ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «НЕИЗВЕДАННАЯ ЮГРА». 6 КЛ
рабочая программа (6 класс) на тему

Друзина Галина Владимировна
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности для формирования духовно богатой, высоконравственной, интеллектуальной, патриотической личности. Этому способствует изучение прошлого и настоящего своей “малой родины”, ее уникальной и самобытной культуры, ее природы. Знать родной край – значит уметь ценить его прошлое, любить настоящее, вносить свой вклад в будущее. Человек, который не знает и не любит свою малую родину, никогда не сможет полюбить Отчизны. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Югории. Изучение вопросов культуры коренных народов, охраны природы является стержнем для всего курса «Неизведанная Югра». Знания, полученные на теоретических занятиях, закрепляются в практической деятельности школьников: проводятся экскурсии и походы, встречи с интересными людьми, исследовательские задания, игровые занятия, практикумы. Дети привлекаются к посильному участию по охране природы, что способствует развитию навыков общественной работы . Таким образом, данная программа актуальна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Друзина Г. В.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«НЕИЗВЕДАННАЯ ЮГРА». 6 КЛ

                                                                                         Автор:   Друзина Галина   Владимировна,

                                                                                               учитель географии.

                                                                                :  

                                                            1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности для формирования духовно богатой, высоконравственной, интеллектуальной, патриотической личности. Этому способствует изучение  прошлого и настоящего своей “малой родины”, ее уникальной и самобытной  культуры, ее природы. Знать родной край – значит уметь ценить его прошлое, любить настоящее, вносить свой вклад в  будущее. Человек, который не знает и не любит свою малую родину, никогда не сможет полюбить Отчизны. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Югории. Изучение вопросов культуры коренных народов, охраны природы является стержнем для всего курса «Неизведанная Югра». Знания, полученные на теоретических занятиях, закрепляются в практической деятельности школьников: проводятся экскурсии и походы, встречи с интересными людьми, исследовательские задания, игровые занятия, практикумы. Дети привлекаются к посильному участию по охране природы, что способствует развитию навыков общественной работы . Таким образом, данная программа актуальна.


                       2  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа внеурочной деятельности «Неизведанная Югра » составлена на основании плана внеурочной деятельности обучающихся 6 классов в соответствии нормативной базой ФГОС, с целями и задачами школы, запросами родителей. Рабочая программа конкретизирует содержание тем и показывает распределение  часов по разделам курса.  На реализацию программы отводится  35 часов вгод, из расчёта 1час в неделю в группе. Количественный состав в группе – 15 обучающихся. Набор   обучающихся осуществляется на добровольной основе.

 Рабочая программа предусматривает проведение теоретических и практических учебных занятий, обязательное выполнение творческих заданий и участие в конкурсах, фестивалях. Количество часов аудиторных занятий не превышает 50% от общего количества занятий.

  • В 1-ой четверти – 9часов
  • Во 2–ой четверти – 7 часов
  • В третьей четверти – 9 часов
  • В четвертой четверти – 10 часов

Дополнительная образовательная программа по своему содержанию является эколого-краеведческой, по функциональному предназначению – учебно-познавательной.

        Цель данной образовательной программы: создание среды для формирования духовно     богатой, высоконравственной, интеллектуальной личности ребенка через формирование основ краеведческой и экологической культуры с учетом его возрастных особенностей.

        Задачи программы:

       Обучающие:

Способствовать формированию знаний у обучающихся о этно-культурном наследии Югории, о природе родного края, формированию экологических знаний и экологической культуры.

Развивающие;

 Способствовать развитию интеллектуальной сферы – способности к анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки  состояния  окружающей среды;  волевой сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.

Способствовать  формированию представлений о морально-этических нормах взаимодействия  человека и природы;

Способствовать  формированию экологического мышления на основе ознакомления их с разнообразием природы родного края ;

Способствовать формированию навыков исследовательской и творческой направленности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся;

Воспитывающие

 Способствовать воспитанию потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;

 Способствовать воспитанию ответственности, чуткости, доброты, отзывчивости, заботы и бережного отношения к природе и людям, стремление внести свой вклад в сохранение природы Югры;

Ориентация детей на бережное отношение к природе , активное участие в ее улучшении   в различных формах: природоохранной, просветительской, познавательной, исследовательской - совместно с взрослыми и родителями;

Создать условия для формирования нравственной, гуманной, творческой, социально активной  ,интеллектуальной личности, знающей и любящей культуру своего народа, уважающую его традиции.

