Методический ринг. Интеграция общего и дополнительного образования детей
материал

Белоцерковская Людмила Васильевна

Сценарий методического ринга "Интеграция общего и дополнительного образования детей".Разработка будет интересна методистам, педагогам дополнительного образования детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

 

 

 

 МЕТОДИЧЕСКИЙ РИНГ

«Интеграция общего и дополнительного образования детей.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили: 

методист  по образовательной  деятельности МКОУ ДОД «ДДТ» Л.В. Белоцерковская

методист  по воспитательной  деятельности МКОУ ДОД «ДДТ» Л.А. Лемешкова

 

 

 

г.Благодарный, 2015 г

        МЕТОДИЧЕСКИЙ РИНГ

«Интеграция общего и дополнительного образования детей.»

Цель: сотрудничество общеобразовательных учреждений  и учреждений дополнительного образования детей по формированию личностных универсальных учебных действий обучающихся в рамках реализации ФГОС

“Я мыслю, следовательно, я существую”.

 Рене Декарт

Вед.1 Здравствуйте, уважаемые гости!

Вед.2 Мы,  методисты Дома детского творчества ___Ф.И.О__________

Вед.1.И _______Ф.И.О.___________ рады видеть вас у нас.

Вед 2. Вас кого волнует будущее нашей страны!

Вед.1.Вас кого мы по праву можем назвать интеллектуальной элитой  района.

Вед.2.Мы приглашаем Вас обсудить и выяснить истинное положение вещей в проблеме интеграции общего  и дополнительного образования детей.

 Вед.1. А форма проведения нашей встречи- методический ринг

Вед.2. Как известно ринг — это поле состязаний, где выявляется истина. Вед.1.Сегодня — это вопрос интеграции основного и дополнительного образования.

Вед.2. При регистрации вы получили эмблемы — цветные  смайлики и разместились соответственно цветам жетонов. Это ваши команды.

Вед.1 . Основные правила методического ринга:

Вед.2 Для ответа на вопрос Вам достаточно поднять руку

Вед.1  Мыслить нестандартно и самостоятельно

Вед.2 А еще принимать решения, ведущие к позитивному  педагогическому результату.

Вед.1 Мы обращаемся к Вам, потому что никто глубже и точнее чем вы  не сможет выявить проблемы по этому вопросу.

Вед.2. Ваши  ответы будут способствовать решению наших общих задач   в вопросе интеграции общего и дополнительного образования.

Вед.1.Итак на нашем ринге присутствуют 3 команды: с синими, желтыми и красными смайликами.

Вед 2.: Объявляем первый раунд ( звучит гонг).

Вед.1. Обратите внимание на слайд. Дайте ответ на вопрос

Интеграция - это:

  • закон
  • концепция
  • программа
  • один из механизмов реализации стратегии ФГОС
  • свой ответ

  (Идет обсуждение и заслушиваются ответы каждой команды.)

После этого на слайде даётся чёткое определение понятия.

Вед.1. Согласно словаря: «Интеграция - это                                              объединение в единое целое отдельных частей. Говоря  об  интеграции основного и дополнительного образования -  это конечно же один из механизмов реализации ФГОС.

Слайд: (Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение)— в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое, процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.)

Вед.2.  У нас в учреждении интеграция общего и дополнительного образования детей реализуется через  модели:

  • Модель внеструктурная (предметно-кружковой деятельности)
  • Модель взаимодействия общеобразовательной школы с УДОД

Это реализация дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей на базе  образовательных учреждений. Наши социальные партнеры  школы №2,  №3, №9,  №12,  агротехнический техникум,   детско — юношеская спортивная школа

Вед.1. Это ретрансляция опыта работы педагогов дополнительного образования через районное  методическое  педагогов дополнительного образования, Интернет сайты. На методической выставке вашему вниманию представлены портфолио  наших педагогов , их  опыт работы. Проведение совместных культурно — массовых мероприятий  (сбор — старт детских организаций, Вед.2. Модель  культурно — досуговой деятельности:

Это проведение культурно — массовых мероприятий ( сбор — старт детских общественных организаций, Рождественские и пасхальные фестивали, праздник детства, конкурс патриотической песни, районный этап конкурса «Лидер» и т.д)

