Инновационный Проект "Литературное творчество как условие развития нравственно-эстетического воспитания учащихся"
методическая разработка на тему

Попова Ирина Алексеевна

Работа представлена на конкурс "Инноватика в образовании", проводимый Управлением образования АМР "Усть-Куломский", в номинации "Инновационные проекты педагога". Работа представлет собой инновационный проект по литературному направлению во внеурочной деятельности учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ручевская средняя общеобразовательная школа

Конкурс «Инноватика в образовании»

Инновационный Проект

«Литературное творчество как условие развития

нравственно-эстетического воспитания  учащихся»

Автор разработки - Попова И.А., учитель русского языка

и литературы МОУ Ручевской средней

                                                общеобразовательной школы

с.Руч

2015год

Содержание Проекта:

                                                                                                                                            Стр.

  1. Паспорт Проекта……………………………………………………………  3 - 5
  2. Введение……………………………………………………………..............  6
  3. Описание Проекта…………………………………………………………..  6 - 9
  1. Цели и задачи Проекта.…………………………………………………….  7
  2. Сроки и этапы реализации  Проекта .……………………………………..  7
  3. Содержание и структура Проекта: .……………………………………….  7 – 9
  1.                   3.1. Формы проведения внеурочной деятельности по литературному    

творчеству…………………………………………………………………..  8

3.2. План мероприятий по реализации Проекта ……………………….... 8 - 9

  1. Ожидаемые результаты……………………………………………………. 9
  2. Критерии оценки реализации Проекта ………………………………….. 9 – 10
  3. Необходимое ресурсное обеспечение для реализации Проекта ……… 10
  1. Литература и Интернет-ресурсы……………………………………….... 11
  2. Приложения:  …………………………………………………………….. 12 - 23

  1. Паспорт Проекта

Наименование проекта

Инновационный Проект «Литературное творчество как условие развития нравственно-эстетического воспитания учащихся»

Основание для разработки Проекта

Конституция РФ;

Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);

Закон РФ "Об образовании";

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г.N 124-ФЗ);

 Национальная образовательная инициатива   «Наша новая школа» (в частности, направления «Переход на новые образовательные стандарты», «Развитие системы поддержки талантливых детей», «Сохранение и укрепление здоровья школьников»(04февраля 2010г. Пр-271);

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.);

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения;

Закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07.2001г.

Проект системы работы с одаренными детьми

методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ Ручевской СОШ (2013г.)

Проект системы работы по внеурочной деятельности учителя русского языка и литературы (2013г.)

Разработчик Проекта

Попова Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ Ручевской СОШ

Цели и задачи Проекта

Основная цель: Через знакомство с аспектами поэтического и прозаического мастерства развивать умение создавать и анализировать художественные произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области литературного творчества; развивать творческий потенциал, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию учащихся.

Основные задачи:

1. Предметные:

     * освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

      * формирование у учащихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

        * развитие способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

        * развитие нравственно-эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Личностные:

        * воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе, нравственных качеств;

        * формирование трудолюбия и требовательности к себе;

        *преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

        3. Метапредметные:

* развитие навыков познания, анализа, сопоставления источников, работы с художественными текстами;

* овладение навыками оформления полученных материалов.

        * формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе – научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь

  • целостный анализ художественного произведения;
  • умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  • постижение поэтической идеи;
  • знакомство с различными аспектами поэтического и прозаического мастерства.

Инновационная составляющая Проекта

Проект «Литературное творчество как условие развития нравственно-эстетического воспитания учащихся» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по предметам русский язык и литература. Проект составлен с учетом требований ФГОС. В рамках данного Проекта формируются навыки творческого мышления учащихся, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.  

Проект обеспечивает развитие УУД, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации как в учебной, так и во внеурочной деятельности, а также позволяет школьнику проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Сроки и этапы реализации Проекта

2013-2015 гг.

Организационный этап (август – сентябрь 2013г.):

 Разработка Проекта, актуализация Проекта среди участников образовательного процесса. Поиск, целенаправленное выявление и поддержка одаренных детей по литературному творчеству.

Основной этап реализации (октябрь 2013- апрель 2015гг.):

 Непосредственная работа с одаренными учащимися по литературному направлению. На этом этапе планируется организация и проведение кружка, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Завершающий этап (май – июнь 2015г.):

Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших  в ходе реализации Проекта, путей  их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Механизм реализации Проекта

Проект  реализуется через работу учителя русского языка и литературы Поповой Ирины Алексеевны, методического объединения учителей русского языка и литературы,  систему методической работы школы, непрерывное образование и самообразование учителя, взаимодействие  всех участников образовательного процесса и родителей.

