Методический доклад на тему: «Лирические пьесы» Э. Грига - великое наследие в фортепианной педагогике»
учебно-методический материал на тему

Хуснутдинова Инна Фанилевна

В данной работе даются методические рекомендации к наиболее популярным в педагогическом репертуаре пьесам из цикла Эдаврда Грига "Лирические пьесы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Э. Грига. Лирические пьесы26.72 КБ

Предварительный просмотр:

НГ МБОУ ДОД «ДШИ»

г. Нефтеюганск

Методический доклад на тему:

«Лирические пьесы» Э. Грига

- великое наследие в

фортепианной педагогике»

подготовила преподаватель

                   отделения общего и специального

фортепиано Хуснутдинова

Инна Фанилевна

2015 год.

               «Лирические пьесы» несут отпечаток

 композиторского облика и почерка Грига и

вместе с тем решают целый ряд художественно-исполнительских и

фундаментальных педагогических задач.

 

          В цикле «Лирических пьес» раскрывается тенденция Грига к поэтической программности. Этот цикл постепенно занял основное место в его фортепианном творчестве. «Лирические пьесы» стали его дневником, «страницами его жизни». Фортепианные миниатюры Грига – это впечатления, образы и картины, порой мимолётные, иногда уже далёкие, но навсегда запавшие в душу художника. Их внутренняя художественная цель – не воплощение сюжета, а прежде всего передача неуловимых настроений, которые порождаются в нашем сознании образами действительной жизни. В этом смысле их можно сравнить с «Детскими сценами», «Лесными сценами» или «Фантастическими отрывками» Шумана. В каждой тетради «Лирических пьес» Григ сохраняет программные обозначения – иногда более обобщённые, жанрово-характеристические («Элегия», «Вальс», «Колыбельная»).

      В «Лирических пьесах» привлекает внимание изменение характера их отдельных частей: драматический раздел противопоставляется лирическому, быстрый – медленному, минорный – мажорному и так далее. Но взаимосвязь между ними сохраняется, каждое произведение представляет собой, как правило, законченное целое, воспринимаемое нами как нечто естественное и безыскусное. Это происходит не в последнюю очередь благодаря тому, что Григ и в таком жанре стремится к созданию мотивно–тематического единства между разделами. Средняя часть, например, может быть оформлена в виде тематического увеличения или уменьшения в одноименной или параллельной тональности.

          «Лирические пьесы» сконцентрировали в себе стилевые особенности музыки Грига. Простота и ясность фактуры делают их незаменимыми в педагогическом школьном репертуаре. Добиваясь отточенной, отшлифованной формы выражения, композитор сумел приобщить к своим художественным замыслам самые широкие круги слушателей, расширить и обогатить мир «домашней музыки». Не изменяет Григ и типичным для него классически – ясным типам композиции. Контрастная трёхчастная и более распространённая трёх – пятичастная формы по-прежнему у него преобладают. По-прежнему широко использует он вариационный принцип развития – чаще всего в пьесах народно-жанрового характера, непосредственно близких к его обработкам народных мелодий. По – прежнему экономна и несложна фактура пьес, в сущности, не требуют от исполнителя большой технической виртуозности. Совсем иные требования нежно предъявлять к интерпретации григовских пьес в чисто художественном смысле.

          Фортепианная музыка Грига, даже в миниатюрах, много сложнее, чем это кажется при первом взгляде на «ноты». Глубина лирического содержания, утончённость живописно – колористических моментов заранее предполагают у исполнителя высокое мастерство нюансировки, педализации, тонкого rubato. Всеми этими качествами в высокой степени обладал сам Григ – пианист. Его фортепианная музыка явилась живым отзвуком собственного пианистического мастерства композитора. В ней всегда ощущаешь лёгкое прикосновение его чутких и нервных пальцев, прихотливую утончённость нюансировки, которая в нотной записи, в сущности, не поддаётся фиксации.

           В педагогической практике следует учитывать, что присущее фортепианному стилю Грига ценное качество доступности нередко ведёт к упрощению исполнительской задачи. Исполнение «Лирических пьес» Грига в большинстве случаев требует художественной зрелости, которой нельзя ожидать от юного, несложившегося пианиста; налёт посредственного «школьного» исполнения обычно искажает внутренний, художественный смысл этих миниатюр и даже мешает им проникать на «большую» концертную эстраду. Но как бы ни складывалась традиция исполнения «Лирических пьес», сам композитор придавал им значение серьёзного, большого искусства. В длинной цепи этих миниатюр прослеживаются настойчивые искания Грига, обозначаются характерные черты его творческой эволюции.

