"Развитие навыка чтения с листа на уроках сольфеджио"
материал

Гладовская Алла Васильевна

Методический доклад освещает формы и методы работы по развитию навыка чтения с листа в классе "Сольфеджио"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soobshchenie_1.docx26.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гладовская А.В.

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ №1»

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ С ЛИСТА

НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

Основной целью предмета сольфеджио является обучение, воспитание и развитие разных сторон музыкального слуха. В процессе занятий обучающиеся должны приобрести также целый ряд навыков, в первую очередь - чтения и записи музыки. Не случайно, сам термин «Сольфеджио» дословно означает «пение с листа». Более того, от хорошо развитого умения петь с листа напрямую зависят другие важные навыки, например, умение писать музыкальные диктанты.

Что же это за умение? Из чего оно состоит и складывается? Можно выделить несколько версий.

Во-первых, чтение с листа это и есть умение петь, попадать голосом в звуки разной высоты из доступного для человека диапазона. При этом, нужно уметь петь не только с сопровождением инструмента, но и без него; петь как отдельные звуки так и последовательности из нескольких звуков.

Во-вторых, нужно знать где находятся ноты и какие именно ноты располагаются на той или иной линейке нотного стана.

В-третьих, уметь читать ритмических рисунок нотного текста.

Вот это самый минимальный набор знаний и умений для того, чтобы начать учиться петь с листа. Если хотя бы один из этих пунктов не выучен качественно, то можно даже не начинать петь с листа – это будет бессмысленным занятием. Например, если ученик не умеет попадать голосом в ноты, то даже если он идеально знает где какая нота находится на нотной строчке – он не сможет их спеть.

Сколько потребуется времени для приобретения этих предварительных навыков, и можно ли их приобрести самостоятельно? Для того чтобы хорошо выучить ноты на нотной строчке может хватить нескольких недель. Это легко выучить самостоятельно, достаточно взять таблицу с нотами из любого учебника по сольфеджио или музыкальной грамоте и работать с ней.

Проработка чтения с листа самых распространенных ритмов займет минимум несколько месяцев, при систематической работе. С этим также легко можно справиться самостоятельно, хотя на начальном этапе желательно, чтобы кто-то проконтролировал правильность воспроизведения ритмических формул с листа. На приобретение навыка попадания в ноту голосом и чистого пения может уйти намного больше времени. Спрогнозировать количество времени для занятий мне будет очень сложно, это сильно зависит от начальных данных.

Можно ли работать с пением по сольфеджио самостоятельно? При определенной подготовке – можно. Основная сложность заключается в том, чтобы услышать – чисто ли спета нота по сравнению с ее эталоном (звучанием той же ноты на инструменте). Если это получается – то можете заниматься самостоятельно.

Успешных результатов по чтению с листа можно достигнуть лишь после длительной и упорной работы, от разучивания большого количества примеров, от умения читать с листа при игре на инструменте. А. В. Барабошкина в своей книге «Методика преподавания сольфеджио в ДМШ» пишет, что для того, чтобы начать работу над чтением с листа, нужно владеть следующими навыками:

- умение чувствовать тональности, удерживать ее строй, ориентироваться в ступенях тональностях;

- мысленно звучание мелодии, ее форму и логику развития;

- умение ощущать и сохранять непрерывность пульсации долей в данном темпе и четко выполнять ритмический рисунок;

- умение владеть своим голосом, петь без поддержки инструмента.

Все эти способности вырабатываются как в самом процессе чтения, так и в других формах работы: при пении интонационных упражнений, при слушании музыкальных произведений и при записи диктантов.

Для чтения с листа необходимы теоретические знания, достаточно развитые интонационно - ладовый слух и чувство метроритма, вокальные навыки, понимание музыкальной формы и логики музыкальной мысли, умение выразительно передать ее содержание при исполнении, требуется определенная предварительная подготовка.

