Выступление к педсовету: «Процессы интеграции общего и дополнительного образования детей»
учебно-методический материал на тему

Собка Наталья Алексеевна

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляю­щая образовательного про­странства, сложившегося в современном российском обществе, как один из опреде­ляющих факторов обучения, воспитания и развития детей и молодежи, их социального и профессионального само­определения, что нашло от­ражение в Концепции модер­низации российского образо­вания на период до 2010 го­да, Федеральной программе развития образования, ПНП « Образование». Модернизация дополни­тельного образования детей, зафиксированная в выше-обозначенных документах, предполагает создание усло­вий и механизма устойчивого развития системы дополни­тельного образования детей; обеспечение современного его качества, доступности и эффективности; развитие дополнительного образова­ния на базе общеобразова­тельных школ; интеграцию общего и дополнительного образования на основе луч­ших традиций внешкольного воспитания и дополнитель­ного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мальчевский Дом детства и юношества.

Выступление к педсовету:

«Процессы интеграции общего и

дополнительного образования детей»

подготовила: Собка Н.А.,

методист по УР .

2011- 2012  г

ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ

ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Современный мир четко движется к постиндустриальному обществу, в котором на смену энерго- и материалоемким производствам приходит производство идей и информации. В триаде традиционных источников власти — знания, насилие и богатство — ведущая роль перешла к знанию, которое дает образование.

Все более очевидным становится то, что человеческая цивилизация сможет выжить как образовательная цивилизация, а экономическое развитие любой страны все больше зависит от способности нации получать, создавать и употреблять знания.

Следует отметить, что в современной системе образования на передний план выходят:

-   актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации: поликультурное и патриотическое, светское и религиозное; экологическое воспитание; прогнозирование процессов и влияний в сфере воспитания, порождаемых глобализацией;

-  социальное конструирование реальности средствами воспитательной практики; нравственное воспитание и СМИ;

- воспитание в условиях новых     информационных технологии и открытого непрерывного образования;

- соотношение традиций и инноваций в воспитании: результативность воспитания;

-   профессиональные  деформации  педагогов  и  меры по их предупреждению и преодолению.

Решить выше обозначенные проблемы педагогическим коллективам общеобразовательных школ сегодня не под силу. И потому все более часто взгляды науки, педагогической общественности и специалистов органов управления образованием обращаются к учреждениям дополнительного образования детей (бывшим внешкольным учреждениям), имеющим богатый опыт воспитательной практики, к проблеме интеграции общего и дополнительного образования детей и его информационно-методического обеспечения.

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определяющих факторов обучения, воспитания и развития детей и молодежи, их социального и профессионального самоопределения, что нашло отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральной программе развития образования, ПНП « Образование».

Модернизация дополнительного образования детей, зафиксированная в выше-обозначенных документах, предполагает создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей; обеспечение современного его качества, доступности и эффективности; развитие дополнительного образования на базе общеобразовательных школ; интеграцию общего и дополнительного образования на основе лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования.

Однако для достижения поставленных целей сегодня требуется решение множества задач:

•      Совершенствование содержания дополнительного образования детей.

•     Сохранение и развитие  сети  учреждений дополнительного  образования детей.

Разработка и реализация инновационных образовательных   программ   дополнительного  образования детей,    характеризующихся новизной содержания и методов   образовательной   деятельности, гибкостью и вариативностью.

•      Развитие межведомственного  сотрудничества  в целях  обеспечения  доступного и качественного дополнительного образования.

•      Создание      условий для сохранения единого образовательного пространства во взаимодействии дополнительного образования детей с различными уровнями образования.

•      Выявление   лучшего опыта дополнительного образования  в  отечественной педагогической  практике и его   распространение   через различные формы повышения квалификации.

•      Сохранение и укрепление кадрового состава, повышение его профессионального уровня с учетом современных требований.

•      Укрепление материально-технической базы,   ресурсного  обеспечения   учреждений   дополнительного образования.

•      Внедрение       механизмов,     способствующих развитию     экономической самостоятельности   учреждений.

Решение этих задач особенно важно для повышения эффективности процесса интеграции общего и дополнительного образования детей, так как это позволит обеспечить:

1.  Формирование единых подходов,   требований,   терминологии   в   деятельности данных учреждений.

2. Повышение уровня оперативного информирования учреждений и  педагогических работников по вопросам дополнительного   образования.

3. Проведение экспертизы программного и методического обеспечения.

4.   Систематизацию программно-методических комплексов ДОД; создание системы мониторинга ДОД и интернет -информационных образовательных     ресурсов сферы ДОД (банков нормативной   документации,   образовательных  программ  и др)

5.   Повсеместное использование   лучших   традиций внешкольного   образования, программно-методического потенциала, форм и методов работы УДОД общеобразовательными  учреждениями, имеющими блоки дополнительного образования.

