». Старайтесь проводить линии в разных направлениях. Справа на лево и на оборот, слева на право. Сверху вниз, конечно, удобнее проводить, но снизу вверх тоже надо учиться проводить ровные линии. Линии должны пересекаться между собой.

Когда все точки будут соединены, должно получиться непонятное, загадочное нагромождение геометрических фигур. Каждый раз рисунок будет разный, ведь точки располагаются в произвольном порядке. Иногда получается что-то очень забавное и интересное.

Делайте это упражнение, пока линии не станут получаться ровными и точными. Возможно, вам придется испортить много бумаги, не расстраивайтесь, для экономии бумаги можно перевернуть лист и снова за работу.    Наиболее удачный вариант можно оставить для работы в цвете.

III Заключительный этап

5. Просмотр работ; подведение итогов.

Просмотр рисунков.

Попытаться увидеть в получившихся рисунках какой-либо образ, определенную форму.

Похвалить за хорошую работу на уроке.

Оценить работы.

Дома повторить упражнение самостоятельно, можно провести конкурс семьи «У кого самые прямые линии?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математика 6 класс. Тема: "Прямые на плоскости и в пространстве. Расстояние".

В данном материале описано проведение открытого урока по математике для учеников 6 класса. Обобщающий материал на тему: "Прямые на плоскости и в пространстве. Расстояние"....

Открытый урок в 6 классе "Координатная прямая"

открытый урок в 6 классе по теме "Координатная прямая" . урок открытия новых знаний, сруктура урока соответствует фгос...

Открытый урок в 6 классе "Координатная прямая"

открытый урок в 6 классе по теме "Координатная прямая" . урок открытия новых знаний, сруктура урока соответствует фгос...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Построение чертежа прямой юбки»

Методическая разработка открытого урока по теме: «Построение чертежа прямой юбки»...

Открытый урок по математике 5 класс "Прямая. Луч. Отрезок"

Разработка открытого урока по математике для 5 класса "Прямая. Луч. Отрезок"...

Конспект открытого урока по теме "Волейбол" - нижняя прямая подача. 9 класс.

Конспект открытого урока по теме "Волейбол" - нижняя прямая подача. 9 класс....