Ожидаемые результаты Проекта

После реализации данного Проекта ожидается получить следующие результаты:

  • рост познавательной  и творческой активности у ребят;
  • увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.
  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  • повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области русского языка, литературы, эстетики.

Организация контроля

за исполнением Проекта

Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла, учитель-предметник.

  1. Введение.

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем не сравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения – нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать художественные произведения, познать основы художественного слова создан Проект  «Литературное творчество как условие развития нравственно-эстетического воспитания учащихся». Данный Проект позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.

          Актуальность данного Проекта:

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, полный идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Актуальность разработки и создания данного Проекта обусловлена тем, что занятия литературным творчеством помогут в становлении личности ученика, создадут благоприятные условия для развития творческого воображения, развития правильной и грамотной речи учащихся, а также позволят применить УУД на практике, расширить возможности творческого самовыражения.

Одна из основных задач образования по ФГОС – развитие способностей и формирование УУД. Исходя из этого, в Проекте предусмотрены формы работы, которые вовлекают учащихся в творческую деятельность и направлены на понимание ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Вовлечение учащихся в проектную деятельность является отличительной чертой Проекта.

  1. Описание Проекта

1. Основная цель Проекта -  через знакомство с аспектами поэтического и прозаического мастерства развивать умение создавать и анализировать художественные произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию учащихся

Проект ставит следующие задачи:

1. Предметные:

     * освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

      * формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

        * развитие способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

        * развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Личностные:

        * воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;

        * формирование трудолюбия и требовательности к себе;

        *преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

        3. Метапредметные:

* развитие навыков познания, анализа, сопоставления источников, работы с художественными текстами;

* овладение навыками оформления полученных материалов.

        * формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе – научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь

  • целостный анализ художественного произведения;
  • умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  • постижение поэтической идеи;

знакомство с различными аспектами поэтического и прозаического мастерства. 

2. Сроки и этапы реализации Проекта: 2013-2015 гг.

Организационный этап (август – сентябрь 2013г.):

 Разработка Проекта, актуализация Проекта среди участников образовательного процесса. Поиск, целенаправленное выявление и поддержка одаренных детей по литературному творчеству.

Основной этап реализации (октябрь 2013- апрель 2015гг.):

 Непосредственная работа с одаренными учащимися по литературному направлению. На этом этапе планируется организация и проведение кружка, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Завершающий этап (май – июнь 2015г.):

Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших  в ходе реализации Проекта, путей  их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

  1. Содержание и структура Проекта:

Содержание инновационного Проекта полностью соответствует целям и задачам образовательной программы по русскому языку и литературе. Создание системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача УВП школы. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях по литературной деятельности осуществлен с учетом материалов программ по русскому языку и литературе, культурологи и ориентирован на интересы и потребности учащихся с учетом их интеллектуальных возможностей. Проект позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения русскому языку и литературе, с воспитанием личности и развитием творческого потенциала учащихся.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию Проекта, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

           • доступность;

  •  сознательность и активность учащихся;
  • связь теории и практики.

Формы проведения внеурочной работы по литературной деятельности:

Внеурочная деятельность по литературному направлению осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах,  дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами Усть-Куломского района, Республики Коми, конкурсы, фестивали, литературные вечера, проектные работы. Результатом занятий являются практические работы, проекты, выступления, праздники, выпуски сборников, участие в конкурсах различного уровня. Основана на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.

С целью достижения качественных результатов процесс по внеурочной работе должен быть оснащен современными техническими средствами.

Используются следующие педагогические технологии:  культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интегрированная, информационно-коммуникационные технологии.

 

Данный инновационный Проект является проектом открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей. Использовать результаты реализации проекта (стихи, прозаические произведения, проекты и исследовательские разработки) можно на уроках русского языка и литературы, при подготовке концертов, фестивалей, участвовать в конкурсах различного уровня.

План мероприятий по реализации Проекта:

№п/п

Срок реализации

Мероприятия

1.

Август- сентябрь 2013г.

Совершенствование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми

Разработка инновационного проекта «Литературное творчество как условие развития нравственно-эстетического воспитания учащихся»

Разработка нормативно-правовой базы по материальной поддержке педагогов, работающих с одаренными детьми, обеспечение льгот, премий и других видов морального и материального поощрения

Организация работы кружка по литературному направлению.