           Шестьдесят шесть «Лирических пьес» Грига представляют собой

цикл из десяти тетрадей (ор. 12, 38, 43, 54, 57, 62, 65, 68. и 71). Первая из

них создана в 1867-м, последняя в 1902 году. Начиная с ор. 38 (1883) Григ

издавал по одной тетради в два – три года; таким образом, почти весь цикл

можно отнести к периоду 80-х и 90-х годов. Дополнением к циклу явился

сборник «Настроения» (ор. 73), по тематике не отличающийся от «Лирических пьес».

           В цикле соч. 12 уже намечены два качества «лирических пьес» Грига

вообще. Это – пьесы совершенно от души, написанные без какого-либо «снижения» замысла. Но, одновременно, это пьесы для всех, максимально доступные малоподготовленным слушателям и исполнителям. Форма «лирических пьес»» первой тетради соч. 12 уже классически ясна, проста и немногословна. Притом, каждая из пьес ставит какую-нибудь существенную творческую проблему.

         В «Ариетте» (№ 1) и «Листке из альбома» (№ 7) формируются самые хрупкие и воздушные образы лирики, связанные с наиболее утончёнными сторонами норвежской мечтательности и нежнейшими красками отечественной природы.

           «Вальс» (№ 2) – вполне зрелая попытка создания норвежского вальса. Жанр вальса был давно популярен в Норвегии, но охотнее всего ориентировался на первоисточники – венские образцы. Григ поставил своей задачей образовать подлинно норвежский вальс (подобно тому, как Шопен создавал польские и французские, а Глинка – русские вальсы). В вальсе из «лирических пьес» соч. 12 задача решена. При сохранении обязательной для вальса (романтического танца по преимуществу!) плавной, «несущей» ритмики аккомпанемента, Григ вносит в музыку норвежские мелодические элементы ( в частности, характерный поступенный волнообразный ход внутри доминантовой квинты – такты 3-5, форшлаги и т.п.), а также элементы типичной ритмики спрингданса (бросаются в глаза триоли перед синкопами!). На фоне типично вальсовой фигуры сопровождения выступает изящная и хрупкая мелодия с острыми ритмическими очертаниями.

         “Капризные” переменные акценты, триоли на сильной доле такта, воспроизводящие ритмическую фигуру спрингданса, вносят в вальс  своеобразный колорит норвежской музыки. Он усиливается характерной для норвежской народной музыки ладовой окраской (мелодический минор): В конце вальса любимая Григом игра мажора - минора: музыка, только что озарившись, вдруг меркнет ( так Григ много раз пытался метафорически передать «светотени» эмоций и впечатлений северной природы). «Вальс» может быть исполнен учеником 3 – 4 классов музыкальной школы. Сложности могут возникнуть при игре аккомпанемента. Он должен быть от баса, без перевеса на аккорды.

          Необходимо создать ощущение лёгкости и плавности. Левую руку следует учить отдельно, особенно следить за лёгкостью третьей доли. Также необходимо вести длиннуюфразу, не членить пьесу на куски. В данном произведении очень богатая динамика – от «рр» до «f». В «Вальсе» 5-ый палец руководит гармонической основой, аккорд должен исполняться другими пальцами. Следует этому учить малышей. Некая гармоническая целостность, аппликатура направляют двигательный процесс, помогает слуху ощутить фактуру, как целостное гармоническое явление. «Вальс» написан в трёхчастной форме. Необходимо направить внимание ребёнка на анализ тонального плана, т.к. осознание тональностей помогает осознать и форму.

           В 1886 году Григ пишет две тетради «Лирических пьес» - третью и

четвёртую (соч. 43 и 47). Особенно значительных перемен стиля музыки в

этих тетрадях не происходит, но Григ приметно расширяет формы (частью

за счёт повторений) и усложняет пианистическую фактуру. «Весенней сюитой» можно назвать прелестный цикл лирико – пейзажных пьес третьей тетради, пронизанных ощущением лесной свежести. Григ писал их весной и летом в Трольхаугене и Луфтхюсе после долгой и утомительной зимней концертной поездки. Вновь предстали перед ним знакомые, родные пейзажи. Песней расцветающей природы звучали полные утончённого очарования «лирические пьесы»- поэма о северной весне.

