Основные принципы развития навыка чтения с листа
учебно-методический материал по музыке

Иванов Михаил Андреевич

Свободное чтение нот с листа – одна из необходимых предпосылок всестороннего развития учащихся, открывающая перед ним широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой и игрой в ансамблях.

Под чтением с листа подразумевается качественное исполнение музыкального произведения без предварительной подготовки. Невозможно стать музыкантом-профессионалом, не обладая подобными навыками. Педагоги и, особенно, концертмейстеры в работе часто сталкиваются с незнакомыми, разнообразными произведениями, не имея возможности выучивать их заранее, им необходимо уметь бегло читать с листа. Поскольку эта способность не является врожденной, формирование навыков чтения с листа становится одной из центральных проблем музыкального образования.
Во многих методических работах, а также в статьях выдающихся пианистов и педагогов отмечается важность умения читать с листа, однако, практика показывает, что многие профессиональные музыканты не достаточно владеют подобным навыком, исполняют только выученные произведения, неохотно играют незнакомые. Студенты музыкальных учебных заведений также испытывают значительные трудности.

Формированием навыков чтения с листа занимаются, в основном на начальном этапе обучения, в дальнейшем, когда разучиваемые произведения становятся более сложными, чтение с листа прекращается.

Чтение с листа имеет место лишь при разборе, разучивании произведения. В музыкальных училищах чтению с листа также уделяется недостаточно внимания. Методические указания не обобщены и достаточно редко применяются на практике.

Таким образом, для формирования и дальнейшего совершенствования навыков чтения с листа необходима постоянная, систематическая работа на протяжении всего периода обучения и становления музыканта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_printsipy_razvitiya_navykov_chteniya_s_lista.docx26.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание

  • Введение..............................................2
  • Процесс чтения с листа…...................3
  • Формирование навыков чтения с листа.........5
  • Развитие навыков чтения с листа.......6
  • Заключение..........................................7
  • Список литературы.............................8

        

Введение.

Свободное чтение нот с листа – одна из необходимых предпосылок всестороннего развития учащихся, открывающая перед ним широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой и игрой в ансамблях.

Под чтением с листа подразумевается качественное исполнение музыкального произведения без предварительной подготовки. Невозможно стать музыкантом-профессионалом, не обладая подобными навыками. Педагоги и, особенно, концертмейстеры в работе часто сталкиваются с незнакомыми, разнообразными произведениями, не имея возможности выучивать их заранее, им необходимо уметь бегло читать с листа. Поскольку эта способность не является врожденной, формирование навыков чтения с листа становится одной из центральных проблем музыкального образования.
Во многих методических работах, а также в статьях выдающихся пианистов и педагогов отмечается важность умения читать с листа, однако, практика показывает, что многие профессиональные музыканты не достаточно владеют подобным навыком, исполняют только выученные произведения, неохотно играют незнакомые. Студенты музыкальных учебных заведений также испытывают значительные трудности.

Формированием навыков чтения с листа занимаются, в основном на начальном этапе обучения, в дальнейшем, когда разучиваемые произведения становятся более сложными, чтение с листа прекращается.

Чтение с листа имеет место лишь при разборе, разучивании произведения. В музыкальных училищах чтению с листа также уделяется недостаточно внимания. Методические указания не обобщены и достаточно редко применяются на практике.

Таким образом, для формирования и дальнейшего совершенствования навыков чтения с листа необходима постоянная, систематическая работа на протяжении всего периода обучения и становления музыканта.

Процесс чтения с листа.

Обучение чтению нот с листа можно сравнить с обучением чтению в общеобразовательной школе. Это сравнение необходимо, так как оно показывает возможность овладения навыками чтения с листа с такой же легкостью, какой добиваются у учащихся школ преподаватели языка.

Процессы овладения навыками чтения и чтения нот с листа на инструменте во многом схожи, это дает возможность предположить, что чтению с листа можно научить любого музыкально одаренного человека.