2.

Октябрь 2013-апрель 2015гг.

Проведение школьных фестивалей и конкурсов детского художественного творчества Участие в районных, республиканских, Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях по литературному творчеству.

Использование инновационных технологий обучения.

Функционирование кружка по литературному творчеству.

Организация проектных и исследовательских работ.

Использование Интернет-технологий в работе.

 Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одаренными детьми по подготовке к конкурсам различного уровня по литературной деятельности.

Внедрение новой оценочной деятельности учащихся и учителей -  «Портфолио»

Информационная поддержка победителей и призеров конкурсов, конкурсов средствами школьных СМИ

3.

Май-июнь 2015г.

Сбор, оформление, распространение материалов по рубрикам:

- опыт педагогической работы с одаренными детьми по литературному направлению;

- детские достижения (стихи, фотографии, сочинения, выпуск стенгазет, проекты).

Создание сборника творческих работ победителей конкурсов (юных исследователей, поэтов, прозаиков и т.д.)

Итоговой мониторинг работы по Проекту.

Творческий отчёт учителя из опыта работы с одарёнными детьми по литературному направлению.

4. Ожидаемые результаты:

  • рост познавательной  и творческой активности у ребят;
  • увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.
  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  • повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

5. Критерии оценки реализации Проекта:

Целевые показатели

Индикаторы

Методы изучения

Организация работы по литературной деятельности учащихся как одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся, по нравственно-эстетическому воспитанию

Модернизация традиционных форм работы по внеурочной деятельности, использование инновационных форм работы.

Наличие локальной нормативной базы по внеурочной деятельности.

Повышение профессионализма руководителя проекта.

Оборудование необходимой мультимедийной техникой, компьютером.

Анализ итогов учебно-воспитательной работы, педагогическое наблюдение.

Повышение эффективности усвоения программного материала по литературе, русскому языку, ИКТ, культурологи, эстетике.

Высокие результаты обучения по литературе, русскому языку.

Повышение ИКТ-компетенций.

Рост интереса учащихся к изучению литературы и русского языка.

Использование возможностей литературного творчества для проведения уроков по программе литературы.

Анализ итогов учебно-воспитательной работы, педагогическое наблюдение, Психолого-педагогическая диагностика по методике Дубовицкой, оценивание предметных метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных) результатов учащихся по ФГОС.

Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей учащихся, реализации их познавательного условия.

Благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе.

Повышение интеллектуальной, творческой, социальной активности учащихся.

Рост числа победителей и призеров конкурсов, фестивалей разного уровня, связанных с литературным творчеством.

Уровень внедрения проектной деятельности и деятельностного подхода в процесс образования и воспитания.

Анализ итогов учебно-воспитательной работы, педагогическое наблюдение, Психолого-педагогическая диагностика по методике Дубовицкой, оценивание предметных метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных) результатов учащихся по ФГОС.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в различных конкурсах, публикации в районных и республиканских газетах и журналах, участие в литературных фестивалях.

6. Необходимое ресурсное обеспечение для реализации инновационного Проекта:

- техническое: компьютерное обеспечение пользователей инновационного продукта;

- информационное: банк ученических работ, наличие доступа в Интернет, публикация работ на персональном сайте учителя или школьном сайте;

- программное: наличие программ по литературной деятельности (например, кружка);

- кадровое: учитель русского языка и литературы, совместно педагог дополнительного образования;

- социальное: участники образовательных отношений (учителя-языковеды, учащиеся, родители).

Список литературы

Литература для педагога:

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. Для внекласс. Чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
  3. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М.: Просвещение,1980.
  4. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. Рекомендации: Кн. Для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.
  5. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и  читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
  6. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. //Школьные технологии.-2002.-№2.
  7. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
  8. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.
  9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И.Щукина.- М.: Просвещение, 1986.
  10. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.

Литература для обучающихся:

  1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
  4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
  5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
  6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  8. Эткинд Е. Разговор о стихах.  – М.: Просвещение, 1989.
  9. Классическая литература

Интернет-ресурсы:

http://uchkopilka.ru/russkij-yazyk/vneurochnaya-deyatelnost/item/3316-lozovaya-m-v-785656

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/03/24/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po-russkomu

Приложение №1

Распространение опыта, полученные результаты по реализации Проекта

  1. Профессиональные достижения педагога, обеспечивающего реализацию Проекта:

ФИО педагога

Участие и достижения на профессиональном уровне

Публикации на персональном сайте учителя в Интернете

Попова Ирина Алексеевна

2014г. – призер (2 место) республиканского конкурса «Лучший педагогический проект» в номинации «Проект системы работы с одаренными детьми».

