Педагогический опыт работы по интеграции содержания, форм и методов общего и дополнительного образования детей на уроках истории и в музейной среде.
статья по теме

В связи с внедрением в систему образования компетентностного подхода у меня как преподавателя неизбежно возникает множество вопросов. В российской «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» указано, что общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Но это требует  от каждого из нас  осмысления своего личного опыта и  проблем, связанных с реализацией  данного подхода.

              Так, например, для меня как историка  актуален вопрос: а можно ли все эти компетенции сформировать  у школьников только в рамках традиционно организованного школьного урока? Скорее всего, нужна совсем другая организация  образовательной деятельности.   

              Одним из возможных путей решения данной проблемы является интеграция основного и дополнительного образо­вания.  Именно поэтому меня как преподавателя истории заинтересовала музейная педагогика и работа в гимназическом музее. В этой статье  я анализирую  накопленный опыт за три года работы руководителем музея Боевой Славы 1-й воздушной армии.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx43.36 КБ

Предварительный просмотр:

                   Педагогический опыт работы  по интеграции содержания, форм и методов общего и дополнительного образования детей.

на уроках истории и в музейной среде.

     

В связи с внедрением в систему образования компетентностного подхода, у меня как преподавателя неизбежно возникает множество вопросов. Приходится констатировать, что все нововведения последних пятнадцати лет не привели к повышению качества образования. Несмотря на значительные усилия государства по реформированию образования «сверху», не удалось заменить его новым, более  продуктивным. Безусловно, традиционный, тип  обучения держится в силу консервативности самой образовательной системы и нас, ее субъектов (работников управления образованием, учителей, преподавателей, самих обучающихся и их родителей). И я считаю, что такой консерватизм играет не только отрицательную, но и весьма положительную роль. Образование «держит», стабилизирует  российское общество и государство. Но в результате педагогическая система в  школе, несмотря на изменившуюся социально-экономическую ситуацию в стране и в мире, остается во многом   такой же, как и много-много  лет назад.  Незыблемыми  остаются содержание обучения и перегруженность учебных программ,  предметная  разбросанность  этого содержания по многим учебным дисциплинам, традиционные формы  организации учебной деятельности, традиционные критерии и процедуры оценки,  

В российской «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» указано, что общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенцииНо это требует  от каждого из нас  осмысления своего личного опыта и  проблем, связанных с реализацией  данного подхода. Так, например, для меня как историка  актуален вопрос: а можно ли все эти компетенции сформировать  у школьников только в рамках традиционно организованного школьного урока? Скорее всего, нужна совсем другая организация  образовательной деятельности.    

      Одним из возможных путей решения данной проблемы является интеграция основного и дополнительного образования. Именно она  рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений развития современной образовательной системы. В.В. Путин в  Федеральном послании в декабре 2014 года отметил: «Каждый ребёнок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В этой связи недопустимо свёртывание системы дополнительного образования».    По словам руководителя лаборатории дополнительного образования ИОО Министерства образования Российской Федерации Е.Б. Евладовой, «реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой – создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования».

 

           Именно поэтому меня как преподавателя истории заинтересовала музейная педагогика и работа в гимназическом музее. И сегодня я хочу поделиться накопленным опытом.За три года работы руководителем музея Боевой Славы 1-й воздушной армии.  Не секрет, что слова «музей», «выставка», «экскурсия» у многих из нас ассоциируются с пожелтевшими страницами документов, выцветшими экспонатами и пыльными витринами. А ведь именно школьный музей, как оказалось, дает уникальные возможности развития  ключевых компетенций. Рассмотрим на конкретных примерах, какие виды  деятельности на уроке и в музее используются для развития каждой из них.

1.  Информационные компетенции. В ходе подготовки к выставкам и их проведения дети учатся владеть различными  способами работы с информацией На музейных уроках и в музейной среде дети учатся извлекать информацию из различных источников, вещественных, документальных и т.п. Развивается  критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности. Ярким примером может быть съемка короткометражного фильма о музее весной 2014 года. Фильм полностью (от написания сценария и съемок интервью до монтажа) снят инициативной группой музейного актива. Познакомиться с фильмом можно на сайте музея.  

2.Коммуникативная компетенция.

