Рабочая программа кружка "Шахматы" основная школа
рабочая программа

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_5-9_klass.docx47.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Адамовская основная общеобразовательная школа»

 Тел./факс 8(30131)99137 e-mail:adamovoschool@mail.ru

671620 Республика Бурятия, Баргузинский район, с.Адамово, ул.Советская,2.

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета МБОУ «Адамовская ООШ»

________________

Протокол №___

от «___» ___________2022г

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ «Адамовская ООШ»

________М.А. Шелковников

 «___» ___________2022 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ  «Адамовская ООШ»

________________ Нолева Л.Г.

Приказ №______

от «___» ____________2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Шахматы»

для основной школы

.

Разработал учитель информатики

ФИО учителя Коневина Бориса Сергеевича

Квалификационная категория

Год  разработки программы   2022

Срок  действия программы    5 лет

с.Адамово

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности (основное общее образование) Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др./Под ред. Горского Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности.

Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Цель:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  • формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактнологического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Общая характеристика учебного курса

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

        Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 5 года обучения (175 часов). На реализацию курса в каждом классе занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Режим занятий обусловлен нормативно-правовой общеобразовательной базой.

Краткая характеристика условий организации образовательного процесса

В МБОУ «Адамовская ООШ» учатся дети из 4 сел.

На качество обучения влияют различные факторы:

- учащиеся подвозятся из сел (Макаринино-16 км., Журавлиха-7 км.) на школьном автобусе.

- неблагоприятные погодные условия (грунтовое покрытие дороги: осенняя и весенняя распутица, обильные снегопады, заносы в зимний период).

Все выше изложенные факторы негативно влияют на физическое, психическое и эмоциональное состояние, что, конечно же, наносит огромный урон усвоению программного материала и влияет на качество знаний. Однако, малочисленный состав позволяет применять личностно-ориентированный подход к обучению, а также ежедневно отслеживать усвоение преподаваемого материала.

Учебно-методический комплект по Шахматам автора В.А. Горского позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения в области шахмат.

Материально-техническое обеспечение программы составляет:

     Компьютеры, интерактивная доска, классная доска, ноутбук, таблицы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудования.

  1. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

  • ю
  • Формировать  уважительное отношение  к иному мнению.
  • Учиться понимать свою роль, развивать  самостоятельность и ответственность.
  • Развивать навыки  сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Учиться относиться бережно к  материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

  • Сформировать умение ставить мат с разных позиций.
  • Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.
  • Сформировать умение записывать шахматную партию.
  • Сформировать умение проводить комбинации Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах)
  • Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.

Метапредметные результаты

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,
  •  соотнесение целей с возможностями
  • определение временных рамок определение шагов решения задачи
  •  видение итогового результата
  •  распределение функций между участниками группы
  •  планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

  1. Содержание учебного курса

1 год обучения

п/п

Название раздела

(главы)

Кол-во

часов

Содержание учебного раздела

(основные изучаемые вопросы)

1

Шахматные дебюты

11

Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур.

2

Шахматные партии

4

Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам

стратегии.

3

Классификация дебютов

2

Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное –быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.

4

Виды защиты

9

О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта.

5

Атака с разных полей

9

Атака на короля.  Слабый пункт   при   рокировках. Контратака.   Практические занятия.  Разбор специально подобранных позиций. Анализ

партий лучших шахматистов.

Итого

35

2 год обучения

п/п

Название раздела

(главы)

Кол-во

часов

Содержание учебного раздела

(основные изучаемые вопросы)

1

Основные позиции

8

Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.

2

Развитие фигур

6

Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба зацентр. Центры открытые, закрытые, фиксированные.

отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. П

ять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур.

3

Гамбиты

4

Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание

(эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды

преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции.

4

Перезагрузка фигур

9

Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру

Устрашением защищающего удара. Защита фигуры.  Вилка. Обмен.  Подставка.  Контрудар.

5

Атака с разных полей

8

Атака на короля. Слабый пункт при рокировках.  Контратака. Практические занятия.  Разбор

специально подобранных позиций. Анализ    партий    лучших шахматистов.

Итого

35

3 год обучения

п/п

Название раздела

(главы)

Кол-во

часов

Содержание учебного раздела

(основные изучаемые вопросы)

1

Развитие фигур

11

Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и

опрометчивые шаги. Тренировочные партии.