          Все шесть пьес цикла ор. 43 гармонируют не только по тематике, но

и по своему тональному колориту ( преобладание светлых «диезных»

тональностей A-dur, Fis-dur). Изысканной грацией ритмики и мелодического рисунка отмечена пьеса- «Бабочка», одно из любимых произведений в концертных программах Грига, сохранившееся в механических записях. Композитор играл её с неподражаемой лёгкостью, изяществом, подчёркивая посредством тончайшего rubato капризный, «полётный» характер этой миниатюры. В гармоническом отношении «Бабочка» - один из лучших образцов утончённого хроматического стиля Грига. Музыка (с её игрой гармонических красок) очень изящна и являет образцы лёгких, прозрачных, ажурных сторон пианизма Грига. Эта музыка соприкасается с Шопеном. Это не самый лёгкий репертуар, но он необходим для обладания романтическим пианизмом. Важно найти приём исполнения этой сложной фактуры, только через точность приёма возможно адекватное художественное воплощение образа бабочки. Ощущение позиционности очень важно, а также необходимо для развития пальцевого легато, которое является основой мелодизма в романтическом репертуаре, как у Шопена, Дебюсси, Грига.

           Одна из трудностей пьесы – это смены фактурных задач. От исполнителя требуется умение перестроить и сменить приём во имя  нахождения адекватного художественного результата. В третьей тетради «Лирических пьес» доминируют светлые, поэтические образы природы: «Бабочка», «Птичка», «Весной».

        «Птичка» - пример редкостного дара Грига немногими штрихами создать точный и тонкий рисунок. Мелодия пьесы соткана из коротких «поющих» трелей и «скачущего» ритма. Фактура предельно скупа, прозрачна; преобладают яркие звенящие звучания верхнего регистра. Сумрачные тона средней части лишь ярче оттеняют ясность начального образа. «Порхающие» фигурки коды создают ощущение лёгкости, простора. В «Птичке» Григ изысканными средствами рисует в начальных тактах скачущих и прыгающих птичек с их чирикающими мотивами. Этот мотивный материал выстраивается и варьируется по ходу музыкальной пьесы одновременно естественно и логично – так, что целое предстаёт в виде шедевра музыкальной стройности, а ведь пьеса насчитывает всего 36 тактов! Это и есть пример подлинного величия в малом.  Эта музыка несёт в себе отражение мира и природы. Автором продиктована двигательная задача. Пьеса развивает ощущение пространственности в музыке и позволяет ощутить свободу и радость переноса руки из одного регистра в другой, радость движения, опираясь на образ. Эта пьеса полезна для зажатого ребёнка.

           Последняя пьеса цикла «Весной» (№ 6) особенно хороша – это

целая поэма с кратким, но очень выразительным развитием. Очарование

этого обобщенного поэтического образа весны неотразимо. Сдержанные

выразительные средства дифференцированы с великим, взыскательным

мастерством: тут каждая смена регистра, каждый поворот гармонии,

каждое расширение или сужение фактуры играют свою роль. Образ весны,

данный в этой пьесе, стал одним из самых «григовских» - не в силу лишь

обычной характерности многих интонационных оборотов, но и как выражение высшей непосредственности в совершенно строгой форме.

         Нельзя не заметить и новаторства этого образа по существу. Весна у Грига не только дышит свежей радостью, не только струится ручейками, она к тому же всё время «капает». Эта интонационная особенность «капанья»

чудесно найдена с первых же тактов и придаёт всей музыке цельность

локального колорита.