Развивается владение формами устной речи во время подготовки и проведения экскурсий (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.). В своих отзывах о работе в музее ученики неоднократно отмечали, как меняются их умения и навыки в этой области, как они становятся увереннее в себе, учатся выступать на публике, красиво держать себя, находчиво и уверенно отвечать на вопросы. Также мы записываем все экскурсии на видео. В музее частым гостем является телеканал «Домашний». Так, 24 января 2015 года наши экскурсоводы рассказали телезрителям о выставке «Оружие Победы». Таким образом, развивается умение детей держаться перед камерой. Интерес детей вызывают и такие формы работы, как  создание и своевременное заполнение сайта музея «На крыльях времени», размещение статей в гимназической газете «Диалог»  и других периодических изданиях, подготовка передач музейной тематики на гимназическом радио. При активном участии детей началось создание фото- и видеобазы музея на сервере гимназии и в сети Интернет. Ученики снимают и монтируют фильмы о выставках и о самом музее. Эти работы сняты непрофессионально, но их ценность в другом: они от начала до конца продуманы и выполнены самими детьми.      

       3. Ценностно-смысловая компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.  В ходе подготовки выставок, различных музейных проектов дети учатся  формулировать собственные учебные цели, принимать решение, брать ответственность на себя. Ученик может стать лидером группового проекта или создать индивидуальный проект. Так, например, ученица 5 класса принесла в кабинет истории модели зданий, соборов, замков. Я предложила ей рассказать о своем увлечении, и девочка провела  минивыставку «Шедевры мировой архитектуры». Об этом узнали шестиклассники и создали свою выставку на уроке всеобщей истории, где представили целый средневековый город. Таким образом, дети принимают  научные знания как ценности, учатся делиться ими с другими.

Именно в школе ребёнок становится человеком не только семейным, но и общественным». И вот это ощущение причастности я и стараюсь воспитать в детях.

4. Социально-трудовая компетенция – это сознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности, анализ достоинств и недостатков своей работы как экскурсовода. Важную роль играет обучение уважению к посетителю: экскурсоводы учатся быть образцом, примером для остальных, вежливо отвечать на вопросы, учатся трудовой дисциплине. Дети знают, что на них во время экскурсии лежит ответственность за целостность экспонатов и имущества музея. Это и есть постепенное овладение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

5. Общекультурная компетенция предполагает овладение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п.), а также  эффективными способами организации свободного времени. Проектирование дизайна сайта музея, а также оформление выставок и презентаций – все это развивает данные компетенции. Формирование этой компетенции позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом все возрастает, выработать толерантное отношение к окружающему миру. В этой связи важна работа с французскими школьниками, которые ежегодно приезжают в гимназию и обязательно посещают музей.

6. Учебно-познавательная компетенция. Ученики в ходе работы постепенно учатся  оценивать начальные данные и планируемый результат, осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности. Развивается умение работать со справочной литературой, умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне. 

        Работа в музее и на уроках истории  дает широкие возможности применения  технологий развивающего обучения. Метод проектов оправдал себя при создании как постоянных, так и временных экспозиций музея. Вот уже четыре успешных выставки за последние два года мы делаем методом проектов. Вначале собирается актив музея, 5-6 человек, и выбирает проблему, решение которой сами ученики считают интересной и актуальной для музея. Актив проводит анализ имеющихся экспонатов, придумывает тему и название выставки, примерные формы интерактивной работы с будущими посетителями. В ходе подготовки используются методы «деловая игра», «мозговой штурм» и др. Затем начинается сбор материала. Участники проекта ищут книги, сайты, снимают видеоролики, подбирают музыкальное оформление и занимаются поиском и подбором  экспонатов. На этом этапе, как правило, подключаются преподаватели-консультанты и школьная библиотека. Затем начинается этап оформления выставки, написания текста и презентации экскурсии.  

       Первый опыт такой работы был проведен в 2013 году в рамках подготовки к 70-летию создания знаменитой эскадрильи «Нормандия-Неман». Мы провели опрос и выяснили, что о знаменитой эскадрилье мало что известно школьникам и России, и Франции, что музей «Нормандия-Неман» во Франции закрыт. В ходе решения этой проблемы  была подготовлена выставка про историю эскадрильи и проведены экскурсии на русском и французском языках «Боевой путь Нормандии-Неман», в том числе – перед французскими школьниками и во время визита в музей 20 мая 2013 года посла Франции в РФ господина Жана де Глиниасти. Также провели конкурсы эссе, презентаций и рисунков, подготовлен цикл передач на гимназическом радио и статьи в газете «Диалог», проведена исследовательская работа в рамках НОУ.