2014г. – победитель районного конкурса социальных проектов «Шаг навстречу здоровью» в номинации «Самый массовый проект».

- «Проект системы работы с одаренными детьми»;

- Программа внеурочной деятельности учителя;

- Проект «Литературное творчество как условие развития нравственно-эстетического воспитания»;

- Проект творческих работ учащихся «Поэтический альманах».

  1. Результаты участия школьников в конкурсах различного уровня:

Учебный год

Название мероприятия

Уровень

ФИ обучающегося

Результат

2012-2013

Конкурс детского творчества «Цени жизнь!» в номинации «Литературное творчество»

муниципальный

Мууев Адам

2 место

Литературный конкурс «Уникальный автор»

муниципальный

Мууев Адам

3 место

Конкурс детского творчества «Мама – мой главный человек в жизни» в номинации «Стихотворение»

муниципальный

Пименова Снежана

Благодар

ность

Проект «Мой спортивный кумир» (сочинение+презентация)

муниципальный

Малева Софья

2 место

Международный фестиваль «Детство без границ», конкурс творческих работ юных корреспондентов в номинации «Молоды – не зелены»

районный этап

Мууев Адам

1 место

Международный фестиваль «Детство без границ», конкурс творческих работ юных корреспондентов в номинации «Молоды – не зелены»

республиканский этап

Мууев Адам

3 место

Международный фестиваль «Детство без границ», конкурс творческих работ юных корреспондентов в номинации «Молоды – не зелены»

всероссийский этап

Мууев Адам

2 место

2013-2014

Конкурс «Родина негромкая моя»

всероссийский

Ульнырова Есения, Есева Алина

сертификаты

Конкурс художественного слова среди детей и молодежи «Выльнимъяс – Новые имена»

районный этап республиканского конкурса

Мууев Адам

1 место

Международный фестиваль «Детство без границ», конкурс проектно-исследовательских работ «История моей семьи» в номинации «Портрет моей семьи»

районный этап

Москалев Василий

2 место

Международный фестиваль «Детство без границ», конкурс проектно-исследовательских работ «История моей семьи» в номинации «Портрет моей семьи»

республиканский этап

Москалев Василий

1 место

Международный фестиваль «Детство без границ», конкурс проектно-исследовательских работ «История моей семьи» в номинации «Портрет моей семьи»

всероссийский этап

Москалев Василий

1 место

Конкурс детского литературного творчества «Быть здоровым – модно!» в номинации «Стильная молодежь – здоровая молодежь»

муниципальный этап республиканского конкурса

Москалев Василий

2 место

Конкурс детского творчества «Край родной, навек любимый» в номинации «Литературное произведение»

муниципальный

Гребенюк Арина

2 место

Приложение №2

Республиканский конкурс художественного слова

среди детей и молодежи

«Новые имена» - «Выль нимъяс»

(возрастная категория – от 10 до 14 лет)

 

                                                                              Работу выполнил - Мууев Адам,

                                                                            обучающийся 9 класса (14 лет)            

                                                                       

                                   

Ценности жизни!

Нам жизнь дана, чтоб созерцать природу,

Дивиться красоте искусства и творить,

И как бы трудной ни была дорога

К познанью истины: как правильно нам жить? –

Иди смелей; любовь, поддержка, дружба,

Здоровье, нравственность, Отчизне служба –

Вот жизни ценности, которые везде

Помогут трудности преодолеть тебе.

***

«Ты что, тюфяк? Попробуй! Да не дрейф!» -

Находятся слова для уговоров.

Так трудно иногда сказать простое «нет»,

Чтобы уйти от слов и разговоров.

«Чужой среди своих», «Ты – белая ворона!» -

Вот те слова друзей, что так пугают нас,

Уверенности, силы воли, веры надо,

Поэтому не каждый сможет отказать.

Вино попробуешь один лишь только раз

И на мгновение ты вкусишь сладкой жизни –

Легко привыкнуть к этому, трудней бросать,

А это верный путь к смертельной бездне.