2

Виды партий

5

Что такое стратегия и стратегический план.

Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять

факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать

собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.

3

Борьба за центр

2

Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание

(эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды

преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции.

4

Виды защит короля

9

Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением    защищающего удара. Защита  фигуры.  Вилка. Обмен.  Подставка.  Контрудар.

5

Ослабление позиции        

8

Атака  на  короля.  Слабый  пункт при  рокировках.  Контратака. Практические  занятия.  Разбор специально подобранных позиций. Анализ    партий    лучших шахматистов.

Итого

35

4 год обучения

п/п

Название раздела

(главы)

Кол-во

часов

Содержание учебного раздела

(основные изучаемые вопросы)

1

Построение стратегических планов

11

Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения.  Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и

опрометчивые шаги. Тренировочные партии.

2

Король против пешек

5

Что такое стратегия и стратегический план.

Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять

факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать

собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.

3

Активный король

2

Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание

(эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды

преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции.

4

Окончание партий

9

Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением    защищающего удара. Защита  фигуры.  Вилка. Обмен.  Подставка.  Контрудар.

Связи фигур. Двойной удар

5

Комбинации эндшпиля

8

Атака  на  короля.  Слабый  пункт при  рокировках.  Контратака. Практические  занятия.  Разбор специально подобранных позиций. Анализ    партий    лучших шахматистов.

Итого

35

5 год обучения

п/п

Название раздела

(главы)

Кол-во

часов

Содержание учебного раздела

(основные изучаемые вопросы)

1

Построение стратегических планов

11

Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения.  Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и

опрометчивые шаги. Тренировочные партии.

2

Король против пешек

5

Что такое стратегия и стратегический план.

Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять

факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать

собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.

3

Активный король

2

Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание

(эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды

преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции.

4

Окончание партий

9

Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением    защищающего удара. Защита  фигуры.  Вилка. Обмен.  Подставка.  Контрудар.

Связи фигур. Двойной удар

5

Комбинации эндшпиля

8

Атака  на  короля.  Слабый  пункт при  рокировках.  Контратака. Практические  занятия.  Разбор специально подобранных позиций. Анализ    партий    лучших шахматистов.

Итого

35

Формы организации и виды деятельности

Общеклассные тематические занятия, беседы.

Групповые: групповая работа на занятиях, групповые задания, совместная деятельность.

Индивидуальные: выполнение индивидуальных заданий.

  1. Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

№ п/п

Тема

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

Раздел «Шахматные дебюты» - 11 ч.

1/1

Организационное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2/2

Этика поведения шахматиста во время игры.

3/3

Разбор дебютов

   4/4

Три правила дебюта.

5/5

Нападение и защита. Размен.

6/6

«Силовые» методы в шахматах.

7/7

Активность – важнейший принцип игры шахмат.

8/8

Основные цели дебюта.

9/9

Как разыгрывать дебют

10/10

Дебютные ловушки.

11/11

Расположение пешек и пешечные слабости.

Раздел «Шахматные партии» - 4 ч.

12/1

Три стадии шахматной партии.

13/2

Стратегические цели.

14/3

Быстрое развитие фигур.

15/4

Направленная борьба за центр.

Раздел «Классификация дебютов» - 2ч.

17/1

Классификация дебютов.

18/2

Дебют четырёх коней.

Раздел «Виды защиты» - 9 ч.

20/1

Шотланская партия.

21/2

Защита Каро-Канн.

23/3

Ферзевой гамбит.

24/4

Тренировочные партии.

25/5

Учебные партии с 1 по 11.

26/6

Развитие фигур.

27/7

Владение открытыми линиями.

28/8

Слабые и сильные поля.

29/9

Ослабление позиции короля.

Раздел «Атака с разных полей» - 9 ч.

31/1

Контрольные упражнения.

32/2

Как не надо и как надо атаковать короля.

33/2

Атака на слабый пункт f7 f2.

34/4

Атака на не рокированного короля.

35/5

Не рокируй под атаку.

36/6

Атака при односторонних рокировках.

37/7

Расположение пешек после рокировки.

38/8

Фигурная атака.

39/9

Атака по слабым полям.

2 год обучения

№ п/п

Тема

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

Раздел «Основные позиции» - 8 ч.