Преподавателю следует отбирать примеры для чтения с листа. Для этого нужно определить трудности примера (ладовые, интонационные, ритмические), наметить основную задачу, которую он ставит перед обучающимися, и выбрать соответствующую форму поведения. Необходимы большое терпение и скрупулезная постепенность в наращивании трудностей, разумная подготовка к новым трудностям, тренировка для уже освоенного.

Особенное внимание нужно обратить на воспитание внутренних представлений. «Мысленно готовлюсь» - один из важнейших этапов в процессе чтения с листа. Умение представлять себе внутренним слухом звучания нотной записи - главное условие для успешной работы над чтением с листа. Преподавателю следует неустанно и терпеливо работать над воспитанием внутренних представлений; над способностью, видя записанные ноты - слышать их. Если требовать от обучающегося сразу пения и не приучать его к обязательному мысленному охвату и предслышанию мелодии, то в таких случаях учащийся, начиная петь ноту за нотой, теряет ладотональную и метроритмическую перспективу, запутывается и останавливается. При выборе примеров для чтения с листа, опираясь на свой опыт работы, следует учитывать еще следующие признаки, такие как вокальные трудности, метроритм и форма.

Особую трудность представляет собой умение установить и выдержать правильный темп. Привычнее и легче средние темпы - аndаnte, moderato. Быстрые темпы требуют свободной техники исполнения, четкой артикуляции. Медленные темпы - 1еntо, аdagio - очень трудны. Здесь очень важно «дотягивать», допевать длинные ноты. Внутреннее ощущение медленной пульсации должно опираться на протяжный, распевный звук.

Интонационные и ладогармонические трудности в большей степени зависят от стилистических и национальных особенностей каждого примера. Диатоника, хроматизм и модуляции в стиле классиков значительно легче исполняются, чем в мелодиях романтиков и современных авторов. Ясность ладогармонических оборотов, привычные интонации делают язык классиков более удобным и доступным для большинства обучающихся Новые интонации, более сложные обороты трудно поддаются мысленному предслышанию. Учитывая эти трудности надо стремиться разнообразить репертуар для чтения с листа, учить петь и читать новые непривычные для слуха мелодии, иначе слух и навыки обучающихся будут лишены активности и движения вперед.

Большое значение для развития навыка чтения с листа имеет эстетическая сторона подобранного примера - его выразительность, яркость и художественная ценность. Чем красивее мелодия, тем легче ребенку, слушая свое исполнение, увлекаясь, творчески представлять дальнейшее развитие ее. Такие мелодии легко запоминаются, легко поются. Важна также логическая ясность мелодии, облегчающая ее понимание и исполнение, и доступность примера для данного возраста. Художественный образ мелодии, ее интонации должны быть близки и понятны обучающимся, доставлять удовольствие, воспитывать вкус.

Очень важен начальный подготовительный период к этому виду работы. Особенность этого периода заключается в том, что внимание обучающихся можно фиксировать не на всем процессе чтения с листа, а на отдельных его элементах: на качестве пения, жестах, умении удержать тональность, анализировать, мысленно предслышать написанное.

Систематическую работу по чтению с листа необходимо начинать с третьего класса. В первых двух классах проводится большая практическая подготовительная работа по ознакомлению с мажорными и минорными ладами, с узкими интервалами, а также с основными размерами (2/4. 3/4. 4/4) простейшими ритмическими фигурами. Подготовительным этапом для чтения с листа должно быть разучивание отдельных мелодий без текста с помощью инструмента, с последующим разбором выученных примеров. Анализу в этом случае повергаются ладовые, метроритмические, структурные особенности исполняемой мелодии. Успешные занятия детей в первых двух классах позволяют им в дальнейшем начинать работу по пению с листа. В третьем классе у детей еще нет свободы в чтении с листа, у них неясны внутренние представления при виде нотного текста, нет органичной стройности в выполнении ритма. Кроме того, индивидуальные особенности учащегося создают для каждого свои трудности: одному трудно дается ритм, другой не чувствует ладовой организованности звуков мелодии, третий не владеет голосом и т.д. Все это обязывает, используя разные формы чтения с листа, ставить перед собой и обучающимися разные задачи, отрабатывать в этом сложном процессе разные стороны.

