"Процессы интеграции общего и дополнительного образования"
учебно-методический материал по теме

Кузора Татьяна Владимировна

Выступление на методическом объединении. 19.11.2010 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Процессы   интеграции   общего и   дополнительного

                                          образования   детей

        Современный мир четко движется к постиндустриальному обществу, в котором на смену энерго- и материалоемким производствам приходит производство идей и информации. Ведущая роль перешла к знанию, которое дает образование.

         Все более очевидным становится то, что человеческая цивилизация сможет выжить как образовательная цивилизация, а экономическое развитие любой страны все больше зависит от способности нации получать, создавать и употреблять знания.

       В современной системе образования на передний план выходят:

- проблемы воспитания в условиях глобализации (это поликультурное, патриотическое, светское, религиозное и экологическое воспитание)

- социальное конструирование реальности средствами воспитательной практики (это нравственное воспитание и СМИ)

- воспитание в условиях новых информационных технологий

- соотношение традиций и инноваций в воспитании

- профессиональные деформации педагогов и меры по их предупреждению и преодолению.

     Решить эти проблемы педагогическим коллективам общеобразовательных школ сегодня не под силу, и поэтому все чаще взгляды науки, педагогической общественности и специалистов органов управления образованием обращаются к учреждениям дополнительного образования., имеющим богатый опыт воспитательной практики, к проблеме интеграции общего и дополнительного образования детей и его информационно – методического обеспечения. Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определяющих факторов обучения, воспитания и развития детей и молодежи, их социального и профессионального самоопределения. Это предполагает

1). создание условий и механизмов устойчивого развития системы дополнительного образования детей;

2). развитие дополнительного образования на базе общеобразовательной школы;

3). Интеграцию общего и дополнительного образования детей на основе лучших традиций внешкольного воспитания.

       Для достижения поставленных целей требуется решения множества задач:

  1. Совершенствования содержания дополнительного образования  детей
  2. Сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования
  3. Разработка и реализация инновационных образовательных программ
  4. Создание условий для сохранения единого образовательного пространства во взаимодействии дополнительного образования детей с различными уровнями образования
  5. Выявление лучшего опыта и распространение его через различные формы повышения квалификации
  6. Сохранение и укрепление кадрового состава
  7. Укрепление материально-технической базы
  8. Внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности учреждений.

     Решение этих задач важно для повышения эффективности процесса интеграции общего и дополнительного образования детей.

        Школа — важнейший фактор гуманизации общества и формирования жизненных установок личности. Но кроме школы образовательную политику страны выполняют научные, культурные, общественные институты. Среди множества вариантов  их сотрудничества можно выделить два наиболее эффективных.

  Первый -создание в общеобразовательных школах музыкальных, театральных, фольклорных и других классов, учебный план которых наряду с общеобразовательными дисциплинами включает специальные. В этом случае дети получают два образования (общее и дополни тельное) в школьных стенах.

      Второй вариант взаимодействия — объединение усилий двух учреждений для совместного решения образовательно -воспитательных задач.

     Технически этот процесс выглядит следующим образом:

  1. Два юридических лица приходят к соглашению о сотрудничестве.
  2. Учредитель дает принципиальное согласие на открытие  в конкретной школе филиала учреждения культуры.
  3. Учреждение культуры получает лицензию на право ведения образовательной деятельности в новом структурном подразделении.
  4. Выделяются необходимые для данного проекта средствами.
  5. Создаются локальные акты, регулирующие отношения сторон

а) договор о совместной работе

б) положение о филиале культуры на базе средней школы. При необходимости  вносятся изменения Устава.

  1. Разрабатываются учебные планы с учетом специфики избранного вида искусств, существующих нормативов и санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к учебному процессу
  2. Создается материально-техническая база филиала
  3. Комплектуются педагогические кадры
  4. Производится набор учащихся

10.  Составляется учебное расписание

11.Начинается учебный процесс.

     Учитывая значимость дополнительного образования для социального воспитания детей особое значение имеет разработка модели единого информационно-методического пространства, механизма информационно-методического сопровождения процесса интеграции общего и дополнительного образования детей конкретного социума. Информационно –методическая составляющая в процессе интеграции общего и дополнительного образования детей играет большую роль, т.к. необходима  информация о реализуемых социально-значимых проектах и программах, об инновационной деятельности.

    Поиск ответов  на стоящие вопросы путей совершенствования информационно-методической деятельности обусловливает  необходим ость раскрытия ее содержания, обращения к сущности понятий: методика, методическая деятельность, методист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования

Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования. Тема для окружного совещания завучей....

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС

Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...

Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума

Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

Выступление к педсовету: «Процессы интеграции общего и дополнительного образования детей»

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляю­щая образовательного про­странства, сложившегося в современном российском обществе, как один из опред...

Интеграция общего и дополнительного образования при реализации целей государственной политики в области образования.

    Государственные образовательные стандарты актуализируют проблему интеграции основных и дополнительных образовательных программ, развитие эффективной системы дополнительного образо...

Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...