1/1

Повторение пройденного материала изученного за год.

2/2

Игровая практика (нач. игры)

3/3

Три правила дебюта.

4/4

Основные цели дебюта.

5/5

Слабые и сильные поля.

6/6

«Силовые» методы в шахматах.

7/7

Ослабление позиции короля.

8/8

Нападение и защита. Размен.

Раздел «Развитие фигур» - 6 ч.

9/1

Жертва, угроза.

10/2

Форсированный вариант.

11/3

Оценка позиции.

12/4

Быстрое развитие фигур.

13/5

Развитие фигур-основ новый принцип в дебюте.

14/6

Пешечные слабости.

Раздел «Гамбиты» - 4 ч.

15/1

Развитие фигур и борьба за центр в дебюте.

16/2

Классификация дебютов.

17/3

Ферзевой гамбит.

18/4

Преимущество в развитии.

Раздел «Перезагрузка фигур» -  9 ч.

19/1

Владение открытыми линиями.

20/2

Ослабление позиции короля.

21/3

Преимущество в пространстве.

22/4

Двойной удар.

23/5

Открытое нападение.

24/6

Связка.

25/7

Завлечение.

26/8

Отвлечение.

27/9

Уничтожение защиты.

Раздел «Атака с разных полей» - 4 ч.

28/1

Освобождение пространства(поля или линии)

29/2

Блокирование поля(или нескольких полей)

30/3

Перегрузка фигур

31/4

Разрушение пешечного прикрытия.

32/5

Атака на короля

33/6

Рокировка, слабые пункты

34/7

Разбор позиций

35/8

Анализ

3 год обучения

№ п/п

Тема

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

Раздел «Развитие фигур» - 11 ч.

1/1

Повторение пройденного материала изученного за год.

2/2

Игровая практика (нач. игры)

3/3

Сравнительная ценность шахматных фигур.

4/4

Основные цели дебюта.

5/5

Классификация дебютов.

6/6

Развитие фигур и борьба за центр.

7/7

Активность важнейший принцип игры шахмат.

8/8

Как разыгрывать дебют. Основные цели.

9/9

Расположение пешек.

10/10

Пешечные слабости.

Раздел «Виды партий» - 5 ч.

11/1

Классификация дебютов.

12/2

Развитие фигур.

13/3

Борьба за центр в дебютах.

14/4

Защита двух коней.

15/5

Шотланская партия.

Раздел «Борьба за центр» - 2 ч.

16/1

Ирланская партия.

17/2

Французкая защита.

Раздел «Виды защит короля» - 9 ч.

18/1

Защита Каро-Канн.

19/2

Сицилианская защита.

20/3

Ферзевый гамбит.

21/4

Защита Немцовича.

22/5

Дебют четырех коней.

23/6

Защита двух коней.

24/7

Разбор учебных партий.

25/8

Материальное преимущество.

26/9

Позиционное преимущество.

Раздел «Ослабление позиции» - 8 ч.

28/1

Преимущество в пространстве.

29/2

Владение открытыми линиями.

30/3

Слабые и сильные поля.

31/4

Ослабление позиции короля.

32/5

Как малыми силами удержать превосходство силы противника.

33/6

Чья пешка первая проходит в ферзи.

34/7

Пешечный прорыв.

35/8

 Переход в выигрышные пешечные окончания. Найденный путь

4 год обучения

№ п/п

Тема

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

Раздел «Построение стратегических планов» - 11 ч.

1/1

Организационный момент. Знакомство.

2/2

Повторение материала изученного за год.

3/3

Оценка позиции.

4/4

 Реализация преимущества.

5/5

 Построение стратегических планов.

6/6

 Реализация преимущества в окончании.

7/7

 Особенности фигур.

8/8

Плохие слоны и слабость поля.

9/9

Слабые и сильные поля

10/10

Классификация дебютов.

11/11

Правило квадрата

Раздел «Король против пешек» - 5 ч.

12/1

Когда королю мешает собственная пешка.

13/2

Король и пешка против короля.

14/3

Оппозиция, как оттолкнуть «плечом» короля противника.

15/4

«золотое» правило оппозиции.

16/5

Запасные ходы для овладения позицией

Раздел «Активный король» - 2 ч.

17/1

Лишняя пешка-никогда не лишняя.