И полетишь, обжигаясь и падая вниз,

В боль, в бессмылицу, в страх и «болото»,

Неужели в палатах закончится жизнь,

Ведь мечтал ты совсем не об этом?!

Помни, что выбор всегда за тобой:

Жизнь цени, чтоб она не прошла стороной!

Цените жизнь!

Хочу сказать я, обращаясь к молодежи,

Что наша жизнь дана нам только раз –

Ценить ее должны мы, чтобы прожить

До старости потомкам напоказ.

Нет места в нашей жизни алкоголю,

В досуг и поважнее развлеченья есть,

Ведь всё ж приятнее глазам до боли

Смотреть, как спортом занят человек.

Учение и труд, забота о здоровье –

Должны быть нормой жизни молодых,

А пьянство, лень и беззаботное веселье –

Причины судеб злых и роковых.

И завершая отрицаньем лиру,

Созревшим правдою во мне,

Скажу:

«Не прав был тот мудрец, сказавший миру,

Что истина бывает лишь в вине».

Сохраним леса!

Что останется нашим потомкам?

Кучи мусора, хаос и смрад?

Но когда же поймет человечество,

Что будущее в его же руках!

Один костер не потушил – и лес горит,

Другой лес рубит ради выгоды и денег…

А саженцы забыл он посадить,

Забыл, что лес не бесконечен…

Забыл про обитателей лесных:

Про птиц, зверей, о ягодах и травах.

Почувствовал, что здесь он господин,

И не учел далеких предков нравы.

Ответственность, участие, забота –

Слова, которые должны мы понимать…

И чтобы не случилась катастрофа,

Подумаем о будущем сейчас!

Первый снег.

На ладонях тает снег,

В капли превращаясь.

Кружит первый юный снег,

В танце все вращаясь.

Не похожа на другую

Каждая снежинка,

Будто слеплена вручную

Каждая крупинка.

Кружат, легкие снежинки –

Землю укрывают,

Все, что окружает нас,

В сказку превращают.

Сказка ночи.

Зимняя ночь, за порогом мороз,

Звезды в небе игриво сверкают.

Серп луны над завесою дыма прирос,

Ясным оком березкам мигает.

Тишина и безмолвье, блеск луны на снегу,

Кроткий иней на ветках сребрится.

Сказка ночи пройдет, и опять поутру

Зимним солнышком лес озарится.

Приложение №3

ВСЕРОССИЙСКИЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ КОНКУРС

РОДИНА НЕГРОМКАЯ МОЯ

Название работы «На родимой земле…»

 ФИО автора – Ульнырова Есения Ивановна

Дата рождения – 03.08.1998 г. (15 лет)

На родимой земле…

Там только играет красивый цветок,

Он словно сияет росинками звезд,

И радугой скрыт ото всех он невзгод,

И горы могучие встают у ворот.

В лесу так тихонько звенит ручеек

И птицы щебечут, шуршит ветерок.

На небе ни облачка, открыта душа,

Росою забрызгана вдоволь она.

Бежит олененок, играет водой;

Ручей все быстрее бежит за горой.

И слышно: негромко в родной стороне

Играет пастух на вечерней заре.

Приложение №4

Международный фестиваль «Детство без границ»

КОНКУРС «История моей семьи»

        (проектно – исследовательская работа)

Номинация «Портрет моей семьи»

Возрастная группа – 8-10 лет

Название работы «Учительская династия семьи Поповых»

ФИО автора – Москалев Василий Владимирович

Дата рождения – 05.09.2003г.

История моей семьи…

Введение

  Семья,.. как много в этом слове для каждого из нас! Семья – это не только группа живущих вместе близких родственников, семья – это источник любви, радости, счастья, тепла, уважения, доброты… Это источник жизни. В нашей семье на протяжении девяносто лет прослеживается четыре поколения учителей-педагогов.

     Учитель – это человек, от которого зависит судьба вверенных ему маленьких граждан. Работать по этой профессии можно только понимая, какая большая ответственность ложится на человека, сделавшего этот выбор. И когда дело своих родителей продолжают их дети, можно быть уверенным в правильности выбранного пути. Семейная династия учителей – это наша гордость, это портрет нашей семьи.

                            Есть в жизни немало широких дорог,

                            Но нет и не было краше,

                            Чем полной забот и душевных тревог,

                            Дороги учительской нашей.

     Я напишу о нашей семейной династии учителей, о творческих людях, которые выбрали самую мирную профессию на свете – служить детям. Мой рассказ об истории моей семьи, об истории семейной учительской династии Поповых – портрет моей семьи.

