Программа пришкольного лагеря труда и отдыха
рабочая программа (7 класс) на тему

Михеева Наталья Алексеевна

Программа пришкольного лагеря труда и отдыха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_programma.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ  №35 г.Томска

__________________________                   А.В.Иванов

Приказ №___от «___»_______2014г

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Школа № 35 г.Томска

Программа

лагеря труда и отдыха

Составитель:

Мохова Александра Иосифовна,

Михеева Наталья Алексеевна

Г.Томск

 2014


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1.

Направление  программы

спортивно – оздоровительное, патриотическое, досуговое, трудовое, творческое, социально- адаптационное.

2.

Полное название программы

Программа лагеря труда и отдыха «ФАКЕЛ» при  МАОУ СОШ № 35

3.

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №35

4.

Организаторы программы

Педагогический коллектив  

МАОУ  СОШ №35

5.

ФИО авторов программы, с указанием места работы, должности, контактного телефона

Мохова А.И.; Михеева Н.А.

6.

Цель программы

Создание оптимальных условий для максимальной реализации творческих  и интеллектуальных потребностей и интересов учащихся школы, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление.

7.

Задачи

-закрепление практических навыков  сельскохозяйственных  работ в процессе благоустройства школы  в летний период;

-популяризация здорового образа жизни;

-формирование культуры межличностного общения;

-профилактика асоциального поведения;

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала

8.

Ожидаемый результат

-Внедрение эффективных форм организации труда и отдыха,  оздоровления и летней занятости детей;

-Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;

-Формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения;

-Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка

9.

Место реализации программы

 МАОУ СОШ №35

9.

Адрес, телефон

г.Томск, ул.Б.Хмельницкого, 40

тел: 541915

8.

Количество участников программы

69 человек

9.

Возраст участников программы

11 -17 лет


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лето – самая долгожданная пора в жизни любого школьника, ведь это самые длинные в году каникулы. А каникулы - это время восстановления здоровья, восполнения сил, израсходованных в течение учебного года, развития творческих способностей, открытий нового и интересного.  Летнее время препровождение это кардинальное изменение процесса формирования личности. Психологи уверяют, что в личностном плане лето - более напряженный период, чем зима.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет ЛТО.

Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.

Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же  обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.

Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в городе как  мощная форма против безнадзорности, асоциального и аддитивного поведения подростков.

За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

  • необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
  • обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
  • модернизацией старых форм работы и введением новых;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Таким образом, главная идея создания летнего трудового лагеря – помочь учащихся использовать период летнего отдыха для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие организаторские способности, приобщить учащихся к трудовой деятельности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками.

При разработке программы также учитывалась социальная среда, в которой обитают воспитанники лагеря. Некоторые  из них живут в неполных семьях, часть детей – опекаемые.  

 Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в возрастных отрядах с наполняемостью до 40 человек.

Трудовой лагерь при школе организуется из учащихся 5-х и 8-х классов на 21 календарных дней. Каждая бригада работает на различных объектах.

ЦЕЛЬ:  

Создание оптимальных условий для максимальной реализации творческих  и интеллектуальных потребностей и интересов учащихся школы, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление.

ЗАДАЧИ:

  • закрепление практических навыков  сельскохозяйственных  работ в процессе благоустройства школы  в летний период;
  • популяризация здорового образа жизни;
  • формирование культуры межличностного общения;
  • профилактика асоциального поведения;
  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности  на основе нравственных установок и моральных норм, не  прерывного образования, самовоспитания и универсальной  духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

  •  Конвенция  ООН о правах ребенка;
  • Конституция  РФ;
  • Закон  РФ «Об образовании»;
  • Федеральный закон  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
  • Трудовой  кодекс  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;
  • Приказ  «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 №