Здоровье сберегающие : эмоционально – положительное восприятие учебной деятельности; проведение оздоровления обучающихся через походы, экспедиции.

Таким образом, данная программа актуальна

Отличительные особенности данной программы - опираясь на краеведческий материал по Югре, обучающиеся понимают  взаимосвязь всех процессов, происходящих в природе и деятельности человека. Природа и человек взаимосвязаны и взаимозависимы.Экология и краеведение - ключевые понятия  данного курса.

Режим занятий .Занятия проводятся в классе общеобразовательной школы в рамках внеурочной деятельности, а так же вне класса и школы.

Формы проведения занятий:

  • Аналитические и эвристические беседы;
  • Лекции;
  • Наблюдения;
  • Экскурсия;
  • Конкурсы;
  • Викторины;
  • Исследовательская деятельность;
  • Встречи с интересными людьми;
  • Сбор краеведческого материала;
  • Праздники;
  • Работа с наглядными пособиями и различными объектами;
  • Тестирование;
  • Анкетирование;
  • Игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, народные, подвижные и интеллектуальные игры;
  • Трудовые дела;
  • Заочные путешествия;
  • Выставка;
  • Посещение концертов фольклорных коллективов;
  • Создание и оформление этнографического уголка в школе;
  • Коллективно- творческие дела

Формы организации деятельности:

  1. фронтальные,
  2. групповые,
  3. индивидуальные
  4. Принципы воспитания:

1. Принцип общественной направленности воспитания;

2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом;

3. Принцип опоры на положительное в человеке;

4.  Принцип личностного подхода в воспитании;

           Принципы проведения занятий:

  • Принцип успешности (создание условий для самовыражения всех учащихся, создание ситуации успеха)
  • Принцип одобрения (исключает критику, негативные оценки; предусматривает подчеркивание положительных черт самого ребенка);
  • Принцип партнерства (предполагает равноправие партнеров в процессе взаимодействия).
  • Принцип действенного подхода, (ребенок становится активным субъектом деятельности);
  • Принцип свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, педагога, работников библиотек, краеведческого музея.
  • Принцип наглядности;
  • Принцип практической направленности

        В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях эмоционально-положительной творческой атмосферы, создание проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека.

        Способы мотивации учащихся:

  1. Содержание курса
  2. использование ИКТ
  3. Разнообразие форм проведения занятий

Обеспечение образовательного процесса:

  1. Дидактическое и методическое обеспечение:
  1. данная образовательная программа;
  2. методическая литература;
  3. методические разработки занятий
  4. географические карты;
  5. карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;
  6. карточки правила;
  7. викторины , кроссворды, загадки , биологические, экологические  задачи, игры, сказки,
  8. архивные документы ,
  9. методическая и художественная литература
  1. Психолого-педагогическое обеспечение:

Сотрудничество с классным руководителем; родителями учащихся; психологом и социальным педагогом.

  1. Материально-техническое обеспечение:

3.1. помещение для занятий;

3.2. изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи

  1. Технические средства обучения
  • Компьютер,
  • Фотоаппарат,
  • Диски и кассеты с этнографическими записями,
  •  видеофильмы
  1. Работа с родителями. Залогом успешной работы педагога с учащимися является сотрудничество с родителями. Поэтому большое значение имеет то, насколько хорошо налажена взаимосвязь педагога с родителями обучающихся.

 Формы взаимодействия:

  • изучение семьи ребенка;
  • индивидуальная работа с родителями;
  • приглашение родителей на игры, конкурсы, открытые занятия;
  • совместные походы;
  • информирование родителей о ходе и результатах деятельности ребенка.

Этапы реализации программы:

Базовый этап (набор воспитанников для занятий и подбор учебных пособий и материала для реализации программы).

Конструктивный этап (реализация программы).