Основоположники семейной династии…

     Начало нашей учительской династии положили Попов Василий Иванович и Попова Екатерина Егорьевна. Мой прадед – Попов Василий Иванович - родился в 1918 году. Учился сначала в Ручевской начальной школе, затем в Усть-Куломской школе рабочей молодежи (ШМК). В 1936 году окончил Сыктывкарский педагогический техникум по специальности физический руководитель. Педагогическая деятельность прадеда началась сразу после окончания училища в Пожегодской школе, оттуда же в 1939 году он был призван в ряды рабоче-крестьянской Красной Армии. На долгие семь лет прервался его мирный труд в школе. В годы Великой Отечественной войны участвовал в боях с Японией, штурмовал горы Малого Хингана в районе Сахалянских укреплений, получил ранение, был выбран в качестве парламентера для предъявления ультиматума Японскому военному командованию. Награжден медалями «За победу над Японией», «За победу над Германией» и многими юбилейными медалями.

     Вернулся мой прадед к своей профессии учителя лишь в 1946 году и проработал в Ручевской неполной средней школе до 1978 года. Преподавал физическую культуру, химию, географию, рисование, физику.

Любил играть на гармошке, аккордеоне. Как вспоминают его бывшие ученики (а многим уже за 50-60 лет), мой прадед был очень добрым учителем, никогда от него не слышали ни одного грубого слова, к ученикам относился как к своим детям. Особенно запомнились его ученикам уроки физической культуры. Раскроет, бывало, прадед аккордеон и проводит урок под музыку: бег, разминку, приседания, лазание по шведской лесенке все же легче выполнять под звуки марша или вальса. А любимым музыкальным произведением прадеда был вальс «На сопках Манчжурии».

    А еще запомнились односельчанам лыжные соревнования, различные спортивно-массовые мероприятия, проведенные под руководством моего прадедушки. И сам он до семидесяти лет бегал на лыжах, занимался спортом.

     Каждый человек оставляет свой след на земле, и каким он будет, зависит только от него самого. И мой прадед тоже оставил свой след в истории школы, в истории села, района. Под его руководством около школы за два года был построен стадион: перекладины, конь и козел, гимнастические брусья, городки, площадки для игры в волейбол и баскетбол и, конечно же, футбольное поле. В 1970 году в районном смотре-конкурсе на лучшую организацию физкультуры и спорта наш сельский школьный стадион занял первое место. Потом вокруг стадиона посадили деревья, поставили скамейки. Кто знает, 200 или 300 деревьев было посажено, но все они выжили, выросли рядами, и украшает теперь центр села парк. Каждую весну это место оживает, цветет, несет людям радость. Я думаю, что каждый житель нашего села, кто знает и помнит моего прадеда, Попова Василия Ивановича, проходя по этому парку, вспоминает его только добрыми словами. Ведь то добро, которое он сделал родной школе, родному селу не должно быть забыто. В народе говорят, что, если в своей жизни человек посадил хоть одно дерево, значит, уже сделал доброе дело. А мой прадед посадил целый парк – он оставил свой след на Земле.

     К сожалению, уже нет в живых Попова Василия Ивановича, он ушел из жизни на 88-ом году, когда меня еще не было на свете. Но я узнал о нем многое из рассказов деда, папы и мамы, сестры, жителей нашего села. Мне и имя дали в честь него - Василий.

     Моя прабабушка – Попова Екатерина Егорьевна – родилась в 1914 году в селе Руч. Она чуть раньше прадеда, в 1935 году, окончила Сыктывкарский педтехникум по специальности учитель начальных классов. Педагогическую деятельность начала в 1938 году воспитательницей в Деревянском детском доме.

       С 1939 года по 1942 год была начальником Усть-Куломского пионерского клуба, затем перевелась в Ручевскую неполную среднюю школу в качестве учительницы начальных классов. В годы Великой Отечественной войны моя прабабушка преподавала уроки младшим школьникам, которые оказались в Ручевском детском доме. В основном это были дети спецпереселенцев,  оказавшихся по воле судьбы в Коми крае еще до войны. Отношение к этим детям было недоверчивое, их не уважали, считали детьми врагов народа. Поэтому главной задачей в работе прабабушки стало воспитание в детях чувства уважения друг к другу и ответственности за свои поступки. Она говорила, что работать с детьми – это значит любить любого ребенка. Прабабушка была требовательной и строгой учительницей, справедливым, мудрым и рассудительным человеком. Об этом говорит мой дедушка.