Для того чтобы процесс чтения с листа протекал правильно и давал лучшие результаты, следует приучить обучающихся к определенному порядку действий:

- Бегло просмотреть пример, обратив внимание на отдельные, кажущиеся трудными, обороты;

- Осознать написанное. Проанализировать структуру примера, определить лад и тональность, отметить модуляции (если они имеются), характерную ритмическую фигуру, линию развития, штрихи, динамику;

- Настроиться в тональности и представить себе нужный темп;

- Мысленно представить себе первые такты или, еще лучше, первую фразу. Это дает возможность в процессе пения все время как бы смотреть вперед;

- Во время пения слушать себя, чувствовать себя, чувствовать течение мелодии, логику её развития, петь красиво.

Основные трудности процесса чтения с листа заключается в необходимости сочетания внимания к интонационной стороне и к строгому соблюдению временных соотношений. Особенно важно добиться единого, непрерывно пульсирующего темпа. Лучше сделать ошибки в ритме, чем петь то быстрее, то медленнее, или вообще останавливаться. Полезнее пропевать пример сначала до конца, а потом исправлять ошибки в ритме, в интонации, чем петь в неровном темпе. На это следует обращать особое внимание с самого начала обучения. Дирижирование должно физически помогать этой непрерывности. Но если выполнение схемы дирижирования мешает обучающимся на данном этапе, можно заменить её простым отстукиванием ладонью (но не громко) или каким-нибудь другим свободным, естественным движением. Автоматизация и свобода жеста при дирижировании должны отрабатываться при пении разученных примеров в разных темпах.

Техника чтения с листа требует обязательной тренировки, приобретается в упорной работе. На вопрос о качестве навыка, об умении петь с листа решает не количество прочитанных примеров, а разнообразие музыкального материала.

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барабошкина А.В. «Методика преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе», 1963 г.

2. Багадуров В.А. «Вокальное воспитание детей», 1963 г.

3. Вахромеев В.А. «Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе», 1966 г.

4. Островский А.Л. «Вопросы методики воспитания слуха», 1970 г.

5. Давыдова Е.В. «Методика преподавания сольфеджио», 1975 г.

6. Ю.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей», 1961 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие навыков чтения с листа на занятиях фортепиано"

Методическая разработка по развитию навыков чтения с листа на уроках фортепиано....

Развитие навыка чтения с листа на занятиях фортепиано.

Методическая разработка посвящена одной из актуальных проблем обучения юных пианистов. Проблема формирования навыка чтения с листа является важным моментом в освоении фортепианной игры....

Методическая разработка «Развитие навыка чтения с листа и транспонирования в классе аккомпанемента»

Известно, что в музыкальной деятельности способности человека проявляются неравномерно. Одни проявляют себя успешно в исполнительстве, другие – в аккомпаниаторской  работе, третьи – в композиции....

Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано

Методический доклад «Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано» посвящен одной из актуальных проблем обучения юных пианистов, которая  является важным моментом в освоении фортепианной ...

Чтение с листа на уроках сольфеджио

Чтение с листа на уроках сольфеджио...

"Развитие навыков чтения с листа в младших классах ДШИ"

При обучении детей музыке основной целью является воспитание способности самостоятельно разобраться в музыкальном произведении, осмыслить его образно-эмоциональное содержание, выразить своё отношение ...

Развитие навыков чтения с листа

Умение читать с листа необходимо для любого музыканта. Работа над развитием этого навыка должна начинаться на самых первых этапах обученя игре на инструменте и вестись целенаправленно и регулярно. Пом...