6. Создание во всех общеобразовательных учреждениях полного и унифицированного комплекта документов по     нормативно-правовому закреплению школьного дополнительного образования; разработку дополнительных образовательных   программ, соответствующих Федеральным требованиям к их содержанию и оформлению.

7. Исключение фактов нарушения принципов, форм и методов дополнительного образования при организации образовательного процесса в школах.

Учитывая значимость дополнительного образования для социального воспитания детей, развития процесса интеграции общего и дополнительного образования на современной основе, особое значение имеет разработка модели единого информационно-методического пространства, сформированный и реально действующий механизм информационно методического сопровождения процесса интеграции общего и дополнительного образования детей конкретного социума.

Следует отметить, что информационно-методическая составляющая в процессе интеграции общего и дополнительного образования играет большую роль, так как необходима информация о межведомственном взаимодействии, о реализуемых социально-значимых проектах и программах, об инновационной   деятельности.

Поиск ответов на стоящие вопросы путей совершенствования информационно-методической деятельности обусловливает необходимость раскрытия ее содержания, обращения к сущности понятий: методика, методическая деятельность, методист.

Методическая деятельность обязана своим существованием методике, поэтому ее предназначение исходит из предназначения методики. Понятие «методика» начинает фигурировать в педагогической науке еще в конце прошлого века в трудах    дидактов-математиков, а затем распространяется в сфере воспитания. Под методикой понимаются специфические знания об организации трудовой, педагогической, управленческой деятельности (или какой-либо ее части: учебного, лечебного, воспитательного процесса и т.д.). Специфика этих знаний выражается в нескольких аспектах.

Во-первых, в методике должны интегрироваться знания различных наук, дисциплин, отраслей, необходимые, к примеру, для эффективной организации социально-педагогической деятельности. Так, педагогу-музыканту необходимы знания педагогики, психологии, музыкальной психологии, музыкальной педагогики, методики обучения игре на инструменте и т.д. Руководителю — знания педагогики, теории управления, психологии, права, экономики и т.д. Именно на уровне методики конкретного работника они имеют свою практическую ценность, т.е. выступают в неразрывном единстве и реализуются в практике в виде способов, методов, форм, принципов, стиля и позиции педагога или руководителя.

Во-вторых, методику нельзя однозначно отнести либо к чисто теоретическим, либо к сугубо практическим знаниям. Методика должна ответить на вопросы: «Что делать педагогу, руководителю, специалисту, каким образом действовать, чтобы добиться положительных результатов?»  и при этом объяснить, почему надо действовать так, а не иначе. Поэтому для практика методика является своеобразным инструментом в организации (педагогического, управленческого, любого трудового процесса), алгоритмом, по которому можно, как по образцу, строить свою работу. Таким образом, методика должна указать руководителю или педагогу УДОД путь следования к лучшим результатам, обозначить условия эффективности его деятельности, предостеречь от ошибок и трудностей, дать средства достижения нужных результатов. Она имеет смысл только тогда, когда продвигает человека вперед. Методическая деятельность в УДОД — это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического и управленческого опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого из руководителей, специалистов, педагогов. Этот комплекс ориентирован прежде всего на повышение творческого потенциала трудового коллектива в целом, а в конечном счете — на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития обучающихся. А для этого должна быть сформирована действенная и эффективная структура методической службы в самом учреждении. Это связано с тем, что переподготовка педагогических кадров, а сейчас уже и управленческих, осуществляется через каждые пять лет, а мастерство педагога или руководителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах. Следовательно, методическая   деятельность

—  важнейшее звено системы непрерывного    образования членов трудового коллектива в целом, и педагогического коллектива учреждения, в частности.

Цели и задачи методической службы тесно связаны с жизнедеятельностью всего организма учреждения. Поэтому главное ее назначение — корректировка учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической и управленческой деятельности для перспективного развития процесса обучения, оздоровления, воспитания и развития детей. Определить правильно цели и задачи   методической   работы

—    значит   определить   желаемую     результативность, что зависит,  прежде всего, от профессионально значимых   качеств   педагога,   руководителя,       специалиста.

В этой связи деятельность методической службы УДОД ориентирована на:

•   научно-методическое обеспечение работы не только педагогического, но и коллектива в целом;

•   активное   взаимодействие с окружными и городскими     УДОД,    школами, учреждениями   других   ведомств; •   взаимодействие с координирующими структурами (префектура, управа и т.д.);

•  обмен опытом деятельности с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями по направлениям своей деятельности.

Ведущими направлениями методической деятельности УДОД являются:

•   повышение   квалификации и развитие кадрового потенциала   педагогов,   руководителей,    специалистов своего учреждения,  других образовательных    учреждений;

•   аналитико-исследовате льская деятельность;

•   методическое     сопровождение работы педагогов, руководителей,    специалистов, изучение и пропаганда передового опыта;

•     методическое сопровождение организационно-массовой и   культурно-досуговой   деятельности.

