Методический доклад на тему: «Хоровое творчество как предмет педагогики»
учебно-методический материал по теме

Гуляева Галина Сергеевна

Методический доклад на тему: «Хоровое творчество как предмет педагогики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономное учреждение

 «Образовательное учреждение дополнительного образования детей

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

городской округ город Радужный

        

МЕТОДИЧЕСКИЙ  ДОКЛАД

на тему:

«Хоровое творчество как предмет педагогики»

                                                                                         Преподаватель хорового пения

                                                                            Гуляева Г.С.                                                  

 г. Радужный

                Творческая деятельность учащихся в самых разнообразных проявлениях становится важным средством успешного развития многих социально значимых креативных качеств личности-воображения, мышления, решительности, волевых качеств и т.д. Творческую деятельность в различных её видах объединяют процессуальные закономерности. В качестве центрального творческого процесса психологами выделяются «озарение», «скачок в неизвестное», интуитивное схватывание искомого результата, когда идеи складываются в четкую форму будущего музыкального произведения. Кажущаяся лёгкость творческого решения, всегда является результатом кропотливой предварительной работы, настойчивыми поисками решения поставленных задач, эмоциональным подъёмом – вдохновением, активной работой воображения и мышления.

                Для педагогики наряду с общими для всех видов творчества факторами особенно значимым является вопрос о сущности и особенности каждого конкретного вида творческой деятельности. Специфичность художественно-творческой деятельности определяется материалом данного искусства.

                В музыке такой материал образует звук, который обладает художественной выразительностью как сущностным свойством. Различные звуковые структуры в музыке объединяются общим понятием – музыкально-выразительное средство.

                Различают две основные функции музыкально-выразительных средств:

 - музыкально-выразительную;

 - коммуникативную.

                Все музыкально-выразительные средства объединены между собой системными отношениями. Суть музыкального творчества состоит в построении всех музыкально-выразительных средств целостной структуры музыкального произведения.

               Наиболее общим принципом выявления содержательного потенциала выразительных средств является их структурная интеграция. Для педагогики музыкального творчества остается открытым вопрос, каким образом то или иное средство как элемент музыкального языка превращается в выразительный элемент музыкальной речи? Существуют разные точки зрения на проблему возникновения семантики (словесной речи) музыкальных средств. Реализация средств связывается с конкретными условиями их применения. Ядром музыкального развития является интонация, способная ярко эмоционально окрашивать высказывания человека.

               Другую предпосылку выразительности музыкального языка составляет оппозиционность его системы (громкому звучанию противостоит тихое, протяженному – короткозвучное, мажору – минор и т.д.). Механизмом достижения музыкальной выразительности служит взаимодействие двух и более музыкальных средств, каждое из которых выполняет по отношению к другому функцию фильтра, пропускающего и усиливающее действие одних выразительных возможностей и ослабляющего действие других. Определенную функцию средству музыкального языка придает интонационный рельеф. Проявление процесса интонирования есть

фаза синтеза, осуществляемого на основе предварительного интонационного анализа, поскольку предметом данного синтеза являются выявленные интонационные рельефы. Интонационный синтез строится по принципу взаимодополнения. Главные элементы интонационного процесса: средства музыкального языка, их интонационные рельефы и образно-содержательная составляющая интонационного построения связаны друг с другом тесными системными отношениями. Элементарные средства, относящиеся к фоническому уровню (громкость, тембр, пространственная локализация, высота звука), непосредственно связаны с сенсорным опытом человека, поэтому их объединяет предметночувственная ассоциативная сфера. Индивидуальное своеобразие музыкального образа достигается в результате взаимодействия интонационных рельефов средств как внутри каждого из пластов интонирования, так е между ними. Каждый из участников музыкально-созидательного процесса – исполнитель-хоровик и преподаватель, - вносит в целостный музыкальный продукт свой отличный по соотношению данных пластов интонирования вклад. Задача преподавателя – создать подробный проект содержательно значимой музыкальной структуры в единстве её мелодической, ладогармонической, метроритмической, тембровой и динамической подструктур. Как видим, соотношение участников музыкально-творческого процесса напоминает «матрешку», все они подобны центральной фигуре по форме, но отличаются как бы своим узором. Также и на основе единого нотного текста в творчестве исполнителя-хоровика и руководителя-преподавателя рождаются самые разные, порой диаметрально противоположные содержательные трактовки, поскольку каждый обладает значительным отличным от других образно-содержательным потенциалом. К тому же любой музыкант в своей деятельности опирается собственные индивидуализированные музыкальные представления.