п/п

Этапы и виды деятельности

Сроки реализации

1

Подготовительный этап

  1. Работа по подготовке программы
  • с педагогическим коллективом:
  1. проведение совещания с целью заинтересованности педагогического коллектива по вопросам планирования и организации летней оздоровительной кампании;
  2. издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  3. отбор кадров для работы в лагере труда и отдыха;
  4. прохождение медицинского осмотра членами педагогического коллектива;
  5. прохождение инструктажа по технике безопасности.
  • с родителями:
  1. проведение родительских собраний в

5- 8 – х классах по планированию летней занятости детей;

  1. проведение анкетирования.
  • с учащимися:
  1. проведение анкетирования;
  2. оформление документации.
  1. Разработка документации
  • положение о лагере
  • социальный паспорт лагеря
  • штатное расписание
  • график работы персонала
  • изучение документов по технике безопасности
  • составление должностных инструкций
  • приказ об открытии лагеря, составление списков отрядов

март – апрель – май

март – апрель – май

3.Подготовка территории и помещений для работы лагеря

  • генеральная уборка помещений и подготовка их к открытию лагеря
  • определение фронта работ и подготовка необходимого

май

Организационный этап

  • Составление списков отрядов
  • Подготовка к дальнейшей деятельности по  программе

май

2

Основной этап

  • Реализация основных положений программы

Май - июнь

3

Заключительный этап

  • Психолого –социально-  педагогический анализ результатов летней оздоровительной кампании

июнь

СРОКИ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ

Программа реализуется в течение одной лагерной смены. Финансирование лагеря осуществляется из фонда социального страхования.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте 11 - 17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в  отрядах до 40 человек.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

  • Территория, помещения. При работе лагеря используется территория МАОУ СОШ №35 г.Томска, спортивная площадка, актовый зал, медицинский кабинет, кабинеты:  комнаты отдыха, кабинет информатики, библиотека, спортивный зал.

  • Оборудование. Для успешной реализации программы используется:
  • Перчатки для сельскохозяйственных работ
  • Садовый и уборочный инвентарь
  • Спортивный инвентарь
  • Аппаратура
  • Предметы быта

№ П/П

ТЕРРИТОРИЯ,

ПОМЕЩЕНИЯ

ПРИМЕНЕНИЕ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

1.

Кабинеты

Комнаты отдыха,

игровые

Начальник лагеря,

воспитатели,

технический персонал

2.

Спортивный зал

Занятия спортом,

Соревнования,

Линейка (в случае плохой погоды)

Физрук

3.

Спортивная площадка

Линейка, проведение спортивных соревнований, игр

Физрук

4.

Школьный двор

Работы отряда «Ландшафтный дизайн»

Начальник лагеря, воспитатели

5.

Актовый зал

Праздничные мероприятия, репетиции

Воспитатели, администрация лагеря

6.

Медицинский кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Медицинский работник

7.

Школьная библиотека

Литература для детей и воспитателей

Библиотекарь

8.

Кабинет информатики

Проведение мероприятий

игры

Администрация лагеря

9.

Школьная столовая

Завтрак

Работники столовой

10.

Комнаты гигиены

Туалеты, раздевалки

Начальник лагеря,

воспитатели,

технический персонал

        

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В реализации программы участвуют:

  • - начальник лагеря, руководитель программы;
  • - заведующий хозяйством;
  • - социальный педагог;
  • - инструктор по физкультуре;
  • - воспитатели ;
  • - библиотекарь.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка;
  • отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
  • единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • - наличие необходимой документации
  • - программы деятельности и план работы на смену
  • - проведение инструктивно-методических совещаний
  • - памятки и инструктивные карты для воспитателей

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление деятельности

Формы работы

Нравственно-этическое

Часы общения

Этические праздники и игры

Художественно-эстетическое

Праздники

Конкурсы

Спортивно-оздоровительное

Утренняя зарядка

Соревнования

Эстафеты

Общественно-полезная деятельность

Озеленение школьного двора

Трудовые десанты

Экологические десанты

Досуговая деятельность

Коллективно-творческие дела в соответствии с планом-сеткой

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Внедрение эффективных форм организации труда и отдыха,  оздоровления и летней занятости детей;
  • Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;
  • Формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения;
  • Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка.