Формирование навыка чтения с листа осуществляется под контролем педагога, который следит за тем, чтобы оно протекало наиболее эффективно. С первых месяцев обучения он приучает учащихся перед исполнением незнакомой пьесы внимательно просмотреть ее текст, определить метроритм, ладотональность, характер мелодического и гармонического развития, общие контуры формы, темп и постараться представить себе все эти элементы целостно, в развитии, как единый поток звучащей музыки. А затем, во время исполнения, стремиться охватить на нотном стане зрением и слухом возможно больше звуков («видеть» и «слышать вперед»), сосредотачиваться на главном, выпуская в случае необходимости отдельные детали (например, некоторые звуки в аккордах и фигурациях, не искажающие характера гармонии), и меньше смотреть на инструмент.

Чтение с листа является сложным процессом, требующим развития комплекса музыкальных способностей: навыками балалаечной техники, музыкально-слуховых представлений и внутреннего слуха. В процессе обучения чтению нот с листа можно использовать специальные упражнения. Например, педагог начинает играть фразу, а затем ученик «подхватывает» и продолжает ее (тем самым вырабатывается умение внимательно следить за исполнением по нотам и «смотреть-слышать» вперед). Или другое упражнение: педагог играет мелодию, а ученик фиксирует рукой ритм сопровождения.

В целом этот процесс можно представить условно разделенным на три этапа:

1.Зрительное восприятие.

2.Звуковое представление.

3.Двигательные импульсы.

Зрительное восприятие имеет очень важное значение. Исполнитель с листа как бы производит «разведку глазами», то есть движения глаз несколько опережают звукоизвлечение. В начале обучения ученик видит отдельные ноты, в дальнейшем – целые музыкальные фразы.

Звуковое представление зависит от общего развития уровня музыкальных способностей, особенно внутреннего слуха.

Третий этап связан с установлением звукомоторной связи, с воплощением зрительно-слуховых представлений в движениях рук. Здесь требуются определенные навыки балалаечной техники, знание аппликатуры.

После того, как учащийся приучится соблюдать важнейшие принципы чтения с листа, полезно время от времени требовать от него исполнения нового нотного текста без предварительного анализа. Этот методический прием развивает способность быстрой ориентировки в музыкальном материале.

Формирование навыков чтения с листа.

Начинать обучать чтению с листа следует с самых простых произведений. Постепенно эти произведения должны усложняться.

Важно обучить ученика сокращению и облегчению музыкального текста, но так, чтобы не было никаких отклонений от гармонии.

Очень полезно предварительно читать с листа «про себя», без инструмента. Ученик сначала просматривает произведение глазами, мысленно его проигрывает и лишь затем исполняет.
Процесс установления звукомоторной связи является самым сложным моментом в обучении игры с листа. Чтобы учащийся был готов незамедлительно воплотить зрительно-слуховые представления в движениях рук, следует вырабатывать представление о связи мелодического комплекса с соответствующим движением.

Вначале упражнений необходимо овладеть различными несложными элементами балалаечной фактуры (восходящая и нисходящая гамма, арпеджио, аккорды). На данных упражнениях вырабатывается сознательный подход к аппликатуре – зрительно воспринимаемый мелодический рисунок предопределяет применение соответствующей аппликатуры. Упражнения следует повторять до автоматизации аппликатуры. Затем читаются с листа произведения, включающие данные элементы фактуры.

Для развития гибкости в чтении с листа полезно вместе с тем, используя различный по степени сложности музыкальный материал, ставить перед учащимся различного рода задачи, например, сыграть нотный текст в замедленных темпах, но с соблюдением всех авторских указаний; в быстром темпе, независимо от допускаемых текстовых неточностей; с упрощением фактуры; с вычленением заданных голосов и т.д.

Полезно для обучения чтения с листа использовать прием самостоятельного доигрывания фразы, то есть играть мелодию до определенного момента, а оканчивать ее, не глядя в ноты. Данный прием помогает развить умение «схватывать» глазам и внутренним слухом большие отрезки фраз, а также навык логического угадывания развития фразы.

Очень важно, и что часто вызывает трудности, уметь читать с листа произведения с большим количеством знаков альтерации. Эту трудность можно устранить, постоянно транспонируя пьесы в другие тональности с большим количеством знаков при ключе.

