Главные вкладки

    Чтение с листа на уроках сольфеджио
    методическая разработка на тему

    Колышева Галина Николаевна

    Чтение с листа на уроках сольфеджио

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chitka_s_lista.docx26.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ

    Г. ЕЛЬНИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

    (МБУ ДО ДМШ Г.  ЕЛЬНИ)

    216330 Смоленская область, г. Ельня, ул. Пролетарская, дом 46а

    Тел/ факс: 8-481-46 - 4-27-49

    ____________________________________________________________________________________________________________________

    Методическое сообщение на тему:

    « Чтение с листа на уроках сольфеджио»

    Подготовила преподаватель

    Колышева Г.Н.

    Читка с листа на уроках сольфеджио

    Актуальность: В музыкальной школе одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является сольфеджио. На уроках сольфеджио педагог воспитывает у учащихся любовь к народной музыке, творчеству великих композиторов, развивает их музыкальные данные (слух, память, ритм), знакомит с теоретическими основами музыкального искусства, помогает выявлению и развитию творческих задатков учащихся.

              Полученные знания  на уроках сольфеджио должны помочь учащемуся в его занятиях на инструменте, по музыкальной литературе, хору, вокальному ансамблю.

    Одной из основных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха до профессионального уровня. Данная проблема осложняется тем, что из-за групповых занятий на уроках сольфеджио трудно учесть индивидуальные особенности музыкального слуха каждого учащегося. Хорошо развитый внутренний слух имеет большое значение для музыкантов. Он расширяет возможности чтения с листа, повышает самоконтроль над исполнением музыки. Вопросы, рассматривающие систему свойств внутреннего музыкального слуха, не получили до сих пор достаточного научного развития, поэтому нередко возникают противоречивые представления о природе внутреннего слуха и способах его  развития и дальнейшего совершенствования.

               Идеальный внутренний слух обладает свойствами, развитыми самым наилучшим образом. Относительный или абсолютный, он должен быть и мелодическим и гармоническим, отличаться яркостью представлений, произвольно или непроизвольно опираться на чувство музыкальной логики, быстрое, точное, полное вспоминание, иметь значительный объём памяти и охватывать все формы внутреннего воспроизведения.

              Как показывает педагогическая, музыкальный слух встречается в самых разных формах и степенях развития. Большей частью наблюдаются благоприятные или неблагоприятные сочетания свойств внутреннего слуха, которые дают бесконечное количество его разновидностей. Недостаточно развитый внутренний слух затрудняет работу по сольфеджированию изучаемых вокальных произведений. В  пении у одних – фальшь: понижение, повышение звуков, потеря строя; у других – отсутствие ладовых тяготений, вводного звука. Отсюда путаница при пении диатонических и храматических звуков (ступеней).

             Необходимыми условиями успешного развития слуха являются: системность и последовательность в работе, индивидуальный подход к учащемуся, методически правильный подбор упражнений, постепенное их усложнение, выполнение каждого упражнения вплоть до получения необходимой реакции. Бессистемность работы намного увеличивает время для достижения цели, намного снижает результаты и делает их непрочными, т.к. ученики теряют слуховые навыки.

    Пение с листа является одной из основных форм работ в классе сольфеджио, это  один из важнейших практических навыков:  он заключается в сольфеджировании без предварительного разучивания по нотам незнакомой мелодии. Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к моменту начала работы наличия у  учащегося значительного слухового опыта, ощущение метроритма, знакомство справилами группировки длительностей, умение петь без сопровождения инструмента, знание нот и нотной записи. Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу способность чувствовать ладовые опоры, способность удерживать лад, тональность, а в дальнейшем перестраиваться из одного лада в другой.

              В процессе работы особое внимание нужно уделять развитию внутреннего слуха. Нужно научить учащихся мысленно представлять написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней. Систематическую работу по пению с листа следует начинать в основном с третьего класса. В первых двух классах проводится большая практическая подготовительная работа по ознакомлению с мажорными и минорными ладами, с узкими интервалами, а также с основными размерами (2/4, ¾, 4/4) и  простейшими ритмическими фигурами.

             Подготовительным этапом для пения с листа должно быть разучивание отдельных мелодий без текста, с помощью инструмента, с последующим разбором выученных примеров.

    Анализу в этих случаях подвергаются ладовые, метроритмические структурные особенности исполняемой мелодии.

              При разучивании примеров следует требовать от учащихся свободного воспроизведения заданного материала, достигаемого многими учащимися лишь в результате многократного повторения задания во время домашней работы.

              Перед началом пения исполняемый пример необходимо разобрать, проанализировать  в младших классах учащиеся это делают совместно с педагогом, в старших – самостоятельно. Прежде чем исполнить пример при пении с листа, ученик должен обратить внимание на лад, тональность, размер, особенности ритмического строения мелодии,  структурные моменты. В качестве подготовительного упражнения можно использовать прием  сольмизации (проговаривания названия звуков в ритме).

              Наиболее правильным методом воспитания навыка пения с листа является тот метод, в основе которого лежит ладовое развитие слуха.

    В первую очередь необходимо развивать у учащихся чувство отдельных ступеней лада и тонического центра. При пении с листа необходимо правильная ладовая настройка. Желательно чтобы она проводилась самими учащимися по данной тонике, взятой на инструменте или найденной по камертону. Ученик поет тоническое трезвучие и гамму этой тональности.Укрепление ощущения тонического трезвучия имеет большое значение для чистого интонирования.