Так же создавалась экспозиция «История русской монеты», которая получила 1-е место в районном и второе в городском конкурсе «История обычных вещей» в 2013 году.

В 2014 году была создана новая экспозиция «Небо над Горьким». Она рассказывает о бомбежках города в годы войны, о том, как защищали город и о трудовом подвиге горьковчан. По этой экспозиции были проведены более 30  экскурсий и музейных уроков. Выставка заняла 1-е место на районном и 2-е на городском конкурсе временных выставок  «Умея честно Родине служить».  

       Особую актуальность проектная деятельность, на наш взгляд, приобретает в  подростковый период. Работа в команде, подготовка и проведение экскурсий привлекают именно детей с 6 по 8-е классы, трудного подросткового возраста.  Именно такая команда учеников 8 класса в декабре 2014 – январе 2015 года подготовила и провела более 20 экскурсий по выставке «Оружие Победы», посвященной 70-летию победы в Великой Отечественной войне». На выставке была представлена уникальная коллекция макетов советского и немецкого стрелкового оружия времен войны, созданная  мастером завода ИМБИО С.М.Филатовым.

И безусловно, я пользуюсь этими методами не только в музейной деятельности, но и на своих уроках. Дети создают исследовательские и информационные  проекты по истории и краеведению. Так, в 2013-2014 учебном году была проведена большая работа по празднованию 300-летия Нижегородской губернии. Ученики провели конкурс презентаций и докладов об истории губернии, и победитель конкурса представила свою работу «Усадьба Жомини»  на классных часах и факультативе по краеведению. Накоплен большой банк работ детей, лучшие из которых размещены на школьном сервере и на моем сайте.

В рамках Недели науки экскурсоводы музея провели цикл интерактивных экскурсий для учеников младших классов «Полет над Нижним». Эту интерактивную игру   разработали и провели  ученики 7 класса. Ребята летали на фантастическом аэробусе и слушали рассказ, а потом искали на карте достопримечательности города.

Вообще хочется отметить, что каждая экспозиция, выставка  продумывается таким образом, чтобы посетители могли быть вовлечены в какие-то действия. Детям и на экскурсии, и на уроке важно не только узнать что-то новое, но и прикоснуться к  старой монете, подержать в руках старую солдатскую каску, послушать звучание старинных пластинок. Нужно, чтобы они смогли проверить свои знания, поучаствовать в викторине и конкурсе, написать не просто отзыв, а эссе о своих впечатлениях. Моя цель – чтобы ученики, пришедшие в музей, захотели  стать творцами, а не потребителями. Например, я предлагаю детям нарисовать впечатления от выставки, написать эссе, синквейн. Так же, как и на уроках истории, дети выполняют творческие задания, рисуют, сочиняют. Детский  музей – это музей «для кого-то, а не о чем-то»,  как пишет М.Ю. Юхневич в книге «Образовательный музей».

7. Компетенция личностного самосовершенствования. Личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию растет и развивается под воздействием среды, в которую он попадает. Поэтому большую роль играет создание творческой, поддерживающей среды как на уроках, так и в музее.  

Сегодня в обществе растёт понимание необходимости изменения отношения к ребенку-инвалиду, которое связано с утверждением ценности его человеческого достоинства и потенциальной возможности стать полноправным и компетентным членом социума. Практика педагогической интеграции, реализующая идею инклюзивного («включенного») образования, находит все бόльшее признание среди прогрессивных педагогов, ученых и общественных деятелей. Выставки в музее неоднократно посещали  ученики школы-интерната для слепых и слабовидящих детей имени Н.Островского, которая находится по соседству с нами. Так, например, 12 ноября 2013 в рамках проекта «Мир кончиками пальцев» вместе с нашими учениками они  отправились в историко-краеведческое путешествие «Нижегородское ополчение 1611—1612 гг. в судьбе России».  Во время интерактивной лекции, прочитанной сотрудником  областной детской библиотеки, ребята перенеслись в эпоху Смутного времени. Выбранному на Земском соборе царю Михаилу Романову подобрали атрибуты власти. Познакомились с редкими изданиями по истории Нижегородского ополчения из музея книги Нижегородской государственной областной детской библиотеки.