Обобщающий этап (анализ результатов смены, сопоставление полученных результатов с прогнозируемыми

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностные универсальные учебные действия  У обучающегося будут сформированы основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;широкая мотивационная основа и положительное отношение к исследовательской деятельности ;интерес к новому содержанию и новым способам познания;ориентация на понимание причины успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;способность к самооценке ;моральное сознание, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся получит возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу;обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками;учитывать выделенные учителем ориентиры действия;работать по инструкции, по предложенному плану;осуществлять итоговый и пошаговый контроль;адекватно воспринимать оценку учителя;различать способ и результат действия;  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных   ошибок;самостоятельно находить варианты решения.

Познавательные универсальные учебные действия  Обучающийся научится:осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

высказываться в устной и письменной формах;ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;анализировать объекты, выделять главное;проводить сравнение, классификацию по разным критериям;строить логические рассуждения об объекте;обобщать; устанавливать аналогии;под руководством педагога видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты

Коммуникативные универсальные учебные действия    Обучающийся научится:

 умению договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению;соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;контролировать действия партнера;учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Контроль и оценка результата.

Постоянная диагностика уровня воспитанности на основе критериев воспитанности. Формы контроля промежуточных результатов реализации программы- выставки творческих работ учащихся, защита проектов

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

        Для учителей:

1  Воробьёва, Т.П.  Современные  требования  к  проектированию  программ  дополнительного  образования: методические  рекомендации/Т.П.Воробьёва – Курган: Институт развития  образования  и  социальных  технологий, 2011. – 123 с.

2 Гребенюк Г. Н. , Кискаев И. А. Внеклассная работа по экологическому воспитанию: учебно- методическое пособие.- Ханты- Мансийск: Полиграфист, 2005

3  Новик Е.С. Мифы придания сказки ханты и манси. М.,1990

4 Методика преподавания региональной географии: изучение курса" География ХМАО- Югры(8 кл.):?Б.А. Колобова.Г. Н. Гребенюк, А. П. Тарасова- Нижневартовск, Из-во Нижневартовский гуманитарный университет, 2006 г

4  Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». -  Режим доступа: http://www.school2100.ru

        Источники информации для обучающихся:

  1. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
  2. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
  3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC

Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosu6  g/page/147/


Учебно-тематический план " Неизведанная Югра" для обучающихся 6 класса

Всего 35 ч., пр.р.13

Название раздела

Кол-во часов

1

Введение

2ч.

2

Раздел 2 История заселения. Быт , культура и деятельность коренных народов Югры-

-9 часов, 6 пр. работ

3

Раздел 3-  Югра 21 века-  

-   23 часа, пр. раб. 6

4

Экспозиционная работа-

1 час , пр.р 1

Учебно- тематический план.

"Неизведанная Югра" 6 класс.

35 часов, пр. р 13

Тема

Форма проведения

Форма контроля

Работа. Ожидаемый результат

Раздел 1 Введение-2 часа

1

Введение Край, в котором я живу.

Лекция с элементами беседы.

Фронтальный опрос, анкетирование. Составление викторины, оформление рисунков «Край, мой любимый»

Утверждение плана работы, анализ анкетирования.

Знакомство , согласование плана работы на год. Выбор актива.  Техника безопасности

2

Источники информации

беседа

Проверка конспекта

Творческое задание- подборка стихотворений о родном крае

Работа с газе

тами, книгами , интернет ресурсами об округе( в школьной библиотеке)

Раздел 2 История заселения. Быт , культура и деятельность коренных народов Югры-9 часов, 6пр. работ

3

Югорская земля во глубине веков.

Происхождение и расселение коренных народов

Лекция с элементами беседы.

Проверка конспекта

Подборка материала по теме

Работа с раздаточным материалом, зарисовывание схем заселения территории

4

Духовная культура коренных народов.

Народные праздники, игры, забавы, сказки

Практическая работа в группах с источниками информации

Результат работы в группах

Рисунки к сказкам, легендам оформление буклета «Устное народное творчество народов Югры»

Работа в группах по разным формам народного творчества коренных народов Югры

5

Традиционный образ жизни коренных народов Основные виды хозяйственной деятельности .

ПрактическаяРабота в группах с источниками информации

Результат работы в группах

Рисунки

Работа в группах:

1- рыболовство

2-пушной промысел

3-охота

4-оленеводство

6

Годовой хозяйственный цикл ханты

Круглый стол

тест

Сбор материала в копилку

Работа с разными источниками информации, обсуждение темы.