Вед.1: Итак, переходим ко 2 раунду. У вас на руках Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года. Обращаем внимание  на раздел I страница 3-4

Вед.2: В выделенной части   Концепции говорится о персонализации дополнительного образования, которое усиливает его преимущества  по сравнению с другими институтами формального образования. Какие аспекты дополнительного образования видите вы в Концепции

                             ( Идёт обсуждение и заслушиваются ответы каждой команды)

Вед.1: А теперь внимание на слайд, где указаны основные позиции

       персонализации дополнительного образования по Концепции:                                                    

  • (Слайд) участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;

 Пояснение слайда: У нас в дополнительном  образовании  отсутствует всеобуч. К нам дети приходят по желанию, интересам  и сами выбирают себе педагога. Перед нашими  встает достаточно сложная задача: сделать свои занятия настолько интересными и содержательными, чтобы дети хотели к ним ходить. В  Доме детского творчества  в основном популярны программы художественно — эстетической направленности. Особым спросом пользуются  детские объединения  изобразительного искусства,  эстрадного вокала, ритмопластики, а с недавних пор еще и английского языка.

 Вед.2. (Слайд)

  • возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям...);

Пояснение слайда: Нами реализуется программа работы с одаренными детьми «Радуга возможностей»,  также в учебный план включены индивидуальные занятия  по вокалу и классу гитары

Вед.1. (Слайд)

  • право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;

Пояснение слайда: Ребенок, пришедший к нам, может сменить профиль обучения даже в середине учебного года,  пройти обучение  сразу по нескольким образовательным программам)

Вед.2. (Слайд)

  • вариативный характер оценки образовательных результатов; 

Пояснение слайда: Согласно программе мониторинга Дома детского творчества  « К вершинам мастерства», обучающиеся проходят первичную диагностику, промежуточную  и итоговые аттестации.  По результатам итоговой аттестации обучающимся присваиваются звания «Умелец», «Мастер», «Мастер — наставник».

  • тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;
  • возможность на практике применить полученные знания и навыки;
  •  возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.

Вед.1. Итак, уважаемые гости, я думаю, вы согласитесь со мной, что преимущества дополнительного образования — это его персонализация, которая  позволяет формировать личностные универсальные учебные действия  обучающихся в рамках реализации ФГОС

Вед 2. Наш ринг набирает обороты  и мы переходим к 3 раунду.

Вед.1 Во 2 разделе  Концепции говорится о состоянии и проблемах дополнительного образования детей. На современном  этапе содержание дополнительных программ ориентировано на:

Уважаемые, коллеги обратите внимание на с. 5 Концепции развития дополнительного образования (пауза 1 минута).

(Слайд)

  • создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
  •  формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
  •  подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Вед 1. Уважаемые, коллеги, как по — вашему, какой из критериев  имеете приоритет ?

   (обсуждение)

Вед 2. Мы пришли к единому мнению. Вы правы, действительно, все критерии приоритетны

Вед 1. Хочу ещё раз обратить ваше внимание на ориентиры дополнительных образовательных программ (слайд). Я думаю вы согласитесь, ориентиры дополнительного образования  и  основного  образования едины и направлены на  наше общее дело  - разностороннее  развитие наших детей. В этом и состоит суть интеграции общего и дополнительного образования.

Вед 2. Начинаем заключительный 4  раунд.

Вед 1. Тема  интеграции общего и дополнительного образования  детей  не нова. Однако проблемы существуют и на данный момент .

Вед 2. Как по — вашему, какие   проблемы интеграции дополнительного и основного образования в нашем районе  существуют и  как их решить.

               (Идет обсуждение и заслушиваются ответы каждой команды.)

Вед 1. Ваши высказывания позволяют сделать вывод, что проблемы (не) существуют. Со своей стороны мы   видим следующие проблемы в интеграции общего и дополнительного образования. Это и:

Вед 2.

  1. Ретрансляция опыта работы педагогов дополнительного образования. Систематически проходят районные МО педагогов дополнительного образования, где УДО показывают опыт своей работы. Однако об опыте работы  педагогов дополнительного образования школ, мы  с удивлением узнаем только благодаря конкурсу профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».