            Межпредметные компетенции предполагают пересечение различных предметных областей. Именно в музее в определённой степени  преодолеваются строгие рамки предметов. Интересный опыт по формированию в том числе и межпредметных компетенций был получен во время проведения фестиваля семейных коллекций, который получил название «Мир твоих увлечений».       

Третий год наш музей участвует в городском конкурсе выставок «История обычных вещей». Именно в процессе подготовки к такой выставке появилась идея дать возможность самим детям и учителям продемонстрировать свои частные семейные коллекции, создать свои выставки и провести увлекательные экскурсии. Мы уверены, что воспитание начинается с семьи, с ее истории, традиций, легенд, с семейных памятных вещей, которые передаются из поколения в поколение. И сегодня как никогда, актуальна пропаганда семейных ценностей и традиций.

Так появился проект фестиваля.

Основные задачи проекта:

1. Внедрить содержательно-технологическую интеграцию основного и дополнительного образования на всех этапах обучения 

2. Через проведение временных выставок обеспечить оптимальное соотношение у учащихся школьных знаний и жизненного опыта.

3. Упрочить связи с семьей, помочь осознать ценность семейных традиций.

4. Познакомить детей со спецификой работы экскурсовода, подготовить экскурсоводов для школьного музея.

 Фестиваль достиг поставленных целей. С 18 ноября по 9 декабря 2013 года в гимназии прошли 9 временных выставок, по которым экскурсоводы провели более 100 экскурсий. Марки и значки, минералы и ракушки, фотоаппараты и пластинки, мишки Тедди и куклы Тильды, и, наконец, сувениры с изображением Эйфелевой башни, о которых дети вели экскурсию на французском языке. Практически каждый класс получил возможность посетить несколько выставок, а к самым маленьким в начальную школу некоторые экскурсоводы приходили сами: раскладывали экспонаты, показывали презентацию, проводили экскурсию. Мы познакомили детей со спецификой работы экскурсовода, подготовили новую смену экскурсоводов для школьного музея. Экскурсовод выставки «Голоса эпохи» Даша Назарова (8 «а») заняла первое место в районном и городском этапах конкурса «Юный экскурсовод». Теперь у меня есть проблема:  нет пока такого количества экскурсий, чтобы занять всех желающих так же плотно, как это было во время фестиваля.  Предложения детей и их идей превышает временные возможности, и самая главная проблема – сохранить их желание и мотивацию к проектной деятельности в музее.  Наши экскурсии вызвали интерес в слушателях к музейному и выставочному делу, что, в свою очередь, повлияло на  интерес детей к своим семейным коллекциям и к коллекционированию как хобби. У нас уже есть несколько желающих показать свои коллекции в следующем году.  

Так же для меня как для педагога французской гимназии важно работать в тесной связи с учителями французского языка. Я сама постоянно провожу экскурсии по городу для французских школьников (с переводчиком), а в музее дети проводят экскурсии на французском языке. В 2013-2014 году  я совместно с учителем французского языка М.Л.Гусевской разработала и провела экскурсии  о Г.В.Ратинском, круглый  стол с приглашенными преподавателями НГЛУ имени Н.А. Добролюбова, школы № 22 г. Дзержинска, гимназии № 53 посвященный памяти Г.В.Ратинского, встречу с бывшим директором гимназии В.В. Петуховым (06.02.2013). Г.В. Ратинский – человек, который стоял у истоков создания нашей  гимназии.                                  

Предметные компетенции, которые формируются как на уроках, так и при работе в музее, больше связаны с историей, краеведением, обществознанием. Это картографические навыки, связанные со знаниями в сфере исторической географии; навыки описания исторических событий и их представителей; знание важнейших явлений, событий и процессов данного исторического периода.

Мной ведется постоянная  работа по изучению истории нашего края и города, изучение семейной истории, работа в проекте «Малые города России», участие в конкурсе «Моя семья в истории страны».  В 2014 году работа  моего ученика Д. Карсакова «Дом на берегу Волги» заняла 1 место в районе, 1 место в городе, 3 место на областном этапе конкурса.

К 300-летию Нижегородской губернии весной 2014 года музей провел конкурс презентаций о Нижегородском крае.