 7

Традиционные средства передвижения

Беседа, практическая работа

Поделка нарт, обласа

Сбор материала

Работа с источниками информации, изготовление макета нарт, обласа

8

Одежда, обувь, украшения

Беседа, практическая работа

Украшения из бисера

Сбор материала

Работа с источниками информации, изготовление украшения из бисера

9

Домашняя утварь

Беседа, практическая работа

игольницы из ткани

Сбор материала

Работа с источниками информации, изготовление игольницы

10

Поселения и жилище коренных народов

Беседа, практическая работа

Макет чума

Сбор материала

Работа с источниками информации, изготовление макета чума

11

Мировоззрение и экологическое воспитание у обско-угорских народов.

Практическая Работа с источниками информации

Список основных божеств народов ханты и манси

Сбор материала

Работа с источниками информации, составление списка божеств

Раздел 3-  Югра 21 века-23 часа, пр. раб. 6

12

Современная Югра

.Памятники Югры -хранители истории.

Заочная экспедиция по городам

Отчеты экспедиции. Рисунки гербов городов округа

Сбор материала

Рассказ «История одного памятника»

Путешествуем по карте округа. Изучаем  административное устройство, геральдику, официальные символы, топонимику

Вертуальная экскурсия по достопримечательным местам округа. Сочинение «Памятники Югры – хранители истории " или  «История одного памятника»

13

Важные вехи в истории округа.

Практикумы в библиотеке, работа с документами.

Подборка материала по теме

Оформление найденного материала  в виде буклета

Подарок в виде буклета начальной школе

14

Край нефтяной , я горжусь тобой.

Рассказ ребят о  том, что вызывает у них гордость за край

Оформление выступлений

Подборка материала для школьного краеведческого уголка

15

Топонимика родного края

Практическое занятие, групповая работа

Заслушивание итогов работы

Коллективно-творческая работа с картой округа

Просветительская работа на параллели по истории родного края. Рекомендации кл. руководителям

1

16

" Югра в моем сердце"

Праздник ко Дню рождения округа

Конкурс презентаций о округе, конкурс стихов

Методическая копилка

Проводим праздник, даем рекомендации кл. руководителям

17

Крупные города округа., история их появления

Лекция, викторина.

тест

Сбор информации для презентации. Работа в интернете. Тема проекта.

18

" Семь чудес округа"

Видеоурок.

Список чудес с их характеристикой

Подборка рисунков

Смотрим фильм о чудесах округа. Записываем их название и краткую характеристику. Зарисовываем.

19

Этническая открытка

практикум

открытка с национальным орнаментом

Подборка открыток

Изготавливаем открытки с этническим рисунком

20

Экскурсия в музей русского быта

Экскурсия.

ПрактическаяРабота в архиве.

Фотоотчет и видеоотчет по экскурсии

Подборка фотографий

Беседы, игры , фотографирование во время экскурсии

21

Моя родина

Беседа за круглым столом

Копилка умных мыслей

фотовыставка

Обсуждение фото и рассказа о родине

22

Нижневартовск- город моего детства. Улицы нижневартовска

Заочная экскурсия по карте города

Сочинение о самом любимом  месте города

Подборка  сочинений о городе

Путешествуем по карте города, знакомимся с достопримечательностями города, пишем сочинение о любимом уголке города

23

Замечательные люди Нижневартовска

Круглый стол - Встреча со старожилом города

 Фотоотчет по встрече

Сбор материала в копилку

Беседа со старожилом города.

24

" Тропами родного края"

Ролевая игра

фотоотчет

Методические разработки в копилку

Просветительская работа на параллели по истории родного края. Рекомендации кл. руководителям

25

Народов разных дружная семья

Круглый стол

Отчет по работе

Сбор материала о культуре народов, живущих в Нижневартовске

Группы изучают культуру  народов города

26

Национальные общины города

Экскурсия в центр национальных культур для знакомства с культурой  общины

фотоотчет

Сбор материала

Знакомство через беседу или посещение концерта  одной из   общин города

27

"Нижневартовск - белый пароходик"

Праздник ко Дню рождения города( фотоконкурс, конкурс презентаций)