Путь  решения этой проблемы мы видим через размещение опыта работы, методических материалов по дополнительному образованию на сайтах образовательных учреждений,  мастер — классы педагогов дополнительного образования   школ)

Вед 1.

  1. Материально-техническая база   для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности.

 Школы на данный момент оснащены лучше, чем учреждения дополнительного образования детей.  У нас отсутствуют компьютерные классы, интерактивные доски,  не достаточно цифровых проекторов,  нет свободного доступа  обучающихся к Интернет ресурсам. Тоже  можно сказать и о спортивном оборудовании, оснащении тренажерами.

Зачастую учреждениям дополнительного образования  не хватает учебных кабинетов, чтобы охватить дополнительным образованием  всех желающих.

Путь решения этой проблемы мы видим через  реализацию программ на базе школы, идеальный вариант - школы полного дня.

Вед 2.

  1. Кадровое обеспечение.

Дефицит специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);

Путей решения данной проблемы мы не видим. Это проблема скорее государственная...

Вед 1.

  1. Методическая поддержка процессов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, внедрение ФГОС в образовательный процесс

В Доме детского творчества  работают два методических объединения: декоративно — прикладного и художественно — эстетического направлений, систематически  проходит конкурс профессионального мастерства  среди педагогов Дома детского творчества «Педагог месяца». Согласно графика наши педагоги  проходят курсы повышения квалификации.  

 Нужно отметить, что последние 3 года обучающих семинаров,  семинаров — практикумов, которые   нам так необходимы для повышения профессионального мастерства педагогов и методистов  дополнительного образования детей на уровне края проводилось, на наш взгляд, недостаточно.

 Путь решения данной проблемы мы видим   в обучающих  вебинарах. Однако анализ их тематики показывает, что они практически отсутствуют для дополнительного образования. Мы ставим для себя задачу -  найти подходящую тематику.

Вед 2.Таким образом, мы с вами пришли к выводу, что для успешной реализации ФГОС, Концепции развития дополнительного образования нам с вами необходимо решить проблемы интеграции основного  и дополнительного образования . А наши сегодняшние наработки помогут нам в этом.  

Вед 1.Итак, наш методический ринг завершен.

Вед 2.В ходе ринга мы негласно вели мониторинг участия каждой группы

Вед 1.. Хочется отметить, что все были на высоте. И группа гостей с синими  смайликами была очень активна, мыслила нестандартно и  находила  выход, казалось бы, из самых безвыходных ситуаций.

Вед 2.Группе гостей с красными смайликами  удалось дойти до самой сути, обсуждаемых вопросов.

Вед 1..Группа гостей с желтыми  смайликами больше  была   молчалива. И мы знаем -  они уже  приняли решения, ведущие к позитивному  педагогическому  результату.

Вед 2. Уважаемые гости, спасибо большое за сотрудничество!

Вед 1. До новых встреч!

Список использованной литературы

  1. Золотарева А.В. Проблемы и перспективы  включения  дополнительного  образования детей  в процессе  реализации ФГОС. Информационно — методический  журнал « Внешкольник» №3, 2011 г. с.15

Интернет-источники

1.  Концепция развития дополнительного образования детей

http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/4429

2. Активные формы организации методической работы http://sch95.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=1731

  1. Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/08/30/integratsiya-obshchego-i-dopolnitelnogo
  2. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Интеграция .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция общего и дополнительного образования как условие формирования социальной активности детей »

Тезисы:Анализ опыта  работы Дома детского творчества «Юность» на протяжении 15 лет выявил следующие проблемы:ДДТ «Юность» не имеет собственной площадки, все мероприятия проводятся на базе школигр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДДТ в условиях интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования детей

В условиях модернизации образования  возросли информационные потребности специалистов, что привело к необходимости принципиально новой организации работы методической службы....

Выступление к педсовету: «Процессы интеграции общего и дополнительного образования детей»

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляю­щая образовательного про­странства, сложившегося в современном российском обществе, как один из опред...

Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья,  так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...

Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...

Доклад на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ ЦЕНТРА «ТОЧКА РОСТА» МОУ УРЛУКСКАЯ СОШ

Интеграцию общего и дополнительного образования с полным основанием можно назвать «зоной ближайшего развития» всей школы....