Стало давней традицией участие в работе Научного Общества Учащихся. Вот уже много лет мои ученики занимают призовые места на районных и городских конференциях. Ежегодно мои ученики участвуют в олимпиаде БИБН. ННГУ им.Лобачевского (история) . Варфоломеев Андрей, 7 «А»  в 2013-2014 уч.году занял 2-е место в областном этапе олимпиады. В этом году уже 2-е учеников вышли на областной уровень.В  научной конференции  «Рождественские встречи» работа «Усадьба на холме», Буданова Т. 7 «В» стала лауреатом. В 2013-2014 уч.году диплом 1 степени в районной конференции НОУ, диплом 2 степени в городской конференции НОУ  заняла работа Юдаш Елизаветы «Г.В.Ратинский. Русский француз».

В 2013-2014 учебном году на базе музея началась работа экспериментальной площадки «Информационно-коммуникационные  технологии в деятельности музея образовательного учреждения» совместно с   ГБОУ ДОД ЦДЮТЭ НО.    

В работе с активом музея принципиально изменяется и моя позиция как руководителя. Как и на уроках, я постепенно перестаю быть носителем «объективного знания», которое я пытаюсь передать ученику. Моей главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности, организовывать  самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически я создаю по мере сил  условия, развивающую среду, создаю проблемные ситуации.

Можно выделить основные учебные ситуации, которые  используются  мной на уроках и в музейной работе с целью создания «развивающей среды».

  1. Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания,
    форм и способов работы и т.д.).Самостоятельная учебная работа, деятельность.
  2. Осознанность цели работы и ответственность за результат.
  3. Реализация индивидуальных интересов учащихся.
  4. Групповая работа (распределение обязанностей, планирование).
  5. Демонстрация учителем компетентного поведения.

Компетентное поведение учитель, в частности, должен демонстрировать и в деле написания статей и эссе.   Мною опубликованы статья «Мир твоих увлечений» в сборнике «Об уроках и не только», статья «Голоса эпохи» (авторы  Е.М.Горбачева, С.В.Шишкина) в журнале «Классный руководитель», статья «Г.В.Ратинский. Русский француз» на сайте музея, статья «Открытие себя» на личном сайте. Я регулярно пишу статьи для  гимназической газеты «Диалог». Также написана «Программа  развития музея 1-й воздушной армии на 2013-2018 учебный год», методическая разработка экскурсии «Небо над Горьким» (совместно с А.А. Батариным), разработка проекта фестиваля временных выставок «Мир твоих увлечений» (совместно с А.А. Батариным); брошюра о фестивале. Создан и регулярно заполняется сайт музея 1-й воздушной армии «На крыльях времени» совместно с учителем истории А.В. Наумовым. http://muzei53.ru/    а также мой личный сайт http://nsportal.ru/elena-mikhailovna-gorbacheva

Также я приняла участие в 4-й Городской научно-практической конфереции «Формирование гражданской идентичности у юных нижегородцев через использование историко-культурного потенциала родного города», участие в первом съезде историков и преподавателей истории Нижнего Новгорода и области.

 В 2013-2014 учебном году я выступала на педагогических советах. Темы выступлений: «Реализация духовно-нравственного воспитания средствами музея», «Образ России в современном мире. Актуальные проблемы патриотического воспитания», а также выступление на дистанционном педсовете «Отчет о работе музея гимназии в рамках Программы развития».

И безусловно, очень полезным для меня как педагога оказалось участие во  внутригимназическом конкурсе профессионального мастерства «Лучший среди равных». Проведение мастер-класса и выступление перед коллегами со своим  «Педагогическим рецептом», написание эссе позволило упорядочить имеющийся опыт.