Методическая служба УДОД является связующим звеном между жизнедеятельностью коллектива и государственной системой    образования;

психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим и управленческим опытом.

Чтобы успешно решать задачи методической работы администрации УДОД необходимо ежегодно анализировать функциональные обязанности членов коллектива, Для этой цели важно постоянно осуществлять:

1) изучение и творческое понимание всех нормативных и программно-методических документов МО РФ и регионов;

2)  активное          внедрение   и   использование   достижений   и   рекомендаций психолого-педагогической науки;

3)  изучение и внедрение достижений руководителей и педагогов-новаторов в практику работы коллектива;

4)  создание сплоченного коллектива    единомышленников,   бережно   сохраняющих традиции учреждения;

5)  диагностика    и    прогнозирование     результатов учебно-воспитательного процесса;

6)  стимулирование инициативы и творчества членов коллектива   и   активизация его деятельности в научно-исследовательской, поисковой работе;

7)   использование в учебно-воспитательном и управленческом     процессах современных   методик,   видов, форм, средств и новых технологий;

8)  выявление и предупреждение   недостатков,   затруднений и перегрузки в работе членов коллектива;

9)   развитие   мировоззрения,  профессионально -ценностных  и личностно-нравственных качеств членов коллектива, подготовка к самообразованию и самосовершенствованию.

Выстраивая логическую цепь: методика, методическая деятельность, рассматривая метод как способ действий, а методику как совокупность методов,   характерных   для определенной деятельности (в узком смысле — конкретный методический прием), определим, что методист — это специалист, владеющий методикой, призванный приобщить к ней других, ориентируя на творчество. Для успеха ему необходимо приобщение к научному исследованию, понимание систем и процессов, происходящих в той или иной сфере человеческой деятельности, практическое владение приемами, позволяющими повысить эффективность и результаты труда  конкретных работников.

Поэтому назначение методиста в УДОД очень масштабно по целям, функциям, направлениям и видам деятельности. Поскольку в новых социально-экономических условиях в связи с информационными процессами сфера деятельности методистов значительно расширяется, то для стабильного функционирования, качественного продвижения и развития УДОД особо необходимо научно-методическое, информационно-методическое и технологическое (практико-методическое) обеспечение всех процессов, происходящих в них: учеб но-воспитательного, управленческого, реализации культурно-досуговых и массовых мероприятий и т.д. К сожалению, нельзя сказать, что современная отечественная педагогическая и управленческая наука активно и широко направляет свои усилия на систему дополнительного образования детей.

 Эта система вынуждена сама не только выращивать себе кадры (около 30% работников УДОД — бывшие вьпускники), но и готовить ученых из числа практиков, решая тем самым проблему научно-методического обеспечения своей деятельности. Поэтому роль информационно-методического обеспечения в активизации процесса совершенствования социально-педагогической деятельности УДОД и его структурных подразделений, в создании условий для оптимального раскрытия творческого потенциала личности не только детей, но и взрослых, особенно велика. Однако чтобы деятельность методической службы стала еще более эффективной, в УДОД должна быть четко определена сущность деятельности, как методиста, так и методической службы.

Отметим, что по отношению к методике методист должен выполнять три основных (и наиболее важных) содержательных элемента (функции), которые в его работе могут сочетаться и реализовываться в разном объеме.

1.      Собственно    методическая: производство (разработка) методик или отдельных методических знаний, которые бы помогали педагогу, руководителю и специалисту работать результативнее.

2.     Аналитическая: обобщение и систематизация методических знаний в области педагогической и управленческой науки.

3.  Трансляционная:     их распространение.

Методическую деятельность можно рассматривать и в таких аспектах:

•      неотъемлемая   часть учебно-воспитательной    деятельности;

•      школа профессионального мастерства педагогов;

•      все  формы  методической работы представляют собой формы повышения квалификации педагогов без отрыва от непосредственной работы.

В процессе интеграции общего и дополнительного образования детей задачами методической работы определяются: •    систематическое повышение уровня научно-методической подготовки педагогов;

•  подготовка   педагогов   к усвоению ими содержания новых программ и разработка ими собственных   образовательных программ иного уровня;

•  систематическое      ознакомление    с    достижениями психолого-педагогических дисциплин и методик образования (воспитания, обучения);

•  изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, творческое использование проверенных рекомендаций;

•  обогащение     новыми,    прогрессивными   и более        совершенными методами   и   средствами образования.

В целом, результаты методической работы можно рассматривать только в связи с изменениями, динамикой итоговых результатов всего процесса интеграции общего и дополнительного образования в учреждении, то есть с уровнем образованности, воспитанности и развития детей, с положительными результатами в этих показателях.