Направление

Ожидаемые результаты

Критерии

Методы

Патриотическое

  •  Формирование интерес к истории своей «малой родины», чувства патриотизма и любви к своему родному краю.
  • Расширение кругозора детей через изучение краеведческого материала.
  • Умение работать с литературой, самостоятельно собирать информацию.
  • Приобретение знаний о значимых событиях, людях, истории своего края.
  • Включенность участников программы в социально значимые акции.

Педагогическое наблюдение, беседы, анкеты, соревнования, игры – турниры. Посещение районного краеведческого музея.

Выставки детских работ.

Спортивно-оздоровительное

  • Укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Привитие положительного отношения к здоровому образу жизни.
  • Знание элементарных правил личной гигиены.
  •  Сформированная  осознанная потребность в ежедневной утренней зарядке
  • Знание элементарных правил личной безопасности.
  • Снижение уровня заболеваемости.
  • Отсутствие травматизма.
  • Выполнение  режима дня, знание основ правильного питания.
  • Знания об отрицательном воздействии на здоровье курения, алкоголя, наркотиков и др.
  • Знания об опасных  для жизни и здоровья ситуациях; умение правильно повести себя в такой ситуации (правила поведения с незнакомым взрослым, на проезжей части и т.д.)

Антропометрические показатели.

Педагогическое наблюдение.

Анкетирование.

Досуговое

  • Организация

полноценного

культурного досуга      воспитанников.

  • Возникновение потребности в организации своего свободного времени, полноценного досуга.

  • Желание участия в мероприятиях.
  • Количество участников мероприятий.
  • Инициатива в организации детьми интересных дел и мероприятий.
  • Ребенок - активный участник массовых мероприятий.

Рефлексия после всех мероприятий и дел (обсуждение, оценивание, планирование с учетом пожеланий воспитанников).

Анкетирование.

Беседы.

Творческое

  • Приобретение новых и совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков в творческой деятельности.
  • Расширение общего кругозора, раскрытие новых творческих способностей.
  • Саморазвитие детей и подростков.

  • Желание детей принимать участие в работе кружков.
  • Выставочная деятельность, качество представленных на выставку изделий, поделок.
  • Личная заинтересованность в проведении КТД.
  • Желание детей и после смены заниматься выбранным видом творческой деятельности.

Наблюдение.

Выставки: уровень работ, количество работ.

Участие в конкурсах и концертах.

Уровень проведения КТД.

Социально- адаптационное

  • Развитие навыков разновозрастного общения, этичного поведения в сложных жизненных ситуациях.
  • Создание временного коллектива с характеристиками доброжелательности, терпимости, взаимного уважения во взаимоотношениях между детьми, между детьми и педагогами, между детьми и старшим поколением.
  • Приобретение опыта общения во вновь созданных временных коллективах.
  • Умение совместно работать и отдыхать.

Расширение круга общения, в т.ч. со старшими по возрасту. Выбор этичных вариантов поведения.

  • Доброжелательность, отзывчивость, взаимопонимание,  проявление чуткости к людям.
  • Организованность и активность детей отряда.

Педагогическое наблюдение.

Беседа.

Анкетирование.

Трудовое

  • Приобретение трудовых практических умений и навыков.
  • Уход за растениями на пришкольном участке.

  • Количество и качество проводимых трудовых мероприятий.
  • Прополка сорняков, рыхление, прореживание, полив.

Наблюдение.

Смотр объектов труда.

Оценка деятельности труда.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ (ИНДИКАТОРЫ) ПРОГРАММЫ

1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов.

2. Наблюдение за участием детей в деятельности отряда.

3. Медицинский осмотр учащихся.

4. Психологические тесты.

5. Ежедневная рефлексия в отряде и лагере.

6. Оформление фотогазеты.


ПЛАН РАБОТЫ

 

Мероприятие

1 день

(26.05.14)

      Встреча детей

      Инструктаж по охране труда, пожарной и антитеррористической безопасности, ПДД

      Распределение обязанностей среди обучающихся.