 Ученики под моим руководством активно и успешно участвуют в различных интернет-конкурсах и проектах, пишут статьи и очерки.  Это участие в международном интернет-проекте «Диалог культур» (сертификат участника), участие в международном интернет-проекте «Страница семейной славы»,  участие в конкурсе очерков «Герои гражданского общества» (Е.Юдаш, Д.Григорьев, 1 место в районе 1 место в городе, приз зрительских симпатий в городском конкурсе). Участие в городском конкурсе публикаций о деятельности школьных музеев «Твое время» (1 место за публикацию «Мир твоих увлечений», 1 место за публикацию «Г.В.Ратинский. Русский француз» (Е.Юдаш, Д.Григорьев, руководители  Е.М. Горбачева, М,Л. Гусевская). Участие в областном конкурсе «Моя Нижегородская губерния» - сертификаты участников Е.М.Горбачева, Е.Юдаш, Д. Григорьев (11 кл.) Участие Е. Юдаш, Д.Григорьева (11классы) в студенческой конференции, посвященной жизни протопопа Аввакума в селе Григорово. Опубликована работа Д. Карсакова (5 «Б»)  «Дом на берегу Волги» в Областном исторический исследовательский конкурс «Моя семья в истории страны. Народный выбор» на сайте  www.я-история.

В областном этапе Всероссийского конкурса на лучшую организацию образовательно-просветительской деятельности «Музей образовательного учреждения – пространство интеграции основного и дополнительного образования детей» музей гимназии занял 2 место в номинации «военно-исторический музей»

    Таким образом, можно сказать. что мой опыт тиражируем и востребован.

     И, безусловно, я как классный руководитель понимаю, как важно предоставить все возможные формы совместной работы своим коллегам. Музей предоставляет классным руководителям и учителям следующие формы совместной деятельности: помощь в разработке и проведении классных тематических часов, лекций, выставок; использование музейных  фондов; организация встреч с ветеранами; подготовка презентаций по краеведческой тематике; обеспечение тесной связи с музеями города, библиотеками города, пропаганда участия в конкурсах, организованных ими.

       Многие ученики  класса, в котором я классный руководитель, также активно работали и работают в музее. Они разрабатывают и  ведут экскурсии, пишут научные работы. Снимают видео и монтируют фильмы. Мною разработана воспитательная система класса «Согласие», и работа в музее, безусловно, стала одним из системообразующих факторов. Среди старшеклассников был проведен опрос «Роль музея в образовательном пространстве гимназии». Было опрошено 25 старшеклассников 9-11 классов.  

Мы получили следующую информацию. 90% старшеклассников отметили, что посещение музея расширяет кругозор. 80% после посещения работают в сети Интернет, читают дополнительную литературу, В связи с этим 95% считают, что увиденное интересно обсуждать на уроках, систематизировать свои знания, полученные в ходе экскурсии на школьных уроках. С положительной мотивацией выпускники отозвались на необходимость музейных уроков. При этом учащиеся просят проводить музейные уроки в учебное время, в школьном расписании иметь особый методический день, выделенный для посещения музеев, образовательных экскурсий, и относится к этому дню как к полноценному образовательному процессу.

Итак, я хотела бы сделать следующие выводы:1.Целенаправленные педагогические усилия учителя школы, музейного педагога, личности ученика позволяют формировать универсальные знания, компетентность в различных областях деятельности.2.Развитие личности связано с интеграцией, самообразованием, творческим сотрудничество разных образовательных учреждений, школы и музея, музейной педагогики и исследовательской деятельности на уроках в школе, научными знаниями, основанными на объективном материале, и художественном восприятии своего времени и различных исторических эпох.3.Универсализация педагогических компетенций и ориентация на творческую свободу ученика в исследовательском проекте — путь формирования современной личности взрослеющего человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДДТ в условиях интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования детей

В условиях модернизации образования  возросли информационные потребности специалистов, что привело к необходимости принципиально новой организации работы методической службы....

Выступление к педсовету: «Процессы интеграции общего и дополнительного образования детей»

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляю­щая образовательного про­странства, сложившегося в современном российском обществе, как один из опред...

Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...

СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

О включении педагога дополнителного образования в инновационную деятельность...

Обновление содержания работы методической службы в системе дополнительного образования детей в процессе введения и реализации профстандарта

Переход к стандартам нового поколения обусловил необходимость повышения значимости дополнительного образования в современных образовательных учреждениях. Дополнительное образование детей — это н...

Методический ринг. Интеграция общего и дополнительного образования детей

Сценарий методического ринга "Интеграция общего и дополнительного образования детей".Разработка будет интересна методистам, педагогам дополнительного образования детей....

Доклад на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ ЦЕНТРА «ТОЧКА РОСТА» МОУ УРЛУКСКАЯ СОШ

Интеграцию общего и дополнительного образования с полным основанием можно назвать «зоной ближайшего развития» всей школы....