            В этой пьесе, как и в предшествующих, лирическая настроенность

сочетается с тонкостью живописного изображения. Одним из важнейших

средств выразительности служит здесь удачно найденная трепетно – звенящая инструментальная фактура (репетиции аккомпанирующих аккордов в светлом и звонком верхнем регистре, на фоне которых развёртывается распевная, свободно ритмованная мелодия), создающая впечатление воздуха, света, простора. Не прибегая к сложным техническим приёмам, Григ добивается новых и свежих, впечатляющих звуковых эффектов. В этом – одна из причин огромной популярности григовской пьесы, которая наряду с «Ноктюрном» (ор. 54) вошла в число самых любимых и широко известных фортепианных миниатюр композитора. В данной пьесе важно овладение штрихом «партаменто», а также распевным «легато» в мелодии. Главная трудность возникает там, где мелодия дублируется в другом регистре. Необходимо сыграть это пианистически дифференцированно. В пьесе  появляется 3-я строчка - аккордовая вибрация. Здесь важна длинная педаль для того, чтобы обеспечить звучание больших длительностей. Григ мыслит оркестрово.  Три строчки воспитывают отношение к фортепианной фактуре, как к оркестровой партитуре. Ощущение жизни, окружающей нас, связь с музыкальным воплощением – это поражает у Грига. Заставляет поверить точность образа, пойти в эмоциональном восприятии за музыкой. Пьеса написана в вариационной,  3-х частной форме, рассчитана на 7-ой класс музыкальной школы.

           «Гангар» («Крестьянский марш») – распространённый в Норвегии тип танца – шествие (gang – шаг). Это старинный парный танец спокойного и величавого, торжественного характера, размеренного движения. Картина его воспроизведена Григом так, что слушатель, кажется, видит приближение и удаление танцующих, своеобразную пластику движения. «Гангар» строится на развитии и вариантных повторах одной темы. Тем интереснее отметить образную многогранность этой пьесы. Непрерывное, неторопливое развёртывание мелодии отвечает характеру величавого плавного танца. Интонации свирельных наигрышей, вплетающиеся в мелодию, долгий выдержанный бас (деталь народного инструментального стиля), жёсткие гармонии (цепь больших септаккордов), порою звучащие грубовато, «нескладно» (как будто нестройный ансамбль деревенских музыкантов!) – всё это сообщает пьесе пасторальность, сельский колорит. Но вот возникают новые образы: короткие властные сигналы и ответные фразы лирического характера.

           Интересно, что при образном изменении темы её метрическая структура остаётся неизменной. С новым вариантом мелодии в репризе появляются новые образные грани. Светлое звучание в высоком регистре, ясная  тоничность сообщают теме спокойно – созерцательный, торжественный характер. Плавно и постепенно, опевая каждый звук тональности, сохраняя «чистоту» до мажора, спускается мелодия. Сгущение регистровой окраски и усиление звука приводят светлую, прозрачную тему к суровому, сумрачному звучанию. Кажется, что этому шествию мелодии не будет конца. Но вот резким тональным сдвигом ( C-dur - A-dur) вводится новый вариант: тема звучит величаво, торжественно, чеканно. Ритмика «Гангара» - упругая синкопированная с колоритными гармоническими жёсткостями (звонкие септимы на сильных долях такта) и ясной диатоникой, которая здесь как бы противостоит изысканной хроматике предшествующей пьесы. Как и в других своих народных танцах, композитор, рисуя картину приближающего шествия, применяет здесь вариационную форму с последовательным динамическим нарастанием.

            В пьесе важно обладание светотенью контрастов, которые передают

норвежский дух. Здесь поставлены ритмические задачи, выраженные в

шествии акцентированных аккордов, синкопах. Овладение данными ритмическими задачами приближает к почерку Грига.  Пьеса рассчитана на последний класс музыкальной школы.

            «Шествие гномов» - один из великолепных образцов музыкальной

фантастики Грига. В контрастной композиции пьесы противопоставлены

друг другу причудливость сказочного мира, подземного царства троллей и

чарующая красота, ясность природы. Пьеса написана в трёхчастной

форме. Крайние части отличаются яркой динамичностью: в стремительном движении мелькают фантастические очертания  «шествия». Музыкальные средства крайне скупы: моторная ритмика и на её фоне прихотливый и резкий узор метрических акцентов, синкоп; сжатые в тонической гармонии хроматизмы и разбросанные, жёстко звучащие большие септаккорды; «стучащая» мелодия и резкие «свистящие» мелодические фигурки; динамические контрасты (pp-ff) между двумя предложениями периода и широкие лиги нарастания и спада звучности. Образ средней части открывается слушателю лишь после того, как исчезли фантастические видения (долгое «Ля», из которого словно выливается новая мелодия). Светлое звучание темы, простой по структуре, ассоциируется со звучанием народной мелодии. Чистый, ясный строй её отразился в простоте и строгости гармонического склада (чередование мажорной тоники и её  параллели).