     Попов Василий Иванович и Попова Екатерина Егорьевна за годы работы с детьми награждены многочисленными грамотами разных уровней, имеют благодарности, медали. Прадедушка был не только «Ветераном войны», ему было также присвоено звание «Ветеран труда», а прабабушка имеет медаль «За работу в тылу».

Продолжение династии…

     В 1973 году после окончания факультета иностранных языков Коми государственного педагогического института в Аныбскую неполную среднюю школу в качестве учителя французского языка получила распределение Попова Татьяна Ивановна, будущая жена брата моего дедушки. Городской жительнице было трудно привыкать к условиям жизни на селе. Но годы работы в сельской школе Татьяна Ивановна вспоминает с теплотой и воодушевлением. Дети были послушными, активными, любознательными. До ее приезда в школе иностранный язык вообще не изучали, поэтому детям было интересно и даже в диковинку слышать и учить французскую речь. Впоследствии многие выпускники тети Тани пошли по ее стопам, после окончания школы поступили на факультет иностранных языков. Среди них Кирушева Луиза Ивановна, которая в данное время обучает нас французскому языку в Ручевской средней общеобразовательной школе. Значит, Татьяна Ивановна сумела привить интерес сельских коми детей к красивому и трудному французскому языку, делилась своим добром с учениками. Теперь она на пенсии, бывшие коллеги и ученики отзываются о ней как о тактичном, доброжелательном человеке, она и сейчас остается такой: в любой ситуации к ней всегда можно обратиться за помощью.

Две сестры – две внучки…

Продолжителями учительской династии Поповых являются моя любимя мама – Попова Ирина Алексеевна, и ее младшая сестра, моя тетя – Попова Диана Алексеевна (в замужестве Гребенюк).

     Попова Ирина Алексеевна педагогическую деятельность начала как учитель начальных классов, окончив в 1991 году Сыктывкарское педагогическое училище №1 им. И.А.Куратова – то же самое училище, которое в свое время закончили прабабушка и прадедушка. В 1996 году она окончила филологический факультет Сыктывкарского государственного университета и теперь работает учителем русского языка и литературы в МОУ Ручевской СОШ. Имеет высшую квалификацилнную категорию, прекрасно владеет методикой преподавания современного урока, умело активизирует учащихся на уроке, дает прочные знания. Ее уроки интересны, занимательны. На протяжении 8 лет Ирина Алексеевна была заместителем директора по учебной работе. Мама много читает, увлекается спортом, хорошо рисует и поет. Говорит, что рисовать ее научил в детстве прадедушка. Она пишет стихи, стихотворчеству она учит детей. Публикуют стихотворения ее учеников в газетах и журналах.

Сказка ночи.

Зимняя ночь, за порогом мороз,

Звезды в небе игриво сверкают.

Серп луны над завесою дыма прирос,

Ясным оком березкам мигает.

Тишина и безмолвье, блеск луны на снегу,

Кроткий иней на ветках сребрится.

Сказка ночи пройдет, и опять поутру

Зимним солнышком лес озарится.

(стихотворение Мууева Адама, ученика 9 класса).

     Мамины ученики являются победителями и призерами районных олимпиад, и даже есть победительница республиканского этапа Всероссийской предметной олимпиады по русскому языку. Свое творческое мастерство передает ученикам. Неоднократно они занимали призовые места в конкурсах сочинений, стихотворений, презентаций и рисунков различного уровня.

     В 1999 году Ирина Алексеевна участвовала в районном конкурсе «Учитель года» и заняла 2 место. Она хороший учитель, умелый наставник, творческая личность. За хорошие успехи, достигнутые в преподавании предметов русский язык и литература, она награждена Грамотами Управления образования Усть-Куломского района и администрации МР «Усть-Куломский», имеет Благодарственные письма за значительный вклад в развитие отрасли «Образование» и высокие показатели в работе с одаренными детьми.

     Гребенюк Диана Алексеевна – учитель коми языка и литературы МОУ Ручевской СОШ. Ручевская средняя общеобразовательная школа (в разные годы имела разный статус) стала семьей, общим домом, где работали и работают учителя, связанные и нитями родства, и профессией. Диана Алексеевна окончила в 1997 году Сыктывкарское педагогическое училище №1, затем в 2002 году – филологический факультет СыктГУ,  пощла по стопам старшей сестры. Она творчески работающий учитель, на своих уроках прививает любовь детей к родному языку. Ее уроки увлекательны и интересны. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями коми народа, с историей и интересными людьми родного села. В школе ведет кружок «Краеведение».