фотоотчет

Сбор материала о городе

праздник

28

Культура Русская диаспора

Беседа, групповая работа

Материал по работе в группах

1 гр.- духовная культура

2 гр.- материальная культуро

3 гр.- народные игры и праздники

29

Украинская диаспора

Беседа, групповая работа

Материал по работе в группах

1 гр.- духовная культура

2 гр.- материальная культуро

3 гр.- народные игры и праздники

30

Татарская диаспора

Беседа, групповая работа

Материал по работе в группах

1 гр.- духовная культура

2 гр.- материальная культуро

3 гр.- народные игры и праздники

31

Марийская диаспора

Беседа, групповая работа

Материал по работе в группах

1 гр.- духовная культура

2 гр.- материальная культуро

3 гр.- народные игры и праздники

32

Другие Диаспоры

Беседа, групповая работа

Материал по работе в группах

1 гр.- духовная культура

2 гр.- материальная культуро

3 гр.- народные игры и праздники

33

Хантыйская диаспора. Национальная кукла акай

Практикум- изготовление народной куклы

куклы

Подборка кукол

Знакомство с национальными куклами, их изготовление

 34

Старые вещи- свидетели истории

Пр.раб.

Выставка старых вещей, знакомство их историей

Отчет по работе

Каталог вещей 20 века

Приносим старые вещи, знакомимся с их историей, составляем список

Раздел 4 Экспозиционная работа- 1 час , пр.р 1

35

Экспозиционная работа

Итоговое занятие

21.5

21.5

Беседа. Работа  практическая в архиве

Проверка конспекта

Стенды и экспонаты

Видео, фотоотчет, Результат работы в уголке

Оформление краеведческого уголка

Варианты школьного краеведческого уголка

Беседа о важности школьного краеведческого музея, обсуждение вариантов оформления уголка .

Анализируем собранный материал, Оформляем краеведческий уголок

. Виртуальный школьный музей

Содержание изучаемого курса. 6 класс

Раздел 1 Введение - 2 часа

Основные узловые моменты. Теория: Знакомство с обучающимися. Порядок и содержание  предлагаемой программы по краеведению. Утверждение плана работы на год. Анкетирование. Выбор актива. Периодичность занятий. Общая информация о науке «Краеведение». Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

        

Раздел 2    Раздел 2 История заселения. Быт , культура и деятельность коренных народов Югры  -9ч, пр.р 6

Основные узловые моменты. Теория:

Происхождение и расселение коренных народов Западной Сибири.

Духовная культура коренных народов. Основные виды хозяйственной деятельность  коренных народов. Годовой хозяйственный цикл ханты. Традиционные средства передвижения. Одежда, обувь, украшения

Домашняя утварь. Поселения и жилище коренных народов. Мировоззрение коренных народов.

Рыболовство, пушной промысел, охота, оленеводство

Практика:

работа в группах с архивным материалом   изготовление макета средств передвижения   ,изготовление украшения

изготовление домашней утвари

изготовление макета чума

Раздел 3   Раздел 3-  Югра 21 века- 23 , пр.р. 6

Основные узловые моменты. Теория: Современная Югра, " Семь чудес округа", "Мой город. Знакомство с флагом, гербом и гимном Югры. Исследование  символики герба и флага, их объяснение. Люди- главное богатство округа. Замечательные люди города. Народы живущие в Нижневартовске. Национальные общины города. День Земли. Марш парков. День птиц. Старые вещи - свидетели истории . Административное устройство, геральдика, официальные символы, топонимика.

Практика: изготовление этно-открытки, Экскурсия в музей русского быта. Экскурсия в центр национальных культур , изготовление народной куклы. Экскурсия в " Сибирские Увалы". Выставка старых вещей, знакомство их историей

Раздел 4 Экспозиционная работа-1 ч, пр.р.1

Основные узловые моменты. Теория: Анализируем собранный материал и оформляем школьный краеведческий уголок,

Практика: -Оформление краеведческого уголка; этнографическая экспедиция в национальный поселок Варьеган, оформление материала экспедиции,

Обеспечение образовательного процесса:

  1. Дидактическое и методическое обеспечение:
  • данная образовательная программа;
  • методическая литература;
  • методические разработки занятий

  • географические карты;
  • карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;
  • карточки правила;
  • викторины , кроссворды, загадки , биологические, экологические  задачи, игры, сказки,
  • архивные документы ,
  1. Психолого-педагогическое обеспечение:

Сотрудничество с классным руководителем; родителями и родственниками учащихся; психологом и социальным педагогом.