                Музыка создается по законам системности. И в работе над любой самой мелкой деталью музыкант всегда исходит из своих целостных образно-содержательных представлений, которые развиваются вместе с совершенствованием этой детали.

                Творческий процесс связан с бесконечным множеством различных приёмов и методов работы, которые объединяются в индивидуализированные операционные структуры, создаваемые всякий раз заново на основе той или иной конкретной художественной задачи. Содержательная направленность в работе со звуком, а также интеллектуальная активность составляют главные особенности музыкального и хорового творчества. Соответственно педагогику музыкального и хорового творчества можно определить как педагогику интонирования. Главной её целью является развитие музыкально-творческих способностей, как способностей к различным видам музыкально-интонационной деятельности и мышления, что составляет центральный элемент музыкальной культуры человека. Чувство прекрасного известно многим – немногие могут его выразить. Умение воплотить художественное содержание в материальной форме проявляется в мастерстве, развитие которого находится в центре внимания педагогики творчества.

                Главный способ передачи художественного опыта  - это непосредственное творческое общение учителя и ученика. Огромную ценность для творческого развития ученика составляют порой, самые простые замечания педагога: «Ярче!.. тише!.. ровнее…» и т.д. Подобные замечания, пожелания, показ, как нужно исполнить тот или иной фрагмент, направлены на «доинтонирование» работы ученика, доведение создаваемой музыкальной формы до уровня внятности, выразительности и наглядно демонстрируют ученику характер интонационно-мыслительных операций, служащих достижению художественного результата. Музыкальное творчество становится интересным слушателю, если исполнитель затрагивает какую-то волнующую, актуально-жизненную проблему других людей, оно всегда связано с накоплением жизненных впечатлений, сбором материала и концентрации его в теме будущего произведения. Жизненная содержательность музыкальных образов и непрестанный поиск гармонии и красоты в средствах их выражения определяет огромную значимость музыкально-хорового творчества в эстетическом воспитании учащихся. В своём подходе к работе ученика учитель опирается на собственный творческий опыт и складывающиеся вместе с ним индивидуальные представления о художественном идеале, поэтому в педагогике творчества всегда так велико значение уровня этого опыта, масштабность и своеобразия художественной личности педагога.

Используемая литература:

М. Арановский. «Мышление, язык, семантика», М., 1974г.

Б. Асафьев. «Музыкальная форма как процесс», Ленинград, 1971г.

И. Красильников. «Музыкальное творчество как предмет педагогики». Журнал «Музыка в школе», 2001г.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад на тему Актуальность современных программ по "Слушанию музыки" в ДМШ иДШИ

аналитическа работа  1.Слушание музыки-вид музыкальной деятельности.2.Сущность и особенности авторских программ по предмету "Слушание музыки".3.Эффективность творческих приемов,используемых в ли...

Методический доклад на тему: Комплексная подготовка к публичному выступлению и коррекция эстрадного волнения у начинающего музыканта

В этом проекте я хочу поделиться с Вами своим опытом в решении такой важной педагогической задачи, как подготовка учащегося к публичному выступлению. Участие в концертах – важная составляющая обучения...

Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики"

Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики" в котором дано описание целей и основных задач предмету "ритмика", раскрывается...

Методический доклад на тему: «Лирические пьесы» Э. Грига - великое наследие в фортепианной педагогике»

В данной работе даются методические рекомендации к наиболее популярным в педагогическом репертуаре пьесам из цикла Эдаврда Грига "Лирические пьесы"...

Методический доклад "Использование технологий проблемного обучения на предметах теоретического цикла"

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.&bull...