Развитие навыков чтения с листа.

Развитием, «оттачиванием» навыков чтения с листа следует заниматься постоянно, причем это следует делать, как считает В.В.Подольская, в атмосфере «концертных условий», проявляя инициативу, выдержку, требовательность к себе.

Читая с листа, необходимо исполнять, а не разбирать, произведение, играть с начала до конца, точно выдерживая темп, ритмический рисунок и нюансировку. Затем, ежедневно повторять это же произведение, совершенствуя его в техническом и художественном отношении.

Развитию слухового внимания, что особенно важно в концертмейстерской практике, помогает игра дуэтом. В этом случае тренируются навыки совместной игры, умение слушать партнера, создавать с ним единый музыкальный образ. В.В. Подольская отмечает, что здесь также обязательно проявлять исполнительскую волю, играть смело и уверенно.

При чтении произведения с листа в быстром темпе необходимо избавляться от фальшивых нот, которые, как правило, очень нервируют исполнителя. Тренировка сводится к игре в предельно быстром темпе с четким ритмом, выделяя гармонию первой четверти такта и главные интонации (не стараться «выигрывать» всю фактуру, тормозя движение).

Такие качества, как гибкость, чуткость и так называемое профессиональное внимание очень важны для концертмейстера. Часто на концертах от солиста поступают пожелания относительно темповых отклонений, фразировки, дыхания и т.д. Эти моменты также можно натренировать, составляя всевозможные задания.

Очень полезна игра произведения дуэтом с педагогом, при этом педагог исполняет партию солиста специально неправильно, с ошибками, пропуская целые такты. Ученик должен стараться не останавливаться, научиться выбираться из ситуации незаметно, без потерь.

Заключение.

Таким образом, формирование и развитие навыков чтения с листа связано с комплексом музыкально-балалаечных задач, таких как, развитие внутреннего слуха, раскрытие художественного содержания произведения, умение мыслить крупными звуковыми комплексами, свободное ориентирование в метроритмической структуре, гармонии и фактуре.

Качество исполнения произведения с листа напрямую зависит от уровня балалаечной подготовки, необходимо владеть различными видами балалаечной техники, типами аппликатуры.

Успешность формирования и развития навыков чтения с листа напрямую зависит от активности самого учащегося, от его желания стать настоящим музыкантом, что возможно лишь при полной мобилизации всех творческих способностей.

Список литературы.

Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа.– М., 1960.

Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. Издательство «Музыка».– М., 1982.

Алексеев А.Д. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств).– М., 1988.

Шахов Г.И. Чтение с листа и транспонирование.– М., 1990.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие навыков чтения с листа на занятиях фортепиано"

Методическая разработка по развитию навыков чтения с листа на уроках фортепиано....

Развитие навыка чтения с листа на занятиях фортепиано.

Методическая разработка посвящена одной из актуальных проблем обучения юных пианистов. Проблема формирования навыка чтения с листа является важным моментом в освоении фортепианной игры....

Методическая разработка «Развитие навыка чтения с листа и транспонирования в классе аккомпанемента»

Известно, что в музыкальной деятельности способности человека проявляются неравномерно. Одни проявляют себя успешно в исполнительстве, другие – в аккомпаниаторской  работе, третьи – в композиции....

Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано

Методический доклад «Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано» посвящен одной из актуальных проблем обучения юных пианистов, которая  является важным моментом в освоении фортепианной ...

"Развитие навыков чтения с листа в младших классах ДШИ"

При обучении детей музыке основной целью является воспитание способности самостоятельно разобраться в музыкальном произведении, осмыслить его образно-эмоциональное содержание, выразить своё отношение ...

Развитие навыков чтения с листа

Умение читать с листа необходимо для любого музыканта. Работа над развитием этого навыка должна начинаться на самых первых этапах обученя игре на инструменте и вестись целенаправленно и регулярно. Пом...

Методическая разработка: «Развитие навыка чтения с листа на аккордеоне и баяне»

Важным условием для успешного развития навыка чтения нот с листа является беглое знание названий звуков и их записи на нотоносце. Сюда входит умение определять ноты в скрипичном и басовом кл...