Развитие навыков чтения с листа
статья по музыке на тему

Тихонова Ирина Михайловна

Умение читать с листа необходимо для любого музыканта. Работа над развитием этого навыка должна начинаться на самых первых этапах обученя игре на инструменте и вестись целенаправленно и регулярно. Помогут овладеть навыком знание основных приципов чтения с листа, которые и рассматриваются в данной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_chteniya_s_lista.docx15.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие навыков чтения с листа 

Навык чтения с листа – обязательный, практически необходимый для каждого музыканта. Чтение с листа открывает возможности для широкого ознакомления с музыкальной литературой, а это расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкальное сознание.

Часто ученик, не обладающий навыками чтения с листа, при знакомстве с незнакомым произведением просто привычно разбирает нотный текст.

Задача разбора – тщательное воспроизведение всех элементов текста в медленном темпе, анализ текста. Задача чтения с листа – получить целостное представление о главных музыкальных образах, идеях сочинения, эмоциональное исполнение в темпе, как можно более соответствующем указанию автора. При этом возможно жертвовать некоторыми текстовыми деталями ради общего впечатления.

Как же научиться читать? И. Гофман, знаменитый педагог-пианист, говорил: «Лучший способ научиться читать – это как можно больше читать». Конечно, стихийное чтение не может не принести пользы, однако, есть приёмы, которые помогут научиться хорошо читать с листа.

  1. Прежде чем читать пьесу непосредственно на инструменте, следует познакомиться с ней путём мысленного прочтения, медленно и внимательно проигрывая её в уме. Это даёт возможность сконцентрироваться на содержании музыки, её строении, её интонациях, гармонии, ритмах.
  2. При игре необходимо мысленное (зрительное) опережение играемого в данный момент на один-два такта.  (Рассказывают, что Лист при исполнении незнакомых произведений просматривал нотный текст на восемь (!) тактов вперёд).
  3. Неотрывность взгляда играющего от нотного текста очень важна при читке с листа. Это требует умения играть не глядя на руки, «вслепую».
  4. Ориентироваться при игре по графическим абрисам нотной записи, по контурным очертаниям нотных структур. Зная внешний вид аккордов, нет необходимости расшифровывать каждый звук на нотоносце, достаточно найти только один нижний звук аккорда.
  5. Читая новое и достаточно сложное произведение, нет необходимости тщательно воспроизводить каждый знак нотного текста. Вполне допустимы некоторые упрощения аккордов, фигурационных орнаментов, возможно упустить мелизмы. Минимум нот и максимум музыки. Однако нельзя вносить изменения в мелодические линии и басы.
  6. При чтении с листа всегда необходимо опознавать более или менее законченные музыкальные мысли, играть по фразам, иначе игра будет бессмысленной.
  7. Упражнения в чтении с листа должны проводиться регулярно и систематически. Кратковременные занятия, как правило, бесплодны, так как неустоявшиеся навыки быстро теряются.
  8. Не жалейте времени на чтение с листа! Со временем выработается и вы познаете радость от непосредственного общения с миром музыки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие навыков чтения с листа на занятиях фортепиано"

Методическая разработка по развитию навыков чтения с листа на уроках фортепиано....

Развитие навыка чтения с листа на занятиях фортепиано.

Методическая разработка посвящена одной из актуальных проблем обучения юных пианистов. Проблема формирования навыка чтения с листа является важным моментом в освоении фортепианной игры....

Методическая разработка «Развитие навыка чтения с листа и транспонирования в классе аккомпанемента»

Известно, что в музыкальной деятельности способности человека проявляются неравномерно. Одни проявляют себя успешно в исполнительстве, другие – в аккомпаниаторской  работе, третьи – в композиции....

Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано

Методический доклад «Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано» посвящен одной из актуальных проблем обучения юных пианистов, которая  является важным моментом в освоении фортепианной ...

"Развитие навыков чтения с листа в младших классах ДШИ"

При обучении детей музыке основной целью является воспитание способности самостоятельно разобраться в музыкальном произведении, осмыслить его образно-эмоциональное содержание, выразить своё отношение ...

Методическая разработка: «Развитие навыка чтения с листа на аккордеоне и баяне»

Важным условием для успешного развития навыка чтения нот с листа является беглое знание названий звуков и их записи на нотоносце. Сюда входит умение определять ноты в скрипичном и басовом кл...

Основные принципы развития навыка чтения с листа

Свободное чтение нот с листа – одна из необходимых предпосылок всестороннего развития учащихся, открывающая перед ним широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой и игрой в анс...