            Таинственное «Шествие гномов» продолжает традицию фантастических сцен «Пера Гюнта. Однако Григ вкладывает в эту миниатюру оттенок тонкого, лукавого юмора, которого нет и не может быть в характеристике мрачного подземного царства ибсеновского «Горного короля». Здесь маленькие тролли – забавные уродцы – уже не напоминают злобных «духов тьмы». В таинственное волшебное царство проникает луч света: простой народный напев мажорного трио, журчащие пассажи, подобные струйкам ручейка, говорят об окружающей сказочных героев природе – вполне реальной, чарующе-светлой и прекрасной. Пьеса несёт раскрепощение, смелость, необходимую для адекватного воплощения замысла. Смелое передвижение пятипальцевой формулы по разным регистрам способствует раскрепощению, приобретению уверенности. В левой руке нужна точность попадания в октавном шествии, его необходимо выстроить, найти приём, чтобы левая рука являлась равноправным слагаемым художественного образа. Важно избежать метания в октавной технике. Необходимы движения по эллипсису – акцент на первую долю, затем бросок вниз, но не отягощённый, не соперничая с ведущим голосом, поступенным движением сильной доли.

           “Ноктюрн”— изумительный по тонкости лирический пейзаж. Блики природы выписаны здесь, кажется, с живописной ясностью, но ни одна “живописная” деталь не выпадает из общего, глубоко лиричного тона “картины”. “Ноктюрн” написан в динамической трехчастной форме. Основу первой части составляет лирическая мелодия. Устремленные вверх “разомкнутые” мелодические фразы, напряженность хроматизмов в гармонии, уводящей от ясных тяготений и устойчивости тоники, неожиданные мягкие и красочные тональные повороты — все это сообщает образу романтическую зыбкость, тонкость нюансов. Но вспомним начало мелодии: она вырастает из короткого наигрыша народного склада, словно доносящегося издали. Простой и понятный, вызывающий образные (пейзажные) ассоциации, он не включается в дальнейшее развитие мелодии, как бы оставаясь живым, “объективным” впечатлением. Так же естественно, продолжая лирический образ, возникают живописные образы: трели птиц, легкое дуновение ветерка. С мастерством колориста Григ сумел придать красочность, тембровую определенность каждой теме. Начальный наигрыш вызывает в представлении тембр рожка, лирический разлив мелодии — теплое звучание смычковых инструментов, светлые переливчатые трели — звонкий и чистый звук флейты. Так в фортепианную звучность привносятся черты оркестральности. В “Ноктюрне” можно проследить лаконичность григовского стиля. Здесь велико выразительное значение мельчайшей музыкальной детали: регистровые контрасты, смена размера от плавного, текучего к более легкому и подвижному, контрасты напряженного развития гармонии в начале, статики в “трельной” теме и красочных гармонических сопоставлений в середине (Piu mosso, нонаккорды в терцовом и тритоновом соотношении), образные контрасты и их музыкальная связь. Важны в “Ноктюрне” и пропорции в соотношении частей: средняя часть, легкая, воздушная, значительно сжата по сравнению с крайними частями. В репризе разлив лирики сильнее, ярче. Краткая и сильная кульминация темы звучит как выражение полного, восторженного чувства. Интересен конец “Ноктюрна”: интенсивное развитие мелодии переводится в сферу красочных созвучий (секвенция на длинной цепи хроматически нисходящих септаккордов). “Трельный” мотив неожиданно набегает тогда, когда слух ждет появления начального наигрыша. Уже лишенный гармонической красочности, с грустным повтором - “эхо” (на полтона ниже), он звучит, как далекий отзвук.

            В «Ноктюрне» создаётся ощущение весенней или летней природы,

звукового пространства. Ставится непростая задача в овладении полиритмом. Средняя часть пьесы – это восход северного солнца. Пьеса бесценна в педальном отношении, способствует овладению искусством педализации. В «Ноктюрне» есть конкретные образы, которые имеют богатое тембровое красочное звучание.