  1. Материально-техническое обеспечение:

. помещение для занятий;

изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи

  1. Технические средства обучения

Компьютер, фотоаппарат, диски и кассеты с этнографическими записями, видеофильмы

  1. Работа с родителями. Залогом успешной работы педагога с учащимися                     является сотрудничество с родителями. Поэтому большое значение имеет то, насколько хорошо налажена взаимосвязь педагога с родителями обучающихся.

 Формы взаимодействия: изучение семьи ребенка;индивидуальная работа с родителями;приглашение родителей на игры, конкурсы, открытые занятия;

совместные походы; информирование родителей о ходе и результатах деятельности ребенка.

4  ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. УУД.

Итогом каждого года является участие в этнографических экспедициях, которые позволят детям встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания о истории , культуре , природе родного края учащиеся могут применить на уроках и в житейских ситуациях. Сформируетсяценностное отношение к России, своему народу, краю, к его природе. Учащиеся получат знания о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в между поколениями. Учащиеся  приобретут опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции благодаря участию в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности .

        

1 уровень результатов:

приобретение школьниками социальных знаний о мировоззрении и экологическом воспитании у обско-угорских народов, о традиционном  образе жизни коренных народов Югры и Основных видах  хозяйственной деятельности ;

2 уровень:

получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, таким как природа, культура , ценностного отношения  к социальной реальности  в целом.

3 уровень:

получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия через проведение различных природоохранных акций.

К концу учебного года обучающиеся , 6 класса должны знать:

историю Югорской  земли;

историю происхождение и расселение коренных народов Западной Сибири;

духовную культуру коренных народов, народные праздники;

годовой хозяйственный цикл ханты;

бытовой уклад жизни народов;

чем живет Югра сегодня;  

"Семь чудес округа";

Национальные общины города , их вклад в укрепление связей между народами города;

Обучающиеся 5 и 6 классов должны уметь:

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую  их классификацию;

приводить примеры адаптации человека к жизни в природных условиях Севера;

находить пути решения не сложных социальных проблем;

проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

ориентироваться в своём населённом пункте и видеть признаки той части населённого пункта, где они проживают;

использовать тексты на различных носителях с целью поиска информации;

использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;

соблюдения правил безопасного поведения;

применять в рамках учебных ситуаций знания по составлению простейших моделей решения экологических проблем своей местности;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностные универсальные учебные действия-  осознание- «Я» как гражданина России, Югры,  широкая мотивационная основа и положительное отношение к исследовательской деятельности ;  интерес к новому содержанию и новым способам познания;  ориентация на понимание причины успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;   понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;  способность к самооценке ;  моральное сознание, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия.  Обучающийся получит возможность научиться:  принимать и сохранять учебную задачу;  обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия;  работать по инструкции, по предложенному плану;  осуществлять итоговый и пошаговый контроль;  адекватно воспринимать оценку учителя;  различать способ и результат действия;  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных   ошибок;  самостоятельно находить варианты решения.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;  осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;  включаться в творческую деятельность под руководством учителя;  высказываться в устной и письменной формах;   ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;  анализировать объекты, выделять главное; проводить сравнение, классификацию по разным критериям; строить логические рассуждения об объекте;  обобщать;   устанавливать аналогии;  под руководством педагога видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты.

Коммуникативные универсальные учебные действия

        Обучающийся научится:  умению договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;  допускать существование различных точек зрения;  учитывать разные мнения, стремиться к координации;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться, приходить к общему решению;  соблюдать корректность в высказываниях;  задавать вопросы по существу;  контролировать действия партнера;  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;  осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Контроль и оценка результата.

Постоянная диагностика уровня воспитанности на основе критериев воспитанности. Формы контроля промежуточных результатов реализации программы- выставки творческих работ учащихся, защита проектов, выступление на кл. часах, оформление краеведческого уголка..

            Кадровое обеспечение реализации программы:

            учитель Друзина Г. В.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...