     Выбор органа детского самоуправления - Совет лагеря

      Определение законов лагеря

      Формирование отрядов

      Знакомство с режимом, планом работы

2 день

(27.05.14)

      «Трудовой десант» – благоустройство территории школы (посадка цветов)

      Игры на свежем воздухе

3 день

(28.05.14)

      «Трудовой десант» – благоустройство цветника

      Беседа по ЗОЖ

      Беседы о правилах поведения в лесу

4 день

(29.05.14)

      Открытие лагеря

      Технологические игры на сплочение коллектива.

5 день

(30.05.14)

      «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке

      Встреча с путешественником С.П. Ковальским

6 день

(31.05.14)

      «Трудовой десант» – благоустройство территории школы

      Праздник «День защиты детей»

7 день

(02.06.14)

   Выход на просмотр кинофильмов

8 день

(03.06.14)

      «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке

      Беседы о ядовитых растениях и грибах

9 день

(04.06.14)

       «Трудовой десант» – ремонт  мебели, уборка классов.

      Соревнования по волейболу

10 день

(05.06.14)

      «Трудовой десант» – благоустройство спортивного городка

      Игра «Угадай мелодию»

11 день

(06.06.14)

      «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке

      Конкурсы, викторины «Знай правила дорожного движения»

      Просмотр фильмов документальных, художественных и других, пропагандирующих здоровый образ жизни, анкетирование подростков на тему «Профилактика наркомании. Мое отношение к алкоголизму и наркомании»- ролевые игры.

12 день

(07.06.14)

∙    Экскурсия «История старинного города»        

13 день

(09.06.14)

  • Викторина «Люби и знай свой край»
  • Произвести побелку стволов деревьев

14 день

(10.06.14)

 «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке

  • Соревнования по волейболу

15 день

(11.06.14)

  «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке

  • Беседа на тему «Свободная Россия».

16 день

(16.06.14)

  • «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке   
  • Выход в театр «Дуэль» А.П. Чехов 

17 день

(17.06.14)

∙  Экскурсия в ботанический сад

18 день

(18.06.14)

 «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке

  • Соревнования по шахматам

19 день

(19.06.14)

  • «Веселые старты»

20 день

(20.06.14)

  • Экскурсия «Экологическая тропа»

21 день

(21.06.14)

  • Закрытие смены лагеря
  • Подведения итогов.


ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ

  • ЗАКОН ДРУЖБЫ

Отряд - это сила, отряд - это мощь,

Когда есть кому в коллективе помочь.

Скажу без утайки, ребята, без лести:

Где слаб я один, там сделаем вместе!

  • ЗАКОН ЧЕСТИ

Работай с отдачей, добросовестно, честно,

Тогда результат всем понятен, известен:

Цели добьешься, порадуешь всех.

Ждет же отряд твой - только успех!

  • ЗАКОН ДОСТИЖЕНИЙ

Пусть порой не хватает сноровки -

Овладеем наукой труда!

Наш отряд в рабочей спецовке

Не отступит с пути никогда.

  • ЗАКОН НЕРАВНОДУШИЯ

Если искренне желаешь свое счастье обрести,

Мимо страждущих и слабых ты старайся не пройти.

Подари кусочек сердца людям, городу, друзьям.

Пусть душа твоя стремится только к праведным делам.

  • ЗАКОН ТРУДА И ОТДЫХА

Если все ж устал ты вдруг,

Сделай паузу, мой друг.

Ты с отрядом отдохни:

Конкурс, игры проведи.

Пообщайся неформально -

Это тоже актуально.

Ведь работать веселей,

Когда рядом сто друзей.