     Ее ученики участвуют в районных и республиканских олимпиадах по коми языку и коми фольклору В республиканской викторине «Говорим по-коми» ученица Дианы Алексеевны заняла первое место. Кроме этого, она подготовила детей к телевикторине «Тодысьродысь», где учащиеся показали хорошие знания по коми языку и литературе. Награждена Грамотами Управления образования Усть-Куломского района и администрации МР «Усть-Куломский», имеет Благодарственные письма Министерства образования Республики Коми и Коми Республиканского института развития образования за подготовку победителя олимпиады по коми фольклору. В 2010 году участвовала в районном конкурсе методических разработок и стала победителем в номинации «Лучшая исследовательская работа».

Перспективы…

     Но на этом наша учительская династия не заканчивается. По стопам прадеда, прабабушки, мамы, тети пошла и моя старшая сестра, в будущем учитель математики и информатики – Попова Мария Владимировна. Она учится на 4 курсе физико-математического факультета Коми государственного института.

     Вся жизнь мамы, как учителя, проходит на наших глазах. С детства мы окружены школьной атмосферой: книги, тетради, подготовка к урокам. В нашей семье все понимают ценность и необходимость образования, поэтому моя сестра тоже выбрала профессию учителя.

     И я, надеюсь, тоже продолжу учительскую династию. Я – Москалев Василий Владимирович (фамилия моя по отцу) являюсь учеником четвертого класса МОУ Ручевской СОШ. Учусь хорошо, как и прадед, люблю спорт, занимаюсь лыжным видом спорта и мини-футболом, поэтому моя мечта – в дальнейшем стать учителем физической культуры. Я хочу, чтоб дети росли здоровыми, сильными, выносливыми. Здоровые дети – это здоровое будущее нашей страны.

Заключение.

     Изучая историю своей семьи, исследуя учительскую династию Поповых, я узнал очень много интересного о близких мне людях, о своих предках. Я многое открыл для себя: я узнал, какими добрыми и отзывчивыми людьми были мои прадедушка и прабабушка – Попов Василий Иванович и Попова Екатерина Егорьевна. Ведь я их совсем не знал. Понял, что учителями могут быть только самоотверженные люди, которые любят детей, своих учеников; которые полностью посвятили себя этой работе. Из поколения в поколение члены моей семьи, как эстафету, пердают учительскую профессию друг другу. Они преподавали и преподают разные предметы, но их объединяет творческое отношение к работе, профессионализм и желание отдавать сердце детям. Так и хочется сказать о силе семейных традиций, о родителях, которые сумели привить своим детям уважение к профессии учителя, стремление пойти по родительским стопам. Семейные династии служт примером молодому поколению и еще раз доказывают мысль о том, как важно найти свое место в жизни и приносить немалую пользу людям.

     В целом же, педагогический стаж учительской династии Поповых составляет около девяносто лет! Я горжусь этими людьми, избравшими нелегкий труд учителя!       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение как условие восстановление духовно-нравственного воспитания учащихся

Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. Интегрированные с краеведением уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о взаимосвязи истории России с историей родн...

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ

В статье анализируется проблема формирования нравственно-эстетического мировоззрения обучающихся посредством художественной деятельности....

Приобщение школьников к истокам русского народного творчества – необходимое условие развития музыкальной культуры.

Изучение истоков русского народного творчества обладает большими воспитательными возможностями в развитии музыкально-эстетического интереса младших школьников, жанровым многообразием, отвечающим ...

Проведение Недели творчества как условие развития творческой активности обучающихся

В данной статье представлен опыт проведения внеурочного мероприятия по технологии.  Включён план проведения на каждый день недели, результативность мероприятия для самовыражения  обучающихся...

Самостоятельная познавательная деятельность и педагогические условия развития навыков самообучения у учащихся.

В статье рассматривается тема организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Исследуются ее признаки, определяется роль и место в общей системе методов обучения, а также способ...

Об условиях развития личностных компетенций у учащихся начальной школы.

      Реализация раздела социально – психологического обеспечения программы развития школы проводится педагогом – психологом через систему профилактических мероприяти...

Педагогические условия развития критического мышления у учащихся на уроках математики

В статье рассматриваются педагогические условия развития критического мышления у школьников на уроках в математики....