           «Колокольный звон» - чистейшее упражнение в звукописи. По своей гармонии этот дерзкий импрессионистский эксперимент не имеет аналога в современной Григу музыке. Цель композитора не мелодическая красота, а почти реалистическое воссоздание впечатления, возникающего от перезвона колоколов, ощущение статичное, чтобы не сказать монотонное. Серии параллельных квинт  расставлены синкопами друг против друга в левой и в правой руке, и благодаря педали создаются богатые обертонами звуковые массы, которые буквально дрожат в воздухе. Эта пьеса является единичным явлением в творчестве Грига. Здесь отчётливо обозначились новые тенденции импрессионистской звукописи.

Композитор особенно любил это произведение, навеянное, по его словам, впечатлением утреннего перезвона бергенских колоколов. Не разрушая функциональной основы гармонии, Григ в то же время выдвигает на первый план её чисто звуковую, красочную выразительность. Нарушается и обычная структура аккордов: пьеса построена на сочетаниях и наслоениях квинтовых созвучий, имеющих различные функции (наслоение субдоминанты на тонику, доминанты на субдоминанту).

           Красочные переливы квинтовых созвучий создают живописный эффект дальнего звона, раздающегося в горной долине. В пьесе «Колокольный звон» конкретность образа диктует решение педальных технических задач. Это воспитание ушей, ассоциативная образность.

Заключение.

Творчеству Грига принадлежит важная роль в учебно-образовательном процессе. Вводя учащихся-музыкантов в особый, своеобразный художественный мир, Григ-композитор открывает перед учащимися целый пласт европейской художественной культуры, представленный, наряду с его собственной музыкой, творчеством его современников и соотечественников — литераторов, драматургов, живописцев, деятелей театра и др.

Природа и характер художественной образности, специфика выразительно-изобразительных средств, используемых Григом, не могут быть освоены учащимися вне обращения и углубленного изучения этномузыкальных истоков и стимулов деятельности композитора.

Произведения Грига в силу своей богатой и многоплановой образности, живописной иллюстративности, красочности колорита и т. д., создают оптимальные условия для формирования художественно-образного мышления учащихся-музыкантов, способствуют упрочению ассоциативных связей в их сознании между музыкой и другими видами искусства, инициируют развитие всего комплекса общих и специальных музыкальных способностей.

Фортепианные сочинения Грига естественно вводят учащегося в сферу пианистической культуры второй половины XIX - начала XX вв.; работа над этими сочинениями существенно расширяет арсенал выразительно-технических (исполнительских) приемов и средств.

Список литературы:

  1. 1. Алексеев А.Д. Интерпретация музыкальных произведений. Учебное    пособие. М.: Изд. ГМГТИ им. Гнесиных, 1984. - 91 с.

  2. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. В 3-х ч. М.: Музыка.           Чч.1 и II - 1988. - 415 с. Ч. Ill - 1982. - 286 с.

  1.      3. Асафьев Б.В. Григ. Л.: «Музыка», 1984. 88с.

     4. Асафьев Б.В. О народной музыке. Л.: Музыка, 1987. - 248 с.

 5. Григ Э. Избранные статьи и письма. Общ. ред. О.Е. Левашевой. М.:       «Музыка», 1966. 447с.

 6. Николаева А.И. проблеме понимания музыкального стиля. — М.:       МПГУ, 1999.-63 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад на тему Актуальность современных программ по "Слушанию музыки" в ДМШ иДШИ

аналитическа работа  1.Слушание музыки-вид музыкальной деятельности.2.Сущность и особенности авторских программ по предмету "Слушание музыки".3.Эффективность творческих приемов,используемых в ли...

Методический доклад на тему: Комплексная подготовка к публичному выступлению и коррекция эстрадного волнения у начинающего музыканта

В этом проекте я хочу поделиться с Вами своим опытом в решении такой важной педагогической задачи, как подготовка учащегося к публичному выступлению. Участие в концертах – важная составляющая обучения...

Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики"

Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики" в котором дано описание целей и основных задач предмету "ритмика", раскрывается...

Методический доклад на тему: "Концертные выступления"

Существующая форма отчётности и обязательных концертных выступлений – принятый элемент музыкального воспитания и образования, утверждённая учебными программами.Этих выступлений набирается не менее 5-6...

Доклад на тему "Информационные технологии- эффективное средство повышения качества преподавания педагогики"

Доклад представлен для участия в конкурсе "Методическая находка", который проходил в МГОУ....

Методический доклад на тему: «Хоровое творчество как предмет педагогики»

Методический доклад на тему: «Хоровое творчество как предмет педагогики»...