Анкета для подростков, желающих работать в трудовом лагере:

- Ф. И.О._____________________________________________________

- Школа_______________________________________Класс ____________

-Адрес__________________________________________________________

- Возраст и дата рождения._________________________________________

- Контактные телефоны (домашний, сотовый)_________________________

- Ф. И.О. родителей, их сотовые, рабочие телефоны.____________________

- Есть ли у вас опыт трудовой деятельности? Где? Когда?_______________

- Какие виды работ для вас предпочтительнее? _________________________

- Какими специальными умениями и знаниями вы обладаете? Расскажите о них подробнее:

/Работа на приусадебном участке _____________________________________

/Работа на компьютере (какими программ. владеете, скорость печати и т д.)/_

/Оформительская деятельность (занимались в кружке ИЗО, др.)/___________

/Занимаетесь декоративно-прикладным творчеством/_____________________

/Владеете столярным делом/__________________________________________

/Умеете шить и т. д./_________________________________________________

/Другое ___________________________________________________________

Ваши планы в учебном плане на будущее_______________________________

Ваши планы в профессиональном плане на будущее_____________________

Спасибо за сотрудничество!

- Ты нам очень помог!

Успехов в работе!!!

Везенья с погодой!

Итоговая анкета

Дорогой друг!  Вот и закончилась лагерная смена. Нам было очень интересно работать с тобой. Надеемся, что и тебе не было скучно с нами.

Погасли свечи, закончился день,

А с ними и смена…

Пора расставаться…

Все, что случилось, скрывается в тень.

Что ты о смене можешь сказать?

Нам бы хотелось очень узнать!

Ответив на эти вопросы, ты поможешь нам подвести итоги смены.

1. Из ребят мне было интересно общаться с ____________________________.

2. Из взрослых мне было интересно работать с _________________________.

3. Самые запоминающиеся мероприятия это____________________________.

4. Я участвовал в __________________________________________________.

5. А ещё хотел бы поучаствовать в ___________________________________.

6. Я научился_______________________, благодаря_____________________.

7. В этой смене мне не понравилось___________________________________.

8. Хотел бы ты ещё раз попасть в наш лагерь? __________________________

Почему?__________________________________________________________.

9. Хотел бы ты продолжить общение с кем-либо после смены?____________.

10. Я бы хотел изменить_____________________________________________.

11. Если хочешь, ты можешь подписаться _____________________________.

Спасибо за то, что ответил на наши вопросы! Нам было очень приятно с тобой работать. До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа лагеря труда и отдыха

направленность программы историко- культорологическая. Особенностью является то, что она реализуется в рамках лагеря труда и отдыха. ...

Программа лагеря труда и отдыха "Ростки" для детей 15-16 лет

Авторы программы - Кузина Оксана Юрьевна, Писная Елена Геннадьевна( <a href = "http://nsportal.ru/pisnaya-elena-gennadevna" > сайт учителя английского языка </a> на nsportal.ru)Дорабо...

Программа лагеря труда и отдыха "Новое поколение 2017"

Особенностью программы ЛТО является её информационная направленность: формат СМИ (дети делают репортажи на заданные темы и о событиях лагеря, готовят передачи и главным конкурсом является телефестивал...

Программа летнего лагеря труда и отдыха «Робинзон»

Программа летнего лагеря труда и отдыха «Робинзон»...

Программа летнего лагеря труда и отдыха "Команда твоего успеха"

Летние каникулы – время для организации труда и отдыха подростков, это лучшая пора для совершенствования возможностей ребёнка, вовлечения его в новые социальные связи, удовлетворения его интерес...

Информационно-аналитическая записка о деятельности лагеря труда и отдыха «КРУТО» (Команда Ребят, Умеющих Трудиться и Отдыхать) при НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

Проблема организации летнего досуга всегда остро стояла и стоит перед администрацией школы и родителями. Нет гарантий того, что пассивный, неорганизованный отдых подростков не приведет к проявлению ас...

Информационно-аналитическая записка о деятельности лагеря труда и отдыха «КРУТО» (Команда Ребят, Умеющих Трудиться и Отдыхать) при НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

Проблема организации летнего досуга всегда остро стояла и стоит перед администрацией школы и родителями. Нет гарантий того, что пассивный, неорганизованный отдых подростков не приведет к проявлению ас...