                Возможны и другие формы настройки: педагог играет в данной тональности свободную гармоническую последовательность (несколько аккордов, утверждающих данную тональность) или дает первый звук исполняемого примера, а учащиеся сами настраиваются в соответствующей тональности.

               Особая работа требуется при пении с листа мелодии, содержащих неустойчивые звуки, взятые скачком. Образующиеся интервалы должны изучаться главным образом как соотношение отдельных ступеней лада. При таком подходе к интервалам учащиеся всегда будут чувствовать опорные точки лада и благодаря этому смогут легко ориентироваться в мелодии.

               С самых первых шагов обучения педагог должен приучать учащихся петь чисто, особо следует обратить внимание на учащихся на интонирование тона и полутона, а также третьей ступени лада – высокой в мажоре и низкой в миноре.

               Музыкальные примеры для пения с листа должны быть легче разучиваемых в классе. В них должны преобладать знакомые учащимся  мелодические ритмические обороты. Очень важны художественная ценность примеров, доступность для данного возраста, стилистическое разнообразие.

               Как сольфеджирование выученных примеров, так и пение с листа в младших классах следует проводить большей частью коллективно, группами и лишь в дальнейшем переходить к индивидуальному пению. Петь следует не подыгрывая на инструменте. Подыгрывания возможны лишь изредка в опорных местах или при наиболее сложных интонационных оборотах; каждый поправляемый звук нужно брать на инструменте после исполнения его учеником.

              Следует добиваться того, чтобы ученик сам мог вовремя исправить свою ошибку, ощущая необходимость в точности интонационной высоты данного звука. При исправлении ошибок в сольфеджировании необходимо учитывать, что неправильное интонирование какого-нибудь интервала мелодии происходит от того, что учащийся не услышал ступеней, образующих данный интервал.

             Большую помощь при пении  с листа оказывает осознание структурных особенностей музыкального примера. Необходимо чтобы ученик мог устанавливать границы фраз, связанные с этим членением цезуры. Важно также, чтобы ученик хорошо представлял звучание начального звука каждой фразы.

              При пении с листа большое внимание необходимо уделить работе над ритмом мелодии. С самых первых занятий по пению с листа следует вести дирижирование. Это помогает учащимся петь музыкальные примеры строго ритмично, способствуют преодолению различных ритмических трудностей. В процессе приобретения навыков дирижирования учащимся следует научиться выделять сильную долю более активным жестом, слегка акцентировать ее, а также работать над общей четкостью и ясностью дирижерской схемы. Движение рук должно помочь учащемуся как можно активнее воспринимать ритмическую структуру исполняемого примера. Необходимо научить учащегося ясно различать каждую счетную долю такта. Такое точное понимание распределения звуков по долям такта обеспечит правильное метроритмическое  исполнение мелодии.

             Чистота интонации зависит в значительной степени от того, насколько учащиеся глубоко осознали  ладогармоническую основу отдельных ступеней. Поэтому для развития навыков чистого интонирования при пении с листа  является очень  ценным способ гармонического сопровождения мелодии (на опорных пунктах) аккордами главных ступеней трезвучий.

                Указанные в мелодии аккорды играются трехголосно в среднем регистре фортепиано, и одновременно пропиваются мелодии. Аккордовое сопровождение не должно заглушать пения, а лишь гармонически поддерживать исполняемый голос.

                Прежде чем приступить к исполнению мелодии с сопровождением, необходимо выбрать наиболее удобные для данной мелодии видов аккордов. После этого перейти к пению мелодии с сопровождением при выборе удобных положений аккордов необходимо, чтобы мелодия звучала выше, чем аккордовое сопровождение. Поэтому звуки аккордов должны быть взяты, главным образом, в малой октаве и нижней части первой октавы.

                Можно также использовать прием, при котором звук мелодии, впадающий на сильную долю такта, был бы одновременно верхним звуком аккорда.

                Важным и полезным приемом в работе является транспонирование выученных мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий. Этот навык имеет большое практическое значение.

                При пении с листа большую роль играет внутренний слух: необходимо слушать не только спетый звук, но стараться мысленно представить себе каждый следующий звук и исполнять мелодию согласно этому представлению.

    Используемая литература:

    1. Давыдова Е.В. и Запорожец С.Ф.. музыкальная грамота, вып.1, М., Музгиз, 1962г.
    2. Максимов С.Е. Развитие гармонического слуха. М., Музгиз, 1960г.
    3. Серединская В.О. О развитии внутреннего слуха на уроках сольфеджио. М., Музгиз, 1962г.
    4. Соколов Вл. Начальное сольфеджио. М., Музгиз, 1948г.
    5. Оськина С.Е. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования/ С.Е. Оськина; Д.Г. Парнес – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сольфеджио. Развитие ладового чувства. Наглядность для работы над гаммой на уроке сольфеджио.

    Мажорные тональности до двух знаков при ключе, буквенное обозначение. Устойчивые, неустойчивые. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, опевание устойчивых ступеней неустойчивыми, ступеневые до...

    Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано

    Методический доклад «Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано» посвящен одной из актуальных проблем обучения юных пианистов, которая  является важным моментом в освоении фортепианной ...

    Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного

    Открытый урок по сольфеджио (предпоследний урок первой четверти).Закрепление пройденного материала, подготовка к контрольной работе...

    доклад "Чтение с листа и подготовительные упражнения к нему на уроках сольфеджио"

    Чтение с листа является одним из способов развития музыкального слуха учащихся.Оно представляет собой навык,который должен совершенствоваться в течение всех занятий сольфеджио....