Рабочая программа кружка: "Шахматы".
рабочая программа по теме

Румянцев Андрей Игоревич

Данная программа расчитана на 1год обучения. Программа предусматривает 23 часа занятий в течении года-по 1часу в неделю. Программа может быть легко изменена как по часам занятий в неделю, так и по количеству лет обучения обучения. Расчитана на детей всех школьных возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_shakhmaty.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  М и н и с т е р с т в о   о б р а з о в а н и я   и   н а у к и   Р о с с и й с к о й   Ф е д е р а ц и и

Д е п а р т а м е н т    о б р а з о в а н и я    К и р о в с к о й   о б л а с т и

Кировское областное государственное оздоровительное образовательное казённое учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Кирово - Чепецкая санаторная школа - интернат»

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

протокол  № 1 от  28.08.2013  г

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_________ / Куликова Н.В

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

___________  / Васенина В.Л

приказ  № 177от 03.09.2013 г

 

Рабочая программа кружка
«Шахматы»

                                                        Разработал руководитель

                                                                шахматного кружка        

                                                        Румянцев А. И.

2013-2014 уч. Год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, проводятся анализы сыгранных партий.

Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

  • Обучающие:
  • познакомить с историей шахмат,
  • дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
  • Воспитывающие:
  • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
  • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
  • научить уважать соперника,
  • Развивающие:
  • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,
  • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 23 часа занятий в течение года – по 1 часу в неделю

В кружке занимаются дети младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста. В кружок принимаются все желающие заниматься. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре. Далее идёт совершенствование шахматной игры.


ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п.

Темы и виды деятельности

Количество

часов

1.

Организационное занятие 3-5 классы.

1

2.

Организационное занятие 6-9 классы.

1

3-4.

Законы шахматной игры 3-5 классы.

2

5-6.

Законы шахматной игры 6-9 классы.

2

7-8.

Шахматный турнир 3-5 классы.

2

9-10.

Шахматный турнир 6-9 классы.

2

11.

Как начинать партию 3-5 классы.

1

12.

Как начинать партию 6-9 классы.

1

13.

Дебютные ошибки 3-5 классы.

1

14.

Дебютные ошибки 6-9 классы.

1

15.

Эндшпиль 3-5 классы.

1

16.

Эндшпиль 6-9 классы.

1

17.

Организация итогового шахматного турнира 3-9 классы.

1

18-22.

Итоговый общешкольный шахматный турнир 3-9 классы.

5

23.

Заключительное занятие. Подведение итогов.

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований.

3.

Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».

4.

Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.

5.

Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

6.

Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

7.

Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

8.

Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

9.

Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

10.

Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.

11.

Соревнования

12.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В конце обучения учащийся:

  • имеет представление об истории и происхождении шахмат,
  • знает правила игры и турнирного поведения,
  • знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,
  • владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,
  • умеет применять полученные теоретические знания на практике,
  • умеет записывать партии,
  • с удовольствием играет в шахматы,
  • видит и осознает свои ошибки,
  • знает нормы этикета при игре в шахматы.
  • имеет представление об организации шахматных соревнований,

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику.

Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.

Для реализации программы используются следующие средства:

  1. Комплекты шахматных фигур с досками – 7 шт.
  2. Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах – 1шт.

3. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.

В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:

  1. Шахматные турниры.
  2. Сеансы одновременной игры.
  3. Конкурсы по решению шахматных задач.
  4. Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:
  • вопросы по теории шахмат,
  • игру с руководителем кружка,
  • соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985
  2. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР»,1997
  3. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.:Наука,1983
  4. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986
  5. Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере – М., 1980
  6. Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.:Наука,1975
  7. Майзелис И. Л. Шахматы.-М., 1960
  8. Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн,2000
  9. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. – Рязань, 1994
  10. Рохлин Я. Г. Основы шахматного творчества.- Ярославль, 1967
  11. Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. – М.:Воениздат,1992
  12. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997
  13. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981
  14. Журнал «64» - М., 1983-2004

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Шахматы"

Программа кружка "Шахматы" (обучение шахматам посредством компьютерной программы) в рамках внеурочной деятельности....

Рабочая программа школьного кружка "Шахматы для начинающих"

МБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова» Муниципальный район «Томпонский район» Республика Саха (Якутия)...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ШАХМАТЫ»

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Систе...

Рабочая программа кружка «Шахматы»

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловле...

Рабочая программа кружка "Шахматы"

Кружок "Шахматы"Рабочая программа составлена на основе пособия Дорофеевой А.Г «Хочу учиться шахматам»Общая характеристика кружка.Кружок «Шахматы» реализует общеинтелл...