18/2

Активный король – как лишняя фигура.

Раздел «Окончание партий» - 9 ч.

19/1

Отдаленная проходная пешка.

20/2

Как малыми силами удержать превосходящие силы противника.

21/3

Фигуры против пешки. Ферзь, ладья, слон, конь.

22/4

Ладейные окончания.

23/5

Коневые окончания.

24/6

Слоновые окончания.

25/7

Слон против коня.

26/8

Преимущество двух слонов в эндшпиле.

27/9

Ферзевые окончания.

Раздел «Комбинации эндшпиля» - 8 ч.

28/1

Борьба фигур без пешек.

29/2

Лишнее качество при пешках.

30/3

20 правил игры в эндшпиле.

31/4

Тактические удары и комбинации.

32/5

Атака на короля.

33/6

Атака при разносторонних рокировках.

34/7

Контратака в центре.

35/8

Анализ

5 год обучения

№ п/п

Тема

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

Раздел «Построение стратегических планов» - 11 ч.

1/1

Организационный момент. Знакомство.

2/2

Повторение материала изученного за год.

3/3

Оценка позиции.

4/4

 Реализация преимущества.

5/5

 Построение стратегических планов.

6/6

 Реализация преимущества в окончании.

7/7

 Особенности фигур.

8/8

Плохие слоны и слабость поля.

9/9

Слабые и сильные поля

10/10

Классификация дебютов.

11/11

Правило квадрата

Раздел «Король против пешек» - 5 ч.

12/1

Когда королю мешает собственная пешка.

13/2

Король и пешка против короля.

14/3

Оппозиция, как оттолкнуть «плечом» короля противника.

15/4

«золотое» правило оппозиции.

16/5

Запасные ходы для овладения позицией

Раздел «Активный король» - 2 ч.

17/1

Лишняя пешка-никогда не лишняя.

18/2

Активный король – как лишняя фигура.

Раздел «Окончание партий» - 9 ч.

19/1

Отдаленная проходная пешка.

20/2

Как малыми силами удержать превосходящие силы противника.

21/3

Фигуры против пешки. Ферзь, ладья, слон, конь.

22/4

Ладейные окончания.

23/5

Коневые окончания.

24/6

Слоновые окончания.

25/7

Слон против коня.

26/8

Преимущество двух слонов в эндшпиле.

27/9

Ферзевые окончания.

Раздел «Комбинации эндшпиля» - 8 ч.

28/1

Борьба фигур без пешек.

29/2

Лишнее качество при пешках.

30/3

20 правил игры в эндшпиле.

31/4

Тактические удары и комбинации.

32/5

Атака на короля.

33/6

Атака при разносторонних рокировках.

34/7

Контратака в центре.

35/8

Анализ

  1. Список литературы
  1. Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. М.: ФиС, 1965.
  2. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. М.: ФиС, 1980.
  3. Гришин В.Г., Ильин Е.И. Шахматная азбука. М.: ФиС, 1972.
  4. Ильин Е. В стране шахматных королей. М.: «Малыш», 1985.
  5. Майзелис И. Шахматы. М.: Детгиз, 1960.
  6. Никитин А.П., Фрадкин А.М. Книга начинающего шахматиста. Красноярск, 1983.
  7. Панов В. Курс дебютов. М.: ФиС, 1961.
  8. Панов В. Шахматы для начинающих. М.: ФиС, 1955.
  9. Сухин И.Г. Шахматы, первый год. М.: Просвещение, 1996.
  10. Сухин И.Г. Шахматы, второй год. М.: Просвещение, 1996.

Сказки и рассказы для детей о шахматах

  1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
  2. Гришин В., Осипов Н. В гостях у короля.
  3. Ильин Е. В стране деревянных Королей. М.: Малыш, 1982

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа коррекционной школы для 9 класса биология

рабочая программа по биологии 8 вида для 9 класса, с развёрнутым календарно-тематическим планированием...

Рабочая программа начальной школы (3 классы) на 2012-20123гг.на 3часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...

Рабочая программа начальной школы (4 классы) на 2012-2013гг.на 3часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...

Рабочая программа основной школы (6классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа основной школы (7классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа основной школы (8классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа. Начальная школа. немецкий язык.

Рабочая программа по